Мэри Арнольд

Решил дать себе короткий отдых с историей Российского военно-морского флота в девятнадцатом веке и стал копаться в своём архиве. Многое забывается, и давным-давно записанное вдруг кажется чем-то новым.

Меня всегда привлекали женщины и море. Море непредсказуемо, опасно, полно приключений, и женщины, должен признаться, тоже бывают опасными приключениями. Но эта не история о знаменитых ирландских дамах-пиратах - она вполне мирная.

29 декабря 1839 года в лондонской газете «Charter» опубликовали письмо капитана Роберта Смолла, датированное 20-м октября 1839 года и отправленное с мыса Доброй Надежды из Кейптауна.

Это письмо капитан Смолл отправил в редакцию со скоростным почтовым пароходом. Когда я прочитал это письмо и стал искать подтверждение изложенного в нём, то обнаружил, что капитан разослал его по редакциям нескольких изданий.

Видимо, он рассчитывал  от каждого издания получить гонорар. В письме говорилось, что на трёхмачтовом грузопассажирском судне, следовавшем из Англии в Индию,  один из юнг оказался девушкой.

Он писал, что это может подтвердить капитан судна «East Indies» Скотт  и что теперь эта пятнадцатилетняя особа по имени Мэри Энн Арнольд следует на их судне из Калькутты в Лондон.

Она развлекала пассажиров рассказами о штормах, далеких странах и тяжелой жизни на море, которую испытала, находясь в море на корабле в мужской одежде в течение нескольких лет.

Мэри рассказала пассажирам и офицерам судна, что её отец был военно-морским офицером, служил на кораблях «Ganges» и «Prince Regent». За распутный образ жизни и недисциплинированность его уволили со службы, и он с семьёй поселился в Ширнессе.

Там отставной флотский лейтенант продолжал вести себя так, как привык. В результате оказался без работы, заболел. Его как бывшего офицера, поместили в  Гринвичский госпиталь, где он и умер в отделении для умалишённых. Жена и четверо детей остались без средств существования.

Вдова нанялась работать к фермеру и каким-то образом сводила концы с концами, но в 1835 году не выдержала изнурительной работы, заболела и умерла. Мэри было десять лет, когда это случилось.

Два её старших несовершеннолетних брата нанялись юнгами на корабли.  Мэри осталась с полуторагодовалой сестрой.  Сначала десятилетняя девочка работала у фермера, нанималась к разным людям выполнять мелкую работу - что-то вроде девочки на побегушках.

Заработанные деньги уходили на еду и людям, которые согласились присматривать за полуторагодовалой сестрой. Затем она устроилась работать на канатной фабрике, детский труд тогда широко использовался в Англии, даже на шахтах.

В неделю ей платили два шиллинга и шесть пенсов. Фабрика находилась недалеко от устья Темзы. В гавани она познакомилась с мальчишками её возраста, которые  нанимались на корабли.

Мэри поразило, что с мальчиками на кораблях обращались лучше, чем с ней на фабрике и на ферме, они лучше питались и им платили больше, чем ей.

Она попросила куртку, брюки и рубашку у знакомого мальчика, сказав, что хочет подурачиться, и с тем отправилась в гавань, где нанялась юнгой к капитану угольной баржи «Williams».

За два года на барже сменилось шесть капитанов, но все к ней относились очень хорошо, она не отказывалась ни от какой работы, убирала каюту капитана, помогала корабельному повару, выполняла разные поручения. Никому из них не приходило в голову, что это девочка.

Седьмому капитану юнга не понравился, как и он Мэри, она ушла с баржи и 22 октября 1838 года нанялась в Шилдсе юнгой на бриг «Annie», совершавшего рейсы между Лондоном и Квебеком. Во время последнего рейса бриг весной 1839 года потерпел крушение в сильнейший шторм и затонул в Блейкни.

Но вся команда спаслась. После многих трудностей и приключений Мэри вернулась в Шилдс. Там она нанялась юнгой сначала на судно «Choice», а затем на корабль, принадлежавший Восточно-индийской компании.

Мэри была крепким и активным подростком. Охотно бралась за работу матросов. Она поразила капитана тем, что во время сильного шторма в Бискайском заливе не побоялась брать рифы на самом верхнем парусе.

Когда переходили экватор, то устроили обычную церемонию, которая проходила совсем не так, как на современных круизных лайнерах, а с грубыми шутками, окунанием в воду и прочим. Вот во время этой церемонии некоторые матросы заподозрили, что юнга не мальчик, а девушка.

Доложили капитану, и тот приказал корабельному хирургу проверить. 20-го сентября 1839 года врач доложил, что действительно, корабельный юнга – это девушка. У пассажиров попросили женскую одежду, собрали комплект, и капитан приказал Мэри переодеться.

Когда её увидели в женской одежде, то юнга оказался очень симпатичной девушкой. Ей исполнилось пятнадцать лет. Растроганные пассажирки дали ей много подарков. По прибытии в Индию капитан позаботился снабдить её деньгами и договорился об отправке Мэри в Англию.

В Англии она узнала, что оба её брата плавают на кораблях, один уже стал боцманом, а второй – плотником. О младшей сестре я не нашёл никаких упоминаний. Последнее, что мне удалось узнать о Мэри, - это статья в газете «Weekly Dispatch» за 1840 год.

Там написано, что летом 1840 года Мэри обратились к помощнику лорда-мэра, чтобы получить финансовую помощь. Мэри Энн рассказала помощнику о своей жизни и заявила, что она хотела бы вскоре снова уехать в Индию.

Она планировала оказывать профессиональную помощь пассажирам-женщинам, путешествовавшим на судах Ост-Индской компании. Поскольку девушка никогда не болела морской болезнью при любой качке и хорошо знала жизнь на кораблях и обычаи моряков, то могла бы обеспечить себе достойный заработок.

Ей дали немного денег, и она попрощалась с помощником мэра, сделав неуклюжий реверанс.

Больше мне ничего не удалось узнать об этой предприимчивой и смелой англичанке.


Рецензии
Спасибо, Владимир, прочитал, как всегда с интересом...

Хамзат Фаргиев   28.07.2023 20:31     Заявить о нарушении
Значит, я не зря старался. Спасибо!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.07.2023 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.