Встреча 11 с художником Павлом Михайловым

Начиная с этой миниатюры переключаемся на разговор о второй части жизни художника Павла Михайлова, связанной с его двумя кругосветными плаваниями. 

Примерно год тому назад, а точнее 7 февраля 2020 года, в пятом номере газеты «Аргументы и факты» я увидел статью замечательного журналиста-историка Константина Кудряшова под названием «Так кто же открыл Антарктиду?» Более мелким шрифтом под названием было напечатано: "Приоритет русских в этом вопросе ставят под сомнение уже 200 лет".

А еще ниже находилась иллюстрация к статье с подписью «Мирный у Антарктиды, 4 января 1820 г. Рисунок выполнен участником экспедиции – художником Павлом Михайловым. Фото Wikipedia.org». На акварельном рисунке, на переднем плане его, изображена спущенная на воду весельная лодка с семью матросами, плывущая по волнам неспокойного океана. В правой части рисунка в отдалении  парусник «Мирный», матросы с которого спустились за борт. А в глубине на рисунке изображен ледяной берег с  фигурками людей, охотящимися на пролетающих над глыбами льдов и торосов уток. Венчают всю эту картину темные (местами фиолетовые) кучевые облака. 

Рассказав о рисунке, замечу, что именно эту иллюстрацию я приложил к настоящей миниатюре, слегка подкорректировав ее – «подрисовав кусочки» водной поверхности и неба, чтобы иллюстрация не была столь вытянутой.

Теперь признаюсь, что именно эта публикация журналиста Константина Кудряшова с рисунком Павла Михайлова явилась первым импульсом к тому, чтобы приступить к написанию цикла миниатюр о художнике Михайлове, который был другом нашего с братом Александром далекого предка, художника Александра Варнека (см. предыдущие 10 миниатюр на прозе.ру).

Но так получилось, что приступил я к своим миниатюрам ровно через год после того, как прочитал статью Кудряшова в АИФе, а также после того, как прошло  уже не 200 лет, а 201 год со времени открытия русскими моряками Антарктиды.  Конечно, определенная задержка  произошла из-за карантина и перехода на дистанционный режим работы.  Была и другая причина: размышляя об этой второй части миниатюр, я понял, что для ее написания мне просто необходим Альбом «Павел Михайлов: путешествия к Южному полюсу», изданный Русским музеем в 2012 году [1].

В конце 2020 года дочь Юлия приобрела этот альбом через интернет, подарила его мне на день рождения, и спустя некоторое время я понял, что без этого альбома писать миниатюры о второй половине  жизни  Павла Михайлова я бы просто не смог. Дело в том, что без знакомства с данным альбомом  обычному читателю невозможно понять, почему графические и акварельные рисунки, выполненные художником, являются документальными свидетельствами открытия Антарктиды, сделанного русскими моряками.

Поясню эту свою мысль, задав читателю миниатюры такой вопрос, а разве может акварельный рисунок с изображением  лодки с матросами, парусника и льдов, приложенный к данной миниатюре и выполненный художником в Петербурге в период с 1821 по 1824 гг., когда он уже возвратился из плавания,  считаться каким-то документом?  Нет, конечно.

А для того, чтобы понять, почему полная коллекция графических и акварельных рисунков  художника, выполненная им за время кругосветного плавания, имеет определенную документальную ценность в доказательстве открытия русскими Антарктиды, я скажу ниже.  Сейчас же замечу, что только после внимательного знакомства с альбомом я понял, что автором статьи в АИФ было допущено две опечатки. Прежде всего, выше я уже написал, что акварельный рисунок, приложенный к АИФ, был выполнен в период с 1821 по 1824 годы.   

Именно такой интервал времени указан в подписи к рисунку в [1], а вот рисунок-оригинал  художник выполнил, используя бумагу, акварель, тушь и перо,  восьмого, а не четвертого января 1820 года, как указано в статье, опубликованной  в АИФ.
Помимо этого, в АИФе  рисунок  назван словами ««Мирный» у Антарктиды», а рисунок-оригинал и акварельная копия с него имеют названия «Вид ледяных островов».

Конечно, в популярной газете, рассчитанной  на широкого читателя, подобные несоответствия не так уж и важны, но использовать  иллюстрации с указанными датировками и названиями для доказательства открытия русскими Антарктиды мы уже не можем.

Завершив последний абзац, подумал, а далеко ли находятся эти «ледяные острова» от Антарктиды?  И не могут ли они являться глыбами материкового льда, отвалившимися от Антарктиды и находившимися совсем рядом от нее, когда моряки стреляли дичь? Тогда и эти рисунки могли бы являться документальными свидетельствами (?).

Попробуем разобраться с этим, но вначале нам нужно уточнить дату выполнения художником Михайловым рисунка с названием «Вид ледяных островов». Читатель миниатюры, внимательно читающий текст, скажет: «8 января». Все правильно, но в названном выше альбоме не говорится, по старому это или по новому стилю?

К счастью,  ответ на данный вопрос нашелся быстро. На самой первой иллюстрации из раздела «Кругосветное плавание 1819 – 1821 годов» я увидел датировку рисунка, указанную рукой художника – 17 сентября 1819 г.  Эта же дата приведена и в подрисуночной подписи. Стало быть,  и  рисунок «Вид ледяных островов» был выполнен 8 января 1820 года по старому стилю. 

Антарктида же, как указано в Википедии, была открыта русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 16 января 1820 г. по старому стилю  (28 января – по новому стилю). И до нее от ледяных островов было еще, стало быть, восемь суток пути. А это, все-таки, довольно много. Но, к большому сожалению, в цитируемом Альбоме почему-то не оказалось других иллюстраций (рисунков Михайлова) с близкими датами их выполнения. Так предыдущая иллюстрация «Айсберги» датирована 3 января 1820 г., следующая – «Полярное сияние в Антарктике» – датирована уже 2 марта 1820 г.

И, выходит, что главным доказательством открытия Антарктиды стала лишь запись в бортовом журнале шлюпа  «Мирный», сделанная рукой лейтенанта Михаила  Лазарева. Эта запись воспроизведена в статье Константина Кудряшова: «Достигли мы широты 69 градусов, где встретили матерый лед чрезвычайной высоты …Простирался оный так далеко, как могло только досязать зрение. Отсюда продолжали мы путь свой к осту, покушаясь возможности к зюйду, но всегда встречали ледяной материк».

Эта запись, нужно заметить, реабилитирует Павла Михайлова, не сделавшего рисунка с изображением берега Антарктиды. А как его можно было сделать, если матерый лед чрезвычайной высоты было невозможно запечатлеть на рисунке. По этой причине следующий рисунок «Полярное сияние в Антарктике» был сделан  лишь спустя  примерно два месяца после предыдущего рисунка. 

А до этого за бортом шлюпа «Мирный», на котором находился во время плавания Павел Михайлов, ничего примечательного, как видно, не оказалось.

ПРИМЕЧАНИЕ

1.  Русский музей представляет: Павел Михайлов / Альманах. Вып. 352. СПб. Palace Editions, 2012. Тираж 2000 экз.  Научный руководитель Евгения Петрова.  Директор Русского музея Владимир Гусев. Текст Наталии Соломатиной.   
      


Рецензии