Ехать к Анчарову

ЕХАТЬ К АНЧАРОВУ
(Хроника 2015  и 2016 года)

Ехать  к  Анчарову – это обязательно. Болеешь ты или нет, найдешь ты  денег на  билет до  Москвы или  займешь, но  ехать надо. Я  всегда  готовлюсь к этому  заранее. В программе студии  тему  Анчарова  теперь проходим  каждый год, состсав-то  меняется. И в 2015 году   было большое  сопротивление. О, какие  мины  корчили студийцы,  какие  шпильки  вставляли. Одной не нравится  песенное творчество (слов  не расслышать  через гитарное бряканье), другому спектакль «День за  днем»  кажется занудным, третьему просто лень  читать. Один умник  читал Улисса и цитировал, а  вот Анчарова даже листать не стал. Ну,   что ж, они презрение  показывают, но мне это ясно – просто лень вникать, легче эпатировать  училку. Не  страшно. Когда в библиотеке криявт губы работники – это хуже. В каком-то году библиотека  Тендрякова не поддержала  мой  проект  Анчаровского центра. Никого  не пригласили, хотя  я предлагала  свою  помощь. Выставку  делать не  захотели – видите ли,  это читальный  зал, а  книги все абонементе. Тогда  я прпинесла  им  все  твои личные  книги Анчарова и попросила  девочку Наташу Комарову из Детской библиотеки принести   плакат, и читальный  зал  поставил выставку  посвященную Дню рождения Анчарова, и я  сказала  спасибо.

К  моему  изумлению, четыре человека  все же написали  приличные комментарии!
И вот  утро, Ярославский  вокзал. Несколько лет я  уговаривала  приехать Игоря Панасенко, но он не мог и не  мог, потому что у него  День Рождения  и ДР Анчарова  совпадает – 28  марта. И конечно, друзья и  близкие -  ни в  какую. А в 2015 году  Панасенко проявил дикое  упорство и сделал  себе подарок,купив билет на  Анчаровские  чтения. И близкие  смирились.
Мы  нашлись с ним у  входа в  метро и побежали искать провожатого: Кирилл  Гущинский (админ сообщества  Анчаров в ЖЖ) обещал сопроводить до могилы  Анчарова. Молаливый человек  в  черном,  спасибо  ему, в московской холодрыге  повел на Донское  калбишк - это вообще  подвиг. Почему? Потому что там  свой климат, за  входными воротами  холод даже  летом…  На наше  счастье в  метро столкнулись с  Еленой  Стаферовой!  Причем  она  сама  меня окликнула! Хорошо.
Раньше я  обливалась  слезами у накомого  17 номера, а сейчас это  был студеный  свет и радость. «Смотри, - дрожащим голом сказала  я, -  смотри,  с  какими хорошими людьми  ты  свел меня. Все они любят  тебя,  смотри!». И поцеловала холодный  камень, и  бледные  гвоздики положила. А Кирил  всегда  ставит такую лампадку, которая  не гаснет от  ветра. Когда-то  мы даже  пили коньяк, но сейчас все стало строже… Игорь и Лена подошли, поклонились. И мы  шепотом  прочитали несколько  его строчек: «Пустыри на рассвете, пустыри, пустыри…».
Время  валит набок  огромные  колумбарии, а сделать с его словами ничего  нельзя – «ведь я ж любовь, застывкая на  века».Потом  зашлив  храм поставить по  свече у распятия. Прости Господи его грешную яркую  душу Далее по программе – Трактир на Пятницкой неподалеку от  Центра  авторской  песни. Поели, отогрелись и вот результат – ноги отстегнулись  совсем. Хотелось заснуть на полу.

А в ЦАПЕ  еще никого не было, но народ  бытро подтягивался. перд началом уже зал  забит. Почему на двкрях у них  никогда не работает  защелка? Потому  бедность,  все на  честном  слове.
Но  именно эти  люди, энтузиасты ЦАПа, подали Юровскому  всю билетную выручку...Сюбор денег на  мемориальную  доску пеиселю Анчарову продолжается!
Втиктор Юровский  в костюме   торжественнно познакомил с  женой  Марией  Николаевной. А вон Юра  Ревич! «Юра,  ты  уже начал  писал  Анчарова  для  ЖЗЛ?» - «В процессе, в процессе…» Неловкие обьятия  старых пеньков, как они теплы и трогательны. Есть люди с  палочками, они  из последних  сил, но приходят кажлдый год, я  вижу их знакомые  лица. Надо же, даже  родственники  прибыли – это Ирина  Анчарова, жена племянника МЛА,  внучка племянницы, и Лариса  Кулешова,  сетсра  посмледней жены его, Ирины  Анчаровой, Лариса с  сыном.Она помогает сыну Анчарова, Артему.А Юровский  помогает по вопросу авторских прав.
Все  было необычно в тот  раз.
Программу вдруг начал  сам  Костромин, хотя прежде  выходил к  концу.Ревч  обьявил  про обновления на  сайте Анчарова, про  рукописи  его поенных  стихов, про истории с  письмом  Нины  Грин.Отсюда и первые Анчаровские  песни.

Праздником  стали  речи  Татьяны Визбор и  Вероники  Долиной. И сами они значительные персоны, имена  знаковые, и слова теплые. Таня  Визбор -  дочка  знамениого  певца, радиоведущвя. Прозсучала история  вмешательства Анчарова в  судьбу  Татьяны: когда она осталась  без дома,  Анчаров  заступился, и  это повлялоповлияла на  всю ее  дальнейшую  жизнь.Две  передачи она  сделала, напоминая о нем  в  российском эфире. Вероника Долина с каким-то  белым  лицом, видно, от плохого   самочуствия, все же прочла  знаменитый  стих «Есть у меня два  имени» и  спела две  песни. Долина, поэт и  бард, жила с Анчаровым в одном лввворе. С  Анчаровым дружмлоа, его книгам  заитывалась.Непросто ей далось, а  пришла. Это было таким  же подарком, как пояление  Александра Мирзаяна на  Третьих Анчаровских чтениях. Третьи  чтения – они вообще были особенными, как  я считаю Ведь это – празлнование 90-летия Аанчаррова У  сему  Лермонтоваская  библиотека приурочила  первую в истории персональную выстку Михаила  Леонидовича.  Да-да, при  эизни Первый  бард не выствлялся…Вологодский художнк Нико не пожалел  времени и денег, чтобы  приехаь заранее, подготовить рабюоты мастера к экспонированию, одеть  в рамы…

На особо  возвышенных  тонах вступал Игорь Панасенко. В первом  Анчаровском  сборнике есть  его эссе. «Анчаров для  меня  воздух».Горячи  были  его песни, и горячи  были глаза.
Сообщение  Елены  Стаферовой   ипо теме Митусы в  книгах Анчарова пересказать  не  могу. Это надо  только поражаться  внезапной и простой мысли:  словутный  певец Митуса  словно  красная  нить в  творчестве   Анчарова.  Стаферова  историк  по профессии, у не  есть  труды напрмиер  «Головнин и либьеральные треформы в  просвещении», и то что,  ей окзался близок дерзкий  романтизм  Анчарова, особенно  ценно. Не совру -  Стаферова  стала открытиме  Пятых чтений.
Но не  только  доклады. Были  еще и песни, много  песен  Анчарова.
Алексей  Марченко - новый лицо  Анчаровских чтений, молодой, обаятельный, то ли физик, то ли компьютерщик, он исполнил песни Анчарова не просто  хорошо. но бережно, интеллигентно, не  педалируя   свою  самость, но преподнося Анчарова  музыкально и нежно. Я  ему так  благодарна. Галина  Крылова- мой любимый исполнитель  Анчарова, страсный голос, невероятная  мимика. И даже когда она  путает  слова. ей  прощаешь. переживая с  нею вместе. Юрий Рыков поразил мягкостью и особым, шопотным  лиризмом. Вот это тонкое умение   петь вполголоса  я  редко у кого  втсречала. Для меня  все  еще непривычны  такие мощные  исполнители  Анчапрова  как  Анисимова и и Гоппен, оглушает  их  эстрада,  шокирует  пластика. Но наверно и такой  подход может  быть, почему нет? На Третьих чтениях удивил своей  подачей Анчарова молодой  певенц Максим Воробей  из Перми, его дерзкая экспрессия как  нельзя  лучше оттенила бархат камерность голоса  А. Мирзана.

Вот  всю  эту  сложную симфонию  стилей, разноголосие   смыслов и подходов  ведукщий  и организатор вечра  Виктор Юровский  умудрился  обьединить и  и сплавить в  одно   целое. Как  будто он дирижер оркестра.И  сколько это ему  стоило нервов,  можно только  догадываться.
Виктор Шлемович Юровский, биограф ибиблиограф Анчарова, тянет тяжкую лямку Анаровских чтений каждый год.Да, у него огромное  чувство долго, и нетолько  оно, а  еще есть вера в  исключительность Анчарова как  автора, в  нобходимость увековечения  его  имени, уставновкки мемориальной доски. И конено общесьтвенной раюоты.
Не раз уявствовали в  чтениях  Елена  Сафронова и Олег  Моисеев.
Несколько  слов о ШестыхАнчаровских чениях. 26 марта 2016 в Центре авторской песнив Москве прошли 6 Анчапровские чтения. Действо продолжалось три часа, вел их трвадиционно Виктор Юровский.По словам  Юровского, среди гостей были настоящие знатоки бардовскрой песни, например Игорь Каримов - это главная персона в московском КСП. Он автор книги "История Московского КСП", председатель совета учредителей "Городского центра авторской песни" и член Попечительского совета "Фонда памяти МЛА". Игорь Каримов вручал участникам похвальные грамоты Фонда памяти Анчарова. Среди выстпаюих было мого исследователей творчества Анчарова, личными  воспминаниями делился лишь один - Юрий Ревич, создатель сайта   http://ancharov.lib.ru/. А. Моисеев изложил тему «Анчаров и идеология»,его  сын О. Моисеев коментировал повесть «Золотой  дождь», Е.Стаферова свящааалатворчество Анарова с  китайской  филофией. Мне  более  близка  оказалась тема авторского стиля Анчарова  в «Балладе о  счастливой  люви»,В. Макарову повесть «Сода-соролнце», и И.Захаров  даже описал воображаемый  разговор  Читателя и Масьера (т.е. Анчарова)
Поадовал богатый состав бардов -  Алексей Марченнко, Галина Крылова, Алексей Евстмгеев, Максим Кривошеев, Юрий  Рыков.  Исаполнители все  москвичи. Невозможо выбрать лучшего. Каждый внес свою ноту любви в исполнение песен Первого  барда. Кажется общее мнеие выразмла после  вечера Е.Стаферова:
«Это была встреча единомышленников, людей, которым не надо объяснять, насколько уникальной была личность Михаила Анчарова и насколько велико его воздействие на отечественную культуру. Потому дух взаимопонимания царил в этот день в зале Центра  авторской   песни.
О создании Фонда увековечения памяти и сохранения наследия М.Л. Анчарова говорил в своем вступительном слове организатор вечера Виктор Юровский, подвижническую деятельность которого в этой области трудно переоценить. Галина Щекина представила составленные ею два сборника «Почему Анчаров?», благодаря которым материалы Анчаровских чтений стали доступны достаточно широкому кругу читателей.
Песни Анчарова исполняли блестящие мастера, и слова тут бессильны. А вот сообщения, с которыми выступали участники Чтений, отличались широким стилевым многообразием. Василий Макаров предложил аудитории рецензию на повесть «Сода-солнце», подчеркивая таким образом ее не увядающую с годами свежесть и актуальность. Олег Моисеев пригласил слушателей к медленному чтению повести «Золотой дождь», применив при этом методы информационно-целевого анализа. Алексей Моисеев посвятил свое краткое, но ёмкое выступление вопросу о месте творчества Анчарова в российской литературе. Игорь Захаров свои размышления о повести «Поводырь крокодила» облек в форму рассказа о диалоге читателя с Мастером. Галина Щекина проследила, как в раннем сценарии «Баллада о счастливой любви» отразились стилевые особенности анчаровской прозы. Юрий Ревич проводил параллели между анчаровской прозой и историей науки и техники советского периода, прослеживая тип увлеченного и деятельного профессионала, у которого «понедельник начинается в субботу».
Анчаровские чтения -2016 –истинный праздник для тех, кому дороги личность и творчество замечательного поэта, художника, мыслителя».

И теперь, друзья,  мне  уже  совершенно  ясно,  ничьи усилия не  напрасны, и  что  чтения надо продолжать, и пора  собирать следующий сборник. Общими  усилиями  мы возможно приблизимся  к любимлму  писаьтелю  инллектуально и  душевно. И дай нам Бог терпения и  оптимизма.
Желающие поглубже понть тему  могут  присоединитьс к  Анчаровскому  кругу в Вконтакте и на Фейсбуке.Там есть сылки, цитаты, советы, как купить книги Анчарова.

А самое  главное  здесь просто: читайте  Анчарова.Это  довольно веселое занятие.

Галина  Щекина  Вологда


Рецензии