Письма дочери. Письмо третье

Окна комнаты, в которой я родился и жил в детстве, выходили на восток. Перед окнами росли два тополя. Их время от времени укорачивали, чтобы меньше «пушили».
Вид из окна был на деревянные сараи, принадлежащие жителям дома, двор, фонарный столб с фонарём высотой как раз до нашего 3-го этажа. Дальше располагалась пожарная часть. Я из своего окна мог наблюдать за учениями пожарников. В большой поддон они наливали горючую жидкость, поджигали, а потом тушили пеной. В полном защитном обмундировании залезали на учебную вышку.
Справа от «пожарки» находилась школа им. М. Горького, в которой учился отец. За ней улица Горького пересекалась с проспектом Дзержинского. Пересечение улиц образовывало площадь, на которой находился Дом культуры бумажников. В посёлке также была улица Бумажников, первая от комбината. А улица Горького связала комбинат с заводом радиорелейной аппаратуры, в которой трудился инженером и закончил работать отец перед выходом на пенсию. Мама работала в восьмилетней школе. Преподавала математику. Так что, помогать, мне делать уроки по математике она могла только до 8-го класса.
Дальше я полагался на собственные силы. Отец не помогал мне делать уроки. Воспитывал он меня ненавязчиво. Может, это и правильный метод воспитания, не знаю. Мама любила одевать меня красиво, даже сама шила  мне вещи по выкройкам из журналов «Крестьянка» и «Работница». Помню, сшила она мне штанишки, но не брюки и не шорты, а нечто среднее. Штанины, чуть ниже колен с манжетами. Штанишки держались на двух лямках, перекидывающихся через плечи. Одел я эти штанишки, вышел во двор, а ребята, мои друзья, от необычного моего вида стали дразнить меня и придумывать разные прозвища. Мне стало обидно. Пришлось идти домой – переодеваться в старые брюки.
Прессы родители выписывали много. 3-4 газеты, 5-6 журналов. Мне выписывали «Мурзилку» и «Весёлые ребята». Я любил их смотреть и читать.
В доме было много книг. Покупала их мама, причём выбирала не по принципу красивых корешков, а по принципу интересного содержания. Она очень любила читать, только удавалось ей это делать редко. Кроме работы по дому, она много работала, подрабатывала в школе рабочей молодёжи, в школе для слепых.
Достаток в семье был небольшой, приходилось маме крутиться.
На питании не экономили. Питались не шикарно, но качественно и разнообразно. Примерно половина продуктов покупалась на рынке, половина – в магазине. За железной дорогой был колхозный рынок. Крытые павильоны – молочный и мясной, и два ряда прилавков под открытым небом. Торговали крестьяне из окрестных деревень. Для них и для жителей посёлка на рынке имелся магазин в длинном одноэтажном здании. Вернее несколько магазинов с отдельными входами, в которых продавались промышленные товары.
Когда я подрос, мама брала меня на рынок. Мне нравилось с ней ходить и смотреть, кто что продаёт.
Не помню, чтобы отец чем-либо увлекался. Пилил, строгал доски, собрал 2 или 3 табурета на кухню из деревянных деталей, которые сделал ему на заводе столяр. Собрал качественно, до сих пор служат.
Инициатором создания уюта в квартире была мама. Во времена моего детства был страшный дефицит товаров. Цены на товары назначались сверху, из министерств. Они были невысокие и, наверное, поэтому товары расходились по друзьям и знакомым работников магазина. У мамы много было знакомых в городе. В основном, это были родители её учеников. Они ценили и уважали её. Много детей вывела она в люди. Я был поражён, когда увидел, как много людей пришло проводить её в последний  путь, хотя умерла она в глубокой старости.
После смерти бабушки мама решила обновить в квартире мебель. Бабушка почему-то запрещала это делать при её жизни. Купили сервант, книжный шкаф, два кресла. Всё полированное. Тогда так было модно. Диван. На стены ковры. Стенной шкаф также облицевали полированными панелями. Жить стадо лучше, жить стало веселей. А журнальный и обеденный стол мама вообще заказывала на мебельной фабрике у своей знакомой по своему проекту. Так что уникальные столы.
Отец не любил находиться в квартире, когда шёл ремонт. Уходил на это время жить к своей матери. Стены и пол красили масляной краской с сильным характерным запахом, потом уже на стены стали клеить обои. Когда красили краской, то в верхней части стен по периметру наносили рисунок кленовых листьев при помощи картонных трафаретов краской, более тёмной по оттенку. Получалось красиво.
Наш дом продолжал благоустраиваться. Провели газ, а это означало, что печь, занимавшая треть маленькой кухни, пошла на слом. Мы с отцом разобрали её по кирпичику. Из этих кирпичей выложили дорожку к сараю в маленьком присарайном дворике. В печке обнаружили неимоверное количество личинок тараканов. Вспомнилось выражение «запечённый таракан». Тараканы в квартире, да и во всём доме – это была беда его жильцов. Что только ни делали, чтобы от них избавиться. Ничего не помогало. Помогли ловушки, которые заражали тараканов какой-то болезнью, и от этой эпидемии они вымерли и полностью исчезли. На место печки поставили газовую плиту и рабочий стол. Холодильник также «переехал» из коридора на кухню. Две стены выложили кафельной плиткой. Работал мастер, а я ему помогал и учился этому ремеслу. Душевую комнату, в которой появился душ после проводки по всему дому горячей воды, я уже выкладывал кафельной плиткой сам.
Отец очень гордился этой моей работой, хотя она была несовершенной. Теперь мыться можно было уже дома. В баню перестали ходить. В бане отец подцепил грибок ногтей на ногах и в течение всей оставшейся жизни не мог от него избавиться. Я рос очень болезненным ребёнком. Хотя младшая сестра болела значительно меньше. Но как ни странно, это обстоятельство помогло мне научиться плавать. В институте меня определили не в спортивную секцию, а в группу «дохляков». Зимой наша группа посещала бассейн, в котором под чутким руководством преподавателей я и научился плавать. На уроках физкультуры в этой группе от нас, студентов, не требовалась сдача нормативов. Мы просто укрепляли здоровье. В 14-15 лет я сам решил заняться укреплением и развитием своего организма. Стал делать ежедневную зарядку по утрам, которую продолжаю делать, и по сей день. С моим самым близким другом Сергеем занимались летом на школьном дворе. Там были кое-какие спортивные снаряды. Вместо диска метали половинки кирпичей. Причём не просто метали, как придётся, а на дальность.
Сергей был старше на один год и физически крепче меня. Он вовлёк меня в волейбольную секцию при Доме культуры. И в волейболе у него получалось лучше, хотя ростом он был ниже меня. Потом родители дали мне денег на гантели, которые я сам купил и нёс домой из г. Балахны несколько километров. Испытывал свой организм. Сейчас оценивая этот период моей жизни, 14-17 лет, я понимаю, что моё внутреннее чувство мне подсказало, что без физического развития я ничего не смогу достигнуть в жизни, а может даже и прожить до сегодняшних лет.
По своему характеру я люблю путешествовать. Это пристрастие появилось в раннем детстве. Где только ни «лазили» мы с ребятами, постепенно всё дальше удаляясь от дома в разных направлениях. Один раз даже пострадал от мамы, самовольно без предупреждения уйдя с ребятами на Волгу. Мама прибежала за мной на берег Волги и отхлестала меня прутом ивняка, который рос в изобилии на острове «Красавчик» за самовольную отлучку на Волгу. А как я мог не пойти с ребятами, звавшими меня с собой. Боялся показаться перед ними трусом, «маменькиным сынком». Было обидно получить такое наказание от мамы, тем более что в воду я лезть не собирался. Видно, когда она бежала за мной, очень много в своей голове перебрала картин моей гибели и не чаяла увидеть меня живым. За её страхи я и поплатился. Надо сказать, что я жил предусмотрительно с самого раннего детства.
19.01.17г. г. Ахтубинск


Рецензии