Мать балует ребёнка? Или себя?

         Балуйте детей, господа! И тогда из них вырастут настоящие разбойники!
              (Евгений Шварц)

У меня есть ученица – Катя Н. Училась она у меня почти 30 лет назад. До сравнительно недавнего времени мы с ней переписывались, причём, она искренне и откровенно рассказывала мне буквально обо всём. Да и в школе она была в числе моих лучших друзей.
Недавно эта именно Катя заблокировала меня во «В контакте». Причина: я написал ей, что думаю о её поведении по отношению к собственному сыну (его зовут Сёма).
Катя была не самой уверенной в себе девочкой. Она не очень-то здоровая физически. Не писаная красавица. Очень долго она была одна: не выходила замуж и у неё не было ребёнка.
И вот наконец она родила.
Как ей это удалось? Она попросила об этом одного одинокого мужчину. И у неё появился поздний и, конечно, обожаемый сын. А потом она вышла замуж – совсем не за того человека, не за отца Сёмы.
Про отношение Кати к сыну рассказывают просто какие-то легенды. Говорят, например, что в 4 года она записала его на кучу секций, в том числе – на кикбоксинг. Она возит его в путешествия, всячески облизывает, готовит особые яства, и чего только у бедного Сёмы нет: думаю, и птичье молоко – буквально – тоже есть.
В 4 года у Сёмы капризное и пресыщенное выражение лица: он уже Принц, Инфант.
Вот об этом я и написал Кате.
Катя взрывная и эмоциональная, но надо понимать, что я для неё очень авторитетный человек, даже сейчас. Её поступок говорит о том, что весь мир для неё перестал существовать, – в сравнении с Принцем Сёмой.
Продолжать его всячески духовно калечить – для неё так важно, что она пошла даже на такой поступок.
И таких женщин огромное количество.
Почему же так важно для них разрушать личность собственных детей? Почему подобное поведение психологически возможно и даже очень распространено?

Как я уже сказал, Кате долгое время жилось непросто: одиноко, у неё были сложные отношения с сёстрами (старшими). Жизнь не складывалась. А она очень чувствительный, ранимый человек. В детстве у неё тоже было немало тяжёлых переживаний: родители разошлись, отец пил – а она любила отца, но, конечно, жила с мамой.
Своего же ребёнка большинство женщин подсознательно воспринимает не как отдельного человека (подчеркну: речь не о сознательном, а о неосознанном восприятии), а как часть себя.
Он ведь и был когда-то её частью, даже физически. А психологически ребёнок и в самом деле так зависит от матери, пока он маленький, что в каком-то смысле действительно является её частью.
Балуя ребёнка, таким образом, мать ублажает не его, а себя. Она компенсирует, возмещает себе то, что недодала ей жизнь. Одиночество, неустроенность, отсутствие личного счастья, какие-то неизжитые комплексы.
Счастливые и полноценные женщины совершенно не склонны к баловству детей. Такое поведение патологично: характерно только для женщин с нерешёнными человеческими проблемами.
Однако современное безумное, бесчеловечное общество эти проблемы игнорирует: никто женщинам не помогает. И они находят отдушину, находят такую нишу, где могут, как им подсознательно кажется, возместить себе всё, чего им не хватало.
У женщин  есть материнский инстинкт: вот почему им свойственно оберегать и защищать.
При этом такая деятельность не только не осуждается, но и поощряется современным обществом. Женщине не приходит в голову, что, разрушив её саму, Общество Потребления теперь использует её как орудие для разрушения личности её ребёнка. А это именно так.
Покупать игрушки, всячески развлекать и ублажать эти женщины любят исключительно своё дитя (своё – находящееся в полном их распоряжении, но важно и то, что это биологически их ребёнок). Других детей они отнюдь не балуют. Если такая женщина, допустим, работает в детском саду или школе, она может оказаться крайне холодной и строгой в общении с детьми. Весь жар её души уходит исключительно на собственное чадо.
Однако любовь к отдельно взятому ребёнку невозможна, если человек не любит детей вообще. Это не настоящая любовь.
Разумеется, вполне естественно, если мы любим своего ребёнка гораздо, как мы говорим, «сильней», чем чужих детей: мы ему нужнее. Но по-настоящему любящая своего ребёнка мать – любит всех детей.
Любовь же к своему ребёнку при абсолютном равнодушии ко всем остальным детям говорит о том, что и своего ребёнка эта женщина не любит.
Любовь не является предпочтением, как некоторые думают (я этого люблю, я его предпочла, ну, а остальных не люблю – именно потому, что люблю вот этого). Любовь – это особая личностная установка, личное качество. Поэтому тот, кто любит, кто умеет любить, - не может любить только кого-то одного – и проявлять холодность и равнодушие ко всем остальным.
Женщины, о которых здесь идёт речь, по какой-то причине любить не научились. У них это не получается.
Это тоже причина баловства. Чем меньше люблю – тем больше балую. Тем самым женщина внушает себе, что она очень любит своего ребёнка.
Итак.
Баловство – чисто эгоистическое поведение женщины. Хотя ей самой оно кажется альтруистическим (я ему всё отдам! мне ничего не жалко!). В сущности, такая женщина балует не ребёнка, а себя в его лице. Она его воспринимает как часть себя. И ей очень нравится ублажать саму себя: ведь прежде люди многое ей не дали, чего ей хотелось, что было ей так нужно – ну, так она сама себя удовлетворит, сама себя обслужит.
Но не обращать внимания на других, ублажая исключительно себя – не очень-то добродетельно, такое поведение не считается в обществе, даже современном, правильным и похвальным. А женщины в массе своей более конформны, чем мужчины. Вот они и находят такой особый способ ублажать самих себя – под видом заботы о другом.
Никакого противодействия при этом они не встречают. Они же не бьют ребёнка – наоборот. Не голодом морят – наоборот. Не отвергают – наоборот. Никакие органы опёки им слова поперёк не скажут.
Да, педагогическая и психологическая литература говорят о вреде баловства – ну, так ведь это не она, это другие нехорошие мамы балуют своих детей. Она не балует, а любит.
Словами на такую безумную женщину воздействовать нельзя.
И я это понимал. Просто у меня не было другого способа воздействия на Катю. Поэтому я и сказал ей правду, хотя и понимал, что она её понять и принять не сможет.
Сёме я не помог, но может сложиться так, что в какой-то момент своей жизни она вспомнит о том, что я ей сказал.
Неправда, что «мать» - это такое святое слово, что всякая мать – это такое чудесное самоотверженное существо. Вспомним историю Бланш Монье. Тем чудовищем, которое почти буквально пожрало её жизнь, была её мать.
Правда в том, что мать имеет огромное влияние на своего ребёнка, особенно – в раннем детстве. А вот как она влияет – зависит от того, что за человек эта женщина. Мать всегда влияет сильно. Но не всегда положительно.
Баловство – это намного хуже и опаснее для детей, чем игнорирование, чем даже постоянные избиения, чем систематический голод. Это хуже всего.
Может быть, когда-нибудь люди поймут это.
Хотя женщины, которые балуют собственных детей и тем самым их чудовищно духовно калечат, не столько преступницы (преступницы тоже), сколько жертвы. И помогать – если когда-нибудь общество созреет до этого – нужно прежде всего именно им.


Рецензии