Когда не хватает рекламы

(Радио спектакль)

В 90-е годы автор этих строк работал на частной радио станции «Радио-Маг» в  Благовещенске. Время было веселое: можно было говорить о чем угодно и приглашать в студию любых гостей, в том числе и не существующих в данной точке пространства. Однажды на первое апреля автор этих строк изобразил своим голосом присутствие в эфире бывшего президента СССР Горбачева, который, якобы, по пути в Японию остановился в Благовещенске. 90 процентов слушателей поверили в происходящее и звонили на станцию с проклятиями в адрес Михаила Сергеевича за развал Союза.
Были в гостях и шарлатаны в маске ученых, которые, к примеру, на полном серьезе представляли проект мини атомных станций для небольших микрорайонов и, призывали потенциальных инвесторов, подогреть перспективное направление своими капиталами.
Захаживали на «Радио-Маг» экстрасенсы, астрологи, предсказатели, словом вся та публика, без которых невозможно было представить время, когда вдруг разрешили все.

Особое место в эфире занимала реклама. В девяностые годы практически не было в ней запрещенных тем, и каких либо стилистических ограничений. Директор станции Сергей Богаев творил в этом направлении без оглядки на критиков. Что ни день, то его посещало вдохновение. Некоторые его жемчужины рекламного творчества помнятся до сих пор: «Джинсы для мужчин больших размеров», «Чекушки и мерзавчики от Кизлярского коньячного завода – тепло, которое всегда с тобой», «Универмаг в рекламе не нуждается – универмаг знают все!»

Но часто рекламодатели приносили и свои тексты. Мы, как правило, их редактировали. Однако бывало так, что авторы настаивали на оригинальной версии. Особенно отличились в этом направлении сотрудники муниципального предприятия «Ритуальные услуги», которые накануне нового 1998 года принесли объявление о готовых могилах, доступных по цене памятниках, беспроблемному подвозу песка и наличию соответствующего транспорта. В ответ на замечание, что не надо бы давать такую рекламу перед праздниками сотрудники похоронного бюро возмущались и говорили, что все это надо озвучивать непременно сейчас.
В общем, редакцию станции они вдохновили на создание радиотеатра и первой миниатюры.

Спустя почти четверть века не видится никакого смысла в том, чтобы вносить какие-то коррективы в сценарий. Пусть это останется фрагментом тех далеких лет со своими нелепостями, не стыковками и оборотами, которые предназначались исключительно для озвучивания.
 
1.

Голос за автора на фоне бодрой музыки:
«Реклама… Лучше у прохожих не спрашивать о ней мнение. Могут посадить на инвалидность: идет передача по ТВ и вдруг прерывается рекламой. В этот момент мне слышится дружный мат на всю страну! Нет, вы не поверите, а я от рекламы просто балдею. Ну кто обо мне «думает» чаще, чем «Тефаль»? Кто очистит мою душу от ржавчины, нежели не «Комет»?
Вообще, посмотрев и послушав рекламу, начинаешь ощущать свою значимость в этой жизни. Тем более, что «Филлипс» постоянно «изменяет мою жизнь к лучшему».
О тебе думают, о тебе заботятся, делают скидки, устраивают «праздник вкуса». Приятно, черт побери! А реклама некоторых изданий еще более душевна: здесь обо мне позаботятся даже после смерти!

Кстати, недалекие люди утверждают, что такое предприятие как «Последний путь» в рекламе не нуждается… Темные люди, забитые люди! Нуждается, еще как нуждается! Такая реклама просто необходима! Мы все в перспективе покойники, а потому должны знать их услуги и товар, иначе помирать не стОит. Душевная реклама! Нас обывателей она не только заставляет задуматься о вечности: мы уверенно смотрим в завтрашний день, когда с нами предприятие «Последний путь»!

Едем мы на огромной скорости в автомобиле, или кушаем продовольствие с позабытой датой хранения, а если находимся в переходном возрасте с этого света на тот, тем более мы уверенны, что нас, в случае чего, на расклевку воронам не выкинут!
Ни одно предприятие, в том числе последний путь, невозможно представить без директора. И как каждый порядочный директор свой путь на работу он начинает от дома, от семьи, а не откуда – нибудь… Работая в похоронном бюро особенно и как никогда хочется пожить дольше. Итак, утро директора.

(как патриот своей отчизны Сан Саныч Черноруков начинает свой день под государственный гимн, его звуки доносятся из радоприемника)
Сан Саныч: Ох, (зевает) сейчас до трех досчитаю… Раз… Раз с половиной… Да выключите кто-нибудь это радио! Раз с ниточкой… Ниточка обрывается… В этом доме живой кто-нибудь есть?.... Живых нет… Все как на работе… Одни мертвые… Да что я так про свою работу, в самом то деле? (зевает) Интересно чем бы я занимался, если бы люди не приказывали нам долго жить?
(вот так, вздыхая и рассуждая, директор, кряхтя медленно, но верно приводит себя в порядок, побывав в ванной, умывшись и побрившись, Сан Саныч перемещается на кухню)

Сан Саныч: Ох, но вот дожились, и пожрать нечего! Всё балык да икра… фу… красная… Сам уже красный, как эта икра, да рожа на балык похожа. Легонького чего-нибудь! Ну да ладно, что бог послал… приступим.
О, это от покойника нашего Иван Ивановича. Хороший был человек, известный. Вот видишь, ем икру, Иван Иваныч! Хоть в рот не лезет, тебя вспоминаю. Но о покойниках и не принято плохо вспоминать…
А вот и балычок от Сергея Петровича, третьего дня схоронили. Душевный был человек… Вот так вот Сергей Петрович и Иван Иванович, живем помаленьку – вынуждены жить! Ну вот  вроде бы и перехватили с утра, перкусили. Так, кофеёчку… Ну все, Сан Саныч, некогда. Пора, пора на работу. (Слышны автомобильные гудки) Вот и машина пришла за мной..

 (Сан Саныч выходит на лестничную клетку, слышны его шаги, уже на выходе из подъезда он обращается к проходящей мимо соседке)
-Ой, соседушка, Дарья Петровна! Отлично выглядите, солнце мое закатное! Да, да на работу, бегу, опаздываю.
2.
Ведущий: Кабинет директора наполняется топотом и криком Сан Саныча. Это его реакция на телефонный звонок. Но звонки бывают разные и по любому проводу в наш телефонизированный век. Так и в нашем случае, люди собрались играть свадьбу, набрали телефон ЗАГСа, а попали к Сан Санычу.

Сан Саныч: Бегу, бегу! (поднимает трубку) Алло, что вы говорите? Торжественная церемония? Да, можем! У нас самые низкие расценочки. Конечно, конечно же есть… Заранее готовые, отведенные места. Что? Боже мой, боже мой… Молодожены?!. Будущие муж и жена? Айя-яй! Чтоб я помер с открытым глазом! Ох, и  чего только в нашей жизни не бывает… Примите мои самые искренние соболезнования…  Повторите еще разочек, речь идет о будущей свадьбе? Ох, да, я понимаю ваше состояние. Конечно же, мы их будем провожать как жениха и невесту. Переоденем соответствующим образом! Да не беспокойтесь, будет и подвоз песка и транспорт сопровождения. А как же? На то и работаем. Да нет же! Зачем свидетели? У вас же есть свидетельство о смерти. Какие еще дружок и дружка? Вы куда звоните? В ЗАГС? Да вы что?! Это же фирма «Последний путь» филиал предприятия «Ритуальные услуги»! Жаль, очень жаль, что вы не по адресу! На нашу работу от клиентов жалоб не бывает. Тьфу, Ты! Честное слово!

Ведущий: День только начинался, но уже с утра Сан Санычу испортили настроение, так как первый звонок не принес ничего хорошего. Забегая вперед, хочу сказать, что это первая неудача Сан Саныча. В этот день, по видимому что-то случилось на телефонной станции и звонки приходились не по адресу. Пока же Сан Саныч переваривает прошедший разговор.
Сан Саныч: Нет, ну что за людишки, что за капризы? И то им ни так и это не этак. Хоть из кожи выпрыгни. Как будто наша фирма хуже ЗАГСа оказывает услуги. Ведь фирма «Последний путь» это же сервис, ассортимент, оперативность! Не правда ли, Африкан Гаврилович?

Ведущий: Африкан Гаврилович это правая рука Сан Саныча, его заместитель. Распухшее лицо и остатки молодости на голове говорят, что его образ жизни до нормы не всегда дотягивает. Но Сан Саныч никогда не расстанется со своим замом.
Сан Саныч:  Нет, ну что ты молчишь, еле дышишь, я его спрашиваю он молчит. Что ты думаешь по этому поводу?

Африкан Гаврилович (хриплым басом, растягивая слова): Что я думаю? А то что станция «скорой» в оперативности с нами состязаться ну никак не может. Они ведь по вызову порой три часа добираются, и ведь не дождешься.
Сан Саныч: Не дождешься, как позвонишь, так и ждешь целый день!

Африкан Гаврилович: А у нас, Сан Саныч, если в десять назначен вынос, то он и будет в десять. И пять минут театральных мы не берем!
Сан Саныч: Вот именно! А вот еще скажи: ателье по пошиву одежды за сколько дней костюмчик может справить?

Африкан Гаврилович: Я думаю, что уж никак не за день.
Сан Саныч: Вот видишь! А мы любому желающему за день памятник отгрохаем. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»! Стоило так стараться, а? К нам бы обратился и никакой самодеятельности. В миг бы все организовали и с таким вкусом бы все сделали, что к такому памятнику народная тропа уж точно бы не заросла! Интересно, кто такой бред написал?

Африкан Гаврилович: Сан Саныч, да ты что! Это же Пушкин написал!
Сан Саныч: Ну у тебя и память, честное слово. Талант! Да, мы наверное его недавно оформили раз ты помнишь. Ну да ладно это детали, не нужные детали… День какой-то сегодня мертвый, хоть рекламу заказывай. Мы с тобой, Африкан, умрем тогда, когда какой-нибудь гад изобретет эликсир бессмертия. Кому будет тогда нужна наша фирма (в это время раздается телефонный звонок) Нет, будет, будет нужна! Опять кто-то звонит. Тише, тише…
Алло! Да! Фирма «Последний путь». Организация туров? В данный момент мы организуем туры только в одном направлении! Вам все равно куда? У нас несколько участков на выбор! Есть элитные места. Конечно! Для вас устроим все как надо: клиента отвезем на шикарном черном «Кадиллаке», разместим по середине как положено, сопровождающие по бокам. Да! Что?! Отдых? Да вы что! Кто же его там будет заставлять работать?! А, предпочитает активный отдых? Первый раз слышу о таких покойниках. Что? Что издеваюсь? Вы куда звоните? В Турфирму «Открытый путь»? Сожалею, очень сожалею, но у нас путь «последний».
Вот так поговорили! Отдых им подавай, активный отдых! Забывают, не помнят мудрость народную: «как помрешь – так отдохнешь» Да куда им без нас! Вот без туристических фирм прожить можно. А ну без нас попробуй! Вот ты, Африкан Гаврилович, помнишь хоть одного, приказавшего долго здравствовать, чтобы он нас миновал?

Африкан Гаврилович: (мычание похожее на «нет»)

Сан Саныч: Не помнишь? То – то! Да ладно, хватит лирики! Если так дальше дело пойдет, как сегодня,  помрем мы с голоду на потеху конкурентам. Кто нас то хоронить будет? Наши враги – соперники?! Дудки! Я тогда второй глаз открою, чтобы у них оба закатились! (раздается телефонный звонок) И точно закатятся! Телефончик то по нашу душу звонит! (смеется) Черноруков слушает! Да, да, по адресу!
Дизайн? Да вы большой оригинал! Гарнитуры как вы их называете у нас одной модели. За то расцветочки, материальчики, обивочка на самый – самый изысканный вкус! Как? Ну разумеется!Вам какой? Из дуба? Березы? Что значит из… из деревоплиты пойдет? На кухне устанавливать собираетесь? Простите за нескромный вопрос, это что последняя воля..этого…? Ах, человек только жить начинает и квартиру обставляет... Видите ли… в чем дело… Мы предоставляем товар для тех, кто планов на будущее не имеет.
Ну, Африкан Гаврилович, ну ты скажи мне хоть одно слово правильное. Что же это такое? Сил уже больше нет моих! Да не молчи же ты как пень!
Африкан Гаврилович: А что я могу сказать? У меня Сан Саныч в мыслЯх только одно: все это вОроги наши, их проделки. Издеваются, сбивают народ с понталыку. Что я думаю?

Сан Саныч: Да, да

Африкан Гаврилович: А я ду-ма-ю, что мы себя должны обозначить так, чтобы мы звучали не хуже самой шикарной турфирмы.

Сан Саныч: Так-так

Африкан Гаврилович: К тому же мы так похожи! Ха-ха-ха! Только специфика маршрутов у нас различная.

Сан Саныч:О! Я всегда знал, Африкан Гаврилович, что ты не только ёмкость для слива процессов брожения. Ой, головушка ты моя светлая, чуть-чуть затуманенная! Правильно! Правильно, Африкаша! Реклама – двигатель торговли, но у нас ведь иное… Здесь нужна психология, подход. Человек должен понять, что смерть это не катастрофа, нет. От нее ведь кто-то еще и выигрывает. Человек родился? Родился! Ползунки рекламируют? Конечно же! Так почему не имеют право на рекламу атрибуты усопшего? Нет, смерть, как и жизнь, нуждается в рекламе, а то привыкли жить, как попало, так мы хоть похороним по-человечески. О! Вот видишь, какой у тебя директор. Во всем профи. Это же лозунг, стиль, узнаваемость в куче рекламной шелухи: «похороним хорошо, хоть вы жили плохо» Ручку мне, бумагу! Эх, великая вещь, Здохновение! Мы зазвучим, Африкан, везде, и на теле и на радио!
 
Ведущий: Вот так, дорогой мой слушатель, идет работа, непростая работа на фирме «Последний путь». Что и говорить, нелегко было Сан Санычу и его заму Африкану Гавриловичу составить рекламный текст. Какой этот текст, спросите вы? Так вы же его часто слышите в разных местах,  вариантах и редакциях. Неугомонность этих рекламодателей впечатляет: нам не дадут забыть, что мы всего лишь гости на этой земле. И это не совсем плохо, ведь от этого мы еще больше любим и ценим жизнь. Поэтому давайте и рекламировать жизнь, а другое от нас и так никуда не денется.


Рецензии