Виражи форсажа

Если бы в РСО-Алании состоялся опрос на тему «Кто из деятелей наиболее значим для осетинской культуры», то плебисцит поставил бы на второе место после Коста Хетагурова Махарбека Туганова. Немногие любители живописи в Северной Осетии знают, что основоположник осетинской художественной школы начинал свой творческий путь обычным студентом прославленной мастерской академика Ильи Ефимовича Репина.
С 16 марта по 18 августа 2019 г., в Новой Третьяковке (Москва, Крымский Вал, 10) была представлена богатая коллекция художественных произведений Ильи Репина. Очередной блокбастер превзошел по масштабу все, что в последние годы делала Третьяковка (да, даже Серова и Куинджи, в хорошем смысле). Под ретроспективу было отдано три этажа здания на Крымском Валу, здесь разместились больше трехсот живописных полотен и рисунков. Я увидел все: портреты, исторические полотна, "картинки из учебников" – "Бурлаков", "Запорожцев", "Не ждали" и множество менее известных работ, которые вы с большой долей вероятности не видели раньше. Из Русского музея привезли колоссальное по замыслу и по размеру "Торжественное заседание Государственного совета" – его длина почти девять метров, и все портреты (а их на картине 81) написаны с натуры – Репину и его двум учениками разрешали присутствовать на заседаниях. Одним из студентов, допущенных в Святая святых, был юный Махарбек Туганов.
Русский  мастер портрета, исторических и бытовых сцен, академик Императорской Академии Художеств Илья Ефимович Репин родился 24 июля [5 августа] 1844 года в городе Чугуеве. Основоположник осетинской художественной школы Махарбек Туганов начал познавать секреты мастерства рисовальщика, графика и живописца именно у Ильи Ефимовича Репина.
В 1901 году Репин получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Это огромное полотно (35 кв.м.) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». В исполнении гигантского заказа принимали некоторое участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Картина создавалась в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома.
В том же 1901 году скромный приезжий из горного края империи Махарбек Туганов был принят в Петербургскую Академию художеств. К картине «Торжественное заседание Государственного Совета» Репин написал пятьдесят этюдов-портретов. Ученик Махарбек Туганов из Осетии прилежно помогал мэтру, делал наброски и эскизы. Именно во время этой грандиозной работы Махарбек Сафарович сформировался как художник. Вот откуда произошли замыслы его более поздних многофигурных композиций. Мы сегодня не устаем поражаться совершенно живой динамике полотна «Пир нартов». Также по-настоящему берут за душу другие колоссальные по силе произведения Туганова – талантливого ученика Ильи Репина!
Далее я веду повествование в хронологическом порядке. Личность основоположника осетинской живописи Махарбека Сафаровича Туганова – яркая, колоритная, неординарная. Тернистый жизненный путь классика, естественно, отразился бурной песней ярких красок на его полотнах, полных динамичного действа. Понятно, что художник Махарбек Туганов перманентно находился в пульсирующем состоянии непрестанного поиска новых творческих идей.
Жизнь и творчество Народного художника Осетии Махарбека Туганова, как и многих талантливых людей, родившихся и вступавших в жизнь на переломе двух эпох, дореволюционной и советской, была очень драматичной.
Родившийся в феодальной аристократической семье (дед художника А. Туганов был генерал-майором императорской армии) Махарбек Туганов вскоре после Октябрьской революции (в 1918 г.) раздал родовые земли бедноте. Этот поступок стоил ему разрыва с семьей и конфликта с аристократической средой, вылившегося в покушение на жизнь художника. Однако если в 1918 году представители феодальных кругов Осетии стреляли в Туганова за сочувствие к бедноте, то уже в годы утвердившейся Советской власти, голытьба разграбила дом художника и сожгла архивы и картины мастера. И в дальнейшем, судьба также частенько была беспощадна к его таланту. Рок посылал ему то пожары, то покушения, а то и нищенское существование. В 1930 году, предупрежденный друзьями, Туганов тайно бежит из Северной Осетии в Южную. Последний раз полотна художника пришлось спасать от огня и артиллерийского обстрела в 1991 году, во время нападения на Цхинвал грузинских боевиков.
Творческий путь молодого Туганова начался в 1901 г., когда он поступил в Петербургскую Академию художеств. Учителем Махарбека в Академии был великий русский художник Илья Репин. Также преподавали Туганову П.Чистяков и Г.Мясоедов.
В 1903 году Туганов едет в Мюнхен для продолжения обучения, где поступает в школу известного европейского учителя живописи Антона Ашбы. Вместе с Махарбеком в это время в школе-студии А.Ашбы учились Д.Кардовский, М.Добужинский, И.Грабарь, В.Явленский, А.Каджоян. В Мюнхене Туганов становится участником знаменитого в европейском искусстве творческого общества «Фаланга», организованного также одним из учеников А.Ашбы – В.Кандинским. В круг близких мюнхенских знакомых Туганова в этот период входят известные художники-экспрессионисты А.Явленский и М.Веревкина. В 1911 г. Туганов принимает участие во Всероссийском съезде художников в Петербурге.
В 1913 - 1914 гг. Туганов уже работает в Вене, он признанный мастер живописи, известный в кругах художников – экспрессионистов. Однако, в 1914 г. начинается Первая мировая война. Заперев мастерскую в Венской квартире с 50 картинами, Туганов вручает ключ хозяину с просьбой присмотреть за ними пару месяцев и уезжает в Россию. Как оказалось – навсегда. Ирония судьбы проявилась через много лет. В 1940 г. во Владикавказе он получил известие от хозяина венской квартиры. Порядочный человек просил забрать работы, бескорыстно сберегаемые им все эти годы. Вскоре полыхнула Вторая мировая война, и судьба Венской коллекции Туганова до сих пор остается неизвестной.
Экспрессивные полотна художника Махарбека Туганова не оставят равнодушными никого. Туганов блеснул яркой кометой в истории Северной Осетии. В бурном революционном начале XIX века Махарбеку пришлось закалиться, как стали, и стать основоположником осетинской живописи.
Чудом сохранилась художественная галерея Туганова в столице Южной Осетии. К счастью в Цхинвале выжила коллекция яркой живописи Махарбека  Сафаровича. Самый последний раз холсты художника пришлось спасать от огня и артиллерийского обстрела в 1991 году, во время нападения на Цхинвал грузинских боевиков. Такой злой рок постоянно преследует шедевры классика осетинской живописи.
Вообще по гротескному цветовому стилю и многофигурной динамике сцен произведения Туганова вполне современны. Махарбек создал феерическое искусство будущего, которое только сейчас по-настоящему с благоговением изучается почитателями его таланта.
Меня поразило до глубины души взрывное творчество Туганова. Вообще все любители алла прима должны задуматься о том, что великое живописное искусство Махарбека не подвластно времени. В прошлом веке художник его опередил. Ему бы жить сейчас, и сегодня, в скоростной компьютерный 21-й век, никто бы не усомнился в его гениальности! 
Какой здесь напрашивается вывод? Художник от Бога Махарбек Туганов никогда не был конформистом. Он бескорыстно трудился на ниве прославления своего народа, своей горной Родины - Осетии. Еще экспрессионист Махарбек Сафарович Туганов являлся скромным тружеником великого искусства, имя которому Безбрежный Космос Творчества.
На фото картина Махарбека Туганова «Пир нартов».

Книги Виктора Буйвидаса
Блог Буйвидаса: https://buividas93.livejournal.com/
Итальянское убийство: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/italyanskoe-ubiystvo/
Пробивка: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/probivka/
Пьеса для шпионки: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/pesa-dlya-shpionki/
Тройной капкан: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/troynoy-kapkan/
Угол смерти: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/ugol-smerti/
Формула удачи: https://www.litres.ru/viktor-buyvidas/formula-udachi/
Сумасшедшее рандеву: Книги на всемирном Amazon: https://www.amazon.com/


Рецензии