Портрет обиняками О Панкине

Портрет обиняками( о Панкине)
«Только  и знаешь что куришь»!  Многие стихи  Панкина яркий  образец  стиля, когда автор говорит о  себе, но не от первого, а  от второго лица, будто обращаясь к собоседнику. Откуда тогда ощущене, что онговорит  осебе? Слишком  много деталей, которые известны тоько одному герою – а лирический герой одинок. И сним рядом нет  никого. Этим приемом авор дбивается отстранения, исчезая из поля  зрения читателя. Этот приер не единвенный. Есть и  другие -  «Какой-то ты пингвин придурочный», «Разбужен будешь уханьем совы».
От стихов, обращенных к себе очень отличаются те. котрык впрямь оращены к сбесежднику(собеседнице) – «Я тебя забыл, я тебя не помню». Как правило  это более лиричские высказывания. даже если поданы иронически.
Ирония это тоже спспб отстраниться,уйти втень, но при этом дать себе волю. Такое описание  себя придает стихам обьем, выразительность   и яркость. Но вернемся в стихам-пртретам:
«На четыре тугих оборота
запирается прочная дверь.
ты готовил себя для полёта,
вот и нечего медлить теперь».
Медленно читая  этот  стих, мы все арвно не догадаемся, куда нужно прыгвть –в о кно либо в люк самолета, но  строки власн берут над нами верх и заражают непонятной  тревогой.
Панкин мастер точных формулировк.Его стихт как правило коротки. Но высказывание исчерпывающе. Интресен еще такой  пример  автопортрета.:

« Разбужен будешь уханьем совы,
Едва луна покажется над лесом.
Где тёмное за тёмным интересом
И ропот растревоженной листвы.

Не прозевай посланца от братвы.
Аркан его чреват фатальным стрессом.
Следи, чтоб тень его за дальним креслом
Однажды не возникла. Тетивы

Бодрящий зов услышишь, и покеда.
Оставив тела грузную колоду,
Легко вспорхнёт и отлетит душа.

Едва касаясь тонкого эфира,
Вернётся навсегда в истоки мира.
А ты лежи где умер, не мешай».

Какова обреченность. Хотя речь о недлеко будущнм. огда душа окинет тело.Только страно присутствие  слова  «Покеда», оно настолько грубо ипросторечно, что трчит ка палка из забора.
Почему не  покуда? и не любой другй вариант,  коль уж  строка не   связана рифмой сдругими?

Нетипично для  автра стихотворение «Я сижу на игле. Вижу сон». Исполнено  от первоглица.
Любопытно и остроумно само  построение  текста –во сне это наколотое на  ишлу сущетво влражае себя  человеком.
Поскольку речь идет чаще всг о мрачных предствуствиях, о констатации конца, читатель может догадываться.что перед ним довольно трагическая  фигура. Но стихотврная  форма так безупречна и легка  для  всприятия, что тексты читаются  быстро и лирческий  герой в  итоге оказывается близок,довльно умен и деликатен. А ведь ничего  себе и не говорил.
Стихи  Панкина  чужды всякого пафоса. Он умеет говоритьо важных вещах  без  позы.
«играй гармонь. беснуясь что есть силы,
педальный конь растопчет всё, что было
святым, а что окажется забытым,
то конь в пальто добьёт своим копытом».
Лиический герй как  читатель уже убедился. овольно тонкая личность.Пэтому переход автра на  мат выглядит кривлянием («имя твоё как шёлк, губы твои горьки»)
В довльно  аскетичном портрете лиргероя попадаются  неожиданные ноты.
«Стоит на тебя засмотреться,
Как ты тут же спрашиваешь, улыбаясь:
«О чём ты думаешь?»
Смтрит, улыбаяь – и она еще  спрашивает. Да он ко вему и рмантик, что-ли?
Типичнейшая  картина:
«вечером выйдешь глянешь на фонари
фары автомобилей чужие окна
сделаешь круг по площади шасть к двери
чтобы на боковую в двенадцать ровно

день как положено занят уже с утра
радостные коллеги планёрки встречи
проекты авралы прочая мишура
полная выкладка чтобы подумать нечем

новой реальности новая суета
как там начни сначала и всё такое
жаль что для этого чистого нет листа
под рукою»

Получаем портрет слвременника, затятого буднми – чемне офисный планктон? Н и тут он не раб. Чистый лист ему нужен не  для  работы. Поэт  же.


Рецензии