Василий Лановой

Когда ты, человек простой, пытаешься писать о смерти человека известного, это означает, что для тебя эта смерть в чём-то личная.

Страшно. Страшно даже не то, что ушёл из жизни ещё один величайший актёр. Один из самых... а, может быть, самый красивый актёр советского театра и кино. Красавец-мужчина... Пишу это совершенно искренне. Слово "красавец" дорогого стоит. "Красавцев" - мало, много "красавчиков". Внешние данные не дают актёру форы, они, наоборот, ко многому обязывают. Как ни странно, уродство и мерзость играть куда легче, чем благородство и красоту. Что бы и кого бы ни играл Василий Семёнович, на все роли падал исходящий от его натуры ореол утончённости и рыцарства. И даже если приходилось играть мерзавцев... а куда от этого денешься - кино всё же, мерзавцы получались исполненными некоего отрицательного обаяния и шика. Давайте вспомним его замечательные роли в кино и театре.

Павка Корчагин ("Павел Корчагин")... Ну... не бывает таких революционеров, да? Но мы и не про Павку фильм смотрим, мы смотрим фильм про Ланового. Мы смотрим на Ланового в роли Павки, и мы верим не Павке Корчагину, а Василию Семёновичу Лановому. И даже когда время всю нашу революционную историю поставит с ног на голову, мы всё равно будем завороженно смотреть на этого Павку-Ланового. И попробуйте сказать, что это плохая роль!

А генерал СС Рольф "Семнадцать мгновений весны"? Ну ведь враг же! Но смотря этот фильм в ...цатый раз я поймал себя на мысли, что не хочу, чтобы его на аэродроме в Берлине "приняли" (как это сейчас принято говорить) костоломы папаши Мюллера.

Весь советский период - что ни роль, то событие. Граф Вронский ("Анна Каренина"), Артур Грэй ("Алые паруса"), Анатоль Курагин ("Война и Мир"), Иван Варавва ("Офицеры"), Шервинский ("Дни Турбиных")...

А театр? Сегодня, увы, слава театральных постановок уходит в разы быстрее, чем слава кинофильмов. Но... кто хотя бы раз ЭТО видел, тот не забудет принца Калафа в блистательной "Принцессе Турандот"!

Я начал этот текст с наречия "Страшно!" Казалось бы... 87... Не в том дело.

Двадцать лет назад, когда ушла моя мама, один знакомый сказал фразу, которую я тогда по неразумию своему не понял. "Всё. Мы следующие. Родители заслоняли нас от смерти"

С конца 2020 г. это уже не первый некролог на уход деятелей культуры моего, советского прошлого, который я пишу.  Они... Жванецкий, Джигарханян, Гафт... для нас, кому сейчас условно от 40 до 60 - словно родители. Тем, кому сейчас в районе 30, эти имена не то, чтобы ничего не говорят, но, вероятно, эмоционального трепета не вызывают. Я не пеняю на молодое поколение. Оно не хуже и не лучше нашего. Оно просто другое.

И страшно-то вот что... Мы (наше поколение) остаёмся по сути единственными хранителями тех замечательных культурных традиций... которые были переданы нам, а мы, в силу огромного ряда причин... дальше передать не смогли.

Они, кто уходит в лучший мир - делали... Мы - понимали... Что дальше? Дальше - тишина.

Посмотрим ещё раз на Василия Семёновича. Того замечательного, молодого, пассионарного... И поймём, что как бы там ни было, жизнь всё же красивая штука...

#василийлановой


Рецензии
УХОД ТАКИХ ЛИЧНОСТЕЙ - именно такого уровня - настоящая трагедия. Хотя и понятно, что бессмертия нет на свете. Я его называла ненаглядным. Смотришь и смотреть хочется...
Хорошая жизнь и след оставлен чистый.
Спасибо за публикацию.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   30.01.2021 03:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, большое!

Ваш Станислав Фурта.

Фурта Станислав   30.01.2021 10:40   Заявить о нарушении