Угонщик МИГ25 не дождался возмездия КГБ, помер

...помер от пьянства.

Новый советский самолет
Появление в СССР МИГ-25 в самом конце 60-х стало для США и НАТО неприятным сюрпризом.
Применение МиГ-25 в боевых условиях в Египте показало, что в СССР сделан не просто новый самолет. Это было что-то принципиально другое, что грозило альянсу большими проблемами. За два года МИГ-25 совершил несколько разведывательных полетов над Синайским полуостровом, оккупированным Израилем. На перехват поднимались группы истребителей F-4 «Фантом», французских Миражей. За все время им удалось приблизиться к МИГам всего 4 раза. Эти случаи были зафиксированы наблюдателями и оценены экспертами.

Первый: 10 октября 1971 года над Средиземным морем в 30 км от Ашкелона «Фантом» перехватил советский МиГ-25 и выпустили две ракеты средней дальности AIM-7E Sparrow. Обе ракеты не попали в цель.

Второй: 6 ноября 1971 над Синайским полуостровом «Фантом» перехватил советский МиГ-25, выпустил две ракеты AIM-7E Sparrow. Обе ракеты не попали в цель.

Третий: 10 марта 1972 над Синайским полуостровом «Фантом» перехватил советский МиГ-25, атаковал двумя ракетами AIM-7E Sparrow. Снова мимо.

Четвертый: 16 мая 1972 над Египтом четыре «Фантома» перехватили МиГ-25. Одна из выпущенных ракет AIM-7E упала не разорвавшись на подконтрольную египтянам территорию. Трофейную ракету передали советским экспертам для изучения.

Израильские ЗРК HAWK также оказались неэффективными против МИГ-25.

Самолет превосходно показывал себя в Ливии, Сирии, Ираке, Индии, Алжире.

Заполучить любой ценой
Самой большой мечтой американцев было заполучить новый советский сверхзвуковой высотный двухдвигательный истребитель-перехватчик 3-го поколения, спроектированный конструкторским бюро Микояна — Гуревича для детального изучения конструктивных особенностей, материалов, электроники - всего того, что делало МИГ-25 уникальным и очень опасным для противника.

Неисправность или угон
В сентябре 1976 года с дальневосточного аэродрома Соколовка поднялось звено истребителей для выполнения учебно-боевых задач. Среди них был МИГ-25 с бортовым номером 31, которым управлял старший лейтенант Виктор Беленко. Неожиданно без видимых причин 31-й резко набрал высоту и затем начал пикирование в море. Вскоре самолет пропал с радаров ПВО.
Преследовать МИГ было бесполезно с самого начала. Во-первых догнать МИГ не так то просто. За то время, пока разобрались, что это не неисправность самолета, а предполагаемый угон, самолет успел удалиться на значительное расстояние. К тому же МИГ-25 был оснащен системой опознавания, которая исключала возможность атаки "своего".

До последнего надеялись, что это не угон - самолет неисправен и возможно потерпел крушение. На МИГ-25 была предусмотрена современная система катапультирования, которая обеспечивала спасение летчика при нулевой высоте и скорости не менее 130 км/ч.

Предательство
Однако то, что происходило на самом деле было катастрофой иного рода - предательством военного летчика. Никому не приходило в голову, что такое возможно. Не хотелось верить.

Тем временем Беленко, живой и невредимый на сверхмалой высоте невидимый для радаров вел самолет в сторону потенциального противника - в Японию. Обнаружив советский истребитель у себя под носом, японцы немедленно отреагировали, подняв в воздух два перехватчика. Когда японские летчики оказались в указанном квадрате, никого не обнаружили. Самолет исчез и вскоре появился над гражданским аэродромом Хакодате. До военного аэродрома, как потом предполагали, у Беленко не хватило топлива.

С первого раза сесть у Беленко не получилось. Самолет сделал разворот, промахнулся. Потом еще раз. Посадить МИГ-25 ему удалось с третьего раза и то, выкатившись за край бетонки метров на 200 и снеся по дороге мачты освещения.

Служащие аэропорта не знали, что думать. Первое предположение было, что самолет неисправен и летчику нужна помощь. Когда к самолету приблизились, Беленко сделал предупредительный выстрел в воздух и потребовал брезент, чтобы закрыть самолет. Но сохранить в секрете такое событие не удалось.

В 09.15 японское радио сообщило о том, что на гражданском аэродроме приземлился советский самолет и что летчик сделал это по собственному желанию, так как уже попросил политического убежища. Так весь мир узнал об угоне сверхсекретного новейшего советского МИГ-25.

Уголовное дело
СССР потребовал немедленного возвращения самолета и выдачи предателя. Но японцы парировали тем, что летчик умышленно нарушил воздушное пространство Японии, в связи с чем заведено уголовное дело и теперь летчик - подозреваемый, а самолет - вещественное доказательство.

В Японию ринулись американские эксперты.
МИГ-25 поместили в специальный ангар. Но там самолет находился недолго. Гражданский аэропорт не был приспособлен для того, что с ним собирались сделать - не было необходимого оборудования для детального исследования всех узлов. Было решено перебазировать "трофей" на военную базу Хякари.

Операция по перевозке МИГ-25 проводилась в обстановке повышенной секретности из опасений ответных действий СССР. В американский транспортник С-5А погрузили отдельно фюзеляж, хвостовое оперение и демонтированные крылья. Перелет сопровождали свыше десятка истребителей.

Что узнали
Американские эксперты с удивлением выяснили, что корпус самолета не из титана, как предполагалось (титана всего 8%), а в основном из нержавеющей стали и алюминиевых сплавов. Еще большее недоумение вызвало использование вакуумных ламп в начинке самолета. Эксперты сочли их анахронизмом и, несмотря на это выдали заключение, что перед ними лучший (на тот момент) высотный перехватчик с исключительными тактико-техническими характеристиками, которые достигнуты при очень простой конструкции. Самолет был относительно просто в обслуживании, а система управления позволяла пилотировать им летчикам даже средней квалификации. По другим сведениям, ничего особенного в самолете эксперты не обнаружили. Самолет был узкоспециальным, неповоротливым и неэффективным, мол, не стоило угонять.

Разобрали до винтов
МИГ-25 разобрали до винтиков и даже с них, как и с электрических проводов, делали соскобы, чтобы изучить особенности изоляционных материалов.

Как потом выяснилось при осмотре уже советскими специалистами, самолет настолько истерзали, что даже после ремонта полеты на нем были невозможны. Несмотря на то, что курочили МИГ американцы, японцы взяли ответственность за порчу самолета на себя и обязались вернуть его после "расследования".

Возвращение самолета
Японцы старательно изображали, что обеспокоены состоянием самолета. Советской стороне, при этом, на свою экспертизу, чтобы определить "масштабы катастрофы", отвели один световой день и ни часом больше. Разобранный, а точнее, раздербаненный самолет "заботливо" упаковали в тринадцать контейнеров, которые были изготовлены из ценных пород дерева. И выставили счет на 40 тысяч долларов за порушенные вышки освещения и "вспаханную" территорию аэродрома за полосой.

Самолет перевезли на Горьковский авиазавод, осмотрели и установили, что пропали практически все электронные блоки вместе с вакуумными лампами. Исчезли все блоки системы опознавания "свой-чужой". Это было еще одним сильным ударом по безопасности советской авиации. В экстренном порядке приступили к разработке новой системы опознавания с более сложным алгоритмом кодирования. Все это обошлось стране в огромную сумму (несколько миллиардов рублей). Если добавить деньги и время, потраченные на обучение пилота такого класса, как Беленко, а также удар по престижу страны, то вина предателя еще более серьезна. Заочно вынесенный приговор предателю к высшей мере наказания был закономерным и справедливым.

"Кнопка беленко"
После этого случая было внедрено еще одно техническое решение, которое исключало возможность повторения случившегося. В кабинах военных самолетов появилась кнопка, которую летчики так и прозвали "кнопка беленко", позволяющая атаковать свой самолет.

Снова на службе
Даже в таком состоянии МИГ еще послужил: его доставили в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище имени Яна Фабрициуса, где до 1980 года он использовался в качестве тренажёра. Потом его списали. Зная печальную историю самолета, люди старались оставить себе на память хоть какую то деталь. Можно сказать, что его так и растащили на сувениры.

И снова в небе
МИГ-25 продолжил свою службу и еще долгое время оставался одним из лучших в своем классе самолетом в мире. В 1977 году на нем был установлен абсолютный мировой рекорд высоты полёта - 37 650 метров. Всего на этом самолете было установлено 29 мировых рекордов.

Почему
Конечно, все хотели понять, почему такое стало возможным. Хотя бы с опозданием, но надо было во всем разобраться. Следователи сошлись на наиболее вероятной версии, что Беленко обиделся и таким образом решил по своему "восстановить справедливость". Он был на хорошем счету, к тому же член партии. Но служба не шла. Долгое время Беленко был всего лишь инструктором в военном училище, хотя мечтал об участии в боевых операциях. Соответственно задерживалось и присвоение очередного воинского звания и назначение на вышестоящею должность. Кто знает, возможно вышестоящих командиров останавливало что-то в молодом летчике, раз его не включали в состав боевых групп. Прозвучало мнение, что одной из причин такого поступка летчика было невнимательное отношение со стороны начальства. Но это звучит совсем неубедительно.

Дело в самом Беленко.
Достовернее выглядит версия, что он заранее готовился. После окончания летного училища с родственниками практически не общался. Отношения с сослуживцами тоже были странными. Вспоминали, что Беленко даже писал рапорт об увольнении и указал причину - ему омерзительно видеть пьяных летчиков.

В 1975 году Беленко снова подал рапорт и попросил перевести на Дальний Восток. Его командировали в истребительный авиаполк 11-й отдельной армии ПВО на должность старшего летчика. Там то Беленко и начал летать на истребителе-перехватчике МиГ-25П. Новые сослуживцы отзывались о Беленко хорошо, но отмечали, что с некоторых пор он стал взвинченным, раздражительным. Но и это списали на его недовольство задержкой очередного звания. В отпуск ездил не домой, а в куда-то на Север, после возвращения ничего не рассказывал. Во время обысков у него дома не обнаружили никаких личных документов.

Готовился
Следователь обратил внимание на то, что в альбомах отсутствовали детские и ранние фотографии. Это указывало косвенно на то, что он уже тогда готовился к побегу и возможной смене личности и внешности. Только детские фотографии изобличали бы его. Надоумить на такое мог только специалист, который разбирался в подобных нюансах. Беленко мог быть завербован до того, как поступил в училище или во время учебы. Но эта версия в деле Беленко не получила подтверждения, решили, что он просто начитался шпионской литературы.

Жизнь предателя
За границей Беленко устроился неплохо. Несколько раз в советской прессе появлялось сообщение о том, что он мертв. Но вскоре Беленко появлялся снова. Одно время он преподавал в академии ВВС США, писал книги, потом, когда к нему интерес стал ослабевать, переключился на бизнес.


В СССР у Беленко осталась жена и ребенок, которых он также предал и бросил.

В США женился на американке. В этом браке у бывшего советского летчика родилось трое детей. Но вскоре семейная жизнь не заладилась. Беленко развелся, оставил жене дом и ушел на вольные хлеба. Больше нигде он уже постоянно не жил, его видели то в одном, то в другом мотеле.

Страх возмездия
Однажды о Беленко рассказал российский военный журналист Виктор Николаевич Баранец, который в свою очередь, якобы слышал о нем от знакомого разведчика. "Как-то беглый пилот летел через один из американских аэропортов. Он передвигался по эскалаторной ленте, а навстречу ему ехал один из разведчиков Советского Союза, который прежде служил в военно-воздушных силах. Виктор Иванович сразу узнал своего сослуживца. Разведчик приподнял черные очки и внимательно посмотрел на предателя, от испуга Виктор выронил свой чемодан, соскочил с эскалатора, убежал в туалет и начал звать на помощь полицию..."


Приговор судьбы
В СССР приговор Беленко, несмотря на распад страны, не был отменен. По другой информации в 2001 году исполнилось 25 лет с момента вынесения и он утратил силу "за давностью срока".

В 2006 году в сми появилось сообщение о том, что Беленко "снова" умер (уже в который раз) и но на этот раз, похоже, все правда, так как причиной смерти указано запойное пьянство на протяжении долгого времени. Если посмотреть во что бывший офицер-летчик превратился за годы своей сытой жизни, информации можно верить.

След в истории
Вот такой след в истории оставил этот человек, став нарицательной "кнопкой беленко" и вечным Иудой авиации СССР и России. Самое интересное, что находятся люди, которые пытаются представить Беленко в образе героя, который настолько устал жить в СССР, что решился на такой смелый поступок, не каждый сможет. Это верно - иуда - явление исключительное. Кто бы что не думал - место предателя всегда в п*тле и это библейская истина, противопоставить которой даже закоренелым атеистам нечего, в этом мы все едины.

оригинал статьи в интернет журнале "Часовой истории" https://zen.yandex.ru/id/5f009eab84a801506ee3ccfa


Рецензии