Халькопирит с золотом

   С особой теплотой в душе я вспоминаю студенческие годы. Какая была беззаботная пора! Недаром поется в студенческой песенке: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год…» Лекционный промежуток между сессиями заполнялся различными увлечениями. Кто-то участвовал в репетициях хора, многие студенты занимались в различных спортивных секциях. По характеру спокойные и усидчивые, интересовались наукой, и вечерами корпели над научной литературой и микроскопами. В общем, каждый находил себе занятия по душе.

   А меня со школьных лет манила геология и минералогия. Толчком для этого послужила встреча с геологами на берегах Чумыша жарким летом. Я с интересом слушал рассказ о минеральных богатствах нашего района и края. Оказывается, у нас есть почти вся таблица Д.И. Менделеева! Золото, цветные металлы и их руды, каменный и бурый уголь, болотная, или железная руда, мрамор и многое, многое другое. Богатейший край! Эта встреча повлияла на мой выбор профессии.

   И вот, сданы школьные экзамены, и сделан выбор дальнейшего пути. Я выбрал Горно-Алтайский пединститут, естественно-географический факультет, биолого-химическое отделение. В институте мы начали изучать то, что мне очень нравилось, ложилось бальзамом на юную душу.

   Я был очарован новым предметом, который манил к себе не только открытиями, но и романтикой поиска и походов, а именно-геология. Преподавала геологию удивительная женщина Русанова Н.И. – человек, увлеченный до мозга костей своим предметом. Она могла заинтересовать даже тех, кто равнодушно относился к этой науке.
 
   Нашей группе повезло – проходить полевую практику нас отправили на золотоносный рудник «Веселый», что находился рядом с поселком Веселая Сёйка. Руководителем была назначена Русанова Н.И. Сколько километров мы с ней исколесили по району, промывая песок в ручьях и набирая пробы воды! Манили таинственные заброшенные штольни, в которых еще в царские времена добывали золото. Но наказ был строгим: «Туда нельзя! Штольни настолько старые, что там все сгнило, и в любой момент, даже от легкого сотрясения, все может рухнуть». В походах набирали интересующие нас камни, потом по справочнику и определителю их классифицировали. Все было до того увлекательным, что иногда за работой засиживались допоздна.

   Пролетело лето, закончилась поездка «в колхоз» и снова уселись за парты, «грызть гранит науки».
Однажды, когда пришло время сессии, мы с другом засиделись в кабинете геологии, изучая бесчисленные разломы земной коры, провалы и прогибы. И все их надо было знать назубок!
В кабинет зашла Русанова Н.И. Поинтересовалась чем мы тут занимаемся, и предложила на следующий день оказать помощь в перевозке ящиков с минералами с почты. Минералы прислал уральский (не помню, какой только) университет. Потом попросила помочь в раскладке минералов в кабинете геологии, пообещав нам послабление в сдаче непростого зачета по геологии перед экзаменами. Естественно, мы с радостью согласились.

   На следующий день на машине привезли с почты ящики и коробки с минералами и стали их раскладывать на полках, согласно описанию. С нами преподаватель направила еще пару парней из геофака и пару девчат, чтобы подписывать этикетки к минералам.
 
Такой россыпи, сверкающей разноцветными кристаллами, я еще не видел!
Каких только горных пород здесь не было! От простого гранита до полудрагоценных камней - яшмы и сердоликов, небесно – голубые лазурит, апатит, халцедон, кроваво - красные гранат и циркон, гигантские кристаллы горного хрусталя…
Особое внимание привлекал большой камень, размером с кулак, ярко золотистого цвета. Это был халькопирит. Ничем не примечательный минерал – смесь сульфидов меди и железа.
 
Этот минерал известен человеку очень давно - с его помощью добывали огонь (при ударе о металлический предмет, или другой камень он искрится). За сильную схожесть с золотом халькопирит прозвали «золотом дураков» или «ослиным камнем». Хитро - мудрые купцы делали медные перстни с полированным кристаллом халькопирита и выдавали его за золотой. Обман вскрывался вскоре – буквально через пару месяцев «золотой» кристалл темнел и начинал рассыпаться. Я давно, еще обучаясь в школе, читал про это явление в учебнике геологии. Шутя, предложил девчатам внизу основной надписи «Халькопирит» дописать «с золотом»…ну, типа подколоть, посмотреть на реакцию студентов.

А реакция, действительно была изумительной. Лаборантка жаловалась, что происходит что-то непонятное - небывалый наплыв студентов, и все толпятся возле витрины небольшого музея минералов. Но преподаватель была довольна – еще бы, такой интерес к предмету!
Прошла неделя, страсти по минералу поутихли.
 
   Однажды рано утром, иду на занятия. Смотрю – возле здания стоит толпа народа и все глазеют на второй этаж. А там к открытому окну приставлена лестница и наверху стоит милиционер. Вооружившись лупой на длинной ручке, внимательно осматривает подоконник и раму.

- Что тут случилось? – спросил я у студентов.

- Ночью воры притащили откуда-то лестницу, - ответила словоохотливая девица, - поставили к окну кабинета геологии, выставили стекло, открыли шпингалет рамы и влезли внутрь. Из кабинетного музея минералогии утащили камень халькопирита. Какой-то «мудрец» там подписал, что камень с золотом. Вот, они его и свистнули…

Все стало понятно…Наша шутка обернулась проблемами для воров и милиции.

 


Рецензии
Если воров поймали, налицо ошибка в субъекте.
Много не дадут.
А геология наука серьезная.
Когда-то изучал.

Реймен   21.04.2021 21:19     Заявить о нарушении
Едва ли их поймали. Камешек ценности не имел никакой.

Сергей Лукич Гусев   23.04.2021 07:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.