Виктория

Ольга ПРИЛУЦКАЯ. Отрывок из документально-художественной повести «Не повернётся время вспять…»
***
Из книги Бориса Хигира «Тайна имени»:
«Человек с именем Валерий ищет женщину духовно богатую, ценит в ней бытовую аккуратность и чистоплотность».

«Виктория Басырова, жена героя моей книги, не из белоручек. Жизнь с детства не баловала её. Отца очень рано не стало. Жили на маленькую зарплату мамы, судебного делопроизводителя. После школы Виктория без сомнений отмела всякую мысль о продолжении учебы — нужно было идти работать. Стала прядильщицей на суконной фабрике. Больше всего на свете любила танцевать и читать книги. Валерий Басыров в 1969 году ворвался в её жизнь вихрем, мощным потоком нового и интересного. Став на долгие годы его жизненной опорой, она и сама тянулась за ним. Женщины часто приносят себя в жертву семье и мужу, даже не задумываясь над этим. Но то, что однажды предначертано Богом, рано или поздно проявляется, несмотря ни на какие жизненные препоны. Виктория Басырова получила образование книжного товароведа в 1986 году, когда уже подросли дочери, и у семьи появился хоть какой-то материальный достаток. Стала работать директором книжного магазина.

Думаю, жизнь вообще у всех похожа на качели. То вверх, то вниз… Редко у кого она идёт просто и прямо вверх. Однажды качели резко и неожиданно оказались внизу и задержались там дольше, чем им полагается. В глазах потемнело… Показалось, что затягивает течением под лёд… Когда-то читала о подобном в повести мужа. И на какой-то момент подумалось, что нет у неё даже тоненькой кромки, за которую могли бы ухватиться вмиг ослабевшие руки. Растерялась… Но за руку взял тот, кто любил её, всегда был верным другом. Как будто передал часть своей силы ей. Наверное, так и было. Потому что подумалось Виктории о том, что  она ещё очень нужна. Нужна многим — её сильному мужу, который всегда казался ей большим ребёнком, старенькой маме, внуку, дочерям. Нельзя сдаваться ударам судьбы, рано! По-иному увиделось небо, иначе, пронзительнее запахли цветы, музыка услышалась так, что затрепетала изболевшаяся душа, слёзы пролились... И вдруг стало светлее. А взгляд случайно, совершенно неожиданно наткнулся на книжечку с вьющимися по белому фону ярко-голубыми цветами, похожими на её собственные глаза. «Китайская живопись: уроки рисунка и живописи». И потянулось её сердце к суми-ё, а руки —  к кисти.

Суми-ё означает — «картина, написанная тушью». Искусство это возникло в Китае около 6000 лет назад. Позднее буддийские монахи завезли живопись тушью в Японию и другие азиатские страны. Суми-ё — это импровизация восприятия. Не стоит пытаться передать то, что вы видите так, как оно выглядит на самом деле. Говорят, чтобы написать тот или иной предмет, нужно самому стать этим предметом. Нужно попытаться ухватить жизненную силу цветка, камня или дерева, которое изображаешь.

Суми-ё имеет в своём корне очень глубокий смысл — посредством невероятно точных, лёгких мазков художник полностью передаёт суть объекта. Например, тело птички рисуется буквально тремя-пятью мазками. А лист и даже стебель бамбука — всего одним мазком. Рука художника должна быть лёгкой и точной, дабы ничто на бумаге не задерживало полёта его мысли. Это искусство основано на вдохновении. Чувство управляет кистью, ведёт её за собой. Каждая картина получается без предварительной подготовки на бумаге, потому что это — работа в сердце и душе человека. Именно поэтому произведения, выполненные в технике суми-ё, очень индивидуальны. Повторить или скопировать картину нельзя, как нельзя дважды сделать одинаковой силы нажим кисти, потому что каждый раз возбуждение руки, получаемое от натянутого нерва, в зависимости от состояния души художника, будет иным.

Испытав однажды сильный душевный стресс, Виктория Басырова решила, что в её картинах всё будет только красивым, дарящим свет и радость. И потому, начав с туши и гуаши, она впоследствии обратилась к прозрачной, нежной, почти невесомой акварели, почувствовав, что её легкость созвучна тому, что хочется испытывать ей самой, дарить людям, чтобы облегчить их жизнь, душевное состояние. И появились на бумаге красота родной природы, которая окружала её в детстве и юности, пейзажи Крыма, ставшего для неё и её семьи второй родиной — безбрежье моря, простор и высь неба, горы, цветы… Обратившись к кисти в зрелом возрасте, в течение года Виктория Басырова достигла такого мастерства, что профессиональные художники не верили в то, что нет у неё специального образования.

Виктория Северьяновна Басырова —  талантливейшая творческая личность. На её счету несколько персональных выставок акварелей. По настроению она сочиняет прекрасные лирические стихи. В последнее время у неё появилось новое увлечение — вышивка бисером и плетение из него, она делает великолепные украшения из камня. Глядя на все эти работы, думаешь об одном — сделано высокопрофессиональным мастером, обладающим изумительно тонким вкусом.

Из книги Бориса Хигира «Тайна имени»:
«Имя Валерий означает одну-единственную любовь и стопроцентную верность. В браке Валерий — убеждённый однолюб. Привязанность Валерия к жене принимает порой чисто физиологический характер, когда он просто не в состоянии ей изменить, не говоря уже о том, что само желание изменить — большая редкость для него».

То, что однолюб, думаю, наверняка о Басырове. Я видела его глаза, когда он рассказывал о жене. Взгляд его туманился от любви и воспоминаний. А 30 августа 2010 года они с Викторией Северьяновной отметили рубиновую свадьбу.
«Всегда любила своего мужа. Теперь — ещё сильнее. Говорят, родные по крови. А он мне родной по духу. Почти сорок лет вместе. По молодости трения были. Казалось, уходит мыслями в свои сюжеты, не обращает внимания. Обижалась. Теперь понимаю его состояние, знаю, что молчун, и не пристаю... Семейное благополучие — это маленький мир. Он мало защищён и требует постоянной поддержки. Тёплый взгляд, ласковое слово, прикосновение… — великая женская мудрость» — это слова Виктории Басыровой о муже. Их я нашла в одной статье прошлых лет о ней.
Да, уходил муж частенько в себя, в мысли и чувства, гнала порой его творческая натура от людей в тишину:

Знаю: снова уйду из дома.
Незаметно за город сбегу.
На поляне под елью знакомой
погрущу на обмякшем снегу.

И объяснял себя так:

Обидеть боюсь нечаянным словом:
а ты осуждаешь молчанье…
Когда говорю —
обижаешься снова.

И стихами просил:

Видишь, как тоскуют снегири,
как деревья тянутся друг к другу…
Говори со мною,
говори!

и

Пылай огнём неповторимым
познанья свет и мудрость бытия.
Как трудно быть твоим любимым
весь день,
весь год,
всю жизнь,
Любовь моя!
   
Не нужно много расспрашивать Валерия Басырова об этом периоде жизни. Стоит только посмотреть на него, задумчиво-просветлённого, в момент воспоминаний и прочесть его стихи того времени. Там всё сказано, все чувства — наизнанку.

Нет ничего молвы быстрее.
Коснулась и меня она —
и наши чувства постарели.
               
                ***
Первая размолвка.
Слёзы.
Обвиненья.
Дробь каблучков обрывается за дверью.
Никогда не уживусь,
наверно,
с ней я.
      
***

Стоим на остановке.
Осень
билеты-листья раздаёт.
В автобус их с собой уносим.


Наверняка, непросто им было поначалу — двум сильным натурам, талантливым и многогранным личностям.

Сегодня я тобой доволен:
собралась и ушла.
Собою нет —
я очень болен.


***

Весенний полдень.
Настежь окна,
                двери.
Жду обновления во всём:
в природе,
            наших отношениях.
Ещё снега лежат кругом,
но за Горынью ропщет гром —
слабеет холода ошейник.
Всё будет хорошо.
                Я в это верю.


***

Я ни о чём не жалею.
Молю Судьбу об одном:
Господи,
сохрани наши чувства,
не дай им сгореть...

Прожить вместе сорок лет, выдержать нелёгкие испытания судьбы помогали любовь и дети.

У Басыровых две дочери — Наира и Валерия. Казалось, совсем недавно был тот день, когда написал молодой отец:

Даже люди глядят приветливей,
     улыбаются просто так.
Всех счастливей, наверно, на свете я:
     дочка сделала первый шаг.
   
 Будто вчера была та история с голубем, которого они с Наирой подобрали на улице, описанная в рассказе «Сплюшка»…

Но уже двое внуков у Виктории и Валерия Басыровых: старшему Артёму девятнадцать лет, младшему Семёну недавно исполнилось пять».

***

Книга «Не повернётся время вспять…» вышла в конце 2011 года. А вскоре, 25 апреля 2012-го, произошло радостное событие — младшая дочь Басыровых Валерия подарила им внучку. На свет появилась маленькая Катя, которую, как сказала мне счастливая бабушка, ждали двадцать лет. Счастье!
Но вновь, вновь качнулись качели…

Мы встретились с Викторией Северьяновной в сентябре 2012 года, на спаде летней изнурительной жары. У меня было четыре часа свободного времени, и мы с ней провели их в разговорах. Собеседник она интересный, тем более что в основном тогда говорили о жизни в Славуте, откуда мы с Басыровым вернулись с его награждения знаком отличия «За заслуги перед славутчанами», где прошла творческая встреча с земляками. Виктория вспоминала родной город, и вдруг, как бы между прочим, произнесла:
— Я, наверное, скоро умру…
— С чего это вдруг?! — я всплеснула руками от столь неожиданного перехода.
— Недавно приснилась себе четырёхлетней…

Я ничего, намекающего на скорый уход, в этом не увидела, объяснила её настроение жарой, которая всех за лето ужасно вымотала, и пригласила к нам на Дон отдохнуть.
В октябре стало известно, что Валерий Басыров вошёл в шорт-лист II Международного конкурса переводов тюркоязычной поэзии «Ак Торна» («Белый журавль») — из 286 участников были определены 35 переводчиков, достойных бороться за награды.  Торжественная церемония награждения победителей должна была пройти в ноябре в Башкирии, в городе Уфе, где и будут названы лауреаты и дипломанты в трёх конкурсных номинациях — «Гражданская лирика», «Любовная лирика», «Философская лирика», — а также обладатель специального приза «За лучший перевод с башкирского языка».

Виктория, стараясь скрывать своё недомогание, и мысли не допускала, что муж не поедет в Уфу. А он сомневался, боялся оставить её одну. Видя, как жена буквально тает на глазах, просил сходить к врачу. «Вот вернёшься с победой, схожу», — отшучивалась Виктория. Она-то знала, что поездка в Башкирию — это не только конкурсная необходимость. Недалеко от Уфы, в Белорецке, Валерия ждала старшая сестра, которую он никогда не видел. Разве что в Славуте, где на творческом вечере-встрече с большого экрана к нему обратилась пожилая  женщина, проговорив: «Здравствуй, незнакомый мой брат! Мы ещё никогда не виделись, и я рада, что представилась возможность с тобой пообщаться. Так долго, надо же, целых шестьдесят пять лет не знать и вдруг обрести нового брата…» Потом её дочь, сидящая рядом, произнесла: «Мы рады вам, ждём в гости, дядя Валера!» Главный редактор нефтекамской газеты «Красное знамя» Людмила Сабитова, несколько лет тому назад разыскавшая в далёком Башкортостане след татарской родни Басырова по линии отца, специально приехала в Украину для того, чтобы передать  этот видеопривет.
 
Валерий Басыров вернулся домой победителем — получил 1 место в номинации «Гражданская лирика». Долгожданная встреча с родственниками состоялась и оставила в сердце радость — его приняли в большую семью отца, признав своим, ведь никто из них не был так похож на деда, как он, когда-то им отвергнутый.
Виктория радовалась за мужа, бодрясь из последних сил. Просила до поры до времени ничего не говорить дочерям, ведь у них в семьях столько забот и без неё — у одной сын первоклассник, у другой совсем ещё маленькая Катюшка. Муж молчал, справлялся с хозяйством, которое до этого как-то незаметно вела Виктория, готовил еду, кормил внука-студента и слепую девяностолетнюю тёщу, не показывая им, как серьёзно обстоят дела… Ночами работал: подготовил к печати альманах «Литэра», редактировал очередной номер журнала «Крым» и «Коран», как всегда ища в нём ответы на свои горькие размышления.
 
Новый 2013 год начался нерадостно. После праздников Виктория, наконец, согласилась пойти к врачу.

Громом среди ясного неба 16 февраля на Фэйсбуке стало обращение симферопольского журналиста Владимира Притулы: «Друзья! Виктория Басырова, самобытная художница и жена известного писателя и книгоиздателя Валерия Магафуровича Басырова перенесла тяжёлую операцию и нуждается в нашей помощи! Валерий Басыров сообщил, что у неё диагностировали рак желудка. После тяжёлой операции желудок отключён, но сознание вернулось. Из реанимации Викторию перевели в хирургическое отделение, кормят через зонд... Каждый час назначают новые препараты... Для лечения нужны значительные средства. Просим откликнуться всех, кто сможет помочь даже минимально: морально, материально или просто перепостить эту информацию».

Горе объединяет людей больше, чем радость. Буквально через десять минут пошли комментарии.

Сафуре Каджаметова (г. Симферополь): Прекрасной души человек, верная спутница жизни Валерия Магафуровича, любящая дочь, заботливая мать и бабушка... Виктория и Валера, держитесь и не сдавайтесь, мы молимся за вас!

Людмила Шерудилло (г. Славута): Друзья дорогие наши, так стукнуло это известие о вас... Знаем о тяготах подобного и надеемся, что Бог милостив, Виктория ДОЛЖНА окрепнуть и победить недуг. Сейчас мы, славутчане, сообща собираем для вас материальную и направляем свою моральную поддержку! Держитесь, Басыровы!!!

Олег Азарьев (г. Симферополь): Валера, я очень сочувствую, только узнал... Я понимаю, что это такое, и как человек, и как врач... Помоги Господь Вашей супруге. Я постараюсь как-то организовать знакомых... Держитесь и молитесь, помимо всего прочего. Бог един для всех, и добрым, порядочным людям он помогает всегда... Я уверен, что Вы и Ваша супруга именно из тех людей...

Очень многие друзья с сайтов «Одноклассники» и «Мой мир», где я бросила клич о помощи, откликнулись на беду Басыровых. Большинство из них знали эту семью только по фото, моей книге и публикациям на сайте издательства «Доля». Вот что написала мне Ольга Рябчун с Ровенской АЭС, которая постеснялась высказать Валерию Басырову слова сочувствия и без подписи отправила ему деньги: «Я знала, что деньги пересылаются без указания отправителя. Да разве в этом дело? Главное, что понемногу, но люди помогают. Ведь не для этого мы друзья в «Одноклассниках», чтоб фотографии разглядывать друг у друга, а чтобы в трудную минуту помочь хоть чем-то. Мир не без добрых людей!». Ольга училась в школе у моих родителей в Горловке, я гордилась своей землячкой…

Многие фотографы, коллеги Басырова по сайту «Фотофорум.ру» искали пути денежных переводов из России в тогда ещё украинский Крым.
Разумеется, я не могу назвать поимённо всех друзей, привести публикации всех тех, кто откликнулся в Интернете. Но народ криком кричал: «Держитесь! Надейтесь! Мы с вами, Басыровы!»

И вот, наконец, выдох — 21 марта Валерий Басыров написал: «Виктории лучше. Начал кормить. Первый раз сегодня сидела на кровати минут пятнадцать».
Мы ликовали!

Сейран Сулейман (Крым): Это даёт надежду на лучшее, будем верить и надеяться, мысленно с вами, держитесь!

Людмила Некрасовская (г. Днепропетровск): Дай-то Бог! Ребята, так держать, не сдаваться!

Ильмира Беленкова (г. Санкт-Петербург), подруга по Фотофоруму: Слава Богу! Горжусь обоими Басыровыми, мысленно с ними!

 Замечательный художник, грузинка Дарико Беридзе из Санкт-Петербурга, которая сама в это время лежала с жесточайшей простудой, всё время находилась со мной на связи, она писала: «Удачи!!! Удачи и ещё раз удачи!!! Держитесь ребята, всё будет хорошо!!!!!»

Павел Кашаев (г. Днепропетровск): Слава Богу! Всегда мысленно с вами!

Муж метался между больницей и аптеками, входя в палату, надевал на лицо улыбку, рассказывал Виктории о том, что ему писали люди, знакомые и незнакомые, как они переживали за неё, как верили в то, что болезнь отступит. Она отвечала, стиснув зубы: «Я не могу их подвести. Надо подниматься!»

В апреле её выписали из больницы домой. Вся большая семья Басыровых собралась в родительском доме, поддерживая друг друга. Приближался первый день рождения внучки, а Виктории становилось всё хуже и хуже. Внешне она уже мало напоминала себя прежнюю, но порой казалась ещё красивее, чем раньше — взгляд стал строже, он излучал какой-то необыкновенный свет в те минуты, когда боль ненадолго затихала, и можно было взять на руки маленькую Катю. Виктория понимала, что уходит. Но и тут она, как всегда, изо всех сил старалась помочь своему мужу, помогала, как могла…

В полдень 13 апреля я написала на сайте издательства «Доля»: «Дорогие друзья! Тяжело быть плохим вестником... 13 апреля 2013 года в 6:15 ушла из жизни Виктория Басырова... Соболезнуем близким. Вечная ей память! Горько и обидно... Бессилие перед смертью... Все слова кажутся сейчас лишними и не такими, какими должны быть в данной ситуации... Держитесь, Басыровы! Вы боролись самоотверженно... Но, выходит, нужно пережить и это. И выстоять!»

На какое-то мгновение всех оглушило это отчаянно горькое известие. Действительно, наступила скорбная минута молчания. Но вскоре вновь пошли публикации поддержки и, увы, соболезнования.

Сейран Сулейман (Крым): Как написал Рефат Шакир-Алиев: «Близкие всегда уходят безвременно»... Выражаю самые глубокие соболезнования. Знаю, как вам тяжело сейчас, держитесь, Валерий Магафурович!

Людмила Некрасовская (г. Днепропетровск): Очень горько! Так хотелось надеяться на лучшее. Валера, искренние соболезнования! Держитесь. Нужно выстоять!

Алевтина Евсюкова (г. Севастополь): Дорогой Валерий Магафурович, скорблю вместе с Вами, ибо мне знакомы чувства потери родного человека. Это крайне тяжёлое испытание, но одновременно и неизбежное. Очень соболезную Вам. Мужайтесь! Это наши судьбы, и они — эти испытания — посланы нам от Бога. С Вами в Ваших чувствах всем сердцем.

Нина Плаксина (Крым): Валерий Магафурович, скорблю и соболезную. В моей памяти — добрая улыбка, внимательные глаза и удивительная любовь к искусству. Передо мною лежит колье, сделанное её ловкими руками. Помню множество картин, Виктория оставила в них часть души своей, в них она осталась с нами. Помню, скорблю вместе с Вами. Сил Вам, здоровья. Крепитесь! Вечная память Виктории...

Анатолий Гендин (Крым): Валерий, невыносимо тяжело терять близких людей. Вместе с ними уходит часть нашей души. Но пока мы остаёмся, мы помним о них, они живут в нашей памяти и продолжают видеть мир нашими глазами, нашими чувствами. Нам остаётся продолжать жить и помнить. Примите мои соболезнования.

Павел и Валентина Кашаевы (г. Днепропетровск):
Дорогой Валерий Магафурович, скорбная весть о Вашей невосполнимой
утрате переполняет душу…

Как больно, что закрыл рассвет
Глаза единственной на свете…
Звезду надежды гасит ветер,
Слова, немея, смотрят вслед
И облетают в час разлуки…
Невыносимо тяжело…
Друзья протягивают руки
Вам, потерявшему крыло.
Мы, обожжёнными сердцами
Скорбим и помним вместе с Вами
ВИКТОРИЮ…

Она ушла, успев отмерять всего-то 62 года жизни, оставив старенькую маму, дочерей и внуков на мужа. Она верила — на него можно смело положиться.

Но вряд ли думалось ей когда-то, что через год Крым станет яблоком раздора между Украиной и Россией, что часть друзей и близких окажется «по другую сторону баррикад». Мужу придётся в короткий срок принять смерть не только её матери, но и зятя, а самое страшное — ранний уход их младшей дочери Валерии. Конечно, Виктория и представить себе не могла, что долгожданная внучка в шесть лет останется круглой сиротой, что дед заменит ей родителей, дав себе, полушутя, установку: «Дожить до свадьбы Катьки!». А рядом будет Наира, с каждым годом всё больше и больше напоминающая её, Викторию. Говорят, чем дольше живёт человек, тем сильнее становится похож он на свою маму...


Рецензии
Ольга Владимировна, очень понравился Ваш рассказ.

Татьяна Шахлевич   13.02.2021 14:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна Николаевна! Извините, только увидела Ваш отзыв.

Ольга Прилуцкая   11.04.2021 23:01   Заявить о нарушении