Поездка в город Туркестан

Поездка в город Туркестан

Еще с самой ранней юности я очень любил путешествовать, и это мне удавалось делать довольно часто, особенно в период после окончания института и вплоть до момента развала Советского Союза. Мне часто приходилось выезжать в командировки, в результате чего я объездил почти всю территорию нашей страны. Много путешествовал и за свой счет во время трудовых отпусков, неоднократно бывал в зарубежных странах. Естественно, мне приходилось довольно часто перемещаться и по территории Узбекистана, многократно бывал в Самарканде, Бухаре, Шахрисабзе, где с огромным интересом посещал местные достопримечательности древнего зодчества.

Однако, для меня оставалось и остается большой загадкой до сих пор то обстоятельство, что моя Судьба категорически противилась всякий раз, когда у меня возникало желание съездить в знаменитую Хиву, чтобы повидать ее памятники старины. В качестве примера приведу далее одну любопытную, по моему мнению, историю, подтверждающую мои слова о противодействии Судьбы осуществлению этого моего желания.

Дело в том, что во время моей работы в проектном институте "Узгипротяжпром", в число моих знакомых вошел коллега, сидевший в одной комнате со мной. У него был весьма неуживчивый характер, хотя со мной он поддерживал довольно неплохие отношения. Увы, неуживчивость проявлялась и в его семейной жизни, причем в очень оригинальном виде. В разгар ссор со своей женой, он выбегал из квартиры, громко хлопая дверью, и шел спать ко мне домой. Моя жена уже привыкла к тому, что он вваливался к нам по вечерам и, не спрашивая нас о разрешении на временное "приземление на нашем аэродроме", говорил мне: "Поставь раскладушку, я опять полаялся со своей благоверной!". В конце концов, наступил давно ожидаемый нами его развод с женой. 

Вскоре он женился вновь, и по-прежнему стал время от времени "приземляться" на нашей "взлетно-посадочной полосе". Когда он развелся во второй раз, ему предложили хорошую работу в Хиве с приличной заработной платой и служебной квартирой. Но он не забывал о нашем существовании, так как всякий раз, приезжая в Ташкент, приходил ко мне на работу в конце рабочего дня и шел вместе со мной ночевать к нам домой.

Однажды мою голову посетило внезапное озарение: "Вот она, долгожданная возможность увидеть Хиву!" и, во время его очередного появления в нашей квартире, я сказал, что хочу приехать к нему в гости на пару дней, чтобы детально ознакомиться с историческими достопримечательностями замечательной столицы туризма нашей Республики, а затем спросил, когда лучше всего это можно будет сделать? Он изменился в лице и ответил, что никогда не сможет меня принять. Тогда я задал ему вопрос, сможет ли он помочь мне устроиться на одну ночь в гостиницу или к кому-нибудь из частников за соответствующую оплату? Его ответ был столь же категорично отрицательным.

Приехав в очередной раз в Ташкент и заявившись ко мне в отдел, он спросил, не смогу ли я "слинять" раньше времени с работы и сразу поехать к себе домой, так как он голодный как волк и уставший как собака, поэтому хочет по возможности скорее полноценно отдохнуть. Я ответил, что покинуть работу раньше положенного времени не смогу, а после ее окончания пойду домой без него, так как у меня теперь нет возможности принимать его у себя.

Услышав такие слова, он вначале сильно возмутился, но затем стал убеждать меня изменить это решение на прямо противоположное, приводя в качестве главного аргумента свое мнение о том, что моя жена будет счастлива, если он придет к нам, но я не поддался на его длительные уговоры. Таким образом, Хива заставила меня поставить жирную черную точку на моем многолетнем общении с этим "женоненавистником". Однако, должен с огромным сожалением сказать, что увидеть эту "Мекку туризма" мне так никогда не удалось.

А теперь попробую плавно перейти к основной теме моего сегодняшнего "повествования". Все дело заключается в том, что Судьба в середине 80-х годов вознамерилась компенсировать мою неосуществленную мечту о посещении Хивы, и взамен этого подбросила мне возможность направить мои стопы в ином направлении.

Профком института "Средазгипроцелинстрой", в котором я работал, решил вознаградить передовиков производства, в том числе и меня, за успехи, достигнутые ими на ниве служения стране и народу, и организовал за счет нашей организации двухдневную туристическую поездку в казахстанский город Туркестан для ознакомления вышеуказанных сотрудников с имеющимися там древними достопримечательностями. С этой целью, после заключения договора с туристической организацией, нашему институту был предоставлен автобус, а также зарезервированы номера в гостинице для того, чтобы мы смогли получить полноценный отдых после длительного автобусного путешествия и интенсивного осмотра памятников старины этого города.

Наш автобус без происшествий прибыл в Туркестан, нам дали местного гида и сразу, с места в карьер, мы начали осмотр древних сооружений. Должен сказать, что памятники старины Туркестана превзошли наши самые оптимистичные ожидания. И хотя их оказалось всего два, они стоили того, чтобы ехать к ним "за тридевять земель" с целью уделить их осмотру самое пристальное внимание.

Первым из них был мавзолей Ходжи Ахмада Яссави (1093 - 1166), чрезвычайно мудрого человека, философа, исламского проповедника, поэта и основателя суфийского ордена Яссавия, построенный по приказу Тамерлана в период между 1385 и 1405 годами, и по своим масштабам равный мечети Биби-Ханым в Самарканде (высота главного купола - 44 метра). Я пришел в восторг от этого уникального сооружения, напомнившего мне своей грандиозностью Исаакиевский собор в любимом мной Питере.

Вторым древним сооружением в Туркестане оказалась восточная баня, расположенная в 80-ти метрах от мавзолея Ходжи Ахмада Яссави, построенная в 1580-1590 годах для паломников, прибывавших к этому мавзолею. Я получил бесконечно большое удовольствие при осмотре этих прославленных сооружений древнего зодчества.

После завершения ознакомления с данными достопримечательностями мы, полные ярких позитивных впечатлений и чрезвычайно уставшие, прибыли в предназначенную для нас гостиницу и заняли места в выделенных нам номерах. Спустя непродолжительное время началась вторая фаза нашего путешествия - праздничный ужин в честь невероятно удачной поездки.

В нашей туристической группе было всего несколько представителей мужского пола, причем все они были некурящими и относительно мало пьющими (не нужно путать их с теми "мало пьющими", про которых говорят: "сколько бы ни выпили, все им мало!"). Поэтому никто из этих мужиков не взял с собой никаких спиртных напитков, брали только еду, но отличную, чтобы не ударить в грязь лицом, причем в довольно большом количестве, чтобы можно было угостить других.

Когда все участники нашего путешествия начали выставлять на столы привезенную с собой провизию, у мужской половины возникло состояние легкого шока при виде изрядного количества и разнообразия "серьезных" спиртных напитков, извлекаемых женской половиной из своих дорожных сумок. Мало того, оказалось, что во время непродолжительной стоянки нашего автобуса в Чимкенте, наши "бабоньки" успели закупить там весьма солидное количество бутылок знаменитого пива, производимого чимкентским пивзаводом.

Дамы взяли мужиков на спиртное довольствие, причем, увидев наши выставленные съестные припасы, тут же назвали их "недурственной закусью". В общем и целом, этот праздник удался на славу. Мы не спали почти всю ночь, динамично загружая привезенное в свои желудки, и не успокоились до тех пор, пока не выпили все спиртные напитки и не съели всю "закусь". Этот праздничный ужин прошел, как тогда говорили, "на высоком идейно-политическом уровне". Особенно отрадным был тот факт, что среди нас не оказалось напившихся и "самопадающих", и это несмотря на большое количество выпитого алкоголя.

Тем не менее, в течение нескольких последующих за данным событием лет, я возвращался мыслями к этому памятному вечеру в туркестанской гостинице, безрезультатно пытаясь понять причину такого массового и сильного желания наших дам, вовсе не являвшихся в обыденной жизни поклонницами Бахуса, выпить неимоверно большое количество алкогольной продукции. И только после1991 года я сумел, наконец, как мне кажется, понять причину этого происшествия. Но сначала предложу своего рода предысторию.

Много лет тому назад мне на глаза совершенно случайно попала удивительная, на мой взгляд, информация в прессе о том, что, в соответствии со статистическими данными, количество билетов, сдаваемых пассажирами транспортных средств, потерпевших вслед за этим различного рода аварии и катастрофы с гибелью людей, значительно превышает в процентном соотношении то среднее количество билетов, которое обычно сдается пассажирами всех транспортных средств, благополучно завершивших свои рейсы в местах назначения.

Мало того, та же статистика показывает, что  количество пассажиров, опоздавших на рейсы всех видов транспортных средств, потерпевших затем аварии и катастрофы со смертельными исходами пассажиров, также значительно превышает в процентном соотношении среднее количество пассажиров, опаздывающих обычно на рейсы такого же рода транспортных средств, закончившиеся благополучным прибытием в места назначения.

Можно строить различные выводы о причинах таких странных и удивительных явлений, но у меня, например, уже давно возникло предположение о том, что таким образом Провидение, Высшие Силы или Судьба каким-то неизвестным нам способом, на подсознательном уровне, оповещают людей о предстоящих серьезных для их жизней опасностях, но спасаются, видимо, только те из них, которые обладают наиболее чувствительной нервной системой.

Нечто подобное, судя по всему, стало причиной такого поведения наших коллег по работе женского пола. Женщины, в отличие от мужчин, по моему мнению, имеют более чувствительную, более ранимую нервную систему, дающую им возможность предчувствовать, предвидеть, на подсознательном уровне, трагические события разного рода задолго до момента их реального воплощения в жизнь. Они явно предчувствовали всем своим нутром тот политический апокалипсис, который обрушился на нашу страну спустя несколько лет, в результате которого они потеряли свою работу, спокойную жизнь, а многие из них вынуждены были даже сняться с насиженных мест и ринуться в поисках лучшей жизни в дальние страны.

В результате этого, поездка в Туркестан явилась для молодых сотрудниц нашего института великолепным предлогом, а не причиной, для снятия, с помощью мощных доз алкоголя, морального стресса и душевного напряжения, долго копившихся у них в ожидании грядущих катаклизмов в стране и последующих за этим перемен в личной и семейной жизни.

В заключение хочу сказать о том, что я с огромным удовольствием вспоминаю поездку в Туркестан, его восхитившие меня исторические достопримечательности, и даже ту неожиданную для меня праздничную вакханалию, так как именно благодаря таким ярким памятным событиям складывается многоцветье мозаики всей нашей жизни, иначе вышеуказанная мозаика была бы уныло монохромной.

Борис Пономарев


Рецензии