Асы кубанского неба ч. 21

И он продолжал преследовать врага, стараясь занять позицию, которая дала бы возможность нанести смертельный удар. Метнувшийся за вражеским самолётом яркий луч прожектора ослепил Кулагина. Он перестал различать даже светящиеся стрелки приборов. К счастью, это состояние прошло быстро, и Андрей вновь увидел скрестившиеся лучи, которые всё так же удерживали акулью тушу бомбёра. "Теперь не уйдёшь", - сказал Кулагин. Судорожно нажал на гашетку, ощутив перестук пулемётов. Но Не-111 продолжал лететь. Кулагин подвёл ЛаГГ-3 еще ближе. Сильно, до ломоты в пальце, утопил гашетку. На этот раз очередь достигла цели. Следом за ведущим ударил по врагу и Кистаев. "Хейнкель", вспыхнув, кометой понёсся к земле. Через 1,5 месяца такой ночной "охоты" противник был вынужден отказаться от полётов. Действия вражеских бомбёров были практически парализованы. За это время офицер Кулагин лично сбил 7 самолётов - и все ночью. О славных боевых делах Андрея и его товарищей в тот период часто писали фронтовые журналисты. Вот названия лишь некоторых статей из газеты 4-й Воздушной армии "Крылья Советов": "Над Керченским проливом", "Ночные удары истребителей", "На ночном старте", "В тёмную ночь", "Выдержка и умение", "Гвардейская эскадрилья", "Бить врага ещё сильнее". ... С 9 по 29 января 1944 г. в боях в районе Керчи Кулагин лично сбил 9 самолётов.

1 - паре и 3 в группе ... Андрей Михайлович выделялся многими качествами, и прежде всего большой силой воли, выдержкой, умением быстро оценить обстановку, принять верное решение. Не удивительно, что именно ему, например, поручили аэрофотосъёмку "Голубой линии" противника, протянувшейся от Азовского моря у Темрюка до Новороссийска. Пока Андрей снимал, целая эскадрилья истребителей прикрывала его. Он шёл на своём ЛаГГ-3 по маршруту, как по струнке, не меняя курса ни на градус, высоту - ни на метр. Вокруг самолёта - десятки разрывов. Одна взрывная волна перевернула самолёт на спину, пилот докрутил его полубочкой в нормальное положение и повёл дальше. К тому времени, о котором идёт речь, командир звена офицер А. Кулагин сбил без малого полтора десятка фашистских самолётов, стал в 249-м ИАП признанным мастером огня и маневра. Победы в ночном небе Кубани сделали его имя известным на весь фронт. 1 июля 1944 г. зам. командира эскадрильи 249-го ИАП ст. лейтенант Андрей Михайлович Кулагин за бои на Кубани был удостоен высшего воинского отличия - звания Героя Советского Союза. До перевооружения полка на истребители Ла-5 в мае-июне 1944 г. А. Кулагин совершил 320 боевых вылетов, из них: 16 - на штурмовку, 71 - на сопровождение, 121 - на разведку, 23 - на перехват, 7 боевых вылетов - ночью. В боях лично сбил 24 разных самолёта (Хе-111, Ме-110, Ю-52, Ю-87, Ме-109), в паре 1 - Хе-111 и в группе 4 машины. Кулагин одержал рекордное число побед на "лагге" - 26.

После освобождения Тамани и Крыма фронтовые пути привели комэска Кулагина, уже гв. капитана, в родную ему Белоруссию. Затем были бои в небе Польши и Германии в составе 2-го Белорусского фронта. И так - до последнего дня войны... 762 успешных боевых вылета, 240 воздушных боёв, 32 самолёта противника, сбитых лично, и 7 - совместно с товарищами. Таков его счёт мести врагу. После войны остался на службе в ВВС. В 1945 г. окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС, в 1954 г. окончил Военно-Воздушную академию. Летал на МиГ-15, МиГ-17. В 1955 г. гв. полковник А. Кулагин был демобилизован. Жил в Минске. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. С 1959 г. работал инструктором Заводского РК КПБ г. Минска, с 1961 года - инструктор отдела администрации органов, позднее зав. сектором ЦК КПБ. Умер в 1980 г.

КУМАНИЧКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

Родился 26 августа 1920 г. в пос. Баланда, ныне город Калининск Саратовской обл. В 1930 г. с семьей переехал в Москву. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, аэроклуб. В 1938 г. был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил через год. Исключительная скоординированность, отвага и выдержка молодого лётчика были замечены, и его оставили в школе на должности лётчика-инструктора. В июле 1942 г. он добился отправки на фронт. В составе 40-го иап (41 гиап) воевал на Сев. Кавказе, на Курской дуге, более 50 боевых вылетов выполнил в битве за Днепр. Осенью 1943 г. в районе Пирятина четверка Куманичкина, разогнав истребители прикрытия, сбила 9 Ю-87. Командующий фронтом Н. Ватутин, видевший этот бой, наградил бесстрашного лётчика орденом Красного Знамени... Человек безоглядного мужества, неиссякаемого оптимизма и юмора, Куманичкин оставался лидером, душой коллектива в любых обстоятельствах: и в боевой работе и в бесполётных буднях.

В 1944 г. комэск 41-го гиап гвардии капитан Куманичкин был переведён в так называемый "маршальский" 19-й иап (176 гиап) отдельного подчинения. Здесь его ведомым был С. Крамаренко (14 личных и 12 групповых побед), позднее отличившийся в Корее, в паре с которым он сбил 6 самолётов противника. Неоднократно Куманичкин вступал в бой вместе с Кожедубом... 12 февраля 1945 г. Куманичкин и Кожедуб в составе шестёрки провели бой с девятью ФВ-190, шесть из которых были сбиты в коротком бою. Одного из "фоккеров" Куманичкин сбил в лобовой атаке, несмотря на более чем двукратное превосходство немецкого истребителя в массе секундного залпа. Наблюдатели были восхищены красотой и динамизмом боя. Ген. Берзарин в полк прислал телеграмму: "По мастерству, красоте, спаянности этот бой является триумфом нашей авиации. Поражён мастерством и отвагой летчиков". К концу войны майор Куманичкин совершил более 300 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил лично 31 и в паре 1 самолёт противника. В 1947 г. он окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. В 1951-1952 гг. в качестве зам. командира, а позднее командира дивизии участвовал в боевых действиях в Корее. Принимал личное участие в воздушных боях, сбил шесть американских самолётов. В 1954 г. окончил Военную академию Генштаба. Летал на боевых машинах до 1961 г. Ушёл в запас в звании ген.-майора авиации. Жил и работал в Воронеже. Умер 24 октября 1983 г. Герой Советского Союза (13.04.44). Награждён орденом Ленина, 6 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

КУЦЕНКО МИХАИЛ ИОСИФОВИЧ

Родился в 1918 г. С апреля 1943 г. лётчик-истребитель лейтенант Михаил Иванович Куценко в действующей армии, сражался в составе 291-го ИАП. За всё время боевой работы на Кубани с 20.04.1943 г. по 3.06.1943 г. произвёл 25 боевых вылетов, из них: на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 1 вылет; на перехват самолётов противника - 2 вылета; на патрулирование своих наземных войск - 22 вылета. Последний воздушный бой Куценко провёл 28 мая 1943 г. во время наступления наших войск в районе станицы Киевская. Будучи ведущим группы 6 Як-1 на высоте 4000 м, заметил группу 40 самолётов Ju-87 под прикрытием 6 Ме-109, пытавшихся бомбить наши войска. Дав команду двум Як-1 связать боем истребителей противника, а сам в четвёрке врезался в строй бомбардировщиков и, не обращая внимания на групповое сопротивление стрелков, в упор расстрелял одного Ju-87, который с бомбами врезался в землю. Разбивая строй остальных бомбардировщиков Куценко снарядами своей пушки отбил плоскость одному Ju-87, который камнем врезался в землю. В это время огнём одновременно из трёх Ju-87 был подожжён его самолёт, пламя огня охватило кабину, отважный лётчик не обращая внимания на боль тела от ожогов, мастерски маневрируя, сбивая пламя и дотянув до своей территории, выбросился на обгоревшем парашюте. С сильным ожогом лица, шеи и рук был подобран наземными войсками и направлен в госпиталь.

В этом неравном бою его группа сбила 4 Ju-87, из них: два сбил лично Михаил Куценко, 3 Ме-109F и один Ме-109G посадили на нашей территории, лётчик которого пленен.28 мая 1943 г. в воздушном бою был сбит. Всего произвёл 29 боевых вылетов, в 20 воздушных боях сбил 12 самолётов противника лично и 1 - в группе. С ожогами I, II и III-й степени он попал в госпиталь. Командование представило его к званию "Герой Советского Союза". В представлении указывались данные: - Воинское звание: Старший лейтенант. Должность и часть: Зам. командира эскадрильи 291-го ИАП. Национальность: Украинец. В Красной Армии: С 1938 г., член ВКП(б), с 1943 г. Участие в боях - Северо-Кавказский фронт с 20.04.1943 г. Имеет тяжёлое ранение - май 1943 г. Постоянный домашний адрес представленного к награде (или семьи): Кировоградская обл, Александровский район, село Бирки - 2.После длительного лечения, в апреле 1944 г., майор М.И. Куценко вернулся на фронт и дошёл до Берлина. Он занимал должность зам. командира эскадрильи, но боевых вылетов по состоянию здоровья не выполнял. Звания Героя Советского Союза он так и не получил. После войны Михаил Иосифович прослужил в ВВС до 1973 г. и ушёл на пенсию с должности начальника кафедры тактики Качинского ВВАУЛ. Полковник запаса, инвалид II-й группы, М.И. Куценко проживал в городе-герое Волгограде. Награждён орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

ЛАВИЦКИЙ НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ

Родился 7 декабря 1919 г. в дер. Слобода Монастырщинского уезда Смоленской губ. Окончил 8 классов, работал продавцом универмага в Свердловском районе Москвы, окончил аэроклуб. Был направлен в Борисоглебскую военную авиашколу, которую окончил в 1939 г. Свою первую победу Лавицкий одержал 30 декабря 1941 г. в районе Феодосии. Этот бой был замечателен тем, что на своей "Чайке", на биплане, ему удалось сбить современнейшую по тем временам машину - Ме-109 Ф... С 1942 г. он сражался на Як-1 в составе 45-го иап в Крыму, на юге Украины, а затем на Северном Кавказе воевал уже на "Аэрокобре". На Кубани он одержал несколько побед, доведя их общее число до 12, а в день, когда полк стал гвардейским, 100-м гиап, командир звена лейтенант Лавицкий был представлен к званию Героя Советского Союза. Мужественный и грамотный лётчик, он обладал нервной, чувствительной натурой. При выполнении заданий был исключительно азартен и смел. Его семейные отношения, а женат он был на яркой красавице, отнюдь не были спокойными. В 1943 г. после их разрыва комэск 3-й эскадрильи Лавицкий, и до того "не выбиравший" себе заданий, в боях стал беспредельно рискован, даже бесшабашен. Его боевой счёт быстро рос. Один из любимых бойцов комдива И. Дзусова, он после вступления последнего в должность командиром корпуса, был назначен зам. командира 9-й гиад по ВСС. Гв. капитан Лавицкий погиб 10 марта 1944 г. во время оперативной паузы, проводя тренировочный полёт над Гудермесом. На его счету около 250 боевых вылетов, более 100 воздушных боёв, 22 самолёта, сбитых лично, и 2, уничтоженных в паре. Герой Советского Союза (24.08.43). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского Отечественной войны 1-й ст.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2020/06/04/1314


Рецензии