Сорокоуст Высоцкого

25 июля 1980 года, ровно 40 лет назад, в такой же жаркий июльский день не стало лучшего барда России и великого артиста ХХ века - ВЛАДИМИРА СЕМЁНОВИЧА ВЫСОЦКОГО. 40 лет прошло как 40 дней!...
. . . . Говорят, что "незаменимых людей - нет!", но вся неправда этой циничной фразы обнажается личностью Владимира Семёновича: за 40 лет наш народ так и не произвёл из своей среды равновеликого гения! Опрос ВЦИОМ за 2018 год свидетельствует, что имя Владимира Высоцкого идёт вторым сразу после Юрия Гагарина, которые ассоциируются с историей нашей страны за 20 век! Он был и остаётся "популярнее Пеле!", как удачно заметил поэт Андрей Вознесенский.
. . . . . Высоцкий пел, как и жил - на срыв (!)..., надсадно и исступлённо выражая в своих стихах и песнях народную душу. Он артикулировал "культурный код" глубинного народа, почему и не потерял своей актуальности даже с крушением государственного режима и обеспечивающей его коммунистической идеологии. Своим преждевременным уходом он, в своём лице, без преувеличения, лишил целую страну на сломе эпох рупора правды, глашатая совести. После него русская поэзия стала мельчать, а авторская песня - сползать к примитивизму!
. . . . По меткому выражению Марины Влади (третьей и последней своей супруги) Владимир Высоцкий "в образе простого парня являл незаурядного творца!" Его творчество - "колюче", а голос - хрипл и надсаден обнажали воспалённый нерв больного застоем народа.
. . . . Начав в 1960 г. с уличного и дворового жанра с нотками уголовной романтики (48 песен - "Охота на волков", "Тот, кто с нею раньше был", "На Большом Каретном", "За меня невеста отрыдает честно..." и др.), уже через 5 лет Высоцкий эволюционирует в своём творчестве к философской и мировоззренческой тематике ("Песня про переселение душ", "Баллада о Любви", "Райские яблоки", Баллада о борьбе", "Их восемь, нас двое", "Про чёрта", "Баллада об уходе в рай" и проч.), не растеряв при этом исповедально-экспрессивного характера. Тексты его стихов и песен пронизаны экзистенциальными мотивами вокруг вечных вопросов бытия, будучи обильно приправлены ощущением психологической достоверности.
. . . . Сколько всего песен оставил нам бард Высоцкий?... Окончательный ответ дать трудно (часть вполне возможно утрачено), но явно более 400. Кроме того, осталось 28 фильмов с его участием, из которых самыми известными являются "Место встречи изменить нельзя!", где Владимир Семёнович ярко сыграл главную роль следователя Глеба Жиглова, "Опасные гастроли", "Вертикаль", "Интервенция", "Хозяин тайги", "Карьера Димы Горина", "Как Пётр Арапа женил" и др.
. . . . Помню, в детстве у нас дома было несколько пластинок с песнями Высоцкого. Я их все переслушал в 10-летнем возрасте по нескольку раз: хриплый голос и, казалось, истошное исполнение песен меня не впечатляли, скорее даже расстраивали. Я не мог отвязаться от дум: как бы эти песни звучали в благородном вокале и кто бы из исполнителей мог их перепеть (М. Бернес, может Лещенко или Магомаев?)... Лет 8-10 прошло пока я смог оценить их именно аутентичное авторское звучание в исполнении автора... Но, вот, тексты этих песен уже тогда меня брали за живое, заражали искренностью и глубокомыслием! Они (в том числе) прокладывали мне путь к Церкви, удобряли почву души семенами христианской религиозности.
. . . . Здесь я привожу собрание самых выдающихся, по-моему мнению, песен легендарного Барда, которые храню в сознании с тех своих детских лет.
. . . . 40 лет прошло как 40 дней... Помолимся о нём в ближайшую поминальную субботу: светлая ему память и вечный покой! Пусть Господь простит его ошибки и примет, наконец, в тот Рай, о котором он так мечтал и так проникновенно пел!!! ("Райские яблоки" - 5.53, "Баллада об уходе в рай" - 3.39, Баллада о Любви и проч.).

С-Пб., 25 июля 2020 г., Андрей Хачанов


Рецензии