Где венчался Пётр I?

В центре села Поярково, на берегу пруда с островом, стоит белокаменная действующая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, поражающая удивительными про-порциями и богатством декоративной отделки. Надпись на закладной доске свидетель-ствует, что построил в 1665 году «церковь сию полковник и голова московских стрельцов» Артамон Сергеевич Матвеев, которого историк В.О. Ключевский охарактеризовал  как «...одного из лучших людей древней Руси и одного из первых людей Руси новой». Артамон Сергеевич Матвеев был ближайшим другом и советником царя Алексея Михайловича Романова, в  его доме воспитывалась Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра I.

Издавна в Поярково существовала легенда, что 16-летний Пётр, будущий первый русский император, венчался здесь в храме Рождества Пресвятой Богородицы 27 января 1689 году с Евдокией Лопухиной. Этот брак был заключён в угоду матери Петра, которая желала показать политическим противникам, что её сын достаточно взрослый, чтобы взять власть в свои руки.

Эта легенда в какой-то степени не лишена оснований. В Москве Пётр не захотел венчаться, опасаясь стрельцов верных царевне Софье, венчание проходило тайно.  Попасть из Москвы в Поярково зимой не составляло труда, возок мог легко бежать по плотно укатанному снегу до Чёрного яма (впоследствии деревня Чёрная Грязь на Пе-тербургском тракте) и далее несколько вёрст в сторону.

Есть несколько версий по поводу того, в какой из подмосковных церквей проходило это венчание. В частности, А.Н. Толстой в романе «Пётр I» описывает, что оно было в деревянной церкви в селе Преображенском под Москвой, в котором в то время проживала Наталья Кирилловна со своими детьми, находясь в оппозиции к Софье. Однако эта церковь, как и другие, не идут ни в какое сравнение с замечательным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково, владельцы которого Матвеевы, Артамон Сергеевич и его сын дипломат Андрей Артамонович, долгие годы были близки к царскому двору. Нельзя об этом узнать и из метрических книг, так как, только начиная с 1722 года, все обряды стали регистрироваться в них приходскими священнослужителями.

Есть ещё одна легенда, что были подземные ходы в усадьбе Поярково, связывающие храм Рождества Пресвятой Богородицы, остров на пруду и деревянное имение, которое не сохранилось до наших дней. Однако поиски подземных ходов не увенчались успехом.


Рецензии