Глава XII Ридигер

Вывод войск из Афганистана стал предвестником отсоединения Эстонии, Латвии и Литвы. Теперь республики отделялись. Это очень расстраивало Вилена. Не хотел верить в то, что дожил до того момента, когда территориальная целостность его Родины начнёт трещать по швам. Становилось не по себе от одних только мыслей. Но, тем ни менее это происходило. Сразу три республики превращались теперь в самостоятельные страны. Понимал - это только начало.
Много думал о том, почему Русский человек ненавидит прошлое, уничтожая всё лучшее на своём пути. Почему проще снести здание, даже если оно и памятник архитектуры, нежели отреставрировать. Но никогда не замечал этого в получивших независимость жителях прибалтийских республик.
Неужели 50 лет оккупации СССР в Эстонии, Латвии и Литве не смогли разрушить менталитет народов этих стран, в отличие от полностью уничтоженного Российского, что всего на 20 лет больше находился под гнётом коммунистов? Почему жители этих стран с уважением относятся к своим памятникам архитектуры, не уничтожают природу и не выкидывают мусор из окон? Нет, всё же не столько виновата в этом проклятая революция, сколько несколько веков угнетения, после смены Рюриковичей на Романовых. Помпезные дворцы, излишества и растраты государственной казны, что были позволены приближённой к царствующим особам знати, истощили не только физически, но и духовно население средней полосы России. Затем, когда несколько поколений царей пресытилось, успокоившись, не стремясь более к самоутверждению, удовлетворившись существующим количеством уже построенных дворцов, крепостное право окончательно лишило остатков веры в собственную значимость простого крестьянства, на коем и зиждилась власть.
Желание к созиданию было практически полностью отбито у Русского человека ещё тогда. И, несмотря на то, что последние Романовы старались не только на благо Родины, но и самого народа, населяющего её бескрайние просторы, революция 1917 года лишь закрепила в нём эти качества. Природа, за невозможностью быть освоенной, стала ненавистной крестьянам. Выжженные голодомором деревни, возродившись вновь, теперь были заселены не теми, ратующими за развитие своего двора хозяевами, что сгнили в лагерях, или канули в вечность, будучи выселены в Сибирь. Там жили сегодня никчемные, ленивые, опустившиеся, не верящие в Бога, брошенные всеми и забытые людишки, ненавидящие лес, за то, что тот отказывался их кормить, поля, за то, что требовали трудится на них, фермерский скот, за неприятную работу, отнимающую много сил и любви для своего содержания.
Но, всё же, каким-то шестым чувством, неким чутьём, понимал; только самодержавие и Православие есть единственный путь развития России. Родившись в стране, где одно только упоминание о царе могло закончится смертью в лагерях, к старости всё же дорос до понимания неизбежности монархического будущего своей Родины.
Вскоре пришла эта денежная реформа. Рубль превращался в бумагу, как и после революции 1917 года. Стали появляться кооперативные магазины, комиссионки. История повторялась. Москва напоминала столицу некоей неразвитой Африканской страны. И только имперский стиль монументальной архитектуры, доставшейся от прежней власти, говорил; раньше здесь было сильное государство.

* * *

Храм Александра Невского, покровителя императора Николая II, был построен в Таллине в 1900 году, в память о трагической железнодорожной катастрофе 1888 года.
Долго не могли найти место, начиная с 1888 года по 1893. Рассматривалось восемь вариантов, пока наконец не была одобрена площадь перед губернаторским дворцом.
В 1928 году, в период первой независимости Эстонии, по идейно-политическим соображениям, власти собирались снести храм.  Активным защитником собора являлся предстоятель Эстонской апостольской православной церкви митрополит Александр (Паулус), в 1936 году перенёсший сюда свою кафедру из Преображенского собора. В конце 1936 года настоятелем собора стал протоиерей Н. Пятс, брат президента Эстонской Республики Константина Пятса. После присоединения Эстонии к СССР, в 1939 году снести храм не успели. В период её нахождения в составе Рейхскомиссариата Остланд Германской империи храм был закрыт, но не взорван, или снесён. Начиная с 1944 года, когда Эстония опять стала одной из Советских Республик, угроза сноса приобрела устрашающую вероятность.
В конце 1958 года начала осуществляться новая широкомасштабная компания по искоренению религии в СССР, инициированная Хрущёвым, продолжающаяся вплоть до 1964 года, когда 14 Октября на Покров Пресвятой Богородицы его сняли с поста генерального секретаря ЦК КПСС.
В 1960 году со стороны властей, под давлением новой политики Хрущёва, взявшегося теперь за церковь, была предпринята попытка перестроить собор в планетарий, что благополучно удалось совершить в Рижском кафедральном соборе. 
Был настоятелем в храме Александра Невского. Знал; предпримет всё, что в его силах, чтоб спасти собор. Понимал; переделка под планетарий всего лишь первый шаг, далее следует разрушение, впрочем, как и всего неугодного Советской власти, что показывали прошедшие годы.
Осознавал; у власти в стране человек видящий в гениальных работах архитекторов одни ошибки, только лишь из-за того, что те творили для церкви, критикующий их, посему вынужденный заранее отвергает всё логичное. Более того, не развивающийся, обречённый на деградацию, верящий в свою святость, в то, что с Богом на «ты».  Видел так же, что данная политика, высших эшелонов власти интуитивно копируется самим народом победителем, исподволь повторяющим своего очередного вождя, неудачно перепробовавшего себя во многих стезях, теперь взявшегося за последнее, что объединяло русских, православие.
Следовало сохранить не столько храм, сколько те последние крупицы веры, что оставались в людях.
Родился в Таллине, в 1929 году, и хоть и был из Российского дворянского рода фон Ридигеров, имел курляндское (балтийско-немецкое) происхождение; Принадлежал к ветви немецкого рода, принявшей православие в XVIII веке.
Собор был спасён. Немаловажную роль в этом сыграло его назначение 14 августа 1961 года епископом Таллиннским. Но, решающую роль в сохранении храма действующим сыграла составленная им «политическая» справка о неудачных попытках закрытия собора буржуазными националистами и гитлеровскими оккупантами. Только это смогло повлиять на глупость чиновничьего аппарата.
21 августа 1963 года, летел по делам из Таллина в Ленинград, на новом для Советского авиапрома авиалайнере Ту-124, так понравившемся Хрущёву. Всего год назад он начал эксплуатироваться в стране. Кто бы мог подумать, что совершит вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на Неву.
Когда командир корабля Виктор Мостовой, объявил, о готовящемся приводнении, подумал – если выживет, быть ему патриархом.
Словно не в первый раз занимался такими экстремальными посадками, Виктор Яковлевич, сумел посадить самолёт на воду. Экипаж сработал слаженно, никто не пострадал, самолёт не получил серьёзных повреждений.
Видел в этом знак.
Не думал тогда, что мысли его сбудутся и 7 июня 1990 года станет Патриархом Русской Православной церкви, в самый ответственный для неё период, когда СССР падёт, а Россия обнадёжит своим стремлением к возрождению. Но, знал силу молитвы. Не раз помогала ему истинная вера, как и тогда, на Неве.
Начиная с 1990 года, когда это произошло, старался делать всё, что в его силах для сохранения собору ставропигиального статуса, то есть напрямую подчиняющемуся ему, Патриарху Московскому и всея Руси, продолжая оставаться при этом правящим архиереем Ленинграда и Новгорода, а также, до 11 августа 1992 года, — Таллина.


Рецензии