Николай Дмитриевич-ветеран войны, ветеран труда
«В конце ноября в Рождественской средней школе чествовали ветерана войны и труда Николая Дмитриевича Старкова, которому исполнилось 80 лет. На вечер-портрет, организованный в честь юбиляра, собрались родственники, друзья, коллеги по работе, бывшие ученики Николая Дмитриевича.
Звучит музыка, и в просторный класс приглашают виновника торжества. Долгими продолжительными аплодисментами встречают все собравшиеся простого российского учителя, участника Великой Отечественной войны.
Пред нами предстал среднего роста, худощавый, убелённый сединой человек, вся грудь которого сияла в наградах.
Из слов ведущих мы узнали, что Николай Дмитриевич родился 21 ноября 1924 года в деревне Загарье Ильинского района. А 22 июня 1941 года ему, выпускнику Рождественской школы, вручили свидетельство об окончании 8 классов. Вместе со сверстниками он мечтал об интересной, увлекательной жизни, но война перечеркнула все его планы.
Так, 17-летним пареньком Николай добровольцем уходит на войну. Его принимают в Янковскую школу авиамехаников (Кировская область, г. Котельнич). Через год он попадает в летную испытательную станцию, где самостоятельно готовит самолёты ИЛ-2 к вылету, а затем в конце апреля 1943 отправляют на южный фронт.
20 дней солдаты ехали из Куйбышева до Ростова-на-Дону. И, наконец, попали в лётную столовую своей дивизии, где им впервые за последнее время дали хлеб без нормы. И здесь, Колька маленький, как его прозвали в дивизии, отвечал исключительно за подготовку самолётов к вылету.
Николай Дмитриевич поделился воспоминаниями тех далёких военных лет. В частности рассказал такой случай:
-Летчики брали нас, механиков, при перелётах. И вот хороший солнечный день. В небе 4 самолёта. И вдруг тени промелькнули надо мной. Оказалось, что летчик водопровод задел, и вода стала вытекать потихоньку. Наш самолёт стало подбрасывать то вверх, то вниз. Мы всё-таки дотянули до аэродрома. Я сразу стал мотор смотреть – не годится. Сдал его в Ростов, получил новый.
-Сначала дали самолёт под номером три. Он при выполнении боевого задания разбился. Следующая боевая машина под номером семь тоже была сбита врагом. Новый самолёт под номером тринадцать фашистам сбить не удалось. Этот самолёт называли «горбатым» На нём Николай первый раз летел без парашюта.
-А тут курс взяли на Литву. Сели. Я первым стал спускаться на землю. Вдруг со стороны леса раздалась автоматная очередь. Я быстро сел в самолёт, развернул пулемёт и как дал очередь по лесу, всё замолчало.
Конечно, все случаи не описать. Но до сих пор, как на ладони, в памяти ветерана Сапун-гора, на которой шли ожесточённые бои.
-Целый день беспрерывно бомбили, - говорит участник. – Убили нашего стрелка. И тут приказ командира: «Давай, Колька, залезай»
-Интересный случай прошёл под Кенигсбергом. Дали команду на взлёт. Два самолёта потянулись вверх. Тут передают по рации, что на втором самолёте человек висит. Оказалось, снаряд разорвался близко, и стрелка выбросило из кабины, а парашют зацепился. Что делать? До аэродрома лететь ещё 30 минут. Пришлось садиться. Перед посадкой боец нашёл в себе силы, подтянулся, ноги поджал. Все подбежали к нему, вызвали врача. А он произнёс: «Эх, 100 граммов бы выпить!»
Слёзы застилают глаза, когда ветеран рассказывает, как один боец потерял глаз, другой уже никогда не увидит солнце, а третий - в госпитале…
Полк, где служил наш герой, участвовал в боевых действиях по освобождению Донбасса, Крыма, Западной Белоруссии, а встретил День Победы в немецком городке Шипенбай, неподалёку от Кенигсберга. 9 мая неимоверно палили из всех видов оружия. Все ликовали, плакали от радости. «Мы 3 дня ничего не делали», - вспоминает боец.
За героизм, мужество, отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Николай Дмитриевич награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией». Всего 23 медали.
Только в марте 1950 года родственники смогли встретиться с Николаем. Он был такой же: небольшого роста, только возмужавший и повзрослевший не по годам.
Стойкий в бою, он был стойким и в труде. Всю свою мирную жизнь посвятил школе и своим ученикам. Не случайно в день юбилея Николай Дмитриевич испытал огромную радость от тёплых слов и поздравлений, множества подарков и живых цветов.
Участника Великой Отечественной войны, любимого учителя физики поздравили: глава администрации Рождественского сельсовета В.В. Пьянков, председатель профкома Г.А. Анянова, коллеги и бывшие ученики: И.М. Деменева, А.Ф. Ташлыкова, Г.В. и В.Н. Постаноговы, М.Г. Постаногова, П.М. Микова и многие другие. Все они гордятся, что рядом с ними живёт такой замечательный, неунывающий человек.
- Даже сердце выразить не может всю к тебе надежду и любовь, - эти слова прозвучали из уст дочери Наташи.
В это незабываемый вечер коллеги и друзья дарили юбиляру свою любовь и уважение, исполняли его любимые песни.
А как танцевал Николай Дмитриевич со своей дочерью Наташей вальс, который перенёс его в «победный 45-й»! Он преобразился на глазах: чувствовалась военная выправка, легкость в движениях. Растрогал всех. В течение всего танца его поддерживали бурными аплодисментами. И многие присутствовавшие напевали слова Венского вальса:
-Помнит сердце, не забудет никогда…
Завершился вечер, а юбиляр продолжал принимать поздравления и пожелания доброго здоровья, удачи во всех делах, бодрости духа и всех земных благ.
Низкий поклон Вам, уважаемый Николай Дмитриевич! С юбилеем!»
Сразу заглянем на информационный сайт «Память народа» и найдём приказ о награждении Старкова Николая Дмитриевича, 1924 года рождения, медалью «За боевые заслуги»
Приказ
По 75 Гв. Шт. Ав. Полку 126 Штурм. Дивизии 1 Воздушной армии
№9/н от 26.10.1944
Награждаю:
15.Механника авиационного звена гвардии сержанта технической службы Старкова Николая Дмитриевича за то, что он обслужил 30 успешных боевых вылета самолёта ИЛ-2 на штурмовку и бомбометанию техники и живой силы противника; за обслуживание 900 учебных полётов самолётов УИЛ-2 без единого происшествия по его вине и проявления при этом мужества и доблести, как например: 23. 09.44 на моторе отказали карбюраторы. На устранение дефекта было дано 15 часов. Тов. Старков, не считаясь со временем и отдыхом, работал всю ночь, устранил дефекты за 7 часов.
Начальник штаба
Авиационной Сталинградской
Краснознамённой Гвардейской
Суворовской дивизии
Гвардии капитан Картичев
В послевоенные года Старков Николай Дмитриевич часто ездил на встречи ветеранов войны в города герои Ростов, Львов и др. После встреч обязательно делился впечатлениями, писал в местную газету «Приобвинский край» заметки. Приведём для примера одну из них от 16 июня 1990года под названием «Незабываемые дни»
«В мае в городе Лида Белорусской ССР проходила встреча ветеранов Великой Отечественной войны 75 гвардейского Сталинградского Краснознамённого ордена Суворова штурмового авиаполка, которая посвящалась 45-летию Победы. На этой встрече посчастливилось побывать и мне. 22 воинам полка присвоено звание Героя Советского Союза, четырём из них дважды. На встречу приехало 23 человека, остальных уже нет в живых. На нём я запечатлел своих однополчан у самолёта-штурмовика ИЛ-2. На таких самолётах полк воевал всю войну и закончил свой путь в городе Кенигсберге. Немцы этим самолётам дали имя «чёрная смерть», а мы называли его «летающий танк», так как мотор и кабина летчика и стрелка были бронированы. Самолёты эти летали низко и в воздухе могли держаться 1 час и 10 минут, поэтому аэродромы располагались как можно ближе к передовой.
Наши боевые машины действительно были грозным оружием для врага. Они могли поднять 400 килограммов бомб. Кроме того, в плоскостях самолёта находились две пушки и два пулемёта, а под крыльями – восемь реактивных снарядов «катюш», у стрелка - крупнокалиберный пулемёт Березина.
На встрече мы вспоминали своих боевых товарищей, частые вылеты на передовую, нашу военную молодость.
Пусть никогда не повторится то, что испытали мы. Пусть народы мира живут в дружбе!»
Со встречи ветеранов Николай Дмитриевич привёз с собой песню, сочинённую специально для 75 Гвардейского Сталинградского Краснознамённого ордена Суворова штурмового авиационного полка.
Я не буду переписать всю песню, а лишь один из шести куплетов:
Не забыты годы тех былых сражений,
Не забыты люди, павшие в бою.
У могилы друга на одно мгновение
Преклоните в скорби голову свою.
А вот стихотворение Бабиной Надежды Алексеевны, жительницы села Рождественское, посвящённое Старкову Н.Д. перепишу целиком.
Стрелок.
Босоногим мальцом
Он на фронт сбежал
И отважным бойцом
В эскадрилье стал.
Колькой маленьким, да Николою
Называли его бойцы.
А за удаль, да сердце храброе
Командиры ценили, отцы.
Бил фашистов стрелок,
Бил отважно и смело.
Знал, воюет не зря,
А за правое дело.
Вдруг, «стервятник» попал,
И горит самолёт.
Жив остался Никола!
И на новом в полёт!,
И нам мир подарил.
Он в Рождественск вернулся
И с достоинством жил.
Простые искренние стихи односельчанки вновь убеждают нас в добром и уважительном отношении к фронтовику Старкову Николаю Дмитриевичу.
Наталья Николаевна Митягина отзывается о своем отце с любовью.
Рассказывает: «… он хорошо учился, и с первого класса его сразу перевели в третий.
Мой папа очень любил свою маму, Афанасию Ивановну. Она была для него ангелом хранителем всю жизнь, особенно во время войны. Хотя она умерла осенью 1941 года, папа вспоминал свою маму в трудную минуту, и она оберегала его от всех бед.
Со своей супругой Валерией Александровной он был знаком со школы. Ещё в детстве он за маленький рост называл её «Синичкой». После уроков расставаться с ней не хотел, протянет руку для прощания, выхватит рукавичку и бежать. Так и продлевал время общения.
После войны отец остался служить в в/ч в городе Барановичи. Служил и учился в вечерней железнодорожной школе рабочей молодёжи. Там ему понравилась дочь военкома полковника Луговского Александра Васильевна. Поженились. Родился сын Леонид.
В 1950 году срок службы истёк, и папа решил вернуться на родину. Александра Васильевна наотрез отказалась следовать за супругом. Получив развод, отец приехал в родное село Рождественское. Связь с прежней семьёй не терял: платил алименты, писал письма.
В родном селе папа повстречал повзрослевшую «Синичку». Детская привязанность переросла в юношескую любовь. Так образовалась наша семья. Родились сначала сыновья, третья я - дочь Наташа и снова - сын Алёша.
У сыновей век был недолог. Папа очень из-за этого переживал, говорил, что это ему наказание за то, что оставил первого сына Леонида и потерял с ним связь после его совершеннолетия. Хотел найти его, писал, но ответа так до конца жизни не получил. Только мне удалось разыскать своего брата Леонида через передачу «Жди меня». Но это история Старкова Леонида Николаевича.
Мой папа, Николай Дмитриевич, где только не работал. Бросала его судьба. После возвращения на родину он поработал в селе Нердва заведующим по культурно-просветительной работе. В 1951 году поступил в Кудымкарский пединститут. В 1953 году распределился в Рождественскую школу, стал работать учителем физики и заочно учиться в Пермском пединституте.
Мама работала там же, в Рождественской школе, учителем химии. Через 10 лет маме предложили работу по её профессии в санатории Усть-Качка. Наша семья переехала в этот санаторный городок. Но не прошёл и год, как с этого места нас сорвал дед Дмитрий Кузьмич. У него умерла жена, и он попросил нас переехать к нему. Это было зимой. Папа, не раздумывая, согласился, хотя позднее раскаялся. Дмитрий Кузьмич вновь женился, и наша семья была ему в тягость.
Папа работал в Кудымкарском лесотехникуме и зарекомендовал себя грамотным специалистом. Отпускать его не хотели и предложили жильё - двухэтажный деревянный дом.
В 1967 году наша семья вернулась в село Рождественское и уже никуда не уезжала. В 1975 году папа вышел на пенсию и вёл уроки в вечерней школе.
Папа и мама очень любили друг друга и поддерживали всю жизнь…»
Так уж сложилась жизнь у Николая Дмитриевича, что он так и не смог увидеться со своим старшим сыном Леонидом Николаевичем. А сыновья Андрей и Алексей ушли из жизни в молодые годы. И только дочь Наталья Николаевна была с ним до последнего часа.
Что же случилось с младшими сыновьями?
Андрей родился в Кудымкаре 21 декабря 1953 году. В то время Николай Дмитриевич, оканчивал Кудымкарский пединститут, а мама Валерия Александровна работала в районной аптеке. Сразу после рождения сына семья Старковых переехала в село Рождественское.
Андрей был умным, способным, с хорошей памятью учеником начальных классов. В 5 класс он пошёл в Усть-Качке, так как его родителей пригласили работать в санаторной школе. Там он проучился полгода, и семья Старковых была вынуждена вновь переехать по семейным обстоятельствам в Кудымкар, ухаживать за дедом Андрея, Дмитрием Кузьмичом.
В Кудымкаре Андрей заболел эпилепсией. Бросил учёбу, и болезнь отступила, он стал выздоравливать.
В 1967 году семья вернулась в родное село Рождественское. Андрей решил возобновить учёбу и пошёл вновь в 5 класс вместе с младшей сестрой Наташей. Но болезнь вернулась, и от учёбы пришлось отказаться.
Валерия Александровна возила Андрея в районные, областные больницы. Они и в Москву съездили, и к народным целителям обращались, но болезнь не отступала.
С этим недугом Андрей стал жить, просто жить. Он ходил на охоту, рыбачил, занимался домашними делами. Накопив пенсию, самостоятельно ездил на юг, в Крым и на север, в Игарку.
Очередной приступ болезни случился на речке, на рыбалке 18 мая 1976 года. Прожил Андрей 23 года.
Самого младшего сына Николая Дмитриевича звали Алексей. Он родился 7 ноября 1961 году. Этот день в советское время праздновали как день Октябрьской революции.
Окончив Рождественскую среднеобразовательную школу, Алексей поступил в Кудымкарский лесотехникум. Через год осенью 1980года его призвали в армию. Служил он в Белоруссии, в городе Пружаны, в артиллерийских войсках. После полугода учебки его оставили там преподавать как отличника по боевой и политической подготовке и как грамотного специалиста. После армии Алексей не стал дальше учиться в лесотехникуме, а поступил в Пермский педагогический институт на факультет физвоспитания и военного дела.
Со своей супругой Екатериной познакомился до армии, когда был на охоте возле деревни Тимшата. Снегирёва Екатерина Ивановна тогда работала в Тимшатской начальной школе. Молодых учительниц в школе было трое. Они проводили Алексея в армию. Алексею тогда приглянулась Екатерина. После армии сыграли свадьбу.
Пока Алексей учился в пединституте, Екатерина работала в горисполкоме города Перми и заочно училась в том же институте на учителя биологии. Жили супруги Старковы вначале у сестры Алексея Натальи Николаевны Митягиной в военном городке Сокол, а позже с ними же в Закамске, где Митягиным дали квартиру.
После окончания учёбы в пединституте Алексея Николаевича распределили в среднеобразовательную школу посёлка Зюкайка преподавать военное дело.
Родились дети: дочь Наташа - в Карагае, когда Екатерина Ивановна проходила практику в Яринской школе, и сын Павлик – в Зюкайке.
Когда дочери было 4 года, а сыну исполнился год, Алексей Николаевич овдовел.
Его супруга с дочерью поехала в село Рождественское.
На спуске перед деревней Петрята у рейсового автобуса, что ехал с большой скоростью, лопнуло колесо. Екатерина Ивановна ехала стоя. От резкого разворота автобуса она упала, и удар пришёлся по почкам. С нестерпимыми болями её привезли в село Рождественское, вызвали скорую помощь, ждали час. Алексей в этот день был на охоте. Отвезли больную сначала в Карагай, затем в Краснокамск. Спасти Екатерину не удалось. После недельной комы, не приходя в себя, 23 августа 1987 года она скончалась.
После такой тяжёлой утраты Алексей Николаевич ушёл из школы. Уехал с детьми к родителям в село Рождественское, работал егерем.
Два года спустя в Рождественской школе работала на преддипломной практике учителем математики Ирина Геннадьевна. Она полюбила Алексея Николаевича, сама в этом ему призналась. А он говорил, что у него дети, зачем ей такая ноша. Настоящая любовь не знает преград, и в августе 1989 года Алексей и Ирина поженились. В 1991 году родилась дочь, назвали Дашей.
Алексей вернулся в школу. Перед новым учебным годом в село Рождественское к Старковым приехал зав. районо и предложил Алексею Николаевичу должность директора Фроловской 8-летней школы, а Ирине Геннадьевне должность завуча в этой же школе. Супруги согласились.
Семья Старковых переехала в деревню Фролово. Дом им выделил колхоз. Наташа пошла в 1-ый класс, Павел, а потом и Даша - в садик.
Но недолго семья Старковых была счастлива, через 6 лет Алексей погиб на охоте.
Вообще, во всей этой трагической истории присутствует мистика. Во- первых, Алексею такую гибель предсказала цыганка. Во-вторых, незадолго до этого случая кто-то из родных видел сон, где первая супруга Алексея - Екатерина выражала сильное беспокойство за своих детей. « Ведь это же мои дети!» - повторяла она не раз в том сне. Наконец, в- третьих, саму трагедию свидетели рассказывают, путаясь в показаниях. А в народе пошёл слух, что это сама Екатерина в виде медведя вышла на охотников, так как произошло это в день её смерти - 23 августа.
Что же произошло в тот роковой день?
Вот одна из версий этой истории. В тот день на охоту на кабана собрались три друга, три Алексея. Два Алексея, Деменев и Старков, были неподалёку друг от друга, а третий отошел на такое расстояние, что не услышал криков о помощи. К двум Алексеям вышла медведица. От неожиданности Старков выстрелил в неё. Раненная медведица скрылась в лесу. Очухалась, сделала круг и разъярённая пошла на обидчика. Алексей Старков заметил её и выпустил всю обойму прямо в пасть зверю. Медведица подмяла его под себя. Подоспевший Алексей Деменев добил её, но Старкова не удалось спасти.
После гибели друга, двум другим Алексеям недолго пришлось пожить.
Дети Старкова Алексея Николаевича теперь уже взрослые. Вдова его, Ирина Геннадьевна, так и не вышла замуж. Троих детей подняла одна. Живёт в деревне Фролово. Работает по-прежнему в школе. Теперь она директор Нердвинской среднеобразовательной школы.
Старшая дочь Наташа с семьёй живёт в Перми. Занимается детьми: Юлией и Валерией.
Павел с супругой Вероникой и дочкой Таней живёт в городе Верещагино
Даша окончила Политехнический институт, факультет прикладной математики. Живёт в Перми. Вышла замуж. У неё родились дети: Вячеслав и Богдан.
Николай Дмитриевич постоянно винил себя за то, что пережил своих сыновей, что это ему наказание за старшего брошенного им сына Леонида.
А как же сложилась судьба Леонида Николаевича? О нём отдельное произведение.
Свидетельство о публикации №221020101247