На выход книги Белая гвардия Фридриха Эберта

RLD

Я много лет издать ее не мог,
Но через "Алетейю" Бог помог,
И плод моих трудов увидел свет.
Неправды тьму рассеет правды свет!


ПРИЛОЖЕНИЕ

Рецензия, опубликованная в газете «Завтра» 18 мая 2021 года.


Вольфганг Акунов. Белая Гвардия Фридриха Эберта. – СПб.: Алетейя, 2021. – 574с.: илл.

По мнению (довольно обоснованному) Гюнтера Рормозера, «что такое политика в ХХ веке, понимали только Ленин и Шмитт. И всю политическую теорию Шмитта можно понять лишь как попытку ответить Ленину. Восхищал Шмитта в Ленине простой факт: Ленин понял, что основную политическую реальность ХХ века составляет всемiрная гражданская война. Каждая политическая теория и практика должны учитывать эту реальность и реагировать на неё, поняв, что эта всемiрная гражданская война обусловливает, по существу, все политические понятия и категории»… Итак, ключевое слово сказано: «гражданская война»… И ежели о Гражданской войне в России знают (или думают, что знают) практически все, то о Гражданской войне в Германии 1918-1923 гг. известно немногим… Между тем, означенная Война состоялась, и была не менее ожесточённой, нежели в России. Были и немецкие «красногвардейцы» и немецкие «белогвардейцы». В полной аналогии с нашей, «Белой», «Добровольческой» Армией, они именовали себя «Freikorps»: «Добровольческие» или, в иной огласовке, «Свободные» Корпуса… Историю «Немецких Белогвардейцев» впервые в русскоязычной литературе возсоздаёт фундаментальный труд Вольфганга Акунова. Возсоздаёт поистине с «немецкой» энциклопедичностью: скрупулёзнейше учтены все немецкие, балтийские и русские добровольческие корпуса, биографии их командиров, боевой путь, знаки различия и многое множество чего ещё… «Белой Гвардией Фридриха Эберта» поименовал автор немецких Белогвадейцев в «память» о таком историческом деятеле, как тождеименный Ф. Эберт – немецкий социал-демократ, лидер правого крыла СДПГ, первый Райсхканцлел Германии после Ноябрьской революции 1918 г., первый Райхспрезидент Веймарской республики (1919-1925), под чьим «общим руководством» германским «Белым» удалось одержать победу над тамошними «Красными»… «Балтийские» же и «русские» фрайкоры также упомянуты не всуе:  участники белых немецких добровольческих корпусов приняли участие в некоторых эпизодах Белой Борьбы в России, равно как и русские белогвардейцы внесли свой вклад в Борьбу немецких добровольцев против большевизма на землях Балтии и Германии… Анализ тех причин, в силу коих немецкие «белые» победили в своей Гражданской, а русские «белые» проиграли, несомненно, представляет немалый интерес, безотносительно к идейным ориентациям «интересантов». Основательные соображения на сей счёт вдумчивый читатель найдёт в работе В. Акунова. Отметим в нашей рецензии хотя бы часть сих соображений: «Коренное различие между положением в России в 1917 году и в Германии в 1918 году, несмотря на сходные обстоятельства – военное поражение, отречение Императора и революционную ситуацию в стране – заключалось в следующем. Даже на последней стадии войны германские фронтовые части, в отличие от русских, остались до конца верны присяге, сохранили высокие боевые качества и лояльность по отношению к командованию и правительству»… Сказанным «список не исчерпывается», но за дальнейшими подробностями отсылаем заинтересованного читателя непосредственно к труду достопочтенного Автора… Также заслуживает самого пристального внимания и то, что можно назвать «идеологией германских белых добровольцев». Ей В. Акунов уделяет надлежащее место в своём фундаментальном изследовании. Он, в частности, отмечает: «Несмотря на пережитые ими ужасы мiровой войны, они вынесли из неё любовь к Отечеству (превратившегося для многих в почти мистический предмет поклонения), глубочайшее чувство воинской чести и поистине рыцарской доблести, нежелание смириться с тем, что принесённые на алтарь Отечества безчисленные жертвы оказались совершенно напрасными, и непоколебимую верность своим боевым товарищам и командирам. Возвращение к мирному, буржуазному существованию представлялось подобным натурам совершенно невозможным. Они жили в своём собственном, имевшим мало общего с окружающей действительностью, духовном мiре, в котором единственными подлинными ценностями считались боевой дух, героизм и товарищество. Такие люди были среди ветеранов всех армий Великой войны. В России они шли в «цветные части» или «каппелевцы», в Италии – в «сквадристы», в Австрии – в «хаймверы», в Германии – во фрайкоры. С одной стороны, они ненавидели «ноябрьских преступников» - коммунистов-спартаковцев – угрожавших Германии, после нанесения ими не побеждённой на поле боя германской армии «удара ножом в спину». С другой стороны, они не в меньшей степени ненавидели и буржуазных политиканов и «жирных котов», «тыловых крыс», нуворишей, нажившихся на войне, отсиживавшихся в тылу и приведших нацию к катастрофе… Иные фрайкоровцы постарше тосковали по «доброму старому времени», когда Германией правил Кайзер, и мечтали о реставрации Гогенцоллернов. Но многие были готовы всемерно поддерживать и защищать республику – до тех пор, пока она была в состоянии поддерживать закон и порядок, защищать национальный престиж и интересы Германии на международной арене… И, наконец, среди фрайкоровцев существовала ещё одна… крайне активная группа, не желавшая ни монархической реставрации, ни сохранения Веймарской республики. Эти радикалы мечтали об установлении национальной диктатуры, от которой ожидали быстрого возстановления единства и мощи Германии, проведения в жизнь социальных программ по борьбе с нищетой и безработицей и устранения вредоносных зарубежных влияний, разлагающих здоровый народный дух германской нации»… Думается, что по-своему духовно-точный «поэтический знаменатель» подводит под сии идейные «оттенки» немецких «добровольцев» стихотворение одарённого отечественного поэта Александра Аринушкина, нарочито посвящённое Фрайкорам: «Растает в воздухе мой рассказ / Строкою забытых саг, / Мы звались хирдманы, а сейчас – / Свободные корпуса. / Упали руны вражды, и вот / Ожили седые сны… / К стальной кольчуге балтийских вод / Идут герои войны. / Нас предал Кайзер, но не Земля, / Предавший же – обречён. / В боях рождённого Короля / Мы Фюрером наречём. / Недавно мы вместе прошли сквозь ад, / И нам не по нраву рай – / Ведёт нас царственный Sonnenrad / В Тысячелетний Райх. / Огню и стали наперекор, / Ни шагу назад – не сметь! Ведь знает каждый боец Freikorps – Свобода старше, чем смерть!».
…Помимо собственно «исторического интереса», что сии «строки забытых саг» могут значить для нынешней России?... Основная «беда» России, вопреки «хрестоматийному», это отнюдь не «дураки и дороги». А – отсутствие подлинной национально-религиозной элиты. Не отсутствие «идей», а отсутствие «людей» - вот что «губит» и что может «погубить» Нашу Страну… Откуда может прийти новая Элита на смену нынешней анти-элите? – практически во всех Европейских странах в промежуток между Первой и Второй Мiровыми войнами к власти пришла, по слову ещё одного правого поэта, «Элита Траншей» (С. Яшин)… «Кузницей кадров» для коей, в случае Германии, и послужили те самые «фрайкоры»… Могут ли составить костяк гипотетической Русской контр-элиты те же «ветераны чеченских войн» и т.п.?... Ответ даст Будущее… Во всяком случае, культовые фильмы А. Балабанова «Брат» и «Война», вроде как, «намекают» на подобную Возможность… Как бы то ни было: изучение опыта Германской «элиты траншей» для всех потенциальных сопричастников Русской Контр-Элиты крайне благополезно…

Роман Раскольников
 


Рецензии