Преамбула и пристрастное суждение о фильме

про Нику Турбину



Встречалась недавно с моими друзьями, у которых три детёныша подрастают. Младшенькой в октябре годик будет, средней сейчас пять и старшему десять. Понятно, им совсем не скучно живётся и времени на отслеживание культурных процессов, протекающих в окружающем пространстве, не остаётся. Уговаривала Машель завести свою жужжалку, она смеётся в ответ - это чтобы, значит, весь мир сбежался смотреть на ту самую Бабеньку, которой ты в своей устроила мощный полускандальный пиар?

Она имела в виду там – сям мною вскользь упоминаемое её священное имя и рассказывание разных забавных происшествий из её личной истории. Ну, во – первых, никогда нигде ничего порочащего своих друзей я посторонним не сообщаю. Посторонним - Вот. (Здесь должен быть смайлик с кукишем, но его в колобковом наборе нет).

Во – вторых, я и про себя иногда разное, довольно стрёмное, могу понарассказать. Когда несёт. Дело такое. Художническое. Так что никакого пиара за чужой счёт не это. Не устраиваю. Всё больше за свой.

И в – третьих, грю, кто тебя не знает лично - им как не было до тебя дела, так и не будет. А даже если и поймёт кто-нибудь что-то не так – неужели минутное мнение незнакомых людей, случайно на несколько минут возникшее у них в голове, и тут же распавшееся, имеет значение? С ними ведь детей не крестить.

Реальные же знакомые прекрасно и безо всяких объяснений знают, как и что происходило на самом деле и, как взрослые люди, отделяют правду от небольших художественных преувеличений, неизбежно возникающих при попытках ухватить ускользающую влажную и гладкую ткань жизни заскорузлыми пальцами слов. Не соврёшь - красиво не расскажешь. Это любой знает, кто хотя бы раз пытался.

Да отговорки всё. Просто нет у человека времени. Левой пяткой блог вести – ни себя, ни читателей не уважать, а сосредоточиться пока не получается. Может, когда дети немного подрастут.

Поэтому – раз я такая свободная и беззаботная и могу кучу времени отводить наблюдению за бульканьем культурного бульона, берусь время от времени делать пристрастные и необъективные отчёты об увиденных фильмах, прочитанных текстах и тому подобном специально для любезных сердцу моему Лёмашек. Лёше и Маше Бабенко. Они иногда читают мои кваки. Читать всё-таки не так энергозатратно. Писать труднее. А хорошо писать - оооо. Закатываю глаза. На том и порешили. Беру над ними культурное шефство.


Скачала вчера и посмотрела док. фильм "Три полёта Ники Турбиной". Наконец засунула нос в мировую паутину, нашла и полистала её стихи Из того самого сборника: "Черновик", изданного, когда девочке ещё и десяти лет не было. Стишата как стишата, ничего особенного в них нет, кроме возраста автора.

          За что
          Мы бросаем
          Сухие цветы
          Прошедшими днями
          На мостовую.
          К киоску подходим
          И тут же - другую
          За рубль покупаем себе красоту
          Бросаем друзей.
          Что было вчера,
          Спешим позабыть -
          Лишь бы не было больно,
          И ненависть я
          Выпускаю на волю -
          Ловите кто хочет,
          Она не моя.
               
                1983


Моё видение этой душераздирающей истории - пусть простят меня сентиментально настроенные читатели - очередная жесть про то, как две экзальтированные дуры погубили собственного ребёнка. Если малышка после четырёх лет перестал спать из-за астмы, то лечить нужно не малышку, а её маму и бабушку. Не бывает астма у четырёхлетнего человека без помощи родных людей.

И ещё вот этот момент потрясающий - горделиво пожевав губами, мать суицидальницы произносит:
- "Никто никогда не узнает имени настоящего отца Никуши".

Ага. Усирусь а не покорюсь. Режьте меня, жгите меня, я такая вся как была загадочная тупая звезда, такой в землю и лягу. Вот вам. Из дырок уже давно песок весь высыпался, а самоупоения не убавилось ни на грамм.

Знаю таких. Весьма распространенное в женской среде явление. Ощущение себя центром вселенной - единственная опора, которая позволяет держаться на плаву.

Вспомнилась ещё одна подробность из какой-то журнальной публикации - двенадцатилетнюю Нику мудрые родительницы отпустили с добрым дядей Женей (Евтушенко) в Венецию на фестиваль в рамках биеннале.

Жили они там вдвоем в двухместном гостиничном номере. Чуткий взрослый наставник крутил по видео порнофильмы и приобщал к таинствам взрослой жизни забавную нимфетку. Неололитта насматривалась до такой степени возбуждения, что у неё носом кровь начинала идти. На мой взгляд, следовало бы организовать всероссийский литературный референдум на предмет присвоения великому поэту звания "Почётный Гумберт - Гумберт".

В этой истории все друг друга стоили. Жальче всех девчушку. Откуда у человека в таком возрасте силы сопротивляться массированной атаке взрослых уродов? Этим сатанинским пляскам, которые вокруг него устроили взрослые? Дети всегда делают то, за что их хвалят старшие по званию. Закон выживания.

У одного Окуджавы хватило совести - отказался участвовать в одном поэтическом шоу с её участием. Сказал: - "Не хочу быть причастным к убийству ребёнка".

А вообще - очень тяжёлое впечатление от фильма. Вполне. Такое. Мерзопакостное.
И вроде грех бочку катить на безутешных мать и бабушку, тем более уже всё произошло, от филиппик ничего не изменится. Ника не встанет, жизнь заново не проживёт. А вот ноет сердце, ноет. От гнева и бессилия. И ещё от чего-то неназываемого. Наверное, от очередного столкновения с тем, что растворено в воздухе и чем мы все дышим - незримое вездесущее присутствие инфернального зла в человеческой жизни.

Как если бы мы были рыбами, и плавали в воде, у которой, как известно, химическая формула H2O. Где О – вещество жизни и Н – вещество зла.


17 июня 2011

                ///\\\///\\\///\\\///\\\

Иллюстрация: Дм.Плавинский "Манхэттен-фиш" 1992.


©Моя сестра Жаба


Рецензии