Мой День -за-днем

Мой  "День-за-днем" на экране и в жизни

Счстливый шок 
Строчку в телепрограмме  увидела  случайно. Я тогда  училась на  первом   курсе экономического  факультета, одинокая городе Воронеже и в  университете, куда  меня с трудом  устроили родители. Я к  тому  времени  вполне себе  представляла,  кто такой  Анчаров, так  как  шестнадцатилетней  школьницей прочитала  «Соду-Солнце». Это  был  шок. Повесть  меня  совершенно  опьянила. Жизнь в  глухой  провинции, райцентр Эртиль,  под Воронежем, - казалась  мне дико мрачной. Учеба в  школе, много  нервов, прополка  огорода, чтение книг, как  правило, втайне, кручение пальцем пластинок  на  сломанном  проигрывателе – вот из чего состоял каждый  день.  Я  сталась  крутить  ровно, чтоб пластинка не  завывала. Нашу  семью  не  любили. Я  помню, как  из  мести отцу-директору  наших собак душили  или разрывали и вешали на заборе. Отец   хотел  работать честно, многих увольнял.  Эта вражда  была не  личной, скорее социальной. Точно  помню, жить не хотелось, мечтала  уйти из жизни  без  шума. После  столкновения  с Анчаровым изменилось все:  из  мрачного ипохондрика превратилась я в настоящего оптимиста. У  меня  появилась надежда, что  жизнь теперь пойдет не напрасно. «День за  днем» смотрела  в Воронеже,  сидя в пустой  телевизионке, как называлась  комната в  рабочем общежитии завода  им. Ленина,туда  меня  определили папа, когда  мне не  дали общежитие от университета. Я  сначала  смотрела  одна, а  потом стала всем  рассказывать, и народ поодтягвался. К  концу  второй  части прибегало  человек  10-12. Все  смотрели на  меня   странно, потому  что во время  просмотра я  вскаивала, сверкала  глазами и восклицала «видите?» Ии в  голосе были волнение  и гордость, как  будто  содержание  имело ко  мне отношение. Конечно, все  видели. Моментами  у меня закипали слезы  и на  меня  опять  смотрели, пожимая плечам, однако понемногу тоже  проникались и  радостно кивали мне. И я   видела – на  моих глазах они  из  чужих  становились  своими. А  ведь  это  были простоые рабочие  завода -  девушки, матери-одночки, цеховые  работницы, труженцы  заводской  столовой. пенсионерки.Семейные  жили в ругой  половине. Был человек по  кличке  «вахтер Иванов»,  как он  сам  себя  называл. В   острых моментах, например. там, где провоцировали  медсестру  Таню или  где фигурировал  бывший  муж Лели, он  вскакивал, топал ногой  и ругался  матом.  Он не  мог  нормально  сказать, что  его волновало, но реагировал  сильно. Вахтер Иванов,  сядьте, успокойтесь.
Когда я  училась в университете,  нас часто посылали в  колхоз. Днем   работа, а  вечером,  если холодно, либо песни под гитару  в круг, либо  кто-то  что-то рассказывает. Я  рассказывала «День за  днем». Правда,  один  сюжет, без философских вкладок. Каждый  раз, когда  сериал повторяли, я получала все более  мощное  впечатление, мне постепенно  раскрывалась  его  глубина. Или может, я  умнела с годами. Сама  того не  замечая, я  менялась, подражала  героям телефильма.
Когда  я, окончив  университет, начла работать, у  меня  поменялось не только настроение, но и поведение,  я уже не молчала на  собраниях, пыталась  высказать какую-нибудь  упрямую крамольную  мысль. Меня  поджигали  мои друзья из  сериала, я надеялась, что  это  им бы понравилось. Внутри была  сжатая прукинила,  она при несправедливостях разжималась. «Нормальные  же люди не  молчат!» - оправдывала  сама  себя, имея в  виду жителей коммунльной  квариры из  сериала. Они и стали для  меня примером «нормальных» людей. Если попадались на моем  пути люди, которые были похожи на героев  сериала, я  их  сразу  узнавала,  издалека. Еслли не попадались, начинала  очень  тосковать.
Из-за  Кости Якушева  я поступила  в  Заочный  университет искусств в  Москве, Армянский  переулок, 13. Кажется, на сегодняшний  день он не существует, а тогда ,в  70-х, был. Говорилось же- надо на  всякий  случай  уметь все. И  вот мне так яростно  захотелось  уметь все. В общем, я  училась на отделении  станковой живописи и графики  всего два года, но  моя наставница Наталья Колнстаиновна  успела не просто  приучить меня, несоьбранную и порываистую, к систематическеой работе, но еще дала почувствовать вкус и радость соприкоснования с  цветом. И гораздо опзже, разглядывая жипописные  работы  Анчарова, я  вспоминала сразу, как  сладко держать в  руке  кисть и мелок  сухой  краски.Помню. рисовала   глиняяный  кувшин и глиняные  скаанчик, небрежно провела мелом там, где  должны быть блики.И вдру вес ожило, засвеилось.Такая  радость была.

Отдельная история с  песнями Анчарова.
 Посокольку в  сериале  все  поют, мне  оже петьзахотелось . И я  на гитаре  стала  учиться  играть. Начала  ходить  в клуб еще в Ейске, потом был  клуб  «Откровение»в Вологде. Дети  маленькие, ходили  за мной  хвостиком…  И я пыталась не только Анчарова  петь, но и вологодских авторов  узнала, вместе со всеми попевала песням Ммитяева,Визбора, Окуджавы. Да  что говорить, Цветаева  тоже пришла ко мне  вместе с  гитарой. Это  было освоение большого и близкого  заранее  мира.
Один раз на вечеринке спела «Мне в бокал подливали вино»,на  свой  собственный  мотив и  сказала,  что слова  Анчарова. «Чего? – удивился один  из гостей. -  это тот, что Грина  любит?» Я  потеряла  дар речи. Грина-то я любила еще  до того, как  Анчарова узнала. Такие  совпадения каждый  раз подтверждали, что мне  крупно повезло я наткнулась на  что-то настоящее. И я  стала  другие  книги Ачарова  искать…
И «Теория невероятности», и «Золотой дождь» понравились  мне еще  больше, чем  сериал. Получилось,   что  все  мои родные  люди – в его книгах и в  сериале, в одном мире, а я в по-прежнему  одна, а другом  мире.  Этот разрыв меня доконал и в 1974 году  я поехала в  Москву  искать Анчарова. Это  история  уже  описана  благодаря  писательнице Татьяне Тайгановой, но началось-то все с  сериала «День за  днем». Естестественно, я начала  писать автору  длинные  письма, которые упали в бездну. Письма  после  сериала приходили Ачарову  мешками, он их даже  читать не успевал. Когда я  оказалась у него дома в 1974 году, я  своими гллазами видела  эти серые мешки из почтовой бумаги. Как бы я  сейчас почитала  те  письма!  И  свои, которые провалились туда  как в пропасть, и  чужие. Ведь  это был поворотный момент. Душа, до того блуждавшая в потемках, вылетела  куда-то к  свету. В 1990 году  Анчарова не стало, об этом мне  сказали друзья из Литературного института. Умер. И я не  успела показать ему свои первые  рассказы, как  мы  договорились при встрече, а они  тогда  уже  были! Горе  было неимоверное.
От личного к  общему
 Прошли годы. Я все жизнь искала тех, кто любит Анчарова. И однажды они пошли на меня  настоящим прибоем. Я  создала в  сети две группы « Анчаровский  круг» – Вконтакте и на Фейсбуке, сама  стала  администратором. Я раздувала пламя  памяти, но  уже не одна…. Однажды  человек из Контакта Александр  Шитик, прислал мне  десять тысяч – «я все  равно пропью». Так  зародлся  Анчаровский  фонд.
Потом  начались Анчаровские чтения,  где стало возможным обмениваться взглядами на  книги, песни,  картины  Мастера. Как  следствие - сборник статей «Почему  Анчаров?». Такое  делать в  одиночку  невозможно.
Мне сейчас помогают многие. И мне просто  повело, что я  среди  «своих», среди единомышленников. Это Анчаров  «встретил» нас, сделал  друзьями.  И Анчаровское  движение  сейчас  есть во  многих городах  России и я  могих знаю лично.
После    просмотра  телефильма 2016ода у меня во  многом   поменялось восприятие первого  советского сериала  «День. за  днем» . Если раньше  я  смотрела на кааждого  героя по отдельности и он  (она) слепили мне  глаза, то теперь , то с возрастом, важнее  стали явления более общего порядка. Закономерности, что-ли. Позволю себе эти маленькие открытия  здесь привести.
Акценты 1 серии, которые пропущены нечаянно. Общий скандальный перегрев, где все  бурлят, ругаются, де все вышли из терпения, все  шиворт- навыворот все же не производит  на  меня мрачного впечатления. Хотя так не должно быть: добряка Большого бранят за разбитую машину, а паршивец Толич уходит как ни в чем ни бывало. Но это же реализация добра: Большой берет на себя чужую вину.. Это сильно, нетипично.  Прием  «хороший  человек в  трудной  ситуации»  действует во всем  своем размахе. И тетя Паша художника просит - нарисуй на портрет покойного мужа звездочку героя. Вроде бы нельзя врать, но он рисует. Потому что правда жизни и правда искуства не одно и тоже. Вообще тут сразу чувствуется масштаб замысла: не об одном человека, а обо всех. Об  общности! И каждый дорог.
Акценты 2 серии: первое - всех притягивает центр действия, что случись - все стягиваются в круг… И второе - как умеют разглядеть "хорошего" в "плохом". Спрашивается: зачем им нужны «тупая» Леля и «хулиган» Толич? Нет, дают авансы! А потом "переливают"! Для меня это загадка. Устала я перековывать людей, ухожу  от тех, кто предает. Но когда  вижу, как  это делают жители коммунальной  квартиры, просто дух радуется.
Акценты 3 серии. Можно ли устраивать проверки на порядочность? Нет, тот кто это делает - сам неполрядочен. В чем разница между художником Костей и художником Борисом? В том, что Борис хочет казаться, а Костя – хочет быть, но не казаться. Самая сильная картина - т,а которой еще нет. Почему  это происходит? Потому что  работает воображение, а когда  уже  есть картинка, воображение молчит.
Акценты 4 серии. Большой не  хочет уступать  Седому  свою девушку. Ему кажется, он такой  большой, что его не объехать: «Я  не могу тебе  уступить». А Седой – а я  могу тебе  уступить, уеду. Тут кто  кому  подароок  делает? Кажется, что  Седой Большому. А на самом деле  Большой тоже делает подарок, не отдает, чтоб Седой ощущал ценность Тани. Да  Большой и завлабу  подарок делает, что уговаривает сдать заявку завлаба, которая лучше. Вот блин,  выходит, они в се  время   делают  друг  другу подарки. Тольки  ждут, чтобы великодушие  свое проявить! Что творят!  Добро борется с добром в  целях еще большего добра. Вот захочешь стать добрее,  черта с два. Не  сможешь. Но иногда так обидно, что ни при  тебе, ни для тебя такого не случалось. Ничего  такого!  Женя  резюмирует – когда  один другому подарок  делает, это еще неизвестно…кто кому… У  обоих душа  с крыльями…Настроение  серии грустное, но она сама такаяя  гармоничная, мягкая. Потому что люди не бегут никуда, у них есть время  выслушать друг друга. Ничего-ничего…
Акценты 5 серии .Здесь все вверх дном - праздник 9 мая и драматизм прошлой любви заставляют Женю корчиться на огне  ревности. Ревнует ко всему - к войне, Дзидре, ко всему, что отбирает ее любимого. Такова участь младших жен. Ясно также, что этот праздник раньше был всенародный. А  теперь  локальный. Но не  только для  солдат! Сейчас это непонятно. И  солдат  почти не осталось.

Акценты 6 серии. Леля по умолчанию плохая, хотя она ничего такого не сделала. Как избавиться от установившегося предубеждения? Никак. Но ведь... коммуналка принимает Лелю даже такой. Все ненавидят ее мужа, хотя он тоже ничего не сделал. Диплом Большого - стихийное бедствие, все жужжат вокруг,  так здорово. А за меня никто так не переживал... Поэтому меня питает чужое сочувствие...

Акценты 7 серии: мужчины без женщин всегда хорохорятся, мотаются на военные сборы, надутые как индюки. Они как Костя бьются над картиной, не только не над холстом, а над картиной мира. Они как Большой бодрятся, собирая чемоданы и руки их дрожат, когда они от себя женщину отрывают. Они как Дядя Юра орут на всех достают всех своим пережитым опытом(я не умный я старый).Они как Толич сцепив зубы уезжают, потому что мама замуж выходит... и старются перестать быть маленькими. Но душа ноет и они кричат в трубку - приезжай!
Акценты 8 серии. Когда хорошим людям плохо -Женя, Костя, теть Паша и дядь Юра, то плохим людям особенно хорошо. Чем хуже Дядь Юре - тем лучше его хитрой дочке. Круг коммуналки резко сузился, потому что все уехали. И каждый как в мощном прожекторе. Весь-то виден. Такая нервотрепка, такое напряжение связей. И когда это разрешается счастливо, и ты уже не верил в это - грудь лопается прямо, сердце вот-вот разорвет.. Да неужели же будет по-нашему? Нваверно, это самое фантастическое место...
Акценты 9 серии. Когда у людей все новое - новый друг, новая квартира,  Новый год - они почему-то цепляются за старое. И зачем-то тайком ходят на старую квартиру углы трогать - зачем? Затем, что память о пережитом еще горяча. Именно поэтому Дядь Юра смотрит больными глазами на привычные стены! И именно в этот момент идет главная песня. А когда они сдвигают бокалы, нельзя удержаться от слез, ведь я затылком и спиной вспоминаю минуты - когда я пережила с ними Новый год впервые, это печаталось в меня на генном уровне. И с тех пор каждый Новый год я радуюсь и тревожусь, дрожу от ужаса и восторга. Именно поэтому. Ведь лучших друзей у меня и не было.


Рецензии