Уметь слушать и слышать друг друга. Книга Общий ко

УМЕТЬ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА

Райнгольд Шульц, директор Международной христианской гума-нитарной помощи, с 1990 года живёт в Гиссене. Его родители были депортированы из Житомира в Карелию, затем в Коми АССР. Во время трудармии у отца умерла первая жена, у матери – первый муж, родители Шульца нашли друг друга. Так возникла новая семья, роди-лось трое детей.
Старший брат умер на операционном столе во время очень про-стой операции. С тех пор у Райнгольда недоверие к нашей медицине.
Райнгольд отработал 17 лет в Аэрофлоте, последние три года строителем автодорог, аэродромов. Пришлось уйти из Аэрофлота, так как семья в течение 10 лет подавала документы на выезд в Германию, и это не понравилось начальству полувоенного Аэрофлота.

ZWD: Господин Шульц, как Вас встретили в Германии?
Шульц: Мы быстро адаптировались в Германии. Наша семья ре-лигиозная, и мы сразу же пошли в церковь на Богослужение. Помога-ли нам во всём. Часто со слезами благодарности на глазах мы стояли и думали: «Такого не может быть». В детстве мы неплохо говорили по-немецки, но, взрослея, начали отдаляться от родного языка. Все дру-зья и знакомые говорили только по-русски. После языковых курсов (а в России я окончил экономический факультет университета) подал заявление на интеграционные курсы в Кёльне, потом ещё учился, в общем, ни дня без учёбы в Германии.

ZWD: С какой миссией Вы приехали в Поволжье?
Шульц: Моя задача выявить потребность населения Поволжья в создании религиозных общин и в поддержке уже существующих. Германия готова помочь морально и материально. Мы готовы при-слать сюда людей, которые будут проводить Богослужение в церкви. В наших планах также продолжить гуманитарную помощь из Герма-нии продуктами питания, одеждой, медикаментами. В данный момент мы привезли медицинское оборудование для больницы посёлка хими-ков города Энгельса.

ZWD: У нас в Поволжье не хватает образованных священни-ков, знающих немецкий язык. Многие из пасторов-самоучек, воз-главлявших ранее евангелистические общины, выехали в Герма-нию, а на их место никто так и не пришёл.
Шульц: Это очень серьёзная проблема. Выход искать надо, преж-де всего, в России. Нужно связаться с общинами в других городах, и они обязательно помогут. Верующие люди никогда не оставят в беде. Кроме того, помочь решить эту проблему могут священнослужители из Германии.

ZWD: В настоящее время оборудуется актовый зал в Немец-ком Доме (Саратов. Улица Рабочая 22), куда открыта дорога для верующих всех конфессий…
Шульц: Главная цель христианской миссии – показать дорогу к Богу, а какую конфессию выбрать – это решает каждый для себя лич-но.

ZWD: Ваше отношение к тому, что некоторые православные священники негативно относятся к миссионерам из Германии?
Шульц: Я очень часто встречался с православными священника-ми во время миссии «Волга–92». Мы пригласили их принять участие в ней. Православная церковь дала согласие, но за несколько дней до поездки отказалась. В то же время на судне было много православных священников в качестве наблюдателей. По окончании миссии они совершенно по-другому смотрели на наше мероприятие. По их сло-вам, всё было просто замечательно. Я не хочу обидеть православных священников, но они недостаточно активны. Они сидят в помещении и ждут людей. Мы же идём к людям, в народ, говорим с людьми о Боге, несём им Божье слово. У меня есть письмо одного волгоград-ского священника, который проделал с нами весь путь и очень тёпло отзывался об этой миссии. Все недоразумения происходят оттого, что мы не владеем достаточной информацией, не умеем слушать и слы-шать друг друга.

ZWD: Вы сделали за прошедшие два года хорошую карьеру в Германии, а как дела у других наших соотечественников?
Шульц: Многие российские немцы интересуются делами в быв-шем СССР. В Германии тоже нелегко жить, поскольку мы уже в Рос-сии сформировались как народ, а там надо коренным образом пере-страиваться. Есть такие люди, которые не смогли перебороть в себе ностальгию по Родине и готовы вернуться в Россию. Они вернулись бы, если бы на Руси у них было место, где они могли бы чувствовать себя немцами, развивать культуру, говорить на родном языке.

ZWD: Вы имеете в виду создание Немецкой республики на Волге?
Шульц: Республика с границами и прочим, что отличает государ-ственное образование, думаю, сейчас не самое главное. Важнее жить вместе, компактно, по своим законам, сохранить свою культуру, свой язык, развивать свою экономику. Русские немцы в России всегда жи-ли вместе, и никаких проблем не было. Мои родители с Житомирщи-ны, с Украины, но Волга была для них всегда наиболее яркой мечтой и выбор был после трудармии один – либо на Волгу, либо, если это удастся, в Германию.
О волжской республике знали все немцы, но при этом были бога-тые колонии на Украине, поселения под Ленинградом. Людей тянуло сюда, на Волгу, но не надо забывать, что это Родина только волжских немцев. Бесспорно, Немецкая республика на Волге, должна быть вос-становлена, но в достижении этой цели нужна деликатность.


Рецензии