Арктические экспедиции адмирала А. В. Колчака

АРКТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ И ЗИМОВКИ АДМИРАЛА А.В. КОЛЧАКА-ПОЛЯРНОГО

Из книги "Русская Арктика – история подвига!"

Символично, что 100 лет назад - 25 апреля 1919 года, Постановлением Совета Министров Российского правительства А.В. Колчака впервые было утверждено Положение о Комитете Северного морского пути. Именно верховный правитель России адмирал Александр Васильевич Колчак впервые законодательно обратил внимание на освоение Северного морского пути.

И это неслучайно.
Ещё в июне 1906 года молодой лейтенант Александр Колчак вошёл в состав комиссии морского ведомства по изучению возможности транспортного судоходства северным путем. Тогда он написал на имя морского министра вице-адмирала А.А. Бирилёва докладную записку о важности для России освоения Северного морского пути и рассчитал стоимость морской экспедиции по этому маршруту. Проект экспедиции Колчака в 1907 году поддержал руководитель Главного гидрографического управления морского ведомства генерал А.И. Вилькицкий и предложил взять его за основу при подготовке эпохальной Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО).
Неслучайно Колчак оказался и в составе новой комиссии морского ведомства. К этому времени за его спиной участие в арктических экспедициях и зимовках.
В 1900 году он принимает активное участие в первой академической Русской Полярной экспедиции на шхуне «Заря», под руководством барона Э.В. Толля. По просьбе которого лейтенанта Колчака срочно отзовут для участия в экспедиции из греческого порта Пирей с эскадренного броненосца «Петропавловск».
11 июня 1900 года пришвартованную на Неве к набережной Васильевского острова шхуну «Заря» посетил император Николай Второй, который узнав о нуждах экспедиции распорядился быстро выделить всё необходимое со складов Морского министерства. И 21 июня экспедиция ушла в свой поход.
На протяжении двух одиннадцатимесячных зимовок в составе экспедиции Колчак проводит комплексные исследования районов Северного океана, его прибрежной полосы, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела на картах почти современные очертания.
Барон Толль запишет в дневнике: «Наш гидрограф Колчак - прекрасный человек, преданный интересам экспедиции».
20 августа «Заря» благополучно обогнула мыс Челюскина и стала первым русским судном, сделавшим это. Высадившиеся на мыс Колчак и Зееберг провели магнитные и гидрологические наблюдения, астрономически с возможной точностью определили координаты самой северной точки континента.
На севере будущий адмирал, кроме авторитета, заработал себе на всю жизнь и суставный ревматизм.
В 1901 году Толль из уважения к заслугам коллеги назвал один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе и мыс именем Колчака.
А сам Колчак во время своих полярных походов назвал другой остров и мыс именем своей невесты — Софьи.

В советский период истории нашего государства все географические названия, связанные с именем А.В. Колчака, были упразднены. В 2005 году по ходатайству Русского географического общества и постановлению Таймырской окружной думы было возвращено исходное имя Колчака острову Расторгуева. В 2009 году на нём был установлен памятный знак адмиралу.

После исчезновения Эдуард Толля в 1902 году в поисках Земли Санникова именно Александр Васильевич предложил организовать его поиск на заседании совета Академии наук: «Я предлагаю снять с “Зари” китобойный вельбот, затем по льду доставить на остров Котельный, оттуда на веслах идти до острова Беннетта. Я понимаю, что мое предложение такого же порядка, что и авантюра барона Толля, но другого выхода, по моему убеждению, нет».
В феврале Колчак и Матисен выехали из Петербурга и 7 января 1903 года прибыли в поморский город Мезень. где по совету академика Феодосия Николаевича Чернышова, не раз ходившего отсюда на Шпицберген, набрали из мезенских поморов членов экспедиции. Тогда в канцелярию архангелогородского губернатора поступило уведомление от мезенского исправника: «Имею честь вашему превосходительству донести, что шесть человек, отобранные господином лейтенантом, уже выехали. Выбранные лица ранее бывали в разных экспедициях, все трезвые и хороших нравственных качеств, список к сим прилагается».
18 мая все семнадцать человек спасательной экспедиции вышли из последнего населенного пункте на материке, селения Аджергайдах, в тысячекилометровую дорогу, покрытую торосами и полыньями. Всем приходилось впрягаться в лямки, помогая тридцати собакам тянуть вельбот, снятый с "Зари".
Высадившись на остров Беннетта, поисковики наткнулись на небольшую избушку, в которой хранились ящики экспедиционного оборудования. Отдельно лежили письма на имя президента академии наук с отчетом экспедиции и конверт «Для ищущих нас» с запиской, оканчивавшейся словами: «Отправимся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. Бар. Толль. Губа Павла Кеппена острова Беннетта. 26.Х.1902».
Спасательная экспедиция Академии наук весной 1904 года под руководством 28-летнего лейтенанта А. Колчака, к сожалению, нашла лишь следы стоянок барона Э. Толля.
Из экспедиции Колчака в Якутске встречали отец - генерал-майор, горный инженер Василий Иванович Колчак и невеста Софья Фёдоровна Омирова. А 5 марта 1904 года в Иркутске в Михайло-Архангельском (Харлампиевском) храме состоялось венчание новобрачных. И уже 11 марта Колчак отбывает в Порт-Артур, на фронты русско-японской войны.

По итогам арктических экспедиций А.В. Колчак был избран Действительным членом Императорского географического общества и награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.
В 1906 году он завершает отчёт об обеих экспедициях и представляет его в Академию наук. Эти материалы оценивали, как «важный географический подвиг». Они оказались настолько богатыми, что для их изучения и обработки была создана специальная комиссия. А Русское географическое общество под председательством академика П.П. Семёнова-Тян-Шанского наградила Колчака Большой Константиновской золотой медалью: «Сов;тъ Императорскаго Русскаго Географическаго Общества въ зас;даніи 30 января с.г. присудилъ д;йствительному члену Общества Лейтенанту Александру Васильевичу Колчаку за участіе въ экспедиціи барона Э.В. Толля и за путешествіе на островъ Беннета, составляющее важный географическій подвигъ, совершеніе котораго было сопряжено съ большими трудностями и опасностью для жизни, — свою высшую награду — Константиновскую медаль». До этого награду получили лишь трое знаменитых полярных исследователей: Ф. Нансен, Н. Норденшельд и Н. Юргенс.
В 1909 году из печати вышли обработанные Колчаком отчёты экспедиций в виде его научной монографии «Лёд Карского и Сибирского морей». В предисловии он пояснял: «Основанием для этого исследования служат наблюдения над льдом в Карском и Сибирском морях, а также в районе Ледовитого океана, расположенном к северу от Новосибирских островов, произведенные Русской полярной экспедицией в течение 1900, 1901, 1902 и 1903 гг.». К сожалению, Колчак не успел опубликовать другую монографию - о картографических работах Российской полярной экспедиции, и еще некоторые научные работы.
И тем не менее, в неполные тридцать лет Колчак заслужено стал первым в России по вкладу в исследование Севера, получив крайне почётную приставку к имени Колчак - Полярный.
26 апреля 1909 года Колчак выступил с докладом «Северовосточный проход от устья реки Енисея до Берингова пролива» в Обществе изучения Сибири и улучшения ее быта. Он рассказал об экспедициях В. Беринга, Ф. П. Врангеля, П. Ф. Анжу, Н. А. Норденшельда, Ф. Нансена, Э. В. Толля, отдельно остановился на физико-географической и метеорологической обстановке, условиях навигации и требованиях, предъявляемых к судам.
В принятом в 1908 году постановлении Совета министров Российской империи особо обращалось внимание на необходимость «в возможно скором времени связать устья Лены и Колымы с остальными частями нашего Отечества как для оживления этого обширного района Северной Сибири, отрезанного ныне от центра, так и для противодействия экономическому захвату этого края американцами, ежегодно посылающими туда из Аляски свои шхуны для меновой торговли с прибрежным населением». Постановление поддержали депутаты Государственной думы.
По настоянию А.В. Колчака, Ф.А. Матисена, А.И. Вилькицкого, было принято решение для проведения высокоширотной экспедиции строить стальные корабли. Арктический опыт Колчака и коллег, изучение недостатков конструкций яхты «Заря», навёл их на мысль отказаться от компоновки судна по типу макаровского стального ледокола «Ермак», а строить новые корабли по типу знаменитого нансеновского «Фрама», но из стали. В проекты они заложили принцип «ледодава», по которому потом будет развиваться ледокольный флот.
«Я считал необходимым иметь, — рассказывал Колчак потом, — два таких судна, чтобы избежать случайностей, неизбежных в такой экспедиции… Все свободное время я работал над этим проектом, ездил на заводы, разрабатывал с инженерами типы судов».
Конкурс на постройку судов нового типа выиграл Невский судостроительный завод в Петербурге. По чертежам корабельного инженера Р.А. Матросова, который хорошо воспринял и усвоил изложенную ему идею, были заложены два стальных ледокольных парохода «Таймыр» и «Хатанга», сразу же переименованная в «Вайгач», водоизмещением по 1200 тонн каждый.
Под контролем Колчака и Матисена суда были построены и в 1909 году спущены на воду. «Вайгач» имел длину 54 метра и ширину 11 метров, скорость в 10,5 узла. Будучи построенными военным ведомством, они имели на вооружении пушки и пулеметы. Корабли были хорошо оборудованы для проведения комплексных научно-исследовательских и гидрографических работ.
Командиром ледокольного парохода «Вайгач» был назначен капитан второго ранга Александр Колчак, командиром «Таймыра» – капитан второго ранга Фёдор Матисен.
К осени 1909 года корабли были приготовлены к плаванию на Дальний Восток. В смете снаряжений экспедиции Колчак определил ее цели: «Эти транспорты, приняв полный запас угля со специально посланного для этой цели судна, используют навигационный период на гидрографические работы в районе Берингова пролива до устья реки Лены и ко времени прекращения плавания в Ледовитом океане уйдут во Владивосток с тем, чтобы в следующем году продолжать дальнейшие работы по исследованию Северного Ледовитого океана».

Экспедиция покинули Кронштадт 27 октября 1909 года. А 28 октября корабли вышли в море из Санкт-Петербурга. Так началась великая Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, которая стала последней экспедицией Колчака в арктические моря. Им предстояло пройти Балтийское, Северное, Средиземное, Красное моря, Суэцкий канал и Индийский океан.
По пути следования уже проводились научные наблюдения. Но потребовалась длительная остановка кораблей в Гавре для устранения неизбежных для нового типа судов конструктивных недостатков и аварийной неисправности на пароходе «Таймыр».
В связи с этим инцидентом Матисен был отозван и заменен А. А. Макалинским.
Во время остановки «Вайгача» в Петропавловске-Камчатском на корабль поднялся штурманский офицер с транспортного судна «Колыма» Е. Шильдкнехт. «Показав мне весь корабль, - вспоминал Шильдкнехт, - он (Колчак - прим. автора) не ограничился этим, а пригласил меня к себе, вытащил кучу чертежей и прочёл мне целую лекцию о конструкции ледоколов, условиях образования льдов и торосов и предполагаемых возможностях плавания Северным путем.
Обладая колоссальной эрудицией как общей, так и в этом специальном вопросе, Колчак сделал свою лекцию настолько, не скажу даже интересной, а просто увлекательной, что я не заметил, как пролетели два часа, проведенные с ним. Это побудило меня хлопотать о назначении на ледоколы и действительно Штаб Сибирской флотилии назначил меня на „Таймыр“, где я пробыл зиму 1911 года».
С опозданием 3 июня 1910 года экспедиция прибыла во Владивосток. А 9 августа сушей во Владивосток прибыл и начальник экспедиции полковник И.С. Сергеев.
Ледокольный пароход «Вайгач» закончил свою службу в 1918 году, наскочив на подводную скалу в Енисейском заливе, а его брат «Таймыр» плавал ещё долго.

Став Верховным правителем России в ноябре 1918 года А.В. Колчак не забыл Арктику. 5 января 1919 года он утвердил постановление об учреждении Дирекции маяков и лоций Северного морского пути и Отдельного Обь-Енисейского гидрографического отряда, входивших в состав Морского министерства и отвечающих за изучение и навигационное обеспечение большого участка Северморпути.
А 25 апреля 1919 года было утверждено Положение о Комитете Северного морского пути. Положение, подписанное членами Совета Министров Российского правительства А.В. Колчака – Г.А. Красновым, Ф.А. Томашевским и Г.Г. Тельбергом, указывало: "1. Для организации и регулирования экспорта из Сибири сырья и фабрикатов местной промышленности и импорта в Сибирь фабрикатов по Северному морскому пути, а также для проведения в жизнь дальнейших мероприятий по усовершенствованию этого пути при Министерстве торговли и промышленности учреждается Комитет Северного морского пути..."
Первым председателем Комитета стал известный путешественник по Монголии генерал-майор В.Л. Попов.
2 мая Поповым было принято решение срочно командировать чудом добравшегося до Омска инженера, будущего изобретателя телевидения, Владимира Козьмича Зворыкина в качестве агента комитета в США для организации работ по использованию Северного морского пути уже в текущий навигационный сезон 1919 года.
Владимир Козьмич впоследствии отмечал: «В задачи Комитета входила также подготовка организации экспедиций Северным Путем на следующие годы, для чего нужно было пропагандировать этот путь заграницей для рассеяния существующего против него предубеждения». Так Зворыкин оказался в Америке.
В 1919 году Колчак отправляет на Таймыр экспедицию геолога Николая Урванцева, которая официально открыла Норильские медно-никелевые месторождения.
В планах Комитета значились новые исследовательские экспедиции, одна из которых была проведена в 1919 году в Карском море под руководством старого колчаковского друга Ф.А. Матисена. В 1919 году прошла гидрографическая и ботаническая экспедиции В.В. Сапожникова. Институт исследований Сибири, созданный в Томске в январе 1919 года, готовил Обь-Тазовскую экспедицию. В планах было и строительство нового порта в устье Енисея.
С 1 августа 1919 года деятельность Комитета возглавлял известный путешественник и сибирский общественный деятель С.В. Востротин.
За недолгие годы работы Комитету удалось наладить связь с правительством Северной области генерала Е.К. Миллера. Для этого была организована Карская гидрографическая экспедиция речного каравана судов под командованием полковник Д.Ф. Котельникова.
В конце лета 1919 года из Омска в Обдорск (Салехард) была направлена партия гидрографов для обследования фарватера Обской губы и изыскания удобного места для судов экспедиции. Именно они нашли бухту Находка, где проработали около двух месяцев.
Интересная история произошла с экспедицией известного исследователя Арктики капитана первого ранга Б.А. Вилькитского. В 1918 году председатель совнаркома В.И. Ленин выдал финансы Борису Вилькицкому для доставки по Северному морскому пути сибирского хлеба в голодающую столицу. Пока экспедиция добиралась до Архангельска его заняли части бело-английской армии. Новая власть пригласила на службу известного полярника уже в чине адмирала. Правительство Колчака в Омске и правительство севера России в Архангельске решают провести Карскую экспедицию 1919 года. Она должна обеспечить доставку в устье сибирских рек оружия для Белой армии и вывоз хлеба Сибири, продукции уральских заводов на запад.
С большими сложностями караван Б. Вилькицкого прошёл из Архангельска в Карское море, и в сентябре 1919 года его суда встали на якорь в бухте Находка. При этом часть судов с иностранцами, бросив всё, вернулась в Архангельск, Вилькицкий и Котельников перегрузили суда каравана, и часть его пошла на запад, часть по Оби в Омск. Обскую экспедицию на обратном пути разгромили красные, её остатки под командованием Котельникова пришли в Томск
В связи с командировкой Востротина с 20 сентября 1919 года, временно исполняющим обязанности председателя Комитета Северного морского пути был назначен Ф.А. Шольц, остававшийся в этой должности уже и при большевиках. Последний приказ Управления делами Комитета Севморпути датирован 6 марта 1920 года.
12 апреля 1920 года Комитет Северного морского пути стал одним из органов при Сибирском революционном комитете с теми же задачами и функциями, которыми наделил его Колчак. Постановлением Совета народных комиссаров от 12 июня 1928 года и Совета труда и обороны от 15 июня 1928 года «Комсевморпуть» стал акционерным обществом в ведении Наркомата торговли. В 1933 году «Комсевморпуть» был передан в ведение Главного управления Северного морского пути, созданного постановлением Совета народных комиссаров от 17 декабря 1932 года.
А еще 7 февраля 1920 года в 5 часов 10 минут утра в Иркутске арестованные Верховный правитель А.В. Колчак и министр В.Н. Пепеляев были тайно задворками выведены к Знаменскому женскому монастырю на берегу Ангары и расстреляны. Тела убитых с усмешками сбросили в прорубь-иордань, сохранившуюся с празднования Крещения.

В тридцатые годы бывший комендант Иркутска Б. Блатлиндер хвалился местному историку Г.А. Вендриху: «После прочтения ему постановления ревкома о расстреле он резко спросил: «Как, без суда?». Я рассмеялся…». Они были уверены, что навсегда покончили с памятью об адмирале А.В. Колчаке-Полярном.
Продолжение следует...

Владлен Дорофеев


Рецензии