Фото vs Охота

Небо переливается плавным градиентом от почти ночного темно-синего на западе до ярко-оранжевого на востоке. Над болотом поднимаются рваные клочья тумана. Тысячи капелек росы на камышинках зажигаются в лучах восходящего солнца, как бесконечная электрогирлянда. Слух безошибочно распознает взмахи крыльев, когда сами утки еще скрыты в тени на фоне леса. Мгновение – и четверка крякв вылетает из тени в свет…

Знакомая картина, не правда ли? А теперь загляните в собственный фотоальбом и посмотрите, какие воспоминания о той зорьке зафиксировала беспристрастная оптика. А зафиксировала она следующее (киньте в меня камень, если неправ!). Базовый сюжет: счастливый человек держит в руках добытых уток. Вариации на тему: человек счастливый и усталый; трофеи не в руках, а у ног; рядом – верный пес; несколько счастливых и усталых людей и несколько трофеев и т.д., и т.п. «Высокий класс» – это когда ружье, рюкзак и другие предметы охотничьего обихода дополняют портрет с трофеем аккуратным и логичным натюрмортом; «низкий класс» – когда неприкрытая «бытовуха» портит картинку. Очень хорошо – если индивидуальный или групповой портрет с трофеем сделан на фоне того самого болота (леса, поля…), а когда «я и моя тачка» – уже не так красиво.  В любом случае, как минимум 99% частных охотничьих фотографий – это портреты самих охотников. Но куда девалась красота окружающей природы, которой любуется каждый охотник и которую я попытался описать во вводном абзаце?

Картинки, которые радуют глаз

Очевидно, мы делаем фотографии для того, чтобы кому-то их потом показать. Банально похвалиться трофеем. Зритель, стремясь продемонстрировать к нам уважение, делает вид, что ему очень интересно эти фотографии рассматривать. Но насколько ему интересно на самом деле? Найти объективный ответ на этот вопрос очень легко. Просто представьте (точнее: вспомните) себя на его месте. Любому охотнику много раз в жизни приходилось выступать в роли зрителя – разглядывать охотничьи фотографии друзей, коллег, случайных попутчиков. Вспомните, какие эмоции вызывали у вас похожие друг на друга фотографии из серии «мужик с утками» или «мужики с ружьями». Портфолио охотничьих баз, кстати, тоже разнообразием не блещут – лица разные, а сюжеты одинаковые. В основном – банальное доказательство: «Да-да, я это добыл!» или «Да-да, это добыто здесь». Меняются только лица – сюжеты практически одни и те же, композиционные решения – тоже. Все остальное – как под копирку: даже трофеи стандартные. А «книги мировых рекордов» слишком тонкие, чтобы «изюминок» на всех хватило. Так не будем себя обманывать: рассматривать многочисленные клоны одних и тех же примитивных сюжетиков, тысячекратно повторенных, никому не интересно. Сравнимо с «добровольно-принудительным» рассматриванием отпускных или застольных фотографий друзей и родственников, и даже принадлежность зрителя к сообществу охотников не спасает…
А теперь вспомните, какие фотографии вам интересно рассматривать. В первую очередь – это все те же вожделенные охотничьи трофеи, но… до того, как они станут добычей. Иными словами: дикое животное в естественной среде обитания. Животное может быть снято крупным планом либо маленькой деталью вписано в ландшафт, оно может двигаться либо замереть в неподвижной стойке – словом, любой кадр, на котором запечатлено естественное поведение зверя или птицы в естественном ландшафте, будет интересен любому натуралисту, в том числе – охотнику. Количество сюжетов бесконечно. Даже количество возможных жанров трудно перечесть: это и action, и портрет животного, и фрагмент, и ландшафтная зарисовка, и полноценный пейзаж (с животным в кадре или даже без него) и т.д. Поле для творчества неограниченное!
Хорошая фотография несет несколько функций: информационную, эстетическую, эмоциональную и т.д. С эстетической точки зрения наиболее простой критерий оценки: можно ли (…хочется ли) такую фотографию повесить на стенку в гостиной. Больше можно ничего не придумывать и не додумывать: хорошая картинка – она либо получилась, либо нет, и не надо быть специалистом, чтобы ответить себе на вопрос, радует ли глаз данная фотография. А вот вес информационной составляющей у двух похожих, казалось бы, фотографий, может различаться на несколько порядков. Один кадр нам подробно рассказывает о характере местности, о звериных маршрутах, об особенностях поведения животного, об окружающей растительности. Мы безо всяких подписей поймем, в каких широтах это снято, в какое время года и в какое время дня. Другой снимок того же самого зверя или птицы не расскажет нам ровным счетом ничего. Безусловно, ценнее и значимее те фотографии, к которым применимо выражение: «История, рассказанная одним кадром». Но даже очень красивые, качественные во всех отношениях и максимально информативные кадры с точки зрения зрительского восприятия неравноценны: бывают «эмоциональные пустышки», когда и момент вроде интересный запечатлен, и композиция идеально построена, и свет красивый, но «не цепляет». А другая фотография, как магнит, притягивает к себе внимание и заставляет всколыхнуться что-то внутри.
Еще лет десять назад на страницах нашего журнала и «Российской охотничьей газеты» подавляющее большинство иллюстраций укладывалось в рамки «портрет охотника с трофеем» – принципиальные отличия от частных портфолио состояли только в разнообразии трофеев и персоналий, техническом качестве и контекстном соответствии. В последние годы «счастливые мужики с утками» уступили место фотографиям животных в естественной среде обитания. Такое изменение концепции – не прихоть сотрудников редакции: мы печатаем те фотографии, которые нравятся вам – нашим читателям. Первую полосу РОГ теперь неизменно украшают живые и свободные звери и птицы.

Может ли охотник стать фотографом?

Собственно, фотографии животных в дикой природе, которые нам всем так нравится рассматривать, отражают основной предмет интереса охотника в поле. Очевидно, и человек с камерой, и человек с ружьем одинаково концентрируют все свое внимание на идущем звере или летящей птице, а в отсутствие такового любуются окружающей природой – от облаков на небе и силуэтов леса на горизонте до капелек росы на травинках под ногами. Может ли охотник, который не просто видит красоту природы, но буквально живет в ней, посредством оптики запечатлеть хотя бы частичку этой красоты, чтобы порадовать коллег красивыми фотографиями? А если может – почему так редко радует?
Ответ прост. Охотник приезжает на охоту, чтобы охотиться. Процесс этот настолько сложен и самодостаточен, что любая попытка совместить его с чем-либо едва ли принесет успех. Здесь уместно вспомнить известный афоризм: «Если одной рукой вы ведете автомобиль, а другой рукой обнимаете девушку, то и то, и другое получается у вас плохо». Охотник может быть фотографом либо до начала охоты, либо после ее окончания – скудный спектр сюжетов, получаемых на выходе, мы уже обсудили в начале статьи. Всякие попытки охотника, находящегося на номере, «щелкнуть» вышедшего зверя, в сухом остатке дают результат не просто посредственный, а откровенно унылый – поверьте, видел множество снимков, сделанных в процессе охоты. И дело даже не в том, что такие «щелканья» чаще всего делаются «мыльницей», мобильником или еще каким-нибудь гаджетом с примитивной оптикой – техническая сторона вопроса тут второстепенна. В конце концов, все оборудование, которым сделан фоторяд к этой статье, в сумме весит около 3 кг – едва ли такой «детский» вес утянет здорового мужика. Основное препятствие, как мне думается, состоит в перестройке сознания с одного процесса на другой. Для сравнения попробую привести такой пример. Вот представьте себе, на лесной полянке сидит человек, целиком поглощенный каким-то процессом, далеким от охоты – условно, выискивает в грунте какие-нибудь камешки. «На всякий случай» он прихвати с собой ружье. И вот на расстоянии выстрела появляется зверь. У человека, увлеченного камешками, есть несколько секунд, чтобы сделать выстрел. Охота для него – не основное занятие: он не очень хорошо помнит, чем «на всякий случай» зарядил ружье – мелкой дробью, картечью или пулей. Откуда и с какой силой дует ветер, он тоже не задумывался – ведь к камешкам это не имеет никакого отношения. О разнице высот по рельефу местности тоже никаких мыслей в голове не было. И о том, есть ли в секторе обстрела другие охотники (грибники, такие же искатели камешков) – тоже. Как думаете, хороший выстрел получится? – Вот и с фотографиями, сделанными охотниками в процессе охоты, та же беда. Кстати: оптика не менее сложна, нежели баллистика, и фотографу для создания хорошей картинки приходится учитывать множество факторов, не особенно важных для того же охотника: освещенность объектов (свет вообще в фотографии самое главное), фон, расположение предметов в кадре, точку фокусировки и глубину резкости, нежелательные предметы композиции и элементарные помехи…
Съемка дикой природы – процесс не менее сложный и самодостаточный, чем охота. Даже опытному природному фотографу, наизусть знающему все технические характеристики камеры и объектива, чувствующему свет и композицию, умеющему быстро и безошибочно установить параметры EXIF, выстроить кадр и поймать момент, нечасто удается сделать качественную картинку, где бы «все сложилось». У человека, поглощенного чем-то другим, шансов сделать красивую фотографию примерно ноль.
Конечно же, опытный охотник, владеющий хорошей камерой и умеющей ей пользоваться, может запечатлеть красоту природы, которую регулярно видит вокруг себя. Но для этого ему хотя бы на время надо перестать быть охотником и стать 100%-ным фотографом. Без ущерба для основного хобби делать это удобно, к примеру, в сезон, когда охота запрещена Правилами.

Преимущества фотоохоты

Самое время перечислить преимущества фотоохоты перед огнестрельной охотой. Выше я уже упомянул сезонность – да, пока охотники, в предвкушении Открытия, готовят патроны и снаряжение, человек с камерой может в любой день года пойти в любые угодья и снимать все, что ему хочется. Есть и еще ряд преимуществ – попробую формализовать их по пунктам. Итак:

1. Правила охоты жестко регламентированы по срокам. Фотограф может снимать когда хочет – в любой день года и в любое время суток.

2. Охотнику требуется куча разрешительных и регистрационных документов – от регистрации оружия до лицензии на конкретный трофей. Фотографу вообще никаких документов не требуется – покупай любую камеру и иди с ней куда хочешь – везде зеленая улица. Даже железного ящика для хранения оптики не требуется.

3. Диапазон действий охотника ограничен географически – от угодий, закрепленных за кружком, в котором человек постоянно состоит, до конкретного номера на конкретной охоте. Фотограф может снимать везде, где ему хочется – хоть в охотничьих угодьях, хоть «в чистом поле», хоть на особо охраняемых природных территориях (кроме тех, проход на которые запрещен абсолютно всем), хоть рядом с частными домовладениями… Если природный фотограф решит перебраться с одних угодий в другие или «сменить номер» – ему ничто не препятствует.

4. Право на охоту стоит денег. Лицензия на отстрел некоторых видов – немаленьких денег. Фотограф может снимать все, что ему захочется, абсолютно бесплатно.

5. Норма добычи для охотников жестко регламентирована Правилами и/или лицензиями. Фотоохотник может снимать любых зверей и птиц в неограниченном количестве – хоть «все стадо» разом.

6. Список биологических видов, на которые разрешена охота, строго регламентирован Правилами. Природный фотограф может снимать абсолютно всех, даже краснокнижные виды. По возрасту и полу трофеев фотоохотника также никаких ограничений нет – кого хочешь, того и снимай.

7. У охотника есть возможность сделать только один выстрел по конкретному животному. После удачного выстрела вожделенный трофей превращается в добычу. Трофеи фотографа многоразовые: с одним и тем же животным можно сделать неограниченное количество красивых кадров, с разных ракурсов и в разных ландшафтах. Никто не запрещает фотографу «стрелять очередями» серийной съемки – при этом трофей останется живым и невредимым, на него можно будет охотиться снова и снова.

8. На охотнике, стреляющем в живую мишень, всегда лежит громадная ответственность. Неудачный выстрел охотника – это подранок. Неудачный выстрел фотографа – это всего лишь неудачный кадр.

Список можно продолжать, но и этих восьми пунктов, думаю, будет вполне достаточно. Охотники (за исключением «охотников-туристов») бывают в угодьях и в «сезон тишины». Никто не мешает попробовать свои силы в качестве фотографа дикой природы. К тому же кому, как не охотнику, лучше всех известны особенности местности и поведения животных!
Впрочем, обязан предупредить: взявшись за камеру, охотник рискует в какой-то момент по собственному желанию навсегда расстаться с ружьем. Статистика свидетельствует о том, что переход из категории охотников в категорию фотографов часто оказывается необратимым.

One-way ticket

О том, какие фотографии получаются у охотников, занятых охотой, я уже много сказал выше. Но у читателя может возникнуть законный вопрос: а что собой представляют люди, снимающие животных в дикой природе?
Чтобы понять некоторые психологические особенности природных фотографов, предлагаю ненадолго отвлечься от охоты и рассмотреть такое тихое и безобидное хобби, как грибы, которые с удовольствием собирают и кушают даже самые отъявленные вегетарианцы и ярые противники охоты. Конечно же, предметом внимания природного фотографа становятся не только промысловые виды зверей и птиц – снимают люди и маленьких певчих птичек, и насекомых, и лягушек. И неподвижные природные объекты тоже снимают, в том числе и съедобные. Вот, помню, однажды один известный фотограф дикой природы, специализирующийся на съемке крупных зверей в ландшафте, как-то снял и выложил в своем блоге несколько фотографий грибов. Красиво снял, профессионально: то бишь из положения лежа: когда камера на земле лежит – получается, что грибы сняты «с высоты их роста». Восторженных комментариев к тем снимкам много было: у хорошего фотографа не то, что грибы – и камни оживают. Но были среди комментариев и кулинарные вопросы, типа:
– Вкусные грибы были?
– Не знаю, – честно отвечал автор, – фотографы своих моделей не едят.
Людям, далеким от природы, такой ответ мог показаться немного странным…
Ну а теперь вернемся к зверям и птицам. Итак, по отношению к охоте природные фотографы бывают трех типов: совсем не охотники, действующие охотники и бывшие охотники. Наиболее разнообразная публика – это «совсем не охотники»: отношение к охоте и охотникам у них варьируется в широком диапазоне: от уважения и сочувствия до воинствующего неприятия. Действующие охотники, решившие заняться еще и природной фотографией – категория более однородная и предсказуемая: сначала человек просто начинает снимать тех животных, в которых в другое время года привык стрелять. Потом в какой-то момент происходит осознание себя фотографом, тот самый «внутренний щелчок» – «фотографы своих моделей не стреляют». Дальше – разделение: охотник продолжает охотиться на одни виды, а снимать – другие (условно: продолжает охотиться на крякв, а с камерой ищет цапель). Возможны варианты разделения и промысловых видов – лично знаю одного охотника, который, став фотографом, перестал охотиться на оленевых, ставших его «фотомоделями», ограничив список трофеев одними лишь кабанами. Ну а дальше – человек, некоторое время пытающийся в попеременном режиме быть и фотографом, и охотником, в какой-то момент переходит в категорию «бывших охотников». И таковых, поверьте, немало – даже среди постоянных авторов фотографий наших изданий десятка два точно наберется. А вот противоположных примеров – чтобы «бывший фотограф» сменил камеру на ружье – не знаю ни одного…
Весьма забавно выглядят дискуссии природных фотографов с охотниками. Известно, что за хорошим столом да под хорошую закуску в мужской компании в какой-то момент начинают мужики «меряться достоинствами». Далее – такой диалог:
- Вот ты с какой дистанции косуль стреляешь?
- Ну, со 150-200 метров…
- А теперь посмотри, с какого расстояния я этот снимок сделал?
- Метров с 30.
- Ну и кто из нас к зверю ближе подбираться умеет?
- Ты.
- Ага. Причем в 5 раз.
И т.д.
Вот после таких диалогов обычно охотники и соблазняются возможностью попробовать свои силы в фотоохоте, иногда – с необратимыми последствиями…

Стратегия, тактика и техника фотоохоты

Итак, несмотря на все предупреждения, вы все-таки решили попробовать свои силы в качестве фотографа дикой природы. Рассказывать, где искать зверей и птиц, с моей стороны было бы глупо – любой охотник лучше меня это знает. Про материально-техническую часть (какая должна быть камера, какой объектив и как ими пользоваться) тоже говорить не буду – об этом достаточно написано в книжках о фотографии и инструкциях по эксплуатации этих самых камер и объективов. Скажу главное: не спешите апгрейдить свою фототехнику, не выжав максимума из той аппаратуры, которую уже имеете. Представьте себе, что ваш автомобиль способен развивать скорость 200 км/ч, а у вас получается на нем разогнаться только до 20 км/ч. Очевидно, чтобы начать ездить 100 км/ч нужно не приобретать автомобиль, способный разгоняться до 1000 км/ч, а просто научиться ездить. Вот и с фототехникой – ровно то же самое, хотя тот факт, что люди используют свою камеру и оптику на мизерный процент от заложенных в них возможностей, и не так очевиден: начинающие фотографы с завидным упорством стремятся приобрести профессиональную аппаратуру, не освоив основных азов.
Со стратегией – похожая история: очень часто начинающий природный фотограф, успевший снять некоторое количество птичек на веточках, вдруг начинает испытывать непреодолимое желание поснимать в каком-нибудь заповеднике на краю земли, искренне веря, что вот там-то все звери и птицы немедленно выстроятся перед его объективом в шедевральную композицию. Наверное, и начинающие охотники, не успевшие по звуку крыльев научиться отличать крякву от свиязи, рвутся на «big five» и мечтают вписать свое имя в таблицу мировых рекордов. Да вот только на постижение природы требуется не один год и даже не одно десятилетие, и исключений из этого правила история не знает. Поэтому основной совет начинающим фотоохотникам: начинайте свои полевые эксперименты со знакомых мест. Это могут быть ваши охотничьи угодья, окрестности озера, на котором рыбачите, лес, в который ходите за грибами, парк, в котором выгуливаете собаку, перелесок за забором дачного участка – хоть зеленый скверик в городском квартале: важно, чтобы это были те места, которые вы знаете и любите. Хотите красиво, информативно и эмоционально снимать природу – снимайте тех животных, за которыми наблюдали, чьи повадки изучили. В процессе съемки, как и на охоте, вы продолжаете непрерывно наблюдать, и каждый день приносит вам маленькое открытие. Помните: в ваших местах никто лучше вас не снимет – даже самый опытный заезжий турист с самой дорогой оптикой не знает ваших угодий лучше, чем вы сами.
Ну а оптимальная тактика съемки зависит от конкретного ландшафта, универсальных рекомендаций здесь нет и быть не может. Самое главное – помнить о том, что фотография должна быть красивой: каждый раз вспоминайте об этом при выборе ракурса, фона и освещения. Если на охоте принято дожидаться зверя на номере, то с точки зрения фотографии подкормочная площадка и солонцы едва ли станут украшением кадра. Для съемки лучше выбрать какое-то другое место на звериной тропе – где и само животное попадет в кадр без помех, и фоном послужит естественный ландшафт, без следов человеческой деятельности. Затаившись с камерой, вы вскоре поймете, что кабаны подпускают гораздо ближе, чем принято считать, олени и лоси не боятся неподвижного объекта, не издающего звуков, а у лис любопытство часто оказывается сильнее страха. Пробуйте, экспериментируйте – взглянув на зверя не с огневой точки, а с иного ракурса, вы обязательно увидите красивую и неповторимую картинку, которую можно запечатлеть с помощью фототехники.
И еще такой совет: не стремитесь сразу снять зверя или птицу с максимально близкой дистанции! У природных фотографов даже такое выражение есть – «мордой в объектив»: научиться делать такие снимки с помощью некоторых простых хитростей не так уж и сложно, только вот это далеко не самое интересное и содержательное в фотоанималистике. Фотография зайца, снятого «в упор» в дикой природе, будет мало отличаться от похожей фотографии такого же зайца, снятого в зоопарке. А вот с чуть более дальней дистанции можно снять зверя вместе с биотопом, в котором он обитает: снимок зайца, вылезшего из-под куста и внимательно осматривающего поле, станет более интересным и информативным, чем снимок «просто зайца».

Пара слов о правильной фотоохоте

Несмотря на то, что, в отличие от охоты огнестрельной, фотоохота практически не имеет никаких законодательных ограничений, в среде природных фотографов действует «моральный кодекс». Он состоит всего из трех пунктов:

1. Фотограф должен минимизировать свое воздействие на ландшафт;

2. Пост-обработка фотографий не должна препятствовать правдивому отображению действительности;

3. Сопроводительные надписи (и устные рассказы) должны быть точными и честными.

Первый пункт можно изложить иначе: фотограф не имеет права приносить вред окружающей среде ради хорошего снимка. К примеру, излишнее приближение к птичьему гнезду может привести к гибели всей кладки – не стоит платить за свои снимки такую цену. Кстати, на серьезных природных фотоконкурсах даже не рассматриваются фотографии птиц на гнездах. Загонять и вспугивать зверя в фотоохоте тоже не принято. В общем, любые «маленькие хитрости» не должны переходить границу добра и зла.
Со вторым пунктом, думаю, все предельно понятно. В Фотошопе можно подтянуть тени, убрать пылинки, сделать легкую цветокоррекцию. А вот «вшопливать» отдельно снятого зверя или птицу в пейзаж недопустимо. Коллаж, аппликация и т.п. – это может выглядеть ярко и эффектно, но никогда не будет правдиво.
Ну а больше всего вопросов и скандалов бывает по третьему пункту. Классические «грабли», на которые наступают даже известные фотографы: крупным планом снимается труп или подранок; животное, снятое в загоне, выдается за дикое – впрочем, далее перечислять варианты подлогов смысла не вижу, ибо фантазия человеческая безгранична. Просто не делайте так – всегда честно рассказывайте/пишите об условиях съемки, и вас все будут уважать. Вокруг нас полно прекрасных и неповторимых сюжетов, построенных самой природой: снимать – не переснимать. Вот и снимайте на здоровье!

*          *          *

…Внимательный читатель, просмотрев фоторяд к этой статье, вправе задать вопрос: «А где же та самая четверка крякв, на рассвете вылетающая из тени в свет между клочьями тумана на болоте?» Каюсь: пока не снял – всего лишь описал один из «кадров мечты». Но обязательно постараюсь снять – благо, ничего сложного я не надумал, картина достаточно типичная, все охотники ее неоднократно наблюдали. А, может быть, вам уже удалось сделать такой или какой другой интересный кадр? Четверку крякв над болотом на рассвете, лису на гребне холма на закате или цепочку оленей между деревьями в глубине леса? – Присылайте в редакцию: хорошие фотографии нам всегда нужны!


Опубликовно в журнале «Охота и рыбалка - XXI век» №4,5/2016


Рецензии