Круг по Австралии Глава 12

                Июнь-июль 1978 год
     Я скучал по дому весь этот рейс. Но сейчас, спустя восемь месяцев, тоска по дому превратилась в болезнь. Я и представить себе не мог, что я буду страдать этой болезнью. Как она ужасна! На рабочем столе стоит перекидной календарь. Перелистывая его страницы, я представляю, что этим летом мы, возможно, вернёмся домой. Я увижу свою жену, мою любимую Галочку, и своих дочек, подросли, наверное, за это время. В моих мыслях вырисовывается наша встреча после долгой разлуки. Они придут на причал. Я точно знаю, что они приедут меня встречать. Представляю, как я их крепко всех обниму и расцелую. Мои девчонки! Три самых дорогих моему сердцу человека.
     Я допил кофе, ещё раз взглянул на фотографии под стеклом, затем посмотрел на часы. Пора принимать вахту. Снимаю свои шорты и остаюсь в семейных трусах с ромашками, я их называю «Ну, погоди!», в машине иначе нельзя, а то сваришься. Приняв вахту, походил по машине, проверил параметры двигателя и показатели всех приборов, а затем позвонил на мостик.
- Третий, сообщи, что новенького у вас наверху?
- Наверху полный порядок, идём в Сингапур, берём дизельку на Аделаиду. Затем «круг» по Австралии, начнём с западного побережья, с Фримантла. Тебя это устраивает?
- Вполне. Но пора бы и домой, – чуть не простонал я. Сердце вновь сжалось от тоски.
- Не горюй, Сергеич. Это уже обратный маршрут. Из Австралии доставим груз в Китай и в Японию. И всё. Finita la commedia.
     Я поблагодарил третьего за приятное известие и повесил трубку. Быстро просчитав в голове, что этот рейс займёт месяца полтора, не больше, я сообщил эту новость своему мотористу, и вахта пошла веселей.

                ***
       Когда мы шли в Малаккском проливе, то встретили мой знакомый танкер «Москальво». По дороге в Европу, он ждал нас, чтобы разжиться у нас некоторыми продуктами. Мы любезно им всё это предоставили. Простояв около суток, конечно же, я не упустил возможности навестить его. Ведь это был корабль, который в 1961 году я принимал со стапелей в Херсоне. Мне довелось побывать на нём в Арктике и в Антарктиде - ходили за китовым жиром. С него же в 1963 году меня постригли в армию. В общем, почти три года я отдал этому судну, и о нём остались самые лучшие воспоминания.
     Распрощавшись с «Москальво»,  к обеду следующего дня мы стояли уже на рейде Сингапура, а утром нас поставили к причалу в западной части города, где мы стояли в прошлый раз. Снова помполит разбил экипаж на две группы, я попал во вторую. Так что на берег поеду только завтра, а сегодня мне стоять за всех вахту. К борту подъехал микроавтобус с эмблемой «СовСин», и наши парни, уезжающие в город, погрузились в него. Я же поднялся на мостик к третьему помощнику, взял бинокль и начал осматривать окрестности. Обратил внимание на то, что в Сингапуре идёт активное строительство. Везде видны башенные краны и растущие небоскрёбы. Меня это очень удивило, ведь он столько лет стоял без движения и вот на тебе! Видно, что цивилизация, наконец, добралась и до него - некогда захудалого островного городка. Бог с ним с этим Сингапуром! Простояли мы там почти двое суток. Судно уже закончило погрузку. Вскоре и власти поднялись на борт, чтобы оформить отход. Сингапур постепенно превратился в тёмную полоску на горизонте, а мы двигаемся мимо острова Суматра на юг. Прошли Зондский пролив между Суматрой и Явой, и идём в чистом Индийском океане к западному побережью Австралии. Погода чудеснейшая, ласково светит солнце, на море полный штиль. Я всё свободное от вахты время нахожусь на палубе, смотрю на проходящие мимо пароходы, на острова, любуюсь полётом летучих рыб. Иногда выхожу на бак, наблюдаю за игрой дельфинов, они, будто специально напоказ вытворяют такие чудеса! Я загорел уже так сильно, что меня с трудом можно было отличить от австралийского аборигена. Коричневое тело, выгоревшие на солнце волосы и только осталась ещё темная борода, которую я аккуратно подстригал под «дедушку Хэма» - Эрнеста Хемингуэя моего любимого писателя, портрет которого висел в моей каюте. Вот сейчас мы с ним похожи!
   
               
                Фримантл
                Австралия

     Мы прошли вдоль и поперёк Индийский океан, обогнули с запада Австралию, а в воскресенье 18 июня зашли в город Перт, и вот наше место назначения – порт Фримантл. Он находится недалеко от Перта, один из основных мегаполисов Австралии, и является его административной частью. Как часто это бывает, пришли на моей вахте, только на этот раз в конце вахты. Дали «Отбой», в машину спустился второй механик. Я, грешным делом подумал, что он пришёл менять меня, а он пришёл попросить, чтобы я постоял за него вахту, а они с третьим хотят сходить в город. Я был расстроен, но согласился. Они обещали к шести часам вернуться. Выдав мотористу нужные указания, я поднялся на палубу. Второй помощник с донкерманом готовили пустые танки под погрузку. Стоим в том же месте, где и раньше. Вон те же огромные склады, возле которых мы стояли в прошлый раз. Сейчас возле нас огромное свободное пространство, а по корме раскинулся длинный песчаный пляж. Возле пляжа стояло несколько машин, а на берегу резвились детишки. Сезон сейчас в Австралии совсем не купальный - самый разгар зимы. Однако для русского человека это далеко не зима: здесь тепло, светит солнышко и только иногда дует лёгкий морской бриз. Впрочем, дети играли на пляже, а родители за ними наблюдали возле машин. Самые любопытные подходили к нашему судну и пристально рассматривали его.
   Вскоре «нарисовались» второй моторист и третий помощник, довольные вернулись из города. Ну что ж, пришла моя очередь отпрашиваться на берег. Мне «на хвост сел» Магомед. Вот мы и пошли вдвоём. Цель моя была купить свежую прессу и попить пива. Подошли мы к газетному киоску, я купил нужные мне газеты, как всегда, мой любимый «Австралия Пост» и красочный журнал «Панч». Идём дальше. Магомед предложил не торопиться, а немножко погулять по улице. Вечерело, но огни на улицах ещё не зажгли. Хорошо, что я надел под пиджак сорочку с длинным рукавом. Магомед надел с коротким, и говорит, что прохлада достаёт под рукава. Так и гуляем бесцельно по улице, любуясь городом.
     Фримантл – провинциальный городок. Вся цивилизация находится в Перте, а здесь только порт, и всё здесь построено только для работников порта. Здесь нет небоскрёбов, нет роскошных зданий. Всё очень просто и скромненько. Сохранилась старая английская архитектура зданий. Гуляя по улочкам Фримантла, ощущаешь себя в каком-нибудь маленьком старинном английском городке. Да, собственно, и вся Австралия является, если не колонией, то доминионом Англии. Несмотря на то, что страной руководит премьер-министр, главой государства по-прежнему считается королева Великобритании.
   Мы немножко устали, как вдруг на нашем пути появился очень уютный паб. Расположившись на высоких стульях возле барной стойки, мы огляделись по сторонам. Рядом с нами сидела пожилая пара. Мы поздоровались с ними и заказали бармену пиво.
- Простите, вы арабы? – спрашивает нас старик.
- С чего вы взяли? Мы не арабы, мы русские. Советские моряки, наше судно стоит здесь в порту.
- А внешне вы похожи на арабов.
  Вот это поворот! Я чуть со стула не упал от неожиданности. За кого меня только не принимали, но за араба впервые. Хотя, посмотрев на своего спутника, я призадумался.
- Магомед немножко араб, ведь он со Средней Азии, а я с Украины. У нас в Советском Союзе живёт около сотни народностей. Даже на нашем судне работают ребята десяти разных национальностей.
   Попивая холодное пиво, разговорились с австралийской четой о жизни. Они рассказали нам, что живут в Перте, а сюда приехали на выходные, что им нравится здесь бывать, в тихом, маленьком Фримантле, подальше от шума большого города. Вот и наслаждаются тишиной и спокойствием. Машину оставили на другом конце города, а сами пешком прогуливаются.
     Неумолимо летит время в хорошей компании. Мы распрощались с нашими стариками и вышли из бара.
   Я как нутром чуял, что сейчас начнётся дождь. Как хорошо, что англичане придумали сделать под домами  большие козырьки. Так что мы от дома к дому всё время под козырьками и не мокнем. Да и дождь пока не сильный, а моросит. В это время года здесь всегда такой дождь. Июль в Австралии – это зима, а она всегда сопровождается несильными дождями и ветрами. Подошли к порту, а дома-то закончились, и мы галопом побежали к судну. Забежав в каюту, я развесил на плечиках пиджак и брюки, пусть сохнут, а сам удобно устроившись в кресле, стал читать свежие газеты. Утром следующего дня мы снялись на Аделаиду.

 

                Аделаида

     Погода в Большом Австралийском заливе встретила нас ветерком «в спину», и мы, хоть и на волне, но шли очень хорошо. Обижаться было не на что, здесь всегда восточный ветер, но  мы к нему привыкли. Четверо суток мы шли по Большому Австралийскому заливу и 23 июня в десять часов вечера, опять на моей вахте, пришли в Аделаиду. Я никогда здесь не был, после вахты вышел на палубу, чтобы рассмотреть город ближе. Но, увы, я толком ничего не увидел из-за ночной темноты. Только по огонькам и рекламным щитам я кое-как понял, что стоит наш «Айхал» в реке. Город разделен рекой Торренс (позже я узнал её название) на две части. Ладно, завтра, когда встанет солнце, посмотрю на этот чудный городок. Но судьба  распорядилась иначе. Только заступил я на утреннюю вахту, как сразу дали ход. Так и не удалось мне полюбоваться этим, как я полагаю, чудным городом. Досадно, но ладно. Итак, я находился в машине и выводил судно. По манёврам я определил - вот мы сдали лоцмана, вот дали «Полный ход», а сейчас идём по чистой воде. Так я и не увидел ни приход, ни отход, всё произошло, когда я был в «яме». Сдал вахту и сразу же выскочил на палубу. Города уже не видно, лишь далеко по левому борту видна полоска земли. Идём полным ходом на Мельбурн.
 
                Мельбурн

   И снова двое суток мы шли по Большому Австралийскому заливу, и опять на моей вахте в десять утра пришли в Мельбурн. Стоянка планировалась до четырёх часов, так что у меня будет время, чтобы смотаться на берег, к тому же стоим очень близко к городу. Поменявшись вахтой, я быстро помылся и привёл себя в порядок. Теперь осталось отпроситься у стармеха. Зашёл в салон, а там уже  баба Моля развлекает экипаж свежими историями. Она приехала к самому приходу и уже собиралась уезжать обратно в город. Стармех меня и ещё несколько человек спокойно отпустил, а баба Моля предложила нас подвезти. Я никогда не был в Мельбурне, а мне так хотелось погулять по этому прекрасному современному городу Австралии. В общем, набились мы в её маленький «Фольксваген», и она помчала нас по ровной дороге прямо в город. По пути я выяснил у ребят, что едут они к ней в гости. Баба Моля очень хочет показать им свой дом. Баба Моля – с виду милая и любезная старушка, а автомобиль водит как злостный нарушитель. Несколько раз выскакивала на тротуар и на встречную полосу, превышала скорость, проскакивала на красный цвет. Просто кошмар! Я, вжавшись в кресло от страха, уже начал сомневаться, доедем ли мы целыми и невредимыми. Чуть позже я предположил, может баба Моля плохо видит? На моё счастье, автомобиль быстро въехал в город. На какой-то площади я попросил старушку высадить меня. Она что-то проворчала себе под нос, но остановилась.
     С радостью покинув её «Фольксваген», я побрёл по дорожке, которая вела прямо к площади. По одной и другой её сторонам высятся административные здания. Людей на улице мало, но много машин. Пройдя площадь, я попал в ряд торговых центров - сплошные магазины. Я решил немного по ним прогуляться. Товары здесь хорошие, но цены не по нашим карманам. Это вам не Япония, где советский моряк может себя чувствовать, как в своей тарелке. Дальше на моём пути повстречался «колхозный рынок», это я его так назвал. Сюда местные фермеры привозят с деревень продукты и распродают их. У каждого своя лавка, товар расфасован и красиво выложен на прилавке, продавцы в чистеньких, аккуратных комбинезонах отпускают товар. Покупателей здесь много, но продуктов берут мало. Я понял, что австралийцы не закупают продукты впрок, как это распространено во всём мире, а только на день-два. Не то, что у нас в Союзе, хватай побольше пока есть. Я случайно встретил здесь парней из нашего экипажа, они покупали свиное сало. Захотелось им его засолить на пароходе. Кстати, к моему удивлению, товара много, и цены довольно-таки низкие. В супермаркетах продукты значительно дороже. Ребята затарились салом, и я вместе с ними покинул рынок.
   До отхода времени оставалось совсем немного, поэтому надо было поторапливаться, и мы пошли по направлению к судну. Вдруг мы заметили стоянку такси и решили остаток пути проехать на такси.
     Шофёр вёз нас спокойно, я всё успевал рассмотреть. Город, действительно, оказался красивым, я любовался им и жалел, что раньше не мог ни разу сходить здесь на берег. Как быстро кончается увольнение! Хочется ещё погулять, а тут нужно на пароход. К трапу мы подъехали вовремя. Судно уже было готово к отходу, был разобран трап, и швартовщики снимали лишние концы. Было слышно, как проворачивали машину. Мы поднялись на борт, и матросы начали  выбирать концы. Береговые ребята лихо снимали наши гаши с кнехт. Прозвучала команда «Вира якорь», и якорь-цепь медленно поползла в клюз. До вахты целых четыре часа, и я решил посмотреть отход судна.
   Судно медленно отошло от причала. Один буксир с носа и один по корме толкали его. Дали ход. Оставив буксиры, мы вошли в залив Порт-Филипп. Справа высились небоскрёбы делового центра Мельбурна, а дальше за ними раскинулась малоэтажная жилая застройка. Частных домов было бесчисленное количество, расползаясь на огромное расстояние, они создавали впечатление, будто к городу примкнула масса деревень. В Австралии только бедняки живут в многоквартирных домах, а все более-менее состоятельные люди имеют за городом свои дома.
     Около часа судно шло по заливу, и, пройдя узкий пролив, высадив лоцмана, мы вошли в Бассов пролив, который встретил нас не очень-то дружелюбно. Ветер бил в правый борт, а волна раскачивала судно с борта на борт. Через пару часов, проходя мыс Юго-Восточный перед входом в Тасманово море, волна била нас уже по корме, так как мы повернули налево. Курс наш лежал на чудеснейший город Сидней.

                Сидней

  Тасманово море не сильно шалило, волна была небольшая, ветер дул «в спину», и мы за двое суток добежали до Сиднея. С каждым днём становилось всё теплее и теплее. Под конец ветер стих, море успокоилось, и погода установилась прекрасная. Я всё свободное время проводил на палубе, но приход в Сидней мне посмотреть не удалось – был на вахте в машине. Итак, 28 июня в девять часов вечера закончились реверсы, и спустя полчаса мне дали команду «Отбой». Я обошёл машину, проверил все работающие механизмы и, определив, что всё в порядке, вышел на палубу. Солнце зашло за горизонт. Я смотрел на город весь горящий в огнях. Мы стояли в небольшой уютной бухточке недалеко от центра города. Так близко к центру нас ещё никогда не ставили. Я с наслаждением любовался Сиднеем. По корме виднелся парк, справа стоял военный корабль, тип не могу определить, слева, разбегаясь вдоль берега, мерцала яркая цепочка огней, а за ними величественно возвышался  знаменитый Сиднейский оперный театр. Он тоже весь переливался огнями. Полюбовавшись вдоволь на город, я спустился в курилку узнать планы на предстоящий день. Узнал я, что стоять мы будем до двух часов дня. Если мне стоять вахту до двенадцати, то два часа для берега мало. Я расстроился, но позже попытался подмениться со вторым механиком. Второй согласился при условии, что в Брисбане я буду стоять за него вахту. Он в Сиднее был несколько раз и пошёл мне на уступки, сказав, что я действительно должен увидеть этот чудный город.
  Итак, на следующее утро вместе со мной пошёл мой друг моторист Чайковский, докторша Татьяна и наша дневальная Поликарповна. Чуть позже присоединился ещё и старпом. Вот такой весёлой компанией мы двинулись в путь. Проходим мимо военного корабля, за которым я наблюдал прошлой ночью. Он оказался австралийским авианосцем «Мельбурн», стоял он здесь без движения, с полным экипажем и лётным составом. Парк оказался ботаническим садом. Идём по тротуару вдоль берега, вокруг красота неописуемая. Подходим к Сиднейской опере. Театр сделан оригинально, в виде нескольких ракушек выложенных друг на дружку. Выглядит очень необычно. Хотя кому-то кажется, что это морской парус, кому-то нераскрывшийся бутон, а мне напоминает морские ракушки. Это впечатляющее архитектурное сооружение стало визитной карточкой Австралии. Садимся на невысокую каменную стенку и любуемся этой красотой. Заметили, что ворота открыты и решили войти внутрь на территорию театра. Обойдя театр со всех сторон, я был поражен величественным строением. Вблизи он смотрится не менее красиво, чем издали, с залива. Да уж, хорошо поработали архитекторы и строители. Налюбовавшись вдоволь, с сожалением покидаем театр. Проходим немножко и оказываемся на какой-то полутёмной улочке. Пройдя метров сто, мы вышли уже на широкую красивую улицу с огромным множеством цветов рядом с тротуаром. Улица привела нас к большой площади. Посреди площади монумент из двух огромных золотых обручальных колец. Читаем надпись: «Этот монумент был установлен в … году в честь первой обручившейся в Сиднее пары, мистера … и мисс …». Я тут же припомнил, что основным населением города долгое время были заключённые, высылаемые из Великобритании, в основном мужчины, а женщины сюда начали прибывать значительно позже. Вот и началось заселение Сиднея уже полноценными образованными здесь семьями. Полюбовавшись на эти золотые кольца, мы направились к площади. Девчонки устали и предложили поискать скамеечку, чтоб присесть отдохнуть. Но вокруг не было ни одной скамейки, зато была широкая лестница с мраморными ступенями, ведущая к огромному зданию с надписью «Bishop». Не знаю, что обозначает это слово, но это что-то из католического христианства, кажется, так называется кто-то из католических священников. Мы сели на одну из ступенек, в тени большого дерева. Блаженство неописуемое. Как хорошо, что я надел лёгкую сорочку и лёгкие брюки. В костюме было бы очень жарко. Отдохнув немного, двинулись дальше. Прохожих на улице немного, и, судя по внешнему виду людей, праздно шатающихся по ней, это туристы. Улица вся заставлена небоскрёбами, они закрывают её от палящего зноя и создают благодатную тень. Навстречу нам попалась газетная лавка. Продавец обрадовалась такому количеству посетителей. Я выбрал себе газеты и журналы, а наши девчата накупили себе много открыток с красочными видами Сиднея и других городов Австралии. Открытки были такими яркими и красивыми, что я решил себе тоже прикупить несколько штук. Продавщица поинтересовалась, откуда мы, и у нас завязался разговор. Кстати, я заметил, австралийцы очень любят поболтать, и они очень приятные собеседники. Распрощавшись с хозяйкой лавки, мы продолжили нашу прогулку по городу.
     Незаметно снова вышли к морю. Я совсем запутался, в какой части города мы шагаем. Возле причала стоял большой, старинный парусник, который привлёк наше внимание. На проходной висит объявление: «Взрослым  билет 6 долларов, детям 3». Достали деньги, расплатились и зашли внутрь корабля. Им оказалось большое трёхмачтовое парусное судно «Индевор», на котором английский исследователь, капитан Джеймс Кук открыл Австралию. У меня закрались сомнения, что это настоящее судно, ведь прошло двести лет, и он бы давно сгнил, значит, это копия. Но выглядит впечатляюще, как будто настоящий.
      Затем мы вышли к Национальному музею. Посовещавшись немного, решили заглянуть в музей. Времени оставалось совсем мало, поэтому нужно поторапливаться. На дверях опять объявление «Взрослым 6 долларов, детям 3». Заплатив за вход и зайдя в здание, сразу попали в зал древнего творчества аборигенов. Здесь на шкурах животных или на деревянных дощечках выставлены «картины», созданные местными аборигенами и демонстрирующие их образ жизни до прибытия Кука. На них можно разглядеть сцены охоты или семейного быта. Несмотря на то, что рисунки примитивные, они очень впечатляют, какие-то жизненные. Чуть дальше мы увидели их оружие. А вот и хижины, где они проживали, рядом выставлены восковые фигуры аборигенов, чтоб ощутить реальность прошлого времени. Дальше идут картины времён открытия Австралии. На одной из них изображен Джеймс Кук, мирно беседуя с аборигенами и заключая с ними договор, согласно которому Австралия присоединяется к британской короне. Ну и дальше идут картины и экспонаты по нарастанию событий в истории освоения далекого континента, вплоть до современных событий.
     В просторных залах музея было тихо и прохладно, работал кондиционер. Мы сильно устали и уже искали, где бы присесть. В одном из залов увидели несколько кресел, спросили у служащей можно ли сесть. Она нам разрешила. Развалившись в мягких креслах, мы вытянули уставшие ноги и наслаждались отдыхом. Постепенно усталость в ногах прошла, а старпом напомнил нам, что пора бы и на судно. Служба – есть служба, что ж тут поделать. Выйдя из музея, мы пошли в обратном направлении по тому же маршруту. Подходим к оперному театру, вот уже наш «Айхал» виднеется на причале. Девчонки попросили сфотографировать их у театра. В это время я как раз делал пару снимков на память, так сказать «для истории». Уж очень мне понравилось это чудо света. По правде говоря, фотоаппарат у меня был не очень хороший, малая «Свема». По дороге ребята над ним смеялись, но снимки я делал неплохие, даже с помощью «Свемы». 
     Пришли мы на судно вовремя, матросы только начали разбирать трап. Ровно в два часа дня без задержки отошли от причала. Лоцман вывел нас немножко и покинул борт судна. Я переоделся и вышел на палубу посмотреть на город. Сидней с моря смотрелся ещё красивее. Про театр не буду говорить, потому что и так много уже всего сказал про него. Он своими белоснежными ракушками навис над бухтой и представлял собой определённую красоту. Ещё одно масштабное архитектурное строение достойно нашего внимания – мост Хабор-Бридж.  Он раскинулся через весь залив, соединяя северный берег города с его деловой частью. Вокруг небоскрёбов много зелёных насаждений, да и весь город просто утопает в зелени. Спасибо второму механику, что дал мне возможность посетить этот город. Мне он очень понравился. Вот и сейчас смотрю на него и не могу налюбоваться. Есть города, которые просто проплывают мимо, некоторые мне понравились, но не запомнились, а есть те, которые остаются в памяти надолго. Сидней один из немногих городов, в который хочется вернуться снова, и он точно останется в моих воспоминаниях навсегда. Он очаровал меня своей красотой, дружелюбной атмосферой и размеренным темпом жизни.
     Так за размышлениями я не заметил, как мы вышли из бухты в Тасманово море и взяли курс на Брисбен.

                Брисбен

     За всё время перехода погода стояла отличная. Ветра не было совсем, море спокойное, словно зеркало, ярко светило солнышко. Благополучно прошли Тасманово море, обогнули остров Страдброк и вошли в Мортон залив, а 1 июля ровно в час дня нас уже там ждал лоцманский катер. Лоцман поднялся по трапу на борт и повёл наше  судно к порту. Ещё на подходе к порту нас встретили два буксира и, сопровождая до причала, помогли нам встать к стенке. Затем подали швартовы, матросы поставили трап, машины-грузовики ждали, когда начнётся погрузка. Я спустился в машину, чтобы освободить второго механика, как и договаривались. Он попросил, чтоб я и третьего отпустил. Я согласился. Придётся мне сегодня стоять все оставшиеся три вахты. Я прошёл по машине, убедился, что всё в порядке и поднялся в салон. Никого там не было, все собрались в город. Я спустился в курилку, там ещё находилось несколько человек, они решали, кому идти в город, а кому оставаться на борту. В конце концов, разобрались. Увольняющиеся укомплектовались в группы и сошли на берег. Я без зависти их проводил, ведь они позавчера дали мне возможность познакомиться с Сиднеем. Отход назначен на завтра на три часа, значит, стоянка будет чуть больше суток. Мне же всю стоянку нужно будет находиться на борту. Ничего страшного, переживём.
      Вахта шла в штатном режиме. Каждые полчаса я спускался в машину, обходил её, чтобы убедиться, что всё работает нормально. Не так уж и трудно. Проверив в очередной раз машину, я вышел на палубу, где второй помощник с донкерманом командовали погрузкой. Машины шли одна за другой, видимо возили недалеко. Впереди нас стоял огромный скотовоз под звёздно-полосатым флагом с несколькими ярусами палуб (загонов для скота). Портовые краны грузили ему в трюмы сено и комбикормы. Коров ещё не грузили, наверное, их грузят в последнюю очередь. Но трапы для коров уже стояли. Мне очень захотелось посмотреть, как грузят коров. Позади нас стоял сухогруз, тоже немаленький. Это был немец из ФРГ, как мы называли их федераты, а ГДР-овцев – демократы. Немецкий сухогруз грузил пшеницу, груз поступал по транспортерной ленте прямо в трюмы, значит, выгружать будут вакуумными насосами. Пошатавшись ещё немного по палубе, я спустился в свою каюту, полежать на диване и почитать газеты. Попив кофе, я лёг на диван, расслабившись под кондиционером. Как вдруг заорала трансляция: «Четвёртому механику срочно спуститься в машину!». Я, сломя голову, бегу в машину, по пути перебираю в голове, что могло случиться? В машине меня встретил свирепый стармех.
- Где тебя черти носят? Почему не в машине? Пришлось вызвать тебя.
     Я ему спокойно отвечаю:
- Я осмотрел машину и вышел покурить. Не волнуйтесь, я каждые полчаса спускаюсь в машину.
     Стармех что-то пробурчал себе под нос и вышел из машины. Вообще-то, со стармехом у нас натянутые отношения. Вечно он меня чрезмерно  контролирует и придирается по пустякам. Но я уже привык к этому и не очень-то обижаюсь, стараюсь не обращать внимания. Службу я нёс хорошо, и придраться ко мне было не за что. Я предполагал, что недолюбливал он меня за то, что планировал взять своего человека на моё место, а тут капитан его опередил и взял меня.   Вот он и злится на меня весь рейс. Неприятно, конечно, но ничего, переживём.
     Снова походив по машине, я предупредил моториста, что пойду в салон, если понадоблюсь, чтоб гаркнул сиреной, её слышно по всему судну, так что я быстро примчусь в машину. В салоне всем стало жутко интересно, почему меня вызывал стармех, что случилось? Я ответил, что стармех, наверное, соскучился по мне, давно не виделись.    
     Начало темнеть. С берега стали возвращаться парни, довольные и счастливые. Вскоре третий механик меня сменил в машине. На следующий день я снова заступил на «бессменную вахту». Второй и третий опять убежали в город. Оно бы ничего, но чувствовать себя привязанным к машине немножко неприятно. Хочешь-не-хочешь, а через каждые полчаса ты должен спускаться в машину и делать обход. Выйдя в очередной раз на палубу, снова мой взгляд привлек скотовоз. Жду, когда начнут грузить коров, а они всё сено да мешки какие-то грузят. Я не раз встречал такие суда в море или на рейдах портов, но никогда не видел их под погрузкой. Очень хочется увидеть, поэтому я часто выхожу на палубу. Ну, что же они тянут с этим?
     В два часа дня гаркнула сирена, я тут же побежал в машину. Дали команду «Товсь!», что означает - готовить машину. Я быстренько приготовил машину, доложил на мостик, что машина готова, осталось провернуть на воздухе и топливе. Вскоре в машину спустился второй механик, ему осталось стоять всего час, я сдал ему вахту и вышел на палубу. Да что ж это такое! Американцы так и не начали грузить коров. По причалу ходил лоцман и смотрел нашу осадку. Два буксира уже готовы были оттаскивать нас от причала. Лоцман поднялся на борт, старпом встретил его, и они поднялись на мостик, матросы разобрали трап и вскоре отдали концы. Чихнул воздухом двигатель и судно медленно начало отходить от причала. Жаль, коров я так и не увидел. Я стоял на палубе и любовался удаляющимся городом. С двух сторон Брисбен закрыт горами, покрытыми густой растительностью. Смотрится очень красиво. В центре города несколько небоскрёбов стоят, возвышаясь над старыми серыми домами. Вокруг города расползлись домики, красивые, с разноцветными крышами, блестящими на солнце. Я стоял на палубе пока город не скрылся из виду. Это наш предпоследний город в чудной Австралии. Загадочный Брисбен, увижу я тебя ещё хоть раз? Мы делаем последний рейс и уходим домой. В своих мечтах я давно уже дома. Я знаю, что и там нас уже заждались. Как я соскучился по семье, по дому, по родному городу, по родной земле. Но душу согревает одна мысль, что с каждым оборотом винта мы всё ближе и ближе к дому.
     А впереди ещё Кэрнс, город, где я никогда не был.

                Кэрнс

   Мы вошли в Большой Барьерный риф. Как я люблю это место! Лично для меня, идти здесь одно удовольствие. Никаких штормов и ветров, чистая гладь воды. А вот штурманам и матросам – сущая каторга. Постоянное  наблюдение за морем, маневрирование между многочисленными отмелями, островками и рифами, строго выдерживать заданный курс это, скажу  я вам,  держит в напряжении.
     Большой Барьерный риф тянется вдоль побережья Австралии более чем на две тысячи километров. Мы шли вдоль берега Австралии. По пути нам попадались зеленые острова с песчаными пляжами, к которым причалили парусные яхты и катера, видимо, их владельцы отдыхали там. Ещё встречались небольшие атоллы с зелёными лагунами и склонившимися над ними пальмами. Вид потрясающий! Я стоял на палубе и смотрел в бинокль. На подходе к Кэрнсу я замечаю высоченную гору. Смотрится величественно, вся покрыта густой зеленью и только на самой вершине видна редкая растительность. Позже я узнал, что она называется Бартл-Фрир, и её высота 1622 метра над уровнем моря. В этих краях местность гористая, повсюду видны горные хребты, а вдоль берега тянется бесконечная линия пляжей из жёлтого песка. Это место называют Золотое побережье Австралии.
     И вот 5 июля в четыре часа дня мы вошли в Кэрнс. Порт, в который нас поставили, совсем небольшой. Рядом находился городской пляж. В воде плескалось много народу. А на берегу в тенечке под деревьями отдыхало ещё больше людей. На пляже было очень жарко и беспощадно палило солнце. Все свободные от вахт члены экипажа кинулись бежать на пляж. Вода замечательная - прозрачная и тёплая, как парное молоко. Вдоволь наплескавшись в море, я вышел на пляж. Растянувшись на мелком теплом песочке, моё внимание привлекли местные девушки. Они все были «топ лесс», то есть без верха купальника. Совершенно все: от четырнадцати до двадцати пяти лет. Я смутился, старался не смотреть на них, но против природы не попрёшь, в итоге, я решил покинуть пляж и начал искать попутчиков посидеть в прохладном баре. Со мной пошли Анатолий и Магомед, они также не могли спокойно здесь находиться. Остальные остались на пляже по очевидной причине.
    Подойдя к одному из баров, мы заметили во дворе несколько машин потрёпанного вида. Машины были старые, краска на капотах и на кабинах выгорела на солнце, кенгурятники так проржавели, что от былого хрома не осталось ни следа. Мы с ребятами переглянулись, но всё равно решили зайти в этот бар. Не хотелось идти далеко, а он находился близко от причала. Сразу несколько столов были заняты здоровыми мужиками, вид которых не сильно отличался от внешнего вида их автомобилей. На них были одеты сорочки и шорты, которые давно не видели стиральный порошок и воду, а на ногах почти у всех грязные сапоги. Грязные лохматые волосы и такие же бороды, выглядели мужики словно бездомные. Они громко разговаривали, о чём-то спорили. Поглядев на них, у нас не было никакого желания оставаться здесь, и мы развернулись, чтобы уйти от греха подальше. Как вдруг к нам подбежала официантка - довольно приятная девочка-аборигенка.
- Ребята, не обращайте внимания на эту компанию. Они вам ничего плохого не сделают. Это шахтёры, они добывают опал. В городе они продали добычу, а теперь пропивают деньги. К тому же, за ними присматривают вон те два копа.
     Действительно, за одним из столов сидели два здоровенных полицейских. Они спокойно попивали пиво, не выпуская из виду тех шахтёров. Девушка провела нас за единственный свободный столик, вытерла его полотенцем и приняла заказ. Я невольно залюбовался этой девушкой. Она была очень привлекательна. Её тело, словно чёрный эбонит стройное и подтянутое, большие полные розовые губы, ярко смотрелись на чёрном узком лице, а вот глаза у неё серые.
- Красивая, - произнёс Анатолий. Он тоже засмотрелся на девушку.
- Нет некрасивых женщин, есть короткие рейсы, - пошутил я.
- Конечно, мы почти год не были дома! Нам уже каждая аборигенка кажется богиней, - добавил Магомед.
    В это время в бар зашёл молодой человек. Он подошёл к столику с копами, поговорил с ними и огляделся по сторонам. Затем он направился к нам.
- Свободно? – спросил он. За нашим стоиком оставалось одно свободное место.
- Да, свободно, – ответил я.
    Он сел за столик, подозвал по имени официантку, теперь мы узнали, что её звали Джейн, и заказал пинту пива.
- Пожалуйста, мистер Айк!» - любезно сказала официантка.
- Гарри Айк, – наконец представился нам молодой человек. – Я инспектор полиции.
- Валентин Сотник, четвёртый механик советского танкера «Айхал», который стоит сейчас в порту. Мой ассистент Анатолий и матрос Магомед, – в ответ представился я и представил своих друзей.
    За стаканом пива у нас завязалась дружеская беседа. Он рассказал нам, что сразу понял, что мы моряки с этого судна. Туристов сейчас в городе почти нет, будут ближе к октябрю. Рассказал нам о той «весёлой» компании. Оказывается, эти парни в жутких нечеловеческих условиях добывают в глухой пустыне опал, делают себе норы глубиной до пяти метров, диаметром не больше метра и копают грунт в горизонтальной плоскости, надеясь найти камушки. Судьба улыбается, но не всем. Чаще всего большинство из них роет землю впустую. Если находят что-то, то сразу везут в Кэрнс перекупщикам, а потом пропивают деньги. В итоге, остаются нищими, хотя сегодня один из них сдал опал за тридцать тысяч долларов. Гарри уверен, что после сегодняшней пьянки завтра у него нечем будет заправить машину.
- Есть хорошая идея! До которого времени вы свободны? - вдруг спросил мистер Айк.
- До восьми часов вечера, - ответил я, - потом вахта.
- Значит в нашем распоряжении три часа, успеем. Я еду сейчас в резервацию аборигенов. Приглашаю вас с собой. Хотите побывать в племени коренных австралийцев, увидеть, как они живут, рассмотреть вблизи огромных кенгуру, потрогать плюшевую коалу? Так что поехали, не пожалеете.
- Хорошо, мы согласны. Только ровно в двадцать ноль-ноль мы должны быть на судне.
    Рассчитавшись с официанткой, мы покинули бар. Гарри провёл нас к джипу «Судзуки», и мы расположились в машине. Заревел мотор, и машина резво покатила по городу. Удобно разместившись на заднем сиденье возле окошка, я любовался городом. Кэрнс – небольшой городок с малоэтажной застройкой. Самая главная достопримечательность - это его набережная, вдоль которой тянутся многочисленные кафе, рестораны, магазинчики, отели.
- Не много ли развлечений для такого маленького города? – спросил я Гарри.
- О, приезжайте сюда в курортный сезон, здесь столько много туристов, что этих заведений становится мало, - ответил он.
    Вдруг мы подвернули к какому-то зданию похожему на склад. Гарри попросил нас подождать немножко. Спустя пару минут он вернулся с коробкой пива.
- Что это? – спросил я.
- Подарок вождю. К нему нельзя приезжать с пустыми руками. А это пиво он очень любит.
    И мы поехали дальше. Город уже закончился, начался дремучий лес. Ехали мы по просёлочной дороге, но ощущение было будто по асфальтированной. Откуда ни возьмись на дорогу выскочил здоровый кенгуру и бежит впереди нас. Гарри посигналил ему, но животное не обращало на сигнал никакого внимания. Вскоре их появилась целая стая. Прыгуны они отличные. Несмотря на то, что джип Гарри мчался довольно быстро, они всё равно были на приличном расстоянии впереди нас. Опасность состояла в том, что иногда они замедляли темп и поворачивали свои любопытные мордочки, чтобы посмотреть на нас. Устав сигналить, Гарри начал мигать фарами. Наконец-то, стая кенгуру расступилась, одна часть прыгунов ушла влево, а другая вправо, и мы спокойно проехали мимо них. Совсем скоро лес поредел, и появилась просторная цветущая поляна. Вы только посмотрите, там тоже есть кенгуру! В отличие от предыдущих своих собратьев, они просто стояли на поляне, жуя траву, и провожали нас любопытным взглядом. Мне показалось, что в Австралии кенгуру больше, чем людей. Оставив поляну с кенгуру позади, мы снова въехали в густой темный лес. И спустя несколько минут, очутились в резервации. Гарри подъехал к одной из хибар, оттуда вышел раскрашенный белой краской старик. Гарри протянул ему руку. После рукопожатия они потёрлись лбами. Мы медленно по одному вышли из машины и также поздоровались с вождём. Он каждому из нас пожал руки и прикоснулся лбом к нашим лбам. В это время Гарри представил нас ему, а его нам. Но его имя я не запомнил, поэтому обращался к старику просто «Лидер» (вождь), уж это легко запомнить.
     Затем Гарри достал из багажника ящик с пивом и передал старику. Он обрадовался и понёс его в свою хибару. Вскоре нас обступили ребятишки и воины с длинными копьями. Эти аборигены были невысокого роста, но мускулистые. Кожа почти чёрная. У них растрепанные курчавые волосы. На лице сильно бросается в глаза их широкий нос. Все были нагишом, только на бёдрах болтались повязки из листьев и веток. Женщины стояли в сторонке и не смели приблизиться к нам. Парни постарше, воины, разукрашены самыми разнообразными узорами. Замысловатые линии пересекали всё лицо сверху вниз, а на щеках, лбу и груди нанесены ровные круги. Старики тоже были разрисованы, как и молодые, а вот женщины нет.
     Пока Гарри разговаривал с вождём, мы наблюдали за аборигенами. Они все разошлись по своим местам и не обращали на нас никакого внимания, занимаясь своими бытовыми делами. Жили они в хижинах  из тростника. Конусообразные крыши уложены из пальмовых веток. Дверей нет, а вход прикрыт какой-то дерюжкой. Затем Гарри провёл нас на поляну, где воины племени соревновались между собой. На другом краю поляны на высоких шестах возвышались чучела связанные из соломы и травы. Воины метали в них копья. Что удивительно, копья они бросали при помощи дополнительных двухметровых палок, которыми пользовались, как рычагом. Их копья летели ровно и точно вонзались в цель, то есть в чучело. Я был поражён их сноровкой и ловкостью. Мне кажется, я никогда бы не смог бросить такое копьё при помощи рычага. Метание копья длилось около получаса, затем пошла стрельба из лука. Это состязание получалось тоже неплохо. Было видно, что эти ребята оттачивают своё охотничье мастерство с рождения.
     Вдоволь налюбовавшись на молодых крепких и ловких аборигенов, мы вернулись в деревню. Пришла пора прощаться. Мы поблагодарили вождя за тёплый приём. Радостно помахали рукой аборигенам. Вся деревня вышла нас провожать. В этот момент в деревню пришли ещё воины. Они возвратились с охоты и поймали двух крокодилов. Два молодых человека с торжественным видом шли впереди, а за ними куча аборигенов тащила крокодилов. Жители деревни встретили их радостными криками. Жаль, что у нас так мало времени, я  бы с большим удовольствием остался здесь подольше. Но пора на пароход, скоро заступать на вахту нам всем. На Анатолия детишки прицепили коалу. «Плюшевый мишка» комфортно себя чувствовал на спине Анатолия, обхватив его передними лапками. Это милое животное пристально уставилось на меня своими маленькими черными глазками. Его мордочка не выражала никаких эмоций. Наверное, ему даже нравилось, что с ним играются как с мягкой игрушкой. Уже вечерело, я помог снять коалу с друга и вернул его мальчишкам.
     Мы быстро загрузились в джип, Гарри посигналил местному населению, а они в ответ помахали нам рукой. Автомобиль мчался по лесу, уже освещая свой путь фарами. Нас снова сопровождала стая кенгуру. Бежали они очень быстро, поэтому мы не сбавляли скорость. Вскоре среди чащи леса появились огни. Это приближался город, переливающийся разноцветными огнями. Выехав к набережной, мы заметили наш «Айхал» мирно покачивающийся на волнах. Он стоял так низко, что трап был установлен на палубу ботдека. В этих широтах приливы и отливы очень большие. Погрузка закончена, но мы всё равно будем ждать прилива, чтобы выйти из порта по полной воде. А это произойдёт только завтра к полудню. Выйдя из джипа, мы предложили австралийскому другу подняться к нам на борт и посмотреть советский корабль изнутри. Но он, с сожалением, отказался. Ему надо было ещё заехать в офис и доложить начальству о своей поездке к аборигенам. Оказывается, он ездил в резервацию к аборигенам не ради развлечения, а по делам. Честно признаться, я не заметил, чтобы Гарри там чем-то занимался, он только болтал с вождём. Может, узнавал всё ли у них в порядке, не обижает ли их кто. Мы горячо попрощались с Гарри, поблагодарили его за чудесную экскурсию и проводили его до машины. Его джип, моргнув фарами, умчался вдаль, а мы разошлись по своим каютам готовиться к вахте.
    Ночью что-то начал плохо работать кондиционер, мне пришлось открыть иллюминатор и дверь. Как выяснилось, второй механик решил покопаться в нём. Ну и пусть, это его заведывание. Под утро кондиционер заработал со страшной силой, мне пришлось закрыть дверь и иллюминатор. Что там второй сделал? Кондиционер начал работать по-зверски и нагнал холоду как в морозилке. Пришлось искать тёплое одеяло, которым я уже давно не пользовался, и укрываться им.
    Ранним утром после завтрака я заступил на вахту. А в одиннадцать мне дали команду готовить машину. Разрешили провернуть её на воздухе и топливе, что я сразу же и сделал. Доложил, что машина готова и с нетерпением ждал конца вахты. Как только в машину спустился второй механик, я выскочил наверх, чтобы посмотреть отход. Два буксира оттаскивали наше судно от причала. На причале собралась толпа местных жителей полюбоваться на отходящее судно. Среди многих машин я увидел тёмную «Судзуки» мистера Айка. А вот и он стоит чуть поодаль от машины с женой и двумя детьми. Я радостно помахал ему рукой. Гарри помахал мне в ответ. Дали ход и судно начало набирать скорость и уходить в открытое море. Судно шло точно на восток, чтоб выйти из Большого Барьерного рифа и обойти его. Я ещё долго стоял на палубе, любуясь удаляющимся Кэрнсом. Прощай, чудесный город! Прощай, Австралия! Прощай, неведомая южная земля – terra australis incognita!
http://proza.ru/2021/02/27/2019


Рецензии
Какое великолепное путешествие я совершил! Читал рассказ, а по ходу дела открыл карты и рассматривал города о которых читал. Два дня я наслаждался этим путешествием. Оказывается я понятия не имел об Австралии, кроме Сиднея я и не слышал о других городах. Какая там красивая природа, какие ухоженные города, что захотелось побывать там.

Муса Галимов   07.06.2022 22:51     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Муса. Очень рада, что Вам понравилось. Значит мне удалось передать дух Австралии, и я старалась не зря. Сейчас мы можем только так попасть на этот далекий континент.
С наилучшими пожеланиями,
Марина

Марина Сотник   08.06.2022 18:04   Заявить о нарушении