Тулупкины дети

Кто и когда назвал Тулупку Тулупкой – не известно. Тем не менее она – Тулупка и имя свое знает хорошо. А, может, просто идет на звук голоса, которому доверяет… Кто знает?.. Потому, что Тулупка – это кошка. Ничья. И она давным-давно прописалась по адресу Дачный поселок, Седьмая линия.

Как и всякий порядочный рассказ, мое повествование начинается с портрета главной героини: так себе кошечка. Самой заурядной расцветки. Нечто невыразительно полосатое в рыжеватых тонах. Но выражение морды!.. О-о-о!.. О нем – особый разговор. Широко расставленные, вечно слегка прищуренные глаза Сфинкса. Во всех повадках – неторопливость, спокойствие, покорность судьбе и абсолютное достоинство. Мне ни разу не довелось увидеть, чтобы Тулупка суетилась или что-нибудь настойчиво клянчила. Как бы ни была она голодна, она терпеливо ждет, пока ее угостят. Перехваливать не буду: кошка может и украсть. Но это – согласитесь – издержки бродячей жизни. И надо отдать должное: Тулупка никогда не попадается на «горячем». Изворотлива и осторожна, как настоящая… кошка.

Вот, дорогие, это и есть бесхитростный портрет нашей героини. А теперь – собственно история…

После того, как дом, под которым она обитала в «собственноручно» вырытой пещерке, начали достраивать и тем самым лишили зверушку крыши над головой, Тулупка переселилась в заброшенный двор по правую руку от моей дачи. Я вам сейчас расскажу, как он выглядит. Представьте себе старый одичавший сад. Травы вырастают высоченные! Сейчас – по осени – полегли, и в волнах этого сена почти утонуло старое поваленное дерево, попросту – коряга. А еще прямо посередине сада – халабуда почти естественного происхождения: стопка досок, каких-то фанерных щитов, куча веток, и все это поросло той же самой высокой травой. Вот под этой конструкцией Тулупка и устроила миленькое семейное гнездышко для себя и своих детей: выкопала нору, дно которой укатала-выстелила окрест стоящими травами, натаскала ветоши, какую нашла, и устроилась с новорожденными котятами.

Когда Тулупка гордо и радостно впервые принесла своих слепых отпрысков в мою летнюю кухню, я, честно говоря, не одобрила ее выбор и перенесла наследников в пустую собачью будку в своем дворе. Ладно уж – думаю – живи, кошка. Будка – шикарная, на овчарку строенная: большая, поместительная, на «курьих ножках», чтобы дождем не заливало. Да еще железным листом крытая. Будь я собакой, в таком доме жила бы и радовалась. Но у Тулупки было свое мнение на этот счет. Посидев из приличия пару часиков в этом «гостевом флигеле» и съев все, что было в миске, она каждого котеночка в зубах перенесла обратно в свою старую хижину в соседском дворе, ловко прыгая через забор.

После этого Тулупка исправно ходила ко мне на кормежку, причем караулила выдачу пищи чуть ли не круглосуточно. Я даже заволновалась:
– Тулупка! Иди к детям!.. У тебя есть дети?..

Молчит кошка. Только щурится и никуда не уходит. Ну, думаю, беда, наверное. Где же котятки-то? И не видно, и не слышно. И кошка не изможденная, а спокойная, как танк. А я их из летней кухни выселила… Эх…

Прошло некоторое время. Как обычно, Тулупка откуда-то притрусила на звук открываемой калитки. Она с удовольствием съела приготовленную для нее большую порцию рыбы. Я налила в блюдце молока и занялась своими огородными делами. И вдруг слышу:
– Мя-мя-мяв… Мя-мя-мяв…

Сидит Тулупка на заборе, смотрит в соседский сад и… зовет кого-то. Да так нежно и настойчиво!.. Я подошла к забору, стараясь не выдать интереса. И вижу… Слава Богу! Котятки живы! Подросли. Да такие хорошенькие! Совершенно плюшевые! На удивление плотные и ухоженные. Их трое: черно-белый котенок, много-цвЕточка и еще один – точная копия мамки. Сначала они на материнский зов высунули мордашки из «гнезда», ответили дружным хором: «Мяв-мяв… мы здесь, мама»… А Тулупка опять зовет:
– Мя-мя-мяв… Идите сюда…

Котятки выбрались из-под шалаша, забрались на поваленное дерево и, ступая медленно и старательно, как по мостику двинулись гуськом к маме. Дошли до забора. Кошка каждого взяла в зубы и через верх плетня перенесла их к миске с молоком, отошла в сторонку и замерла.

Конечно, лакать из человеческой посуды котята не умеют. Я каждого малыша ткнула носом в миску, но результат получился символическим. Котята перемазались и выкупались в молоке, забравшись в миску всеми лапами, и напоследок просто опрокинули ее. После этого мероприятия я всех котят лично пересадила через забор в их имение, и малыши дружно поковыляли в свои хоромы, а Тулупка спокойно улеглась на мою земляничную грядку. Теперь вы понимаете, какая это удивительная кошка?! Она привела своих малышей на прикорм.

Конечно, я погладила редкостную мать и даже разрешила полежать в доме возле теплой печки. И что же? Собираясь домой, я выложила в миску остатки еды. Что-то Тулупки во дворе не видно… Ну, да ладно. Вечером придет, съест. Я всегда оставляю запас пищи в собачьей будке. На всякий случай позвала:
– Кис-кис-кис…

Ба-а-а! Тулупка выпрыгивает из открытого сундука! Честное слово, я абсолютно случайно, ничего не заподозрив, заглянула в этот ящик! А там – сидят! Двое! И смотрят круглыми совиными глазенками. Я взяла котят в руки:
– И что, ребята? Что мне теперь прикажете с вами делать?

Тулупка мгновенно оценила нашу живописную группу и с достоинством покинула дом. Через пять минут она вернулась, принеся в зубах третье чадо, запрыгнула на диван, где мы устроились с первыми двумя, и положила дитя мне на колени. Наверное, думала, что осчастливила… Милая и глупенькая… Мне стало совсем худо. Прости, кошка, но ты напрасно трудилась. Не могу я оставить тебя и твоих детей в доме. Через полчаса я уйду, уеду в город, и не известно, когда появлюсь на даче снова.

Невеселое это дело. Подумайте только! На редкость осторожная и предусмотрительная кошка доверчиво принесла в мой дом самое дорогое – своих детенышей, которых прячет от всех глаз – людских и собачьих – в заброшенном саду. А я не оправдала ее надежд на лучшую долю. Но согласитесь, что оставить четырех котят в закрытом доме на неопределенный срок будет крайне нехорошо. А вдруг я неделю не появлюсь на даче? А предложенная будка кошку почему-то не устроила. В принципе, понятно – почему: котята слишком малы и ходят пешком под днище будки. Они просто не могут запрыгнуть в домик.

Я посадила котят вокруг миски с остатками хлеба и рыбы. Котятки, как могли, широко расставили лапки для устойчивости и начали есть, демонстрируя вполне приличный опыт в этом деле. Я честно дождалась, пока удовлетворенные младенцы отвалятся от кормушки и отползут, и в очередной раз пересадила живность восвояси, в шикарные полегшие травы. И кошка, и малыши, даже не оглянувшись, по крошечной тропинке пошли в свое хорошенькое логово. Надо же!.. Тропиночка!.. Как будто гномы протоптали от их шалашика к дырке в моем заборе.

С тех пор прошло уже больше двух недель. Котята заметно подросли, вполне уверенно бегают, играют на поваленном дереве, но в мои владения идут только по специальному приглашению мамки Тулупки, которая лично контролирует ситуацию, терпеливо ожидая своей очереди в общественной «столовой».

Да! Забыла рассказать… На звук открываемой калитки Тулупка прибегает не первой. Ее обгоняет четырехмесячный подросточек – котенок из предыдущего летнего выводка. Радостно подвывая, он бежит из сада напротив встречать меня, и только я захожу во двор, как он тут же карабкается – по мне же – на ручки, за своей долей ласки. Еще два старших Тулупкиных детеныша просто следят, как мы с младшим котенком устраиваемся на низенькой садовой скамеечке – здороваться. Пока первый возится на моих руках, подставляя бочка и умильно мурлыча, второй топчется рядом. Вероятно, решив, что в большой семье клювом не щелкают, он тоже залезает ко мне на колени, а третий наблюдает издали. И все-то они хотят кушать. Что делать?.. Кормлю, добавляя в рыбу манную крупу для увеличения общей массы еды.

И вот наступает минута расставания. Дом уже закрыт. Перед входом выстроились-уселись мои друзья – кошки. Настоящие звери… Тулупка, два подростка и малыш. Все одной раскраски. Все – на одно «лицо». Они одинаково щурятся и перебирают лапками. Остальные малыши где-то прячутся в кустах смородины. Сегодня они сыты. И на поздний ужин оставлена еда. И довольно тепло. И нет дождя…

До свидания, кошки-матрешки…
Конечно, я скоро приеду, но ведь не завтра.
К тому же, впереди – зима…
Трое… Нет, даже четверо «из ларца, одинаковых с лица»…

Я помню, что они меня терпеливо ждут, хотя на дачах есть и другие люди, к которым мои мохнатые друзья так же радостно бегут, когда меня нет, как к единственной надежде. Они уделяют всем людям одинаковую порцию своей безграничной любви и доверия. И очень хочется верить в то, что кошки так же со всех сторон получают добрый ответ.

Вслед за братьями Стругацкими скажу: «Трудно быть богом».
Даже для кошек…
А, может быть, – особенно для них…

Мы не виделись неделю.
Я открываю калитку:
– Тулупка! Тулупка!.. – А вот и она… И большие котята бегут по дорожке. Раз, два, три… Все на месте. – Где твои детки? Где твои маленькие-мелкие? Сейчас будете кушать, мои хорошие.

Большие котята вертятся вокруг сумки. Малышей я обнаружила в собачьей будке. Ой, кто в ней только ни жил! И собаки разные, и ежики… Но это – другие истории…

Сбились в угол живые игрушки. Мамка не звала – они и не выходят. Послушные дети!
У кого-то на полированных полочках стоят фарфоровые слоники.
А у меня во дворе – живые кошки. Семь штук!
Наверное, – к счастью…
Интересно, чье оно?...

12 ноября 2008 г.

************

Иллюстрация: фото из интернета

************

Альманах «ПолиДом» 5/2019

Стихи.ру https://stihi.ru/2008/11/16/2566

 


Рецензии