Эскизы 2021-1

2021
*
Двадцать первый год  Двадцать первого века – это Сурок (по политическому гороскопу).
*
Если бросить взгляд сверху (из космоса?), то налицо планетарный кризис нравственности, связанный с кризисом экономики, политики, культурной системы в целом. Люди по-прежнему продолжают уничтожать друг друга и окружающую природу,  глобальный долг достиг фантастических масштабов и кредит, взятый у будущих поколений, кажется невозвратным. Неравенство и несправедливость в мире поражают воображение, падает доверие к институтам и институциям, коррупция разъедает правительства и организации. Информационное пространство засорено фейк-ньюс и различными сортами постправды. Либеральная демократия, несмотря на провозглашенный к «конец истории» перестает работать, а демократические выборы в стране, считающейся оплотом демократии, уже в который раз проходят в соответствии с название известного фильма – «тупой и ещё тупее»… В общем, сокрушаться и приводить примеры глобальной нравственной катастрофы можно бесконечно. Куда катится этот безумный, безумный мир!
*
Жить здесь по-прежнему очень опасно и страшно. А ведь в 2020 году в связи с короновирусной инфекцией и последствиями экономической разрухи и политической коррупции ситуация еще более усугубилась. Часто кажется, что идти некуда и не за кем.  В исторической России были знаменитые моральные авторитеты, роль которых для народа выполняли святые и праведники, а для интеллигенции великие писатели и поэты; толстовство, к примеру, несмотря на сомнительность своих ориентиров было весьма популярным движением. Даже в условиях все разрушающего коммунистического режима были отдельные нравственные «маяки»: диссиденты, например, почитали академика Сахарова, а образованная публика прислушивалась к академику Лихачёву.  Каких «академиков» слушать сейчас; многие известные люди спокойно разменяли  свою популярность на деньги и служат откровенному злу. Общество выглядит дезориентированным и апатичным. Кто и кому может поверить в таких условиях?
Поразительное равнодушие к качеству и даже к количеству (продолжительности и перспективах) своей жизни среди «низов», а также бесконечное циничное воровство и ложь «верхов». Страна как будто уже не желает не только прогрессивно развиваться, но и даже бороться за свою жизнь, безропотно ожидая чего-то страшного («не взрыв, но всхлип»).
Боязнь принципиальных перемен стала закономерным следствием страшного эксперимента, проведенного над Россией в ХХ столетии. Нравственное гниение является, похоже, фирменным отличием постреволюционной эпохи.  Историками и публицистами всесторонне была описана русская катастрофа прошедшего века, но общество эти диагнозы воспринимает плохо и обречено снова наступать на те же грабли.
*
Без укрепления современных социальных институтов нынешние политические системы быстро инволюционируют в государства фашистского типа, и никакая проповедь «духовности» и наступающей новой эпохи ситуацию не исправит. Усилиями многих думающих людей проблема связи экономики, права, политики и морали стала более ясной. Вопрос в том, когда это понимание будет востребовано на практике. Достаточно ли глубок нынешний кризис, чтобы начать жить более разумным и справедливым способом или же коллапс цивилизации вслед общей деградацией неизбежен?
*

Дезертиры.
- «Нельзя уйти в отпуск от своего времени», - написал Макс Фриш во время военной службы.
- Можно! Хотя бы в книги других времён. Хотя это больше похоже не на отпуск, а на симуляцию ради «белого билета».
*
Установление «нового мирового порядка» (то есть, электронного концлагеря) идёт по-разному. Где-то, как водится, «по беспределу», в Европе – по закону, в Китае – в соответствии с демографической ситуацией и тысячелетней традицией.
*
Как интересно! 6 января сторонники Трампа (возмущенные циничными и широкомасштабными фальсификациями на выборах) захватили Капитолий. В глобальном контексте, это отчаянная, и скорее всего, безнадежная попытка фриков предотвратить превращение Земли в «планету обезьян».
*
А разве Трамп чем-то не похож на Вилли Старка?
*
«Царевич Димитрий»
Некоторые трамписты верили, что погибший сын Кеннеди на самом деле жив – придет и возглавит их против камалы и пр.
*
Отмечается здесь ментальная близость криминальных  элит с каннибалами из ЦАР.
*
Все познается в сравнении.
«ПЖИВ» - звучит сегодня как-то даже ласково.
*
«Будут ли всё население прививать «Новичком»? (Оговорочка по Фрейду).
*
Можно ли говорить о противостоянии «политических лидеров» при огромном разрыве в ресурсах? Но вдруг тут новая схватка Давида с Голиафом? С аналогичным исходом? Ошибка в оценке состояния Голиафа-Левиафана может очень дорого  обойтись «давидам».
*
«Биатлонессы» (соревнуются).
*
«Прятки»
Депутатики попрятались по бункерам (от избирателей)
 «Информационная автократия» прячется в тени «постправды».
*
Борьба за «малые дела» происходит по всё более ничтожным поводам, а успехи становятся все реже и «мизерабельнее». «»Гражданское общество», не привыкнув оглядываться  по сторонам, загнало себя в тупик.  В минувшие десятилетия было непопулярным не только желание посмотреть на себя «с высоты птичьего полета», но даже и взглянуть «со стороны».  Зато не пропали темы для хвастовства и «публикаций».
(Ну, что возьмёшь с «розовых пони»).
*
Если уж попытка «коренного переустройства общества» собрала дань скорби, далеко превзошедшую предсказанные Ф.М.Достоевским «сто миллионов» голов, то останется ли на Земле хоть что-нибудь после опытов по «коренной переделке человеческой природы»! А ведь уверенность в своем праве на великий эксперимент, который в свое время демонстрировали социалисты, сегодня характерна для «трансгуманистов» и пр.
*
Вот она – «русская философская мысль» – подверженная мечтам и мифологическим увлечениям и лишенная разумной дисциплины. «Воскрешение отцов» (безумного Федорова), мировая коммуна (социалисты всякого рода), «эра всеобщего труда» и прочие «эры» (у Ивана Ефремова), альтруистический интегрализм идеациональной эпохи П.Сорокина и пр.  В последнем случае интересно то, что утопическим мечтаниям предается не сумасшедший библиотекарь или профессиональный фантаст, а «ученый – социолог». Но, может быть, в случае американского профессора стоит изучать не только (и уже не столько) его научный теории, сколько утопическую и мифологическую составляющую его мировоззрения. Очевидно, что за пророчествами о наступлении «идеациональной системы» по той или иной причине «торчат уши» бердяевского «конца Ренессанса» и пресловутого «нового средневековья». Бердяевщина – это вообще «фольклор», как и у предшествующих хомяковых и последующих лосевых. Обширность познаний в этих случаях лишь укрепляют мировоззрение «идеационалистов». (Не они самые «глупые». Если брать другой лагерь, то позитивисты, материалисты и либералы часто просто пели под чужую дудку и повторяли модные тезисы без нравственно-философского их прочувствования. Наши «платончики», хотя бы думали, или, по крайней мере, «переживали». А поверхностные эпигоны все, по большей части, имитировали). Но тезис об отечественном  «фольклоре» остается. Его нужно изучать, конечно, но не в русле теорий, а наподобие того, как девки с филфаков собирают по деревням «народное» творчество, а потом обрабатывают то, что записали. То есть, «история русской мысли» - это, в основном, фольклористика. Причин много и вопросы есть к специалистам. Возможно, сыграл свою роль факт очень позднего перевода «книги» на национальный язык и «интеллигенция» прочитав то, во что она верила, предалась сопутствующим рефлексиям и это, по недоразумению, получило название «философии». Из этого запаздывания и гордыня. Так, отставшие на круг бегуны или лыжники могут создать впечатление, что они бегут впереди лидеров. Отсюда этот постоянный бзик, что «мы впереди планеты всей». Ну, хоть в чем-то, хотя бы  во всемирно-историческом переходе к «новому средневековью».
Однако, если здесь так «в мысли», то, соответствующим образом получается и «в жизни». Любимый их Белибердяев считал, что ночь метафизичнее и онтологичнее дня. Если мысль блуждает в ночи и ей постоянно что-то грезится, то химеры вытесняются фактами, а факты эти можно вообще не признавать: «здесь вижу, здесь не вижу». И о повседневном благополучии, об обустройстве нормальной жизни можно не особенно беспокоиться, ибо «мы в рай, а они сдохнут». Зачем беспокоиться о политических, экономических и правовых институтах, ведь некий «великий переход» все равно вскоре состоится. Какой «переход»? да какой-нибудь! Удивительно ли, что нормальному, современному образу жизни постоянно мешает какой-то средневековый феодализм» с диким клерикализмом, дворцами, кастами и расправами…
Конечно, бросать персональные упреки каким-то конкретным «мыслителям» и полагать их главными виновниками произошедшего и происходящего – просто смешно и несправедливо. Настоящие виновники могли всех этих книг вообще не читать и авторов не знать или в упор не видеть. Если какой-то философ/социолог - фантазёр тянет на «сельского дурачка» или «городского сумасшедшего», то это вовсе не значит, что сам он «плохой» человек. Может быть, наоборот, очень хороший (а, может, и нет), добрый, честный, много знающий, болеющий душой и пр, и пр.. Но строй мысли определяет строй жизни. Что, там, к примеру, восхваляется в связи с неосредневековьем? В конкретных обстоятельствах – это был итальянский фашизм. Опять нельзя упрекать лично автора – в драматических обстоятельствах высылки, посреди мировой катастрофы легко так запутаться. Но, зачем же повторять ошибки! «Новое средневековье» - это именно фашизм: с вождем, одураченными массами, попами/идеологами, репрессиями и общей несвободой.
Но вот тысячи пишущих продолжают грызть «резиновые кости» прошлых нелепых мыслей.
*
Жизнь по принципу: «несъедобно, зато дёшево».
*
Представьте, что к вам забрались воры-грабители и вовсю шуруют в вашем доме. А вы ждете от них совета как вам благоустроить квартиру или обсуждаете что думают и как выглядят преступники…
Ну, вот, как-то так.
*
Цитаты:
«А ещё лучше мне было бы без себя». (Вал. Распутин)
«Подскулю тебе волком тамбовским.
На краю, на родимом краю!» (Тимур Кибиров).


Рецензии