Мемуары кормового стрелка. часть 3

    Итак,  копирование  американского самолёта  Б – 29 -  состоялось. Даже были  установлены пепельницы в  герметичных  кабинах,  однако,  курить  в  них  не разрешалось. К  началу  1951 года  все  аэродромы  Дальней  Авиации  в  России,  Украине,  Белоруссии, Прибалтике  и  Дальнем  востоке  были  заполнены  боевыми  полками,  оснащёнными  самолётами  ТУ -4.

    Для  прохождения  практики  нас  отправили по  железной  дороге  в  город  Лебедин, с  пересадкой  на  станции  Боромля.  От  неё до пункта  назначения  около  30 км. Поезд на  этой  дороге  ходил  один  раз  в  сутки, скорость движения 10км./ час.
 
    До  его отправления надо  было  переждать  около восьми часов.  Рядом  с  вокзалом на « хитром  рынке»  кипела  торговля  фруктами  и  овощами.  Денег у нас  не было, но  мы  нашли способ обмена товаром. За  кусок туалетного мыла нам  давали  ведро спелых слив или яблок, так, что обе стороны были довольны.  На этом базаре можно было узнать о своём будущем у цыганки, или морская свинкаоткроет тайну о вашей будущей невесте, а у кого есть деньги, тех ожидали игры в три туза илив три напёрстка.

    Среди наших сопровождающих офицеров лейтенант  Блажнов решил пополнить свой  кошелёк и начал играть в три туза. Мы ему советовали,  чтобы не связывался с этими  шарлатанами, но он не послушал нас. Они сначала дали ему выиграть, а потом он проиграл всё: и зарплату, и командировочные и то, что выиграл. С плохим настроением он уходил с базара.Ну, что ж, как говорят, умные учатся на чужих ошибках.

    По  приезду, для нас  был установлен  строгий распорядок  дня:  подъём в пять утра, но с царскими  традициями:  после  обеда  один  час  сна.  Вся  практика проходила в воздухе. Самолёты  ожидали  нас  на взлётной полосе. Отделение из пяти человек подходило к двери пятой  не  герметичной кабины, каждый по очереди становился к ней спиной, брался руками за её нижний  край  и  делал  подъём  переворотом.  Мне с самого начала тренировки определили хвостовую герметичную кабину,  т. е. корму; остальные стрелки тренировались в шестой кабине и через  семиметровый гермолаз связывались с кабиной штурмана.

    Постепенно  мы  освоили всю технику, оборудование, пользование ларингофонной связью, панелями управления стрельбой, прицельными станциями  и  дистанционным  управлением турелями, на которых находились  пушки. При проведении  фотосъёмок в пятой кабине устанавливался мощный фотоаппарат. Когда фотосъёмки не  проводились, то аппарат оставался на земле, а его место закрывалось люком.

    Как – то раз, когда наш самолёт шёл по маршруту, одному из наших стрелков Боре Соловьёву захотелось в туалет по малой нужде. Он вышел  в пятую кабину, открыл  фотолюк и начал оправляться. Сильный встречный поток воздуха обмочил  Бориса до нитки. Когда он вернулся в шестую кабину, то стал предметом насмешек  на весь день, даже дольше, до следующего маршрутного полёта.  На этот раз Боря вышел в пятую кабину,  сначала оправился на фотолюк, а потом открыл его.  Результат  был  аналогичным. Только  на  этот  раз над ним ржала вся рота. Командование отстранило Борю от дальнейших тренировок…за неуспеваемость.

    В сентябре начались полёты с выполнением боевых стрельб. Условия  были такие:  с  высоты 300 м поразить двадцатиметровую в диаметре наземную мишень двенадцатью  снарядами.В  первом полёте на стрельбу я тщательно выполнил все подготовительные работы, быстро захватывал прицельной станцией мишень и своевременно нажимал на гашетки, но снаряды в мишень не попадали.  После посадки самолёта, я увидел на табло результаты стрельб: моя мишень №2, ноль попаданий, оценка – 2.
    Мне стало грустно от такого результата. И я решил спросить опытных стрелков, узнать в чём была моя ошибка. Опытные  стрелки – это старшины и сержанты, призванные в 1945 году и отслужившие по 6–7 лет срочной службы. Их своевременная  демобилизация была отложена в связи с поступлением новой техники – самолётов ТУ – 4, где  экипаж состоял из  13 человек, специалистов  высшей категории.

    Я осмотрелся, увидел недалеко на траве сидящих в кружок человек двадцать этих  самых стрелков, подошёл поближе и пригласил одного из них  для беседы. Рассказал  ему о своей неудачной  стрельбе. Он  выслушал  меня  внимательно и спросил:- «Вычислитель»  включал?
  - Да, конечно, ответил я.
  - Ну и зря. Мы его не включаем.Он барахлит, а  специалиста  пока нет.Вот  мы  и  приспособились стрелять  без него. А  прицеливаться надо так, чтобы  средний  ромб прицельной станции не доходил  на метр до мишени и в это время нажимай  на  гашетки. Понял? 
  - Конечно понял, обрадованно ответил я.

   На следующий раз я целился и стрелял по совету опытного стрелка. В первый заход самолёта я  видел  десятки  взрывов  снарядов, на второй заход тоже самое.  Когда  зашли  в третий  раз, командир корабля кричит мне  в ухо:- "Кормовой, штурман  не  хрена  не попал, стреляй по его мишени ". Я и мишень штурмана расстрелял.  После  посадки  я  прочитал на  табло: моя мишень № 2 – 72 попадания  снарядов, у  штурмана,  мишень № 1 – 36 попаданий. Следующие  мои  воздушные стрельбы заканчивались  с  оценкой  « ОТЛИЧНО».
         
    После  окончания школы воздушных  стрелков мне присвоили звание – сержант, а за отличные оценки по теории и  по  практическим  стрельбам  объявили  в  приказе отпуск на 10 суток.


Рецензии