Об отрицании Холокоста

Проблема отрицания Холокоста вновь всплыла в связи с увольнением петербургского профессора Владимира Матвеева, посмевшего публично отрицать Холокост. Высказался по этому поводу.

Я категорически против судебного преследования или ограничений в профессиональной деятельности кого-либо "за отрицание Холокоста" по той же причине, по которой я против таких мер по отношению к людям, являющимся сторонниками теории плоской Земли. Допустим, профессор на географическом факультете МГУ является сторонником этой теории. Что с ним делать? Скорее всего, его уволят, но не за покушение на святое, а за несоответствие критериям, необходимым для включения в сообщество ученых, то есть тенденциозное отрицание установленных фактов, не соответствующих концепции. Так должно быть и с Холокостом. Факт массового уничтожения нацистами евреев по национальному признаку невозможно отрицать, оставаясь в рамках научного метода и не отбрасывая огромный массив фактической информации без удовлетворительных объяснений.

Допустим, конкретный антисемит оскорбил конкретного еврея словами "Холокоста не было, а если Гитлер вас убивал, то он правильно делал". Оскорбленный имеет полное право обратиться в суд с иском о защите своей чести и достоинства либо разобраться с обидчиком наедине без привлечения к процессу третьих лиц, как это практиковали в прошлом люди чести. Не более того.

Сторонники судебного преследования за отрицание Холокоста как правило имеют не самые чистые намерения и отстаивают не сам факт массового уничтожения нацистами евреев по национальному признаку, а те или иные частные трактовки, спорные а иногда просто неверные, и делается это не из любви к истине, а часто вопреки ей. Например, акцент на применении газовых камер ложен, потому что большинство евреев было уничтожено не в газовых камерах. Утверждение, что "всех евреев ждала одинаковая судьба", тоже ложно, потому что детей евреев на оккупированных советских территориях нацисты убивали наравне с евреями, а в самой Германии не только не убивали, но и давали им возможность служить в Вермахте. Именно они, а также внуки евреев, вообще никак не преследовавшиеся и страдавшие только от возможных проблем в случае желания быть зачисленными в войска СС, составили так называемые "150 тысяч еврейских солдат Гитлера", на которых любят ссылаться антисемиты.

Искажений и замалчиваний в теме Холокоста было два, причем первое идет с Запада, а второе с Востока.

1. На Западе в период Холодной войны пытались замазать и скрыть тот факт, что нацисты уничтожали евреев на оккупированных территориях СССР не просто "как евреев", а как предполагаемую основную базу коммунистической власти. Поэтому скрывался и замалчивался тот факт, что большинство погибших евреев погибли на "восточных территориях".

2. В СССР пытались доказать, что нацисты в равной степени уничтожали все народы СССР, не делая ни для кого исключений. О причинах этого поговорим позже, но отметим, что чуть ли не главную роль в проталкивании этого утверждения в прессу и официальную пропаганду сыграл публицист Илья Эренбург. Так что претензии, если таковые у кого-то есть, следует адресовать ему.

Почти 10 лет назад я поставил на сайт "Левый либеральный Израиль" свой материал "Холокост и жилищный вопрос", который имеет смысл актуализировать и спасти от гибели в виртуальных архивах. Он как раз посвящен искажениям истины в вопросе о Холокосте, и в первую очередь тому, почему в СССР настаивали на том, что "нацисты в равной степени уничтожали всех советских людей".

-----

Холокост и жилищный вопрос.

24 сентября 1941 года спецгруппы НКВД взорвали весь центр оккупированного немцами Киева. В результате взрывов и последующих за ними пожаров без крова осталось 50 тысяч человек. 27-28 сентября по городу были развешаны объявления, начинающиеся словами «Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября на угол улиц Мельниковской и Доктеривской. Все должны взять с собой документы, деньги, белье и другие ценные вещи. Кто не подчинится этому распоряжению, будет расстрелян. Кто займет еврейские квартиры или разграбит предметы в этих квартирах, будет расстрелян».

Что произошло после этого, известно. Хуже известно то, что произошло потом. А произошло вот что. Киевляне, оставшиеся без крова после взрывов и пожаров, были централизованно, на основании ордеров, выписанных домоуправлениями, вселены в освободившиеся квартиры. В результате бездомных в Киеве не осталось. Вот выписка из немецкого отчета:

«Нехватка жилья, особенно в Киеве, в результате обширных пожаров и взрывов была ощутимой, но после очищения от евреев ее удалось устранить благодаря вселению в освободившиеся квартиры… 29 и 30 сентября спецобработан 31771 еврей».

После освобождения Киева в ноябре 1943 года эти квартиры остались в распоряжении тех, кто вселился в них в 1941-м по ордерам домоуправлений. Конечно, если жильцам удалось пережить оккупацию, и их жилье не было разрушено в ходе освобождения Киева.

То же самое происходило и во всех других местах на оккупированной территории. В Ростове на Дону 12 тысяч евреев были расстреляны в Змеиной балке, а их квартиры были централизованно распределены среди других местных жителей, оставшихся без крова. Так же было в Харькове.

Повсеместно ликвидация евреев использовалась немецкой оккупационной властью для решения жилищной проблемы нееврейского населения, потерявшего жилье в ходе войны. Повсеместно после освобождения оккупированных территорий бывшее еврейское жилье осталось закрепленным за теми, кто в него вселился.

Вот пример Давид-Городка в Полесье. Его «книга памяти», в отличие от других, полностью выложена в интернет. История этого городка достаточно характерна для аналогичных населенных пунков на «новой» (присоединенной в 1939 году) территории СССР.

Расположенный в глуши, не на железной или шоссейной дороге, городок поначалу мало интересует немцев. Немцы проходят мимо. Некоторые евреи до их прихода пытаются уйти пешком на восток, но их задерживают на старой границе заградотряды НКВД и отправляют обратно. Город оказывается предоставленным самому себе. Тогда «городчуки», как евреи называли нееврейское население городка, отправляют ходоков к немецкому коменданту Пинска и просят ввести в город немецкие войска, чтобы избавить его от власти ж@дов. Делегация возвращается, удовлетворенная ответом.

Потом по городу распространяются слухи о том, что Красная армия начала контрнаступление против немцев. Испуганные члены делегации бегут обратно в Пинск. Слухи оказываются ложными, и делегация возвращается вместе с немцами. В тот же день «городчуки» проводят митинг в честь «великого исторического дня». Немцы назначают руководителей делегации мэром и начальником полиции.

В начале августа эсэсовцы убивают всех еврейских мужчин. Женщинам и детям приказано покинуть город в течение часа. Они в течение двух недель блуждают по полям, никто их не принимает. За это время еврейские дома частично разобраны на бревна, и имущество в них растащено окрестными крестьянами, частично заняты «городчуками». Через две недели «городчуки» разрешили евреям вернуться, но не в свои бывшие дома, разумеется, а в гетто, созданное на окраине города. Там женщины и дети прожили еще год. В 1942 году они были перевезены в гетто Столина и вскоре уничтожены вместе с этим гетто.

Бывшие еврейские дома так и остались у тех, кто их занял. Советская власть , вернувшаяся в 1944 году, молча согласилась с таким переделом имущества.

Чтобы понять логику событий, стоит вернуться в довоенное время.

Есть очень интересная книжка «Соседи накануне Холокоста», изданная поляком и посвященная взаимоотношениям евреев, нееврейского населения и советской власти на присоединенных в 1939 году территориях в 1939-41 годах. Там показано, что евреи, в отличие от местного населения, восторженно встретили советскую власть и активно сотрудничали с этой властью. Поэтому мнение о том, что советская власть является еврейской, было очень широко распространено еще до немецкой оккупации. После начала оккупации слова «кончилась ваша власть», обращенные к евреям, звучали повсеместно как на «новой», так и на «старой» советской территории. Понятно, что немцы решили воспользоваться этими настроениями и представить себя как власть, ориентированную на интересы коренного населения. Не стоит дискутировать о том, была советская власть еврейской или нет. Важно, что она воспринималась в таком качестве очень многими неевреями повсеместно, от Прибалтики до северного Кавказа.

Перераспределение еврейского имущества после уничтожения евреев повсеместно использовалось немцами в качестве инструмента для обеспечения лояльности местного населения. И это действительно помогло существенно увеличить масштабы коллаборации.

В середине 1943 года Красная армия начала наступление, освобождая оккупированные территории. Сразу возник вопрос: «Что делать, на кого опираться?» Немцы повсеместно вооружали своих сторонников, надеясь на развертывание массовой партизанской войны в тылу Советской армии. Лейтмотивом пропаганды было: «Снова возвращается ж@довская власть, вы должны с ней бороться». Советская власть должна была показать населению освобождаемых территорий, что она является народной, а не «ж@довской». Сталина можно назвать какой угодно сволочью, но действовал он всегда как прагматик. В данном случае тоже. На высшем уровне было принято решение не допустить повторения ситуации 1939-41 годов. С середины 1943 года советский агитпроп начинает замалчивать тему уничтожения евреев, и появляется выражение «мирные советские граждане», украшавшее памятники погибшим на бывших оккупированных территориях вплоть до Перестройки.

Вернувшаяся советская власть всячески показывает, что рядовые граждане не будут наказаны за соучастие в убийстве евреев, и передела имущества не будет. В ответ от местного населения требуется одно - лояльность к новой власти. Репрессиям подвергаются только бывшие руководители оккупационной администрации и некоторые, наиболее отличившиеся полицаи. Всем остальным гарантируется забвение всего, что происходило в 1941-44 годах, в ответ на лояльность. В то же время когда ловят и судят активных противников советской власти, будь то члены УПА или прибалтийские «лесные братья», им припоминают участие в убийствах «мирных советских граждан», и они получают за это по полной программе, вплоть до высшей меры.

Такая тактика оказалось эффективной. Сопротивление советской власти на возвращенной территории оказалось значительно менее мощным, чем рассчитывали нацисты. Советская власть смогла поставить себя в качестве «народной» и обрела массовую опору среди местного нееврейского населения, которой ей не хватало в 1939-41 годах.

В то же время предпринимаются меры, призванные не допустить массового возвращения евреев из армии и из эвакуации на освобожденные территории. Это делается двумя способами. Во-первых, евреев под разными предлогами задерживают в местах эвакуации и не отпускают тех, кто хочет вернуться. Во-вторых, для жителей бывших «новых советских территорий» создается режим максимального благоприятствования при выезде на жительство в Польшу, а оттуда на Запад, в том числе и в Израиль. Власти закрывают глаза на то, что туда же выезжают после эвакуации и многие жители «старых» советских территорий.

В результате в СССР складывается ситуация, просуществовавшая в целом с 1945 по 1990 год, характеризующаяся сознательным умолчанием о Холокосте на бывших оккупированных территориях, в первую очередь относящихся к «новому» СССР. На Западе в то же самое время смещаются акценты по другим причинам, о которых я написал раньше:

"А насчет "отрицания" скажу, что это термин очень широкий, в которое многое намешано, причем НАМЕРЕННО.

Одно дело - циничное, с усмешкой отрицание самого факта геноцида, как у Цунделя и Графа, и совсем другое - споры о частностях, о цифрах, о том, когда и какие газовые камеры функционировали.

Да, они функционировали, но в целом не были основным средством "решения еврейского вопроса". Они были запущены относительно поздно, с 1942 года работали на отработанных газах танковых и тракторных двигателей (Треблинка, Хелмно) и были малоэффективными, а использование "Циклона-Б" началось уже в 1943 году, и реально главную роль он сыграл только в "операции" по уничтожению венгерских евреев в 1944 году.

Кому важно "фиксироваться на газовых камерах" и объявлять сомнение в том, что "шесть миллионов евреев были уничтожены промышленным образом в газовых камерах", актом ревизионизма? Тем, кто в 70-е и 80-е годы пытался замазать тот факт, что основной геноцид происходил на восточных территориях, и что бОльшая часть из шести миллионов была уничтожена там, а не в Освенциме. Этот факт целенаправленно замазывался, как и решающая роль Красной Армии в разгроме нацизма. Те же самые интересанты, которые объявляли решающим событием войны высадку союзников в Нормандии, пробивали уголовную ответственность за отрицание "факта уничтожения шести миллионов евреев в газовых камерах". Только после перестройки на Западе появились публикации о подлинных масштабах и методах геноцида на Украине и в Белоруссии, да и то не в массовых изданиях и не в массовом сознании. Даже сейчас основное, что приходит в голову среднему человеку на Западе при упоминании слова "Холокост" - это Освенцим и газовые камеры.

Жалко, что многие этого не понимают".

Так происходит смещение акцентов с обеих сторон. Только в последние 15-20 лет постепенно удается избавиться от этого смещения акцентов.


Рецензии