Негеройский геройАнчарова
Когда мы, «Друзья Анчарова в Вологде» выбирал и фильм лопросмора и реина смлтеть Чистые пруды – член Анчаровского круна ОлегМоисеев с тал нас критиковать, ибо «Чистые прды» не самый лучший фильм.. Хочу ответить Олегу Моисееву, который критикует нас за выбор фильма. Да, возможно есть другие, более совершенные киноленты, связянные с именем Анчарова. Но "Москва.Чистые прууды" - фльм с хорошим очень светлым финалом, он проникнут радостным ожиданием, даже тревога - нет от горя, а от приближения счастливой развязки.Это очень рождественский по настроению фильм.И люди там красивые, посмотрите на их наивные советские лица. И опять же это в духе Рождества. Ао том, что фиьм часто сслабее литенратурной первоосновы - это понятно, вся глуина повести трудно достижима.. Хочется доброты, сказки.У Анчарова лирическая тема - всегда на первом месте...Соцмальный фон в конце 17 –начае18 ужасе, люди ищут олпоры и позитива. И в «Чистых предвах» все это есть
«Галина Александровна говорит:
- Юра, скажи что-нибудь?!
Я молча улыбаюсь и отрицательно мотаю головой. Мне пока нечего сказать; пока эмоции не улеглись, пока в голове не выстроилась четкая картинка, пока на поверхности одни пузыри, как в стакане с пивом, проводя аналогию с фамилией главного героя. Пена должна осесть, чтобы можно было насладится вкусом.
1. Книга лучше.
На следующий день после фильма прочитал книгу. В отличие от фильма, ее название - "Страстной бульвар" - подразумевает некую страсть. И в книге она есть, возможно сокрытая до поры, но есть, чего не скажешь о фильме, возможно потому название и поменялось.
Если в двух словах - книга понравилась. Текст как пшенная каша с изюмом, как я люблю: сплошной, сумбурный, с постоянными скачами по времени, с не менее сумбурными, схематичными диалогами, живой текст.
Все персонажи просты и ясны. Про Жигулина все понятно уже в четвертом абзаце: "Всё так складно получалось у Жигулина в воображении". Он там и живет, в своем воображении, как, впрочем, до сих пор делают многие - реальность, она не всегда красива и жить в ней сложно. И вот он такой, идеалист. Добавляют штрихов к портрету и его размышления о том, что на войне юноши не взрослеют, а сразу становятся старыми, и не представляют какова она, взрослая мирная жизнь. Он и не представлял - его работа со взрывами, как продолжение войны, а кроме работы ничего нет. Да и просто есть такие люди, энтузиасты, так и написано про него.
Валя не оставила никаких впечатлений, притом что подробно описана в самом начале. Ну да, смелая, бесшабашная девочка, но и время такое было. А как по мне, вот в этой конкретной книге можно было и вообще не описывать никого, за исключением отдельных значащих деталей - лысина, например, или ноги нет. Какую ценность для всей истории представляет то, была ли Валя рослая женщина в очках с высокой грудью, или маленькая худенькая и без очков? По-моему - никакой. Говорят, фильм/книга о том, что мужчины измельчали, и всё взвалилось на ее хрупкие женские плечи. Но ведь так и было, мужчин после войны не хватало в принципе, вот и пришлось.
А вот Мызин - самый сложный и интересный персонаж. Он не главный герой, он уже стар и у него все позади. Но с высоты своего опыта он не старается, как это бывает, научить всех вокруг уму-разуму, а даже напротив - сам может поучиться у молодых. И только надеется на благополучный исход. Молодец же дед!
Говорят, так не бывает. Серьезно, не бывает фильмов/книг с хэппи эндом? Конечно, это сказка, а сказка - она и должна быть с хорошим финалом.
Единственное, что не понравилось в книге - это заигрывания с читателем. "Вы спросите, почему...", "Вы, конечно, хорошо знаете...", "Помните,как она сидела..." и так далее. Такие вещи всегда портят картинку, разрушают иллюзию погружения».
2. Фильм.
Хорошо, что прочитал книгу после фильма, иначе впечатление о нем было бы гораздо хуже, хотя казалось бы - куда уж. В книге Жигулин хоть и плешивый, но живой. Тут же все время ходит с одной и той же гримасой на лице, а точнее - с полным их, гримас, отсутствием. Ну да, в молодости он немного поживее, посмеялся несколько раз, но все равно не то. Как и все прочие актеры. Что это - задумка режиссера, неудачный актерский состав, либо же просто за сорок лет настолько поменялись требования публики? Современный фильм - это всегда масса подробностей и натуральных деталей, даже если это битва Оптимуса Прайма с Воландемортом на лазерных костылях. Но нет, в дни январских каникул я успел посмотреть и Иронию судьбы, и Ивана Васильевича, и Бриллиантовую руку, и много чего еще из советского фонда кино. Да, в них есть заметные современному искушенному зрителю шероховатости и недостатки, но они не затеняют сути: это хорошие фильмы. Москва, Чистые пруды - фильм неудачный, хотя и у него есть один плюс - талантливый актер Невинный, который единственный смотрится гармонично.
Вообще, сама манера повествования книги, на мой взгяд, совершенно не подходит для экранизации; ладно повествования, но диалоги! В тексте они смотрятся гармонично, там весь текст такой, он сметан белой ниткой, широкими стежками, записан разноцветными ручками на салфетках; он этим живет и дышит, и ничего не надо другого, и все понятно. В кино - не понятно, там нет авторского текста, и те же самые слова повисают в пустоте. Потому что люди так на самом деле не говорят, в книге - говорят, а в жизни и в кино это смотрится фальшиво.
Вот так увидеол эту историю зритель Юрий Головченко
Хочу сказал что слово ллавны герой имее несколько значений
Хочу сказать, что герой как автор подвига – это одно А герой как перснаж – другое.
И если снчала Человек по фамилии Жигулин предстает как авто подвига - сапер, подрывник, -то потом он просто персонаж. Непонятно, как себя ведет этот лихой вояка – забыл жену? В стране ыло много солдат, но ни один из низ не забыл жену.Да еще такую жену как Валю – вообще дико. А это завязка действия…. Забыть он не мог, значит, когда он салкиваются все у Мызина и накрыаают на стол – Жигулин цепляется – а где я вас видел? Да как где? В постели у себя видел. В этой неловкой ецене Валю жалко равно ка и героя –персонажа, который срусил… И тутмне становится сно, почему в кино-варианте реплики Жигулина отданы его дружку Чугунову.Икода именно Чугуов начинет якобы вспоминать, где это он еее видел, то это есттстественно выглядит - Валя красавица, чувственная женщина и умница к тому же.
Вот сшибись лва человека и не узнали друг друга. Так уж и ошиблись? Чушь. Они все пнимали оба – и тогда, на вокзеле, и за эти чаем, которы они так и не выпили. Но укито оказался героем?Не Жигулин, а Валлентина…. Она,
Женщина, в анчаровских историях всегда мудрее, человечнее, не о себе же думала, а о нем. Куда же он, дурачок, пойдет, если его дом тут? Прямо под носом.
Чем же отличается повесть от фильма? Мне кается в повести Жигулин глубже. он сам влнуется и встречи хочет, а в фильме чурбан чурбаном. В паовести его чувства поданы сильнее: "Потом Жигулин услышал музыку из дома напротив и включил приёмник. Ему показалось, что это музыка из её окон. Он поискал волну и нашёл, и два приёмника заиграли в унисон. Потом там переменили волну, и Жигулин понял, что его испытывают. Он нашёл и эту волну. Сердце его бухало, как ему не полагается бухать. Там снова переменили волну, и теперь Утёсов пел старую песню о сердце, которому не хочется покоя. Жигулин заметался по шкале, потом догадался и кинулся из комнаты».
Мможет, деймствительно - советский еловек обяза работать до полумерти, но счастье ему не положено ?И Саня Жигулин чстно воевал и честно аботал, и Валя так…Но когда пришло вемя счастья – они ратерялись.
Нет, развязка дожна быть счастливой. «За одного битого двух небытых дают… А кому он нужен, человек-отбивная? Плра перестать копить опыт беды. Пора копить опыт радости…» Никак не иначе. Иначе зачем эта победа, эта работа, зачем тогда все? Я смтрю, в нынешних книгах, ве юбовные история идут на разрыв. Неправильно. Анчаров же говоил –хватит уже изучать опыт беды, пора изучать опыт радости. А у нас и до сих пор его нет…
Конено Сан Саныч тут уже не герой – автор подвига. Это все осталось за кадроом. Он здесь герой персонаж. А Валя, наоборот герой как автор подвига.
И вот Мызин не герой авто подвига, он герой –прсонаж. Но он их заново свел.Птому что душау него боле за Сан саныча, и вообщке за других болела душа, не за себя И он единственный ведет себя естиественно, и ему веришь как никому. Да, он повар , он пил и воровал, он просит песню, и он клянется не воровать, потому к Сан Санычычу привязвн.И он молодец, конечно…
СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР. Книга чудо. Это не просто стоория про юбовь, а про то? что все зависит от человека. И кого схватить за руки на подножке, и кому отдать свою комату если уходшь на войну. B кому вообще вериь в жизни.Книга короткая но она про главное.Анчаров любимый писатель. я это поняла в 16 лет. B потом, когда поехала к нему на разговор,, увидела ,что в книгах не обнанывает.
Вот такое же ощущение от повести «Страстной бульвар»- ощущение правды и остроты жизни. Не у всх, правда Один зритель воскликнул: «Да не любил он ее! За 17 лет пока он болтался по стране – уж можно было понять». Остальные завозмущавлись, защищая нашего героя. Человек, пказавший себя героем на вйне и на взрывной работе, испугался встречи с женщиной., то есть повелл себя далеко не как герой. «Где я ее видел?- Да у себя в постели, дорогой товарищ(хочется ему подсказать)». Лукавит Сан Саныч.Много пережиди на войне солдаты стараны. Но такого еще не бывало, чтоб жену забывали.
Внезапную панику перед любовью обьясняют так: «Мальчики на войне не взрослели, я сразу старели ( Ю. Головченко). Помните кино «Простая история»(1960) Геоиня Саша Потапова с горечью бросает своему несостоявшемуся любимому, сееретарю. райййкома Данилову: «Хороший ты мужик. А не орел». Вот этот не орел в нашем случае Сан Саныч, ведет себя аналогично. Да, не хочет Вале на шею инвалида. Да, пасует перед настоящей красавицей. Но ведь сам пришел…
Направление судьбы, которая ведкт куда надо, безрошибочно. И сильнее тут оказывается женщина. Валя,Валентина Михайловна. Она накрывая стол у соседа, может дерзить и егозить, но когда видит, что свидание не получилось, сбивается на шопот и лепет: «Но как же, Санечка?». И пееходит к решительным действиям
Тут надо учитывать – герой как автор подвига и герой ка к персонаж. Разные они. Саныч на войне гекрой как авторр подвига, а в мирное время, с людьми -геро как песонаж.
А еще самый тут удивительный герой - Мызин. Он вообще не герой – повар, пьет, ворует. А в иоге видим – теплее его нет икого, и именно он познакомил Сап-Саныча заново.Это аспект житейский. А теперь более важный литературный. Негеройскй герой - малеький чловек важный для Анчарова.
У все на слуху – песня об органисте: Роооост у меня не болье валенка. М вот когда этому музыканту суэждено взлететь, и стать выше других – мы видим Анчаров покатывает высоту не физическую, а духовную, это убеждает окончательно. Маленький музыкант становися героем автором подвига, возносится надо всему внурене.
Литературная первооснова может быть истолкована так.Герой Жигулин, повившийся ы 1978, был станный и обзначал героев более поднего времени, Возможно героев чудиков Шукшина.Герой Жигулин странный, так как отходит от привычногоо героя соцреализма. Ведь Анчаров любил ломать шаплоны и не стал бы описывитть то, что подходит под понятие советского шаблона. На войну уходили или приходили, героя могли убить (Баллада о солдате), а если нет он возращался.Тут же –не убили, но не веврнулся.
Посе войны утвердмлся герой как в романе Николеврй Битва в пути, или напрме повесть о директоре Мтс и глвном агррономе. Социальный фон – преодолнгие разрухи. Но когда в 70х кодах появсмлся герой Анчаровыасоцвлны фон изменился и герой и сложнее н уж сильно отчалсяотт никоаевского Бахарева, он стал более сложным и непавильным. Вот это уже лиже к Жигулину. Такое обьяснеи образае Жигулина можно дать, чтобы обьяснить его как не героического, но дорого нам человека.
;
Свидетельство о публикации №221013101383