Преображение мой Фауст

  (романтическая фантазия с метаморфозами и цветами)


 МЕФИСТОФЕЛЬ (появляясь): Ещё один контракт
                Удачно заключён!
Да, молодец я, что ни говори!
Иль не поэт я, не импровизатор,
Фантазии мои границ не знают,
Я в творчестве свободен как никто-
Не то, что люди-
Вся их жизнь, все мысли
Направлены на достиженье благ,
Блеск золота, алмазов их сжигает
И заставляет
Идти на всё:
Обман, убийства, подлость!
Как вы убоги!
Если б знал Всевышний
В каких чудовищ превратятся люди-
Уверен- ни за что бы не вдохнул
В комок из глины
Жар души бессмертной.
Стоп! Я кому всё это говорю?
Здесь нет ведь никого...
                Мой голос – вопиющего в пустыне
                Разносится по всей Вселенной!
                Но!.. Людского уха он ведь не коснётся!
У них же воск в ушах,
И шоры на глазах,
А душ больших совсем чуть-чуть осталось,
Где души были- там теперь душонки
Малюсенькие, грязные и злые…
                Что слышу я?
                «Что б чёрт меня побрал»?
                Ещё одна заблудшая душа
                Зовёт меня на выручку…
                Ну, что ж!
                Я тонущему руку протяну,
                Конечно, помогу…
                Небескорыстно…
                (МЕФИСТОФЕЛЬ  УХОДИТ.)

ФАУСТ (входит один):  Что б чёрт меня побрал!
                Ещё раз солнце, завершая круг,
За горизонт скатилось.
Ночь спустилась. Так  день за днём,
За годом год, за веком век…
Прошли тысячелетья.
И вереница дней моих,
Свой  завершивши бег,
Прервётся для меня однажды,
И в одряхлевшем теле жизнь умрёт -
Она во мне и так  подзадержалась.
А мир  заметит  вряд ли мой  уход,
Он будет так  же и плясать и плакать,
Страдать и радоваться,
Спать и пробуждаться,
Я в никуда  уйду,  забыв всё то,
Что скрупулёзно собирал по крохам.
Ответ так и не найден до сих пор…
А знания все те, что приобрёл,
Ничтожнее песчинки во  вселенной.
Как глуп я был, и полон самомненья,
Заставившим  всю жизнь свою угробить
За грудами  бумаг и свечкой сальной.
Тогда я думал: я-то докопаюсь
До тех источников, откуда жизнь возникла;
Я истину разрою - есть ли Бог,
Или иной толчок был дан рожденью Мира…
Как глуп я был!
Чтоб чёрт меня побрал !

МЕФИСТОФЕЛЬ ( появившись) :
                Ты звал меня ?
                Явился я на зов.
                Знать припекло,
                Меня коль  вспоминаешь.

ФАУСТ :               Я? Звал  тебя? С чего ты взял, юнец?!
                И как ты очутился в доме этом?..
                Дверь на засов я лично закрывал…
                Иль ты через окно проник, воришка?!

МЕФИСТОФЕЛЬ: Мне оскорблений только не хватало!               
                Я вором не был никогда, запомни!
                Ты закрывал,
                Да, видно, не закрыл!
           Дверь нараспашку- вот я и вошел…
           Был жаркий день и горле пересохло…
           Не угостишь вином?
           В долгу я не останусь.   
                Юнцом назвать меня,
                Кто есть ровесник Мира!
                Что ж!
                Комплимент хорош!
                Давно таких
                Не приходилось слышать.
                Зачем позвал?
                Ты взвинчен, как я вижу.
                Причина в чём?
                Могу помочь советом
                И деньгами.
                Давай рассказывай, я слушаю.
                В чём суть?

ФАУСТ :             Ответа на вопрос я  не услышал,
                А только речь пространную….               
                Ты кто?

          МЕФИСТОФЕЛЬ : Что в имени моём тебе?
                И почему уверен ты,
                Что не солгу я,
                Если назовусь?
                Представлюсь Фёдором, Марчелло или Гансом,
                Тебе-то что? Есть разница?
                Какая?

               ФАУСТ:              Ты не отсюда-  это сразу понял…
                Одежда, поведенье…
                Бесцеремонно ты в гостях себя ведешь…

…             МЕФИСТОФЕЛЬ : Нет, что ты! Я сегодня скромен.
                Но это разбирательство оставим….
                Допустим, назовусь я – Мефистофель…
                Слыхал,  быть может?

     ФАУСТ:              Ну, ещё б не  слышать!
                Слыхал, конечно,
                Но признаюсь честно-
                В существование того,
                Кем ты сейчас назвался
                Не очень-то я верил…
                Но, чтоб вот так
                Ко мне явиться во плоти…
                Такое даже не могло присниться!
                Ну что ж, допустим,  я поверил,
                Что Мефистофель ты…
                И что ж ты можешь?               

МЕФИСТОФЕЛЬ : Многое, поверь.
                Я не скажу, что всё,
                Но чтоб осуществить твои желанья,
                Моих силёнок хватит,
                Будь спокоен.
                Так что тебя волнует?
               
ФАУСТ :             Жизнь моя.
                Я весь свой век провёл в исканьях тщетных,
                Как червь, копаясь в книгах,
                С виду - мудрых,
                На деле - не  дающих  мне ответы,
                На те вопросы,
                Что себе я задал.
                Я с жалостью смотрю на жизнь мою…
                Её к закату клонит…
                Что я видел,
                Все дни и ночи с книгами деля?!
                Другая жизнь за окнами течёт.
                Бурлит, купаясь в солнечных лучах…
                Там страсти, муки, взлёты и паденья,
                Рождение и Смерть, добро и зло…
                Всё это где-то там,
                За стенами живёт,
                А здесь лишь спёртый воздух,
                Горы книг, пыль, полумрак,
                И я, один, как перст.

МЕФИСТОФЕЛЬ : Короче, если можно,
                Слишком  длинно.
                Я понял это. Дальше. Ближе к делу.

ФАУСТ :             Сегодня я себя во сне увидел,
                Тем, семнадцатилетним, в цвете сил,
                С моей возлюбленной. Она звалась…
                Она звалась… Не помню…Боже правый!
                Я даже имя той единственной забыл.
                Как  посмеялась надо мной Судьба!
                Оставила портрет, а имя стёрло!
                Я был влюблён, но той любви росток                Сам затоптал, предав тот дар бесценный
                Забвенью, и сменил его
                На океан науки необъятной.
                Проснулся я , и сердце в первый раз
                За много лет щемило необычно.
                Я целый день в томлении провёл,
                Не мог сосредоточиться, мой сон
                Меня преследовал.
                Моё воображенье вновь возвращалось
                В прошлое… Вот месть
                За наши безрассудные поступки,
                Что в юности творили мы без счёта…
                Кошмарней не испытывал я чувства…

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Как долго говоришь ты. Я устал.
                Конец когда-нибудь придёт твоим речам?

ФАУСТ :                Всё это важно!   Потерпи немного.
                И ты услышишь суть.
                Я близок к ней.
                Моё воображенье разыгралось.
                И как-то так случилось- я себя,
                Вернее жизнь свою
                Со стороны увидел
                И ужаснулся…Боже!
                Я ведь нищий!…

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Ах, вот в чём дело!
                Наконец-то! Понял…
                И что ты хочешь?
                Замок до небес?
                Алмазов россыпи?
                А может, самоцветы?
                Рекомендую - золотые слитки-
                Надёжная и твёрдая валюта.

ФАУСТ:                Молчи!
                Меня интересует не богатство
                Роскошных  замков, деньги и почёт!
                Нет! Мефистофель!
                Здесь совсем другое.
                Я жар любви не испытал ни разу,
                Не мучился от ревности, не плакал,
                Страдая от потерянной любви.
                Теперь ты понимаешь? В этом суть!

МЕФИСТОФЕЛЬ:  Я понял это.
                Ну, так что ж ты хочешь?
                Испить всё море чувств,
                Где страсть, любовь и  смерть?

ФАУСТ:                Да! Этого хочу!

МЕФИСТОФЕЛЬ:  Какая плата будет?
                Ты ж понимаешь,
                В меркантильный век
                Работать задарма никто не будет.
                Я в том числе.

ФАУСТ:                Я не  богат, ты видишь.
                Кровать, вот книги…
                Свечи, стол, посуда…-
                Богатство для меня,
                Ну, а тебя
                Всё это вряд ли заинтересует.
                Что хочешь ты?

МЕФИСТОФЕЛЬ:  Хорош  вопрос. По делу.
                Хочу, чтоб душу мне свою ты продал.
                Такая плата будет в самый раз.

ФАУСТ:                Хитёр ты, Мефистофель!

МЕФИСТОФЕЛЬ:  Ты хитрей, однако.
                Жил, жил себе и надо ж! Спохватился!
                «Не так я жил!»… Любви ему подайте!
                Ты тоже, я гляжу, не так-то прост.
                За рухлядь старую
                Другую жизнь торгуешь!
                Я удаляюсь! Будь здоров! Не кашляй!

ФАУСТ:                Постой! Ты слишком круто заломил.
                Я «нет»  ведь не сказал. Остынь немного.
                Подумать надо.

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Ловко! Каково! Он думать будет!
                Сколько? Год? Столетье?
                Мне некогда. Другие ждут дела.

ФАУСТ:                Послушай, Мефистофель!
                Ведь я же продаю не барахло,
                Не дом, не утварь разную, а душу!
                Подумать дай! Не час прошу- минуту!

МЕФИСТОФЕЛЬ:  Минута для меня-
                Непозволительная роскошь!
                Ну, да ладно,
                На 5 секунд согласен…
                Отсчёт пошёл- один… и два… и три…
                Четыре… пять! Каков ответ?

ФАУСТ:                Вот чёрт!

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Прошу не выражаться!
                При мне  подобным образом,
                Ведь ты не на базаре!

ФАУСТ:                Ну,… хорошо… Согласен.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    И отлично.
                Здесь подпишись.
                Не этим!
                Только кровью.

ФАУСТ:                Что за причуды?!

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Здесь свои законы…
                Тут… и вот тут.
                Прекрасно. Всё.
                Контракт наш заключён.

ФАУСТ:                И что же дальше?

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Дальше будет так…
                Ты станешь юным - первое!
                Второе:  Рассудительность, уйди!
                Тебе здесь места нет.
                В груди твоей раздую угли страсти,
                Чтоб душу жёг
                Пожар любви безумной.
                Готов ты?   

ФАУСТ:                Да. Готов.

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Тогда - вперёд!
                ( ФАУСТ ИСЧЕЗАЕТ )
                Подвластно время мне!
                Ты, Фауст, побываешь
                И в разных временах
                И в разных странах.
                Потом, когда-нибудь, поэт напишет
                Об этих похожденьях,
                И писатель
                Расскажет, как легенду, жизнь твою.
                О, Фауст, мозг могучий твой
                Хранит  в себе всю жизнь твою с рожденья
                И горы знаний, тех, что приобрёл.
                Я удалю на время твою память
                И жизнь другую в череп твой впущу.
                Другого человека жизнь войдёт
                В тебя и ты сроднишься с нею.
                Так будешь пребывать,
                Покуда  я,
                Жизнь Фауста тебе не возвращу.
                Но, ставши Фаустом,
                Ты не забудешь жизнь,
                Того, кем был мгновение назад.
                Я, думаю, понятно выражаюсь?
                Итак…
                Куда ж тебя сначала поместить?
                Италия?…Испания?…Россия?…
                А, может быть, в Америку забросить?
                Россия будет пусть.
                Фамилию подыщем позвучнее…
                Ну, скажем… Ленский!
                Мило… Романтично.
                А  имя?…Предположим… Станислав!
                Нет, не годится. Вычурно уж слишком.
                Олег… Иван… Владимир… Александр…
                Вот! Хорошо - Владимир! Решено.
                Пока я рассуждал -  промчался год …
                Там на  Земле иначе время льётся.
                Что там сейчас? Какое время года?
                Весна! Чудесно! Это я люблю-
                Когда цветочки, солнышко и травка.
                Ах, лето красное, любил бы я тебя,
                Когда б не комары, не мухи…
                Ну, да ладно.
                Вот, на ловца, как говорят, и зверь бежит
.
                (ПОЯВЛЯЕТСЯ ФАУСТ)
                Владимир! Здравствуй!
                Вот не ожидал
                Тебя увидеть здесь в уединеньи.
                Ты будто светишься.
                Лишь нимба не хватает,
                Сияешь, словно тульский самовар.
                Чему ты улыбаешься так глупо?

ФАУСТ:                Онегин, друг, не задавай вопросов.
                Прости, Евгений, но оставь меня.
                Прошу, как друга,
                Всё потом узнаешь.

МЕФИСТОФЕЛЬ:  Прости. Я, кажется, не вовремя.
                Владимир, извини.
                Я исчезаю,… То есть…ухожу.
                ( УХОДИТ )
 
ФАУСТ:                Любимая! Я счастьем окрылён,
                Которое  Судьба мне подарила.
                Хочу писать стихи!
                Хоть раньше не писал их,
                Слагать сонеты, петь, кричать о счастье,
                Ведь, если всё держать в себе,
                Я разорвусь на тысячи кусочков
                И не смогу
                В любви тебе признаться…
                Поёт:    Любимая! Мне хочется сейчас
                Стать лёгким ветерком влюблённо-нежным;
                Играть в листве берёзок белоствольных
                И пробежаться дуновеньем по траве…
                Зеркальных вод коснусь я  тонкой рябью
                И лягу тихо возле ног твоих…
                Прикосновеньем лёгким трону складки платья,
                Воздушными губами припаду
                К руке твоей желанной…
                Моё счастье!…
                Я пред тобой колени преклоняю,
                Следы твои целую…               
                Я готов
                Все тучи разогнать,
                Чтоб только солнце
                Да чистое безоблачное небо
                Всегда над головой твоею были,
                Даря тебе и нежность и любовь…
               

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Ну, что ж, совсем неплохо для начала.
                Любовь, любовь… Ты в сердце открываешь
                Такие кладези, такие горизонты,
                Какие не подозревал в себе.

ФАУСТ:                Евгений!? Как!?.. Ты здесь?

МЕФИСТОФЕЛЬ:      Помилуй, друг, а где ж мне быть ещё?..

ФАУСТ:                Я оскорблён, Евгений! И извольте
                Дать объясненья Вашим действиям!
                Как Вы дошли до низости такой,
                Что все приличия нарушив,
                Будто тать,
                Подслушать тайну сердца Вы решились?
                Я думал - мы друзья!


МЕФИСТОФЕЛЬ:      Да так оно и есть!
                Прости, Владимир, вышло всё случайно.   
                Я восхищён тобой!
                И рад, что ты влюблён.
                Скажу я больше: выбор твой прекрасен!

ФАУСТ:                Довольно, сударь! Мне невыносимо
                И дальше слушать ваши словеса.

МЕФИСТОФЕЛЬ:       Позволь, я разве произнёс хоть слово,
                Чтоб оскорбить её или тебя?..
                Не забывайтесь, Ленский. Я ведь тоже
                Терпеньем наделён небесконечным.
                Свои я извинения принёс.
                Коль приняты они- дай руку мне
                В знак нашей дружбы, как доселе было.
                А если нет… ну, что ж …

ФАУСТ:                Я не могу простить Вас…
                Права не имею.
                Вот мой ответ…
                ( Бросает  перчатку. Это- вызов! )   

МЕФИСТОФЕЛЬ:      Ты хорошо подумал?..
                Возьми и спрячь её, пока никто не видел.
      ( Фауст хочет уйти. Мефистофель поднимает перчатку, говорит вслед Фаусту)
                Стреляться  будем завтра в шесть утра.
                Я на поляне жду тебя и секундантов…
                Дуэль желаете?
                Что ж , будет вам дуэль!               
                (МЕФИСТОФЕЛЬ УХОДИТ )
ФАУСТ: (поёт):              Мне кажется, что счастья свет померк,
                И солнце укатилось с небосвода,
                И странно изменилась вся природа,
                Бледнея, заострился лунный серп.
                Ужель, сражённый пулей упаду
                И навсегда глаза свои закрою?
                Три раза каркал ворон не к добру -
                Смеётся, может, над моей судьбою злою?
                Сжимает сердце смертною тоской!
                Услышь меня! Приди ко мне, приди!
                Моя любовь, мой гений красоты!
                Навеки смерть нас разлучит с тобой.
                Прошу одно: пусть тихий мой приют
                Тобой,  любимая, не будет позабыт.
                Я сотню раз согласен быть убит
                За нашу честь и за любовь свою.
               
                ( ПОЯВЛЯЕТСЯ МЕФИСТОФЕЛЬ )
МЕФИСТОФЕЛЬ:         Разжалобил вконец…
                Да, пусть я – падший ангел,
                Отринутый  Всевышним от престола,
                Пусть говорят – бездушен и жесток,
                Но- нет, я не настолько кровожаден,
                Чтобы отправить  пулю в грудь твою.
                Повременим, брат  Фауст…

ФАУСТ:                Что говоришь, Онегин?
                Иль ты подвинулся  рассудком ?
                Ленский – я!..

МЕФИСТОФЕЛЬ:         Не беспокойся, я  в  своём  уме.
                Тебя в Испанию теперь пора отправить.
                (ДЕЛАЕТ ПАССЫ РУКАМИ.)
                Забудь, что было…
                Напрочь всё забудь.
                Ни звука больше!
                Память перестроим…
                Теперь иди,
                А я начну творить…
                Кого ж тебе в избранницы подкинуть?
                Что, если донну  Анну?!…Так, так, так…
                Нет, не годится. Надо бы попроще…
                Цыганку темпераментную… Да!!!..
                Вот это я! Вот это то, что надо!
                Красавицу со жгучими глазами,
                И с розой красной в волосах волнистых.
                Румянец на щеках, как ранняя  заря,
                Он чуть заметен, нежен и прекрасен.
                А кожа… словно бархат…
                Нет, бархат слишком груб
                В сравненьи с нею,
                И ямочки у рта так фантастичны…

                (НЕОЖИДАННО ПОЯВЛЯЕТСЯ ФАУСТ.)
ФАУСТ:                …Что даже Рафаэль рукой искусной
                Не смог бы их правдиво передать.
                О, Боги!…

МЕФИСТОФЕЛЬ:            Это нечто!..  Запредельно!…

ФАУСТ:                …Нехватка слов измучила меня!..
                Глаза!.. Нет, это не глаза…
                А два колодца
                Глубоких, темно-карих, бархатистых!..
                Но кожа! Так нежна,
                Что нежный персик
                Мне видится…

МЕФИСТОФЕЛЬ (перебивая ): …наждачною бумагой!
                Молчать! Я без подсказок разберусь!
                Ты не в свои дела, приятель, лезешь!
                Замри и слушай,
                Твой черёд придёт.
                (ФАУСТ ИСЧЕЗАЕТ.)
                Ну и народ!…
                Рвёт на ходу подмётки!..
                Что за привычка -
                Вечно нос совать
                В чужое творчество!..
                Бестактный старикашка!...
                Влюбись в неё! Без памяти, навек!
                Друзья тебе сказали, что Кармен
                Другого любит, вовсе не тебя.
                Ну, каково?! Она к нему уходит…
                Что совершишь, безумием объятый?
                Взбурлила кровь?! Испанский темперамент
                Толкает руку к острому ножу?..
                Ну, ну! Любовь к Кармен
                Погорячее будет,
                Чем воздыхателя- романтика Володи.
                Да и соперник твой - тореадор,
                Глядевший часто в красные глаза
                Быков и на рогов концы,
                Где смерть, смеясь, сидела.
                Возлюбленной твоей ты втоптан в грязь.
                Ты брошен, и она идёт к другому.
                Останови её…
                Попробуй, если сможешь.
                (ПОЯВЛЯЕТСЯ  ХОЗЕ - ФАУСТ)
ФАУСТ (поёт):              Полуденное солнце, раскалившись добела,
                Нещадным жаром осушает воды…
                Но ревность жгучая меня с ума свела-
                Она в сто крат сильнее
                Солнечной жаровни.
                Кармен!
                Весь смысл жизни для меня
                Сошёлся в имени, что несказанно - мило.
                Кармен!
                Я гибну, ревностью горя,
                Иль это правда -
                Твой избранник - Эскамильо?!
                Не верю слухам я! Скажи, что это- ложь!
                Найду завистника, пускающего сплетни;
                И на обидчика всегда найдётся нож,
                Так просто не прощу я шутки эти.
                Кармен!
                Весь смысл жизни для меня
                Сошёлся в имени, что несказанно - мило.
                Кармен!
                Я гибну, ревностью горя,
                Иль это правда -
                Твой избранник - Эскамильо?!
                Да?!.. Ты говоришь мне «да»?!…И слухи - правда?..
                Кармен, опомнись! Так нельзя шутить!
                Оправиться от этого удара
                Я не могу никак… да…я могу…убить.
                Кармен, не уходи!…
                Молю, любя.
                И страсти океан мне сердце разрывает…
                Кармен, постой,
                Я не пущу тебя…
                Тебя моя любовь… не отпускает!

                МЕФИСТОФЕЛЬ:   Да! Темпераментно!
               
ФАУСТ:                Я больше не могу!
                Убью её!

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Ну, это слишком рано!
               
ФАУСТ:                Нет! В самый раз!
                Уйди с дороги, слышишь?
                А то я искромсаю и тебя.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Ого!  Вот это оборот, однако.
                Ты что, запамятовал, кто я?
                Иль напомнить?

ФАУСТ:                Мне всё равно, кто ты!
                Уйди с дороги!
                Я им не дам в объятьях жарких слиться.
                Прочь, говорю!

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Ну, хорошо. Иди. В конце концов
                Ты должен испытать и это.

                (МЕФИСТОФЕЛЬ  ОТХОДИТ В СТОРОНУ)

ФАУСТ:                Кармен, остановись!
                И перестань смеяться…
                Я не шучу!
                Вот - видишь нож?
                Уйдёшь- себя убью…
                Убью, не сомневайся.
                Мир рушится…
Что это так смешно?
Так вот же…Получай!

              (ЗАКАЛЫВАЕТ КАРМЕН)               
                Что ты наделала…
                Эй, люди… Люди!…
                Вот  он -  я!…
                Убийца - я…прекраснейшей из женщин…
                (   УХОДИТ)

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Обидно,  право. Снова льётся кровь…
                Ах, люди,  люди …Что же вам неймётся?
                Друг друга режете, стреляете… Ужасно!
                Иль мало жизней войны унесли?
                Кровища  реками течёт,
                А вам всё мало, мало!..
                Идиотизм какой- то…
                Бред… Кошмар!
                Вот так-то, Фауст, ты теперь - убийца…
                Не этого хотел я, видит Бог!
                Но ты, дружок, хотел страстей лавину
                Чтоб захлебнуться ей,
                А сам уже глотаешь
                Из чаши, где налито не вино.
                В Россию! Срочно! Будешь игроком!
                Иную страсть пора тебе изведать.
                Азарт игры бушует в твоём сердце,
                В нём места нет любви,
                Один азарт живёт!

ФАУСТ:           ( ПОЯВЛЯЯСЬ, ПОЁТ АРИЮ ГЕРМАНА ИЗ «ПИКОВОЙ            
                ДАМЫ»  П.И. ЧАЙКОВСКОГО.)
                Что наша жизнь? Игра!
                Добро и зло - одни мечты!
                Труд, честность - сказки для бабья!
                Кто прав, кто счастлив здесь друзья?
                Сегодня ты, а завтра я!
                Так бросьте же борьбу,
                Ловите миг удачи!
                Пусть неудачник плачет,
                Пусть неудачник плачет,
                Кляня, кляня свою судьбу!

                …Благодарю, Фортуна! Я был прав!
                Не может быть, чтоб не было законов,
                Какие подсказать могли бы мне,
                Как банк сорвать. Я ясно представляю:
                На лицах бледность, пот бежит холодный
                За ворот накрахмаленных  рубах…

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Очнись! Ты ненормален!
                Взгляд безумный
                Пространство  щупает, как уличную девку.
                Ты знаешь, кто ты?

ФАУСТ:                Что спросил ты?… Кто  я?
                Я – Герман!
                Что ты скалишься, старуха?!
                Секрет  открою! Или я - не я!

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Ты бредишь.
               
ФАУСТ:                Нет! Я верю, есть закон!!!
                Не сумасшедший я!..
                Чего глаза таращишь?
                Представь себе: зелёное сукно…
                Колоды карт… И лица  игроков…
                Все в напряженьи! Банк растёт, растёт…
                Гора из денег! Боже! Состоянье!
                Уже колотит дрожь
                И игроков и зрителей… И я
                Спокойно открываю свои карты…
                Ты представляешь?… Вся гора - моя!!!..

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Горячка у тебя.

ФАУСТ:                Иди ты к чёрту!

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Полегче!
                Мне идти к нему не надо.

ФАУСТ:                Прости! Я не хотел тебя обидеть.
                Жаль - не поймёшь ты…
                Ты ведь не игрок.

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Ну, это как сказать…

ФАУСТ:                Прощай, я право, заболтался.
                Меня ведь ждут. Прости.
                (ФАУСТ  ОТХОДИТ В СТОРОНУ.)

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Ну, что ж, прощай… пока.
                (МЕФИСТОФЕЛЬ  УХОДИТ.)

ФАУСТ:                Сейчас придёт графиня молодая.
                Я сердце её должен покорить.
                Ложь зазвенит, как чистая монета.
           (ПОЁТ АРИЮ ГЕРМАНА ИЗ «ПИКОВОЙ ДАМЫ» П.И.ЧАЙКОВСКОГО.)
                Прости, небесное созданье,
                Что я нарушил твой покой,
                Прости, но страстного не отвергай признанья,
                Не отвергай с тоской!
                О, пожалей: я, умирая,
                Несу к тебе мою мольбу,
                Взгляни с высот небесных рая,
                На смертную борьбу души,
                Истерзанной мученьем любви к тебе!
                О, сжалься, и дух мой лаской, сожаленьем,
                Слезой твоей согрей!
                Ты плачешь! Ты? Что значат эти слёзы?
                Не гонишь и жалеешь?
                Благодарю тебя,
                Благодарю тебя!…
                Красавица! Богиня! Ангел!...

                Она покорена! И цель моя всё ближе.
                Через неё к старухе путь открыт.
                Теперь хоть ад раскинет свои сети,
                Котлы расставит со смолой кипящей –
                Они меня не остановят. Я узнаю
                Секрет, который мне откроет к деньгам путь,
                А злато, как известно, миром правит.
                Так, значит, у штурвала встану я!..

МЕФИСТОФЕЛЬ:    (ПОЯВЛЯЯСЬ.)
                Ну, как дела?

ФАУСТ:                Дела?.. Великолепно!

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Браво!
                Она влюбилась?

ФАУСТ:                Да! Ещё одна преграда позади…

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Ужели ты её не любишь вовсе?

ФАУСТ:                Конечно, нет!

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Лукавишь?

ФАУСТ:                Я?  Нисколько.

МЕФИСТОФЕЛЬ:     В самом деле?

ФАУСТ:                Мне врать? Тебе?
                Не вижу в этом  смысла.
                Мой мозг работает, как чёткий механизм.
                Любовь- удел юнцов да женщин. Так- то!

МЕФИСТОФЕЛЬ:       ( В СТОРОНУ)
                Да, экземплярчик  создал я на славу!
                Ты - негодяй отъявленный. Но  хватит!
                История трёх карт тебя угробит…
                Короче, дальше продолжать не стоит-
                Скучно!…

ФАУСТ:                Что там  под нос себе бормочешь?
                А, приятель?

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Теперь очнись! С глаз,  пелена, исчезни!
                Что, Фауст, узнаёшь теперь меня?

ФАУСТ:                Да… Мефистофель… Это ты, бесспорно.
                Где был я? Неужели спал?
                Но, если это – сны, то где же явь?
                Я окончательно запутался… Я – Герман?..
                Стоп! Нет… Хозе… Да, да, испанец,
                Который  кровью руки осквернил,
                Кармен убив… Убил Кармен?.. Ужасно…
                Постой… А  Ленский?
                Что за чертовщина?!
                Всё это я?.. Или не я?
                А кто же?!

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Ты, Фауст, ты! Сейчас я нашпигую
                Твои мозги такою смесью жизней,
                Что выдержат они её едва ли.
                Попробуем на что твой мозг способен,
                И  крепость сердца заодно проверим.
                До этого в тебя я постепенно
                Впустил три жизни, а теперь - десяток!
                Шарахну всю обойму! Ну, держись!
                Ромео юный!… Дивный  лёгкий Моцарт!…
                Угрюмый Паганини!… Дон Жуан!…
                Ты - Цезарь!… Ты - певец любви Петрарка!…
                Князь Игорь!  Гамлет!
                Ричард  Третий!.. Лир!!!..
                Вот так букет! Прекрасней не бывает!…
                Как самочувствие, дружище?

ФАУСТ:                Тяжко мне….
                Во мне смешалось всё в клубок страстей,
                Сжигающий измученную душу.
                Я больше не могу..

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Однако быстро
                Напился ты из океана страсти.

ФАУСТ:                И это  «быстро»?

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Чересчур, сказал бы.

ФАУСТ:                У каждого на то своё мерило.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Не спорю. Тут, возможно, ты и прав.
                Я время по-другому измеряю.
                Но, может быть, ещё одно из блюд,
                Мной приготовленное,
                Ты рискнёшь отведать?

ФАУСТ:                Устал я, бес!

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Фи!.. Как звучит банально.
                «Устал…»  Ты повторяешься, мой Фауст.
                Совсем недавно ты мне говорил,
                Что от наук устал ты бесполезных,
                И жизнь бурлящую познать  желаешь всю.

ФАУСТ:                Да, говорил. Но, видно, не по мне
                Такой накал, года берут своё.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Так, значит, отступаешь?
                Жаль, жаль,  жаль…
                Ты жизнью сыт? По горло?
                Как обидно..
                А я на «третье»,-
                На десерт,-
                Такое  блюдо для тебя сварил,
                Что пальчики оближешь.

ФАУСТ:                Ты - искуситель! Мастер!
                Теперь я понимаю, как же трудно
                Бедняжке Еве было устоять,
                Когда ты так искусно речью вяжешь.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    На том стоим. Ну, что?
                Вперёд, под стрелы
                Амурные? Поверь, не пожалеешь.

ФАУСТ:                Готов я. Ну! Крути свою шарманку!
                (ФАУСТ  ИСЧЕЗАЕТ.)

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Я снова тебе память перестрою.
                Ты  будешь  мавром! Это мой шедевр!
                Как лев могучий
                Ты силён и смел.
                За доблесть в генералы ты продвинут,
                Но сердце без любви все годы было.
                Что видел ты?!
                Походы, войны, плен…
                И вот - о, чудо! Ты влюбился, мавр!
                Она - красавица, которых свет не видел-
                Чиста, как горный ручеёк хрустальный…
                Но соль- в другом! Она в тебя влюбилась!
                Я, генерал, не прочь подслушать мысли,
                Что в голове твоей роятся, будто пчёлы.

ФАУСТ:                (Появляется, видит шарф Дездемоны)
                Как шарф здесь оказался
                Жены моей прекрасной Дездемоны?
                Опять, наверное , сидела здесь, мечтая,
                На берегу,
                В морскую глядя даль.
                Фантазии, наверно, унесли так далеко,
                Что и про шарф забыла…
                Дитя моё! Прекрасное дитя!
                Я знаю: ты меня
                За муки полюбила,
                А я тебя - за состраданье к ним.
                Твои глаза – озёра голубые
                Всегда такою нежностью лучатся,
                А губы алые мне шепчут: «Мой  Отелло…»
                Так сладко, что мутится разум.
                А волосы?… Ведь это - солнца луч,
                Разбившись на милльоны  тонких нитей,
                Свернулся в кольца локонов прелестных.
                Он завитками мне волнует сердце,
                Что бьётся где-то в горле пересохшем…
                Точёных рук изгиб! Всё существо твоё
                Любовью светится. Мой ум идёт за разум.
                Снега чистейшие вершин Килиманджаро
                В сравненье с чистотой твоею – грязь!
                Амур в меня послал свою стрелу,
                Она вонзилась в грудь,
                И сердце мне проткнула.
                Боль неземная, сладостная боль!
                Её изведав, вечность постигаешь.
                Я сотни раз готов пойти на копья,
                На смерти лютые –
                Под меч, в огонь, под стрелы,
                Но только б голос твой не умолкал,
                Звенел капелью смех твой беззаботный.
                Любовь моя! Я плачу, Дездемона!
                Я плачу от любви и от досады,
                Что не могу тебе я рассказать
                Как я люблю тебя.
                Нет слов таких!
                Есть только чувство, чувство!…
                (УХОДИТ.)

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Н - да!.. Это – нечто!
                Мой сюрприз удался!
                Но если гладко всё,
                То нестерпимо скучно.
                Придумать надо остренькое что-то,
                Пощекотать нервишки Фауста-Отелло               
                Всё для того, чтоб выполнить по-полной
                Все пункты по контракту максимально!
                Стоп! Что я вижу?
                Варится интрига без моего вмешательства…
                Ого!.. Ах, это ты, паршивец? Понимаю-
                Зависть гложет к чужим чинам?
                Ай, браво, Яго! Лихо!
                Историю с платочком виртуозно
                Ты разыграл. Я в полном восхищеньи!
               
                Истории подобные случались,
                Однако же развязки были разны.
                Я не вмешаюсь, как бы ни хотелось.
                …Ага… Ну, вот сейчас всё и свершится.

ФАУСТ:             ( ИЗ «ОТЕЛЛО» ШЕКСПИРА. ВЫХОДИТ С РОЗОЙ В РУКАХ,
                РАЗГОВАРИВАЕТ С НЕЙ.)
                Я крови проливать её не стану
                И кожи не коснусь, белей, чем снег,
                И глаже алебастра. И, однако,
                Она умрёт, чтоб больше не грешить.
                Когда я погашу тебя, сиянье
                Живого чуда, редкость без цены,
                На свете не найдётся Прометея,
                Чтоб вновь тебя зажечь, как ты была.
                Должна увянуть сорванная роза.
                Как ты свежа, пока ты на кусте!
                ( ЦЕЛУЕТ ЦВЕТОК РОЗЫ.)
                О, чистота  дыханья! Пред тобою
                Готово правосудье онеметь.
                Ещё, ещё раз. Будь такой до смерти.
                Я задушу тебя, и от любви
                Сойду с ума. Последний  раз, последний.
                Так мы не целовались никогда.
                Проснулась… Ты молилась перед сном?
                Молись скорее. Я не помешаю.
                Я рядом подожду. Избави Бог
                Убить тебя, души не подготовив.
                Подумай о грехах своих. Что, что?
                Единственный твой грех – любовь ко мне?!
                За это и умрёшь.
                Не лги, не лги!
                Меня обман твой превращает в камень,
                А эту искупительную смерть –
                В закоренелой грешницы убийство.
                Обманщица, умри!
           (ХОЧЕТ ЗАДУШИТЬ РОЗУ, НО УКАЛЫВАЕТСЯ О ШИПЫ.)
                Сопротивляться?!
           ( «ДУШИТ» ЕЁ ШАРФИКОМ.)
                Я долго мучиться тебе не дам.
                Вот так…
                Неверная! Ты мне лгала бесстыдно!

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Нет, сам ты лжёшь и на неё клевещешь.
                Она была до святости верна.
                Уж я-то знаю истину.

ФАУСТ:                Кто? Ты?

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Стоять, где был! И ты мне не грози.
                Глупец, болван! Бесчувственный, как камень!
                Что мне твой меч? Хоть двадцать раз взмахни-
                Вреда не причинишь мне, головешка!

ФАУСТ:                Она мертва. Она была распутна!
                Но кто ты? Дядя?! Я вас не узнал.
                Вот мёртвая племянница пред вами.

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Она невинна пред тобой, убийца!
                Невинна!!!.. Ты уразумел?
   
ФАУСТ:                Не знаю, почему тебе я верю,
                Но сердце говорит, что ты не врёшь.
                Как чистота сама… а я убийца низкий!
                Плетьми гоните, бесы, прочь меня
                От этого небесного виденья!
                Купайте в безднах жидкого огня!
                О горе! Дездемона! Дездемона!…
                Я ей был и судьёй и палачом.
                Но суд не кончен. Мой теперь черёд.
                Вы видите, вот меч, из всех мечей,
                Бывавших у солдата, наилучший.
                ( ЗАКАЛЫВАЕТСЯ.)

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Конец хорош… Воистину.
                Ну, что ж!..
                Вставай, Отелло!…
                Я не обманул,
                Ты всё вкусил. Вернее всё испил,
                Что приготовил я тебе. Доволен?

ФАУСТ:                Я умер?.. Или сон опять я видел?
                В груди моей клокочет океан.

МЕФИСТОФЕЛЬ:     Его ты жаждал, вот и получил.
                Но нам пора. Дорога предстоит
                Неблизкая. Я всё по соглашенью
                Исполнил чётко, пункты соблюдая.

ФАУСТ:                Ещё минуту. Дай взглянуть в контракт.
                Я подписал его тогда, не глядя.
                Сейчас прочесть хочу.

МЕФИСТОФЕЛЬ:   Ты усомнился в честности моей?
                Напрасно- я «в открытую» играю.
                Как говорил твой Герман: «Врать
                Не вижу смысла»
                Держи контракт,
                Прочти, не торопясь.
                ( ФАУСТ БЕРЁТ КОНТРАКТ, ЧИТАЕТ, ПОТОМ РВЁТ ЕГО)
                Что?!.. Ты что наделал!!!..

ФАУСТ:                Я? Порвал контракт. Всего-то.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Нет…
                Нет, не я исчадье ада –
                Это вы!!.. Вы – люди, лживы и двуличны!
                Бессовестны, коварны и хитры!
                Где ваша честь, учёный муж, ответьте!
                Воистину, я тот, кто хочет зла,
                И вечно совершает благо
                Для вас, ничтожные обманщики!

ФАУСТ:                Полегче!
                Кого ещё я обманул? Тебя – и только.
                Чтоб душу сохранить, пошёл я на обман.
                Мне в этой партии
                Банк удалось сорвать.
                Стояла на кону душа моя,
                А расставаться с ней теперь мне неохота.
                Во многом  виноват
                Ты сам, открыв мне сердце,
                Любовь впустив в него, огонь зажёг.
                До жизни жаден я теперь. Спасибо.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Пройдоха! Лгун! Ещё благодарит!
                Бессовестный наглец! Коварная ехидна!
                И я-то, пень, старался. Для чего?!
                Чтоб насмехался надо мной
                Старик трухлявый?
                Ну, поделом же мне! Хорош урок!
                Запомним.

ФАУСТ:                Ты вне себя. Взбешён. Я понимаю.

МЕФИСТОФЕЛЬ:    Молчи! Ещё ты успокаивать меня
                Задумал! Наглости предел!
                Я исчезаю…
                Пользуйся всем тем,
                Что выкрал у меня, как злой воришка.
                Ещё мы встретимся,
                И я возьму реванш!
                Ты  дорого заплатишь мне за всё!…
                ( ИСЧЕЗАЕТ.)

ФАУСТ:                ( БЕРЁТ КНИГИ.)
                Что, старые друзья, глядите хмуро?
                Боитесь, что забвенью вас предам,
                Иль выброшу, как старый хлам, на свалку?
                А, может, в  печь вас брошу вместо дров?
                Не будет этого! Я жизнью связан с вами.
                Вы мудрость мне дарили. Вам спасибо.
                Но должен вам признаться, что теперь
                Иначе всё пойдёт, иначе…
                Я шторы распахну, открою ставни,
                И свет впущу в отшельничию келью.
                Жить надо! Жить!
                А не коптить лучиной!
                «Ars longa vita brevis» -  по-латыни,
                Сказать понятней: «Жизнь коротка,
                Наука бесконечна.»  Если так?
                То стоит ли потратить свои силы
                На то, что до конца нельзя постичь?
                Отвечу – стоит! Стоит! Стоит! Но…
                Я счастлив, что явился в этот мир
                И в нём любовь узнал.
                Я счастлив бесконечно!
                Благодарю за этот дар, Фортуна!
                Я людям знания свои отдам –
                Все, что хранят ячейки мозговые.
                Ах, фолианты и пергаментные  свитки!
                Не ведаете вы, что есть – любовь!
                Язык нам дан для речи.
                Мы исторгаем из себя потоки слов,
                И так, и эдак чувства выражаем.
                Но что слова! Они без чувств мертвы,
                А, если чувства живы –
                Не нужно слов,
                Всё и без них понятно.
                Любовью полон я! Она во мне бушует,
                Кричит мне в уши: «Жизнь прекрасна!»
                Мир, в котором ты живёшь –
                Он – уникален!
                Смотри в него, люби, страдай, надейся,
                И воспари душою! Это счастье!
                А женщины?! О, женщины! Без вас
                Мир потерял бы все свои красоты,
                Он был бы скучен. Он бы просто умер!
                Вот!
                Солнце в окна бьёт!
                Но в солнечных лучах
                Не только свет, -
                Я в  них улыбку вижу
                Моей возлюбленной,
                А в звоне ручейков
                Смех слышится её. О, моё чудо!
                Чудо из чудес! Я в жизнь влюбился!
                Страстно! Оголтело!
                Ей гимн пою! Любовь пою любви
                И женщине! Да, мы без вас – ничто!
                Простите нас, нечутких, огрубелых,
                Стесняющихся глупо своих чувств.
                Простите, женщины, прошу вас на коленях.
                Раскаявшихся не казнят,
                Простите!…

                К О Н Е Ц


Рецензии