Жизнь человека - зажженный костер

     Этот биографический рассказ о прекраснейших Людях – моих родителях: папе Хмельницком Вениамине Гавриловиче  и маме Хмельницкой (Пигаревой) Анне Ивановне, отдавшим свои жизни и сердце детям – своим ученикам.
     Дорогие наши папа и мама - вечная память вам! Вы вечно живы для нас!

                Часть 1

     Мне было 15 лет. Жил я тогда в своей родной слободе Поповка Кашарского района Ростовской области.
     По вечерам мы, детвора с соседних домов, собравшись у костра, рассказывали сказки, пели песни, играли. Костер загорался ярко и угасал медленно. Как-то неожиданно, я сравнил жизнь человека с зажженным костром. Вот так и наша жизнь.
     Такой была и моя жизнь. Кипела, горела ярким пламенем. Ни одного дня не тускнела. И вот она угасает.
     Я люблю рассказывать историю своей жизни. Вот именно, историю. Пожилой человек, каким бы он ни был – ходячая история. И, если все эти истории соединить, то получится тот период времени, в котором мы жили.
     Родился я в бурные годы нашей Родины в 1929 году и с первым криком на этой земле стал ощущать революцию, голод, холод, войны. Научился держать топор – стал помогать рубить, научился держать лопату – стал копать. Работать начал очень рано. Всегда радовался доверенному мне труду. Никогда не стонал, не охал, не возмущался. Доделывал работу до конца.
     Учился в Поповской средней школе. Учился хорошо. Любил читать.  В нашей хатке собирались соседи и просили прочитать. Я прочитал им «Тихий Дон» и «Поднятую целину» Михаила Александровича Шолохова. Кроме этого проводил читку газет и журналов. Тогда была очень большая тяга к чтению, а выписывать из-за малого тиража не все могли. Приносили у кого что есть и я читал.
     Уже в 13 лет нам доверяли работу в колхозе. На работу мы, дети, шли с охотой. Особенно много работали летом, на каникулах. Иногда работали сутками.
     Лет с 15 я работал прицепщиком. И когда тракторист уставал, я давал ему
Отдохнуть, а сам садился за трактор. Однажды при ночной проверке председатель колхоза увидел спящего тракториста, а трактор работал. Меня почти не было видно в тракторе. Председатель был так удивлен, что долго не мог с нами заговорить от волнения. Ночную работу взрослый не выдержал, а малец бороздил поле.  За это я первый раз получил благодарность от правления колхоза.
     Война коснулась меня в 12 лет. Оккупация – это страшно. Это сам себе не хозяин. Хозяин в то время был немец. И что хотел, то и делал. К счастью, немцам не удалось осуществить свое подлое дело – это по составленным предателями-полицаями спискам уничтожить коммунистов, родственников командиров Красной Армии.
     Освободила нас наша родная Армия через шесть месяцев. Страна была раскрадена фашистами. И голод. Самым счастливым днем был в нашей семье
день, когда отец с Украины привез  два мешка зерна.
     После оккупации продолжил учиться. Закончил 7 классов. Семье нужен был помощник. И я пошел работать прицепщиком на трактор. А в школу тянуло, хотелось учиться. Мы с друзьями решили учиться на киномеханников. Успешно сдал экзамены. Поступил учиться. Проучился один месяц и пять дней. Питание было одноразовым, из дома помощи не было и мы с ребятами, взяв паек на день уехали домой. Учиться хотелось, но без еды не смогли. Приехали домой и поступили в 9 класс.
     По окончании Поповской средней школы в 1948 году поехал поступать в артиллерийское военное училище. На медицинской комиссии признали нездоровым. И снова год работал в колхозе.
     А в 1949 году поступил в Шахтинский учительский институт и после успешного его окончания был направлен работать учителем математики и физики в Вяжинскую семилетнюю школу.
     В 1952 году встретил и женился на чистокровной донской казачке, которая до конца моих дней была мне любящей женой, прекрасной мамой наших троих детей, другом и соратником. Она вдохновляла меня на все смелые поступки, такие как: в 1953 году я был направлен директором Подтелковской семилетней школы. Работа директора привязывала к месту, а молодость рвалась к активному познанию жизни. Получив открепление в ОБЛОНО, поехали работать ( по направлению ОБЛОНО) учителями математики и физики, а жена моя учителем русского, немецкого языков и литературы в Терновскую среднюю школу Мальчевского района Ростовской области.
     Проработал там восемь лет. Закончил Шахтинский педагогический институт. Построил дом. Посадил сад. Но по сложившимся семейным обстоятельствам вынуждены были переехать уже с тремя детьми из слободы Терновой в станицу Вешенскую Ростовской области.
     Работал учителем математики в Вешенской школе-интернате. Прожили в станице Вешенской самые лучшие в нашей жизни годы, воспитывая детей из многодетных и малообеспеченных семей, которые нам были нашими детьми, наряду с нашими родными.
      В 1967 году я был назначен директором Грачевской средней школы. Проработал директором и учителем до 1997 года.
     Жизнь заканчивается.
     Часто у людей моего возраста спрашивают: «Счастлив ли я? Не хотел  бы вернуть несколько лет назад?»
Я бы ответил: «  Да, счастлив. Нет, не хотел бы.»
Работал я по призванию. Любил и люблю детей. Никогда деньги  не считал основным критерием жизни. Мы с семьей много проехали по стране, много видели. Больше стремились изучать свой родной край. У нас много друзей: в Польше, Болгарии, Грузии, Кабардино-Балкарии, Москве, на Камчатке, на Украине.
     Вот уже много лет я на пенсии, но очень часто во сне я со своими учениками. Веду уроки. Чем я, как бывший директор школы недоволен? Слаба дисциплина. Мальчики курят, сквернословят. Не умеют здороваться со взрослыми и сверстниками.
     Школа – основное звено в жизни человека. И, если это звено окажется ржавым, то при испытании в жизни разорвется так, что поздно будет его соединить или ржавчина уже не позволит его соединить.
     Я хотел бы, чтобы не было ржавчины. И чтобы в жизни все были грамотны и счастливы.

                Часть 2

     Родилась я в 1931 году в Донском Казачьем крае, когда-то этот наш вольный степной край назывался Областью Войска Донского.
     Моя мама – воспитанница Батыревского детского дома работала заведующей столовой, заведующей магазином.
     Отец – гидрометеоролог. Несколько лет работал начальником международной экспедиции на горе Эльбрус. Имеет звание почетного гражданина города Нальчик.
     В 1939 году поступила в первый класс Грачевской средней школы.
     Во время оккупации немцами вывела из хутора еврейскую семью – директора Грачевской средней школы Турта Валентину Тимофеевну, двух ее маленьких сыновей и няню, спасла их от фашистской расправы. На обратном пути, мчась на повозке лошадей, спасаясь от фашистской бомбежки, была ранена в правую руку ниже локтя. Потеряла много крови.
     В хуторе была организована из числа коммунистов группа помощи партизанам и нередко, когда взрослые закапывали в овраге запасные части от тракторов и бочки с бензином, мы, дети, стояли на страже, предупреждали о появлении немцев.
     Иногда мне давали задание пересчитать немецкую военную технику.
     В нашем сарае лежали боеприпасы и мы ночью собирали их в охапку и выбрасывали в  реку.
     После освобождения хутора от оккупации мне шел одиннадцатый год.  Духом мы, дети того времени, были старше и нам доверяли ответственные работы. Я во время каникул работала воспитателем в детском саду. Отсюда и пошла моя любовь к детям, мое будущее. Когда я стала чуть старше, то мне стали доверять определять урожайность на колхозных полях.
     В учебное время днем мы учились, а ночью работали: сентябрь, октябрь, июль, август на току и сенокосе. Зимой по необходимости на очистке и сушке зерна. Было трудно. Но почему-то очень тепло вспоминаются эти годы.
     С 1948 по 1952 годы закончила Вешенское педагогическое училище и была направлена учителем русского  языка и литературы с 1 по 5 классы в Вяжинскую семилетнюю школу Кашарского района Ростовской области.
     Первое мое боевое крещение прошло в дружном единении мысли в вопросах обучения и воспитания детей коллективе.
     Встретила прекрасного человека, моего мужа, высокого, спортивного телосложения, учителя математики и физики, доброго, любящего детей.
     Расписались с ним в високосном 1952 году.
     Через год мужа направили директором школы, в Подтелковскую среднюю школу. Мне дали часы  русского, немецкого языков и работу старшей пионерской вожатой.
В работе горела. Все нравилось. Только через год поняли, что отдавали себя до конца на работе, что не видели друг друга неделями и решили оставить директорскую работу, перейти на учительскую. С боем освободились от должности и перевелись в Терновскую среднюю школу Мальчевского района Ростовской области. Отработали восемь лет. Родили троих детей.
Казалось, что счастью не будет конца. Но… Тяжело заболел сын. Во имя жизни ребенка мы вынуждены были переехать туда, где есть больница с детским отделением. Выбрали станицу Вешенскую. С большим пониманием к нашему горю отнеслись Райком Партии и РОНО.
     Пять незабываемых лет мы проработали в Вешенской школе-интернате. Мне дали ставку воспитателя.
     В своем родном казачьем краю я много работала по краеведению, была нештатным корреспондентом районных газет. Я очень люблю детей. И когда мне доверили детей из неблагополучных семей, я им отдала все свое сердце. И они меня поняли. Я им была мать и до сих пор они зовут меня при встрече мамой.
     Со слезами на глазах в 1967 году мы приняли назначение мужа директором Грачевской средней школы.
     В 1992 году я вышла на заслуженный отдых.
     Я люблю свой казачий край и всю свою сознательную жизнь старалась эту любовь передать детям. Знакомила их с достойными людьми Родины, историей казачества. По переписке и личным встречам мои дети знают имена опаленных войной генералов: Зданович Г.С., Сивицкого А.Т., Лиховидова С.Ф., Данилова А.И. Будучи нештатным корреспондентом газеты, я знакомила местных жителей с лучшими труженниками хутора, к 50-летию Советской власти с историей хутора. За рассказ «Труженник земли» получила первую премию в конкурсе в честь дня печати.
     Моя неугомонная жизнь была отмечена многими поощрениями и благодарностями, даже награждена была почетной грамотой Министерства просвещения за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся.
     Неоднократно выступала на областных чтениях по вопросам военно-патриотического воспитания и я горжусь тем, что годы моей работы были на уровне ОБЛОНО оценены словами: «Вы много и серьезно работаете с детьми по организации детского коллектива и повышении качества знаний детей. И, главное, что у Вас в работе хорошие результаты. Просим Вас выступить с докладом на занятиях очно-заочных курсов воспитателей школ-интернатов.»
     Занимаясь краеведением по ходу работы, была отмечена писателями Суичмезовым А.М., Лосевым Е.Ф., Моложавенко В.С. и болгарским писателем Поповым Спасом Христовым. Попову С.Х. помогала в сборе материала «По шолоховским местам на Дону».
     В 1992 году вышла на пенсию. Закончила педагогический стаж, а работу с детьми не оставила. Уже, живя в Москве, присматривалась к детским домам. Хотелось испытать работу с детьми. Попросилась на работу в Муниципальное экспериментальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кризисный центр «Хороший друг» в городе Люберцы Московской области. И тут я нашла с детьми общий язык и тут я слышала слово мама и сделала вывод: в учебно-воспитательных учреждениях должны работать люди, любящие детей, случайный работник школы – преступник.
И только травма ноги в 2000 году заставила меня успокоиться. Но без детской улыбки я не могла жить. Через год мне доверили готовить детей к школе. Я разработала свою программу по подготовке детей к школе и результаты были сверхотличные.
Когда в мае я приводила своих шестилеток в школу для проверки знаний мои дети давали результаты лучше семилеток-первоклассников.
     В 2012 году я закончила свою педагогическую деятельность.
     Вместе с дочерью мы принимали активное участие в изданиях энциклопедии «Казачество» во втором и третьем томах. Подготовили к изданию любовно-исторический  роман. 
     Я ветеран труда, ветеран войны, награждена пятью медалями Великой Отечественной войны.
     Возраст дает о себе знать. И я горжусь каждым днем своей жизни. Успевала везде.
     Воспитали с мужем троих детей. Старший сын – строитель, инженер-электрик, поэт. И его два сына имеют высшие образования.
Средний – кандидат технических наук, теолог и его сын кандидат технических наук.
Дочь – имеет три высших образования. Практический психолог, художник-педагог, писатель.
Заботой и любовью детей мы живем и в 89 лет я еще могу сказать, что: « Есть еще порох в пороховницах!»    


Рецензии