А что - дальше?

Весной 1984 года начальник отдела кадров Барановичской городской больницы предложила мне «горящую путёвку» на курсы усовершенствования врачей в город Харьков. Крайней необходимости в прохождении переподготовки именно сейчас не было: у меня в запасе был ещё год.

 Полуторамесячный цикл, не помню точного его названия, был посвящён избранным вопросам профессиональной патологии у работников горнодобывающей промышленности; тематика переподготовки не имела прямого отношения к промышленности Белорусской ССР.
 
Однако, время учёбы – апрель-май! Семья сестры Марии, проживавшая в то время в Харькове, втором по численности населения городе Украины, настоятельно звала в гости!

Чаша весов склонилась в пользу поездки.
 
На первом занятии, по сложившейся на курсах повышения квалификации традиции, курсанты рассказывали о себе: месте работы и врачебном стаже, занимаемой должности, времени прохождения предыдущей переподготовки.

 Подошёл мой черёд. Профессор, руководитель кафедры, выслушав меня, корректно уточнила:

— Заведующий терапевтическим отделением поликлиники? Вы уверены, коллега, что, полученные у нас знания пригодятся Вам в работе?
 
В душе я была согласна с руководителем кафедры: доля горнодобывающей промышленности в производственной структуре Белоруссии – около одного процента. Но, отступать было некуда: признание нецелевого направления на курсы грозило мне возвратом в родную Белоруссию с последующими разбирательствами и поисками «виновных».

Призвав на помощь своё сомнительное актерское мастерство, с непоколебимой уверенностью, я ответила:

— Да, Валентина Васильевна (имя-отчество – изменены), я убеждена, что полученные на кафедре знания, будут востребованы. Не может быть у врача лишних навыков и умений! – с пафосом завершила я, «идеологически выверенную», речь.

Слушатели курсов настороженно посмотрели на меня: только такой, убеждённой «зубрилки», не хватало в коллективе, настроенном не на учёбу, а на полуторамесячный отдых!

На следующий день, между прочим, я рассказала соседке по аудитории эпизод из своей институтской жизни – нанесении недолговечной «татуировки», физических формул процесса расщепления ядра атома, на кожу бедра студентки (рассказ автора «Байни белорусской Карелии»). Завершая повествование, заговорщицки добавила:

— Надеюсь, Света, разговор останется между нами?

— Да, конечно! – ответила моя собеседница.

В течение последующих трёх дней коллеги исключили меня из числа «ботаников»: сработало правило – «никому не говори!»

Напрасно на первом занятии я произносила патетические речи о «лишних» знаниях: подготовка по профессиональной патологии мне, действительно, пригодилась в работе.

Заместителю главного врача по медико-социальной экспертизе приходилось решать вопросы трудоспособности бывших горнорабочих – белорусов, в своё время уехавших на заработки в Россию и Украину. По выходе на заслуженный отдых, шахтёры возвращались в Белоруссию, привозя с собой, помимо высокой пенсии, профессиональные заболевания, не «распознанные» медиками по месту вредной и опасной работы.
 
В начале девяностых годов, уже после распада Советского Союза, на осмотр врачебно-консультационной комиссии, был представлен шестидесятилетний мужчина, работавший сторожем. Врач-хирург поликлиники затруднялся в постановке диагноза у человека, не занятого тяжёлым физическим трудом. Ломота в мышцах и суставах, снижение чувствительности кончиков пальцев рук и ног, непродолжительное их онемение – основные жалобы «неясного» пациента, Ивана Степановича.

 Сергею Петровичу Боткину, русскому врачу-терапевту, лейб-медику, профессору Имперской Медико-хирургической академии, принадлежит широко известная в медицине, фраза: «Тщательно собранный анамнез – девяносто процентов диагноза больного». При её цитировании меняются только проценты – от пятидесяти до девяноста, суть же – остаётся неизменной.

Анамнез (от греческого – воспоминание) – совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого или знающих его лиц. Врач выясняет историю заболевания, условия жизни и работы больного, перенесённые заболевания.

При опросе Ивана Степановича удалось выяснить, что более двадцати лет, он отработал проходчиком на шахте в Донбассе – историческом, культурном и экономическом регионе на востоке Украины. Основные орудия производства горнорабочего – отбойный молоток и перфоратор.
 
Заработав хорошую, по тем временам, пенсию – сто двадцать рублей, Иван Степанович, примерно десять лет назад, возвратился в Белоруссию. Не привыкший к безделью, мужчина устроился на работу сторожем.

— Не сидеть же, сложа руки, на этих этажах! – пояснил он членам комиссии, своё решение.

 При осмотре пациента я обратила внимание на тремор (непроизвольные ритмичные колебательные движения) век и дрожание пальцев рук в вытянутом положении.

— Совсем недавно я об этих симптомах читала, только – где? – подумала я.

Услужливая память воспроизвела в мыслях голубую, двухкопеечную школьную тетрадку в линейку, хранившуюся в объёмной папке из искусственной кожи. В неё, после окончания цикла переподготовки, я складывала конспекты лекций; в «доинтернетовские» времена из них можно было почерпнуть современное (на тот момент) видение, возникновения и лечения болезни.
 
На титульном листе школьной тетради моим почерком было написано:

 Украинский институт усовершенствования врачей
Город Харьков
Кафедра профессиональной патологии
Реферат
Вибрационная болезнь
Фурс Нелли Гавриловна
12 мая 1984 года

На последней странице тетради – рецензия преподавателя кафедры, оценка – «отлично» и подпись рецензента.
 
— Та-а-к, значит, у нашего пациента, много лет работавшего проходчиком – вибрационная болезнь! – осенило меня.

Уточнив кое-какие детали, отправила Ивана Степановича на дополнительные виды обследований. Сама, тем временем, пошла за советом к старшему товарищу, моему предшественнику, Лабковичу Геннадию Ивановичу, заместителю главного врача по амбулаторно-поликлиническому разделу работы. Имевший большой стаж эксперта, он никогда не отказывал в консультативной помощи своей преемнице.
 
Втайне гордясь своими «глубокими» знаниями вопросов профессиональной патологии, рассказала коллеге о необычном пациенте, заключив сообщение объявлением диагноза:

— У него – вибрационная болезнь!

Геннадий Иванович подивился моей категоричности и уточнил:

— Вы – уверены?

— Да, я не сомневаюсь! Анамнез, жалобы, клинические данные – всё говорит в пользу профессионального заболевания! – высказалась я.
 
— Пожалуй, я соглашусь с Вами, – произнёс сослуживец и, сразу же, перешёл к обсуждению вопросов лечения.
 
— А решение социальных вопросов: направление в Республиканский центр профпатологии и аллергологии для установления профессионального заболевания? Признания инвалидом или, хотя бы, определения процентов утраты трудоспособности? – недоуменно спросила я.
 
— Для – чего? – невозмутимо уточнил Геннадий Иванович.

— Как – для чего?! Для – льгот! – с досадой на «непонятливость» старшего коллеги, проговорила я.

— Так Вы, Нелли Гавриловна, по-прежнему живёте в Советском Союзе? – осторожно поинтересовался Геннадий Иванович.

— Причём здесь – Советский Союз? Я же говорю о конкретном человеке! – не понимала я вопроса заместителя главного врача.

Пришлось Геннадию Ивановичу, государственному человеку, депутату городского Совета, проводить «ликбез» мне, «рождённой в СССР»:

— Хорошо. Допустим, направите Вы пенсионера в Минск, там ему подтвердят Ваш предварительный диагноз и связь заболевания с профессиональной деятельностью, выдадут соответствующее заключение. А что – дальше?

— Как обычно – перешлём документы по прежнему месту работы больного! – мыслила я категориями недалёкого советского прошлого.
 
— Куда – в Украину? Я отчётливо представляю себе судьбу этого заключения в независимой (слово – «незалежна» тогда ещё не было на слуху) стране! – продолжал наставлять меня Геннадий Иванович.
 
Я приняла аргументы коллеги. Во второй визит Ивана Степановича я рассказала ему о предполагаемом диагнозе и возможных вариантах развития событий при положительном решении вопроса.
 
— Куда документы надо будет посылать? На шахту, в Украину? – уточнил пациент.

— Да, по месту Вашей прежней работы, – подтвердила я.

— Как я пошлю, так и меня «пошлют»! В последние шесть-семь лет работы проходчиком, я много раз обращался к местным врачам. Они таких болезней, как Вы сейчас сказали, не знают. Всё повторяли: «Что же ты хочешь, работа у тебя тяжёлая, устаёшь! Зарплата-то твоя – ого-го!» – эмоционально высказался мужчина. И огорчённо добавил:

— Даже работающие шахтёры там никому не были нужны, а пенсионеры – тем более!

– И, что будем делать, Иван Степанович? – поинтересовалась я.
 
— Будем лечиться, доктор! – фактически продублировал пациент решение моего коллеги, Лабковича Геннадия Ивановича, в очередной раз, подтвердив различия в женской и мужской логике.
 
 В дальнейшей своей практике, заподозрив у пациента одно из основных видов профессиональных заболеваний горнорабочих – вибрационную болезнь или пневмокониоз (от лат. – pneum – лёгкие и konia – пыль), полученных за пределами Беларуси, я отказывалась от идеи, докопаться до первопричины болезни.

Дальнейшее развитие событий в стране-соседке подтвердило продуманность таких индифферентных, «неврачебных», решений.

 За короткий период независимости Украины была практически ликвидирована, созданная в советское время и эффективно функционировавшая, система организации оказания медицинской помощи населению страны.

 Начинался развал налаженного порядка охраны здоровья жителей страны, казалось бы, с малого: игнорирования или несоблюдения, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения, календаря прививок для предупреждения инфекционных заболеваний*.

События текущего года – непринятие руководством Украины, в угоду политической конъюнктуре, действенных мер для борьбы с эпидемией коронавируса в стране, воспроизводят в памяти вопрос тридцатилетней давности, адресованный мне коллегой-экспертом:

— А что – дальше?**

*Всего с лета 2017 по август 2019 года, корью в Украине заболели более ста пятнадцати тысяч человек, из них – сорок один человек умер. Эффективность вакцинации против кори – девяносто семь процентов. На сегодняшний день Украина – единственная страна в Европе, не начавшая иммунизацию населения против COVID-19.

**Численность населения Украины в 1991 году – почти пятьдесят два миллиона; в 2020 году – около сорока двух миллионов человек. Общее число трудовых мигрантов с Украины оценивается в четыре с половиной миллиона; население Крыма и Севастополя – чуть более двух с половиной миллионов.


Рецензии
Добрый день, уважаемая Нелли! Интересная глава! Конечно, для врача не будет лишними знаниями что-либо узнать новое, ибо, кто знает, с чем придется ему столкнуться в жизни.
Даже если бы шахтеру удалось решить свой вопрос на Украине, то разве он мог получать льготы в Белоруссии? Или это делалось бы через банки или почту?
Оказывается, в Украине плохо идут дела с здравоохранением? Ну, как же - Россия в этом виновата, ни как иначе.
С уважением и теплом,


Людмила Каштанова   08.04.2023 05:59     Заявить о нарушении
Доброе утро, уважаемая Людмила!

Искренне благодарю за отзыв!

Полагаю, что последние тридцать-сорок лет руководство Украины в последнюю очередь думает о здоровье народа; по этой причине был прав пациент, отказавшийся "добиваться правды".

А что Россия во всём "виновата", не вызывает сомнений: не надо было создавать "вильну и нэзалэжну" Украину...

С горькой иронией.

Нелли Фурс   08.04.2023 09:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.