Следующая остановка

– Следующая остановка… – раздался монотонный и апатичный голос водителя. Двери открылись, и несколько человек друг за другом вошли в не слишком переполненный, но и слишком пустой салон. Автобус тронулся.
В такт мерному движению автобуса раздался голос продвигающегося по салону кондуктора:
– Проездные предъявляем, за проезд расплачиваемся!
Пассажиры лениво начали доставать проездные и деньги; осмотрев почти всех пассажиров, кондуктор, женщина средних лет, обратилась к стоящему лицом к окну молодому человеку в джинсовой куртке, вероятно, не расслышавшему ее в первый раз.
У Вас что, молодой человек? – произнесла она привычным тоном.
Молодой человек обернулся, понял, в чем дело, и уже запустил руку в карман, но вдруг остановился.
– А у него Вы спрашивали? – произнес он, показав на другого, чуть постарше него, стоящего поближе к кондуктору и безучастно смотрящего в окно. То, заметив, что говорят о нем, напряг слух.
Кондуктор немного растерялась.
– Не помню… – начала она, но быстро опомнилась, – ну Вы-то показывайте, что у Вас, – произнесла она строгим и нетерпеливым тоном.
– Нет уж, что это, – вдруг ответил юноша, выпрямляясь и держась за поручень, – я, значит, должен показывать, "что у меня", а вот этот в кепке не должен? Вы спросите-ка у него.
Дело в том, что голова объекта разговора была увенчана кепкой огромной величины. Слыша столь неуважительный тон в свой адрес, владелец кепки поморщился, но решил промолчать.
– Я у него спрошу, – глядя в глаза своему собеседнику, ответила кондуктор. – А сейчас я спрашиваю у Вас: будете расплачиваться за проезд или предъявите проездной?
– Да нет уж, спросите-ка у него, что это Вы его выгораживаете?! – не унимался тот.
На этот раз второй, видя наглость соседа, вышел из терпения и повернул голову.
– Что у Вас? – обратилась кондуктор к нему.
– У меня проездной, – недовольным голосом ответил тот и, видя, что кондуктор собирается еще что-то сказать, добавил: – Я Вам уже показывал.
– Покажите еще раз.
– Что это я буду Вам второй раз показывать?! – удивился юноша. – Я виноват, что ли, что Вы не помните, у кого спрашивали?
– Вон Вас сколько! – воскликнула обиженная кондуктор. – Разве всех запомнишь?! Вы думаете, я компьютер ,чтобы всех запоминать?
– Нечего было с такой памятью в кондукторы идти, – вычихнул оппонент.
– Вам что, трудно, что ли? – кондуктор задала, как ей показалось, риторический вопрос. Но результат был вопреки всем ожиданиям.
– Да, трудно! – зло крикнул юноша. – Что я буду, как лох, Вам второй раз показывать то, что Вы уже видели, потому что Вы про это забыли?!
– А Вам? – обратилась растерявшаяся кондуктор к первому.
– А что это Вы снова на меня-то?! – возмутился тот.
– Как, что, расплачивайтесь за проезд! – воскликнула ошеломленная кондуктор. – Расплачивайтесь или выходите: будете мне тут ломать комедию!
– Он едет бесплатно, а я должен расплачиваться?
– Он говорит, что у него проездной.
– Мало ли, что говорит. Пусть показывает! Пока он не покажет, и я не покажу.
– Предъявите же Ваш проездной! – обратилась кондуктор ко второму.
– Не буду я второй раз предъявлять!
– Тогда выходите!
– Чего ради? У меня проездной!
Тем временем автобус доехал до следующей остановки. Он резко затормозил, дав об этом знать. Двери со стуком распахнулись. На остановке было пусто, но кондуктор нажатием кнопки предупредила водителя, чтобы он не торопился.
– Выходите оба! – сказала она. – Мне тут "зайцы" не нужны.
– Не знаю, как вот этот, – повторил второй, – а я не "заяц": у меня проездной.
– Показывайте!
– Не буду я показывать!
– Тогда выходите! И Вы тоже! – повернулась она к первому.
– Я с места не двинусь ,пока этот придурок не выйдет или не покажет свой сраный проездной, – упрямо возразил тот.
– У тебя у самого, наверное, ничего нет! – закричал второй. – Вот ты-то и выметайся отсюда!
– Иди-ка ты! Из-за того, что ты бесплатно ездишь, я должен выходить?
– Да вы что, сговорились, что ли?! – отчаянно воскликнула кондуктор.
– Да это, видно, вы с ним сговорились! – полуистерическим тоном завопил первый. – Решили родственничка бесплатно прокатить, да и обломчик вышел! То-то и беситесь теперь!
– Это еще надо посмотреть, кто бесится! – вставил второй. – А я, пожалуй, знаю, кто с кем сговорился! – у него злость начинала переходить в истерический смех.
– Избавьте меня кто-нибудь от этих двоих! – закричала обессиленная кондуктор. – Мужчины! – крикнула она было, но с ужасом обнаружила, что мужчин, кроме "этих двоих", в салоне нет.
– А! Что?! Обломалась?! – злорадно взвизгнул первый. – А может, на то и рассчитывала, что некому будет выкинуть этого ублюдка!
– Я тебе покажу ублюдка! – заорал второй и бросился было на него с кулаками, но тот с ловкостью выхватил из кармана нож и выставил его перед своим врагом.
– Стой, сволочь!! – бешено заорал он, размахивая ножом так, что вокруг него образовалось свободное пространство. – Двинешься, прирежу, сука!!!
Кондуктор вдруг схватилась за сердце. Ноги ее подкосились, и она упала на свое сиденье.
– Помогите, кто-нибудь! – застонала она полушепотом, с трудом поднимая голову.
Некоторые женщины спешно полезли в сумочки за лекарством. Но возбужденный первый загородил собой кондуктора и истерически завопил:
– Стоять!!! Не подходи!!! Убью! Ну что, – заговорил он злорадным тоном, тщетно пытаясь унять нервную дрожь, – добилась своего! Узнала, как людей обманывать! Так тебе и надо, стерва! Помирай ту… – он не договорил, потому что почувствовал сокрушительный ослепляющий удар между глаз. На лицах пассажиров вместе с радостью и облегчением выразилось удивление, потому что никто не заметил вошедшего водителя, подкравшегося к разъяренному владельцу ножа. За ударом по переносице последовал удар под дых, после чего осталось выбить у преступника нож и вывернуть ему руку за спину. Водитель был высокий накаченный мужчина с ровным широким лицом, довольно гибкий и ловкий.
– Дайте ей лекарство, – спокойным командным тоном сказал он, указывая на кондуктора, – да пусть кто-нибудь сбегает, вызовет скорую помощь и милицию, – это открытие несказанно удивило всех пассажиров, особенно стоящих у открытой передней двери. – А ты куда? – водитель остановил свободной рукой второго, заметив, что тот собирается выходить. – С тобой разговор еще не окончен.
Остановленный послушно отошел к окну. Он только спросил спокойным тоном:
– Я-то тут при чем? Я же тут ножом не размахивал.
– Это еще с какой стороны посмотреть, господин катализатор, – возразил водитель. – Драку-то собирались начать именно Вы; хотя, с другой стороны, не Вы, так он – все к этому шло. А вот за моральный ущерб вы точно оба в ответе, – он посмотрел в сторону кондуктора. Та уже почти пришла в себя и, облегченно глядя вокруг, ждала появления скорой помощи.
–Нет, – проговорила она, – на такое не сговоришься.
Послышался отдаленный звук сирены. Сирена звучно возникала и плавно разливалась в пространстве. Ее равномерные переливы оказывали в этот раз успокаивающее воздействие на нервы. Пассажиры слушали ее, как радостную призывную музыку, проникшую в мир томящего резонанса. Никто из пассажиров и не подумал покинуть салон автобуса. Все с упоением впитывали в себя эту несущую жизнь мелодию, создающую впечатление рассвета, наступающего после долгой мрачной ночи.
Подъехала милиция, за ней скорая помощь. Веселый усатый сотрудник милиции вошел в салон и с энтузиазмом произнес:
– Ну, где тут у вас нарушитель спокойствия?
– Здесь он, забирайте! – ответил водитель. – Вот еще ножичек возьмите.
– Ага, холодное оружие, – принимая нож, продолжал говорить милиционер, – посмотрим, не завалялось ли у него еще что-нибудь. Да отпустите Вы его, небось теперь не убежит. Ну-ка, расставь руки!
Он похлопал обыскиваемого по корпусу, залез к нему в карман куртки и вынул оттуда проездной.
– Пожалуй, все, – сказал он, возвращая проездной.
Нарушители переглянулись, причем взгляд первого был злобным, а второго – удивленным и тоскливым.
– Вы еще этого не забудьте, – сказал водитель, указывая на второго. – Он хотя ножичком не махал, но тоже в некотором роде участвовал.
– Давайте уж и его заодно осмотрим, – сказал милиционер. Он быстро обыскал того, на кого показали, но и у него ничего, кроме проездного , не нашел. – У этого только проездной, – сказал он.
Глаза второго опустились и еще больше наполнились тоской с примесью стыда. Во взгляде первого появилась горькая усмешка.
– Ну, что ж, товарищи, пройдемте в отделение, – обратился милиционер к задержанным.
Они вышли из автобуса и направились к милицейской машине. Неподалеку оказывалась медицинская помощь кондуктору, водитель договаривался с милиционером, двое других смотрели за задержанными.
– Что же ты проездной-то не показал? – угрюмо и иронично произнес второй.
– А ты что же? – с насмешкой переспросил первый.
– Да, – качнул головой второй, – честь защищали, – он посмотрел на автобус, на идущих пешком пассажиров, на кондуктора и медиков, поймав при этом на себе насмешливые взгляды всех трех милиционеров. – Ну и поделом нам, – прибавил он, садясь в машину.

1996


Рецензии