Проблемы эволюции

    1   

    Тихо, осторожно ступая Она подошла ко мне сзади и встала за спинкой венского стула. Наклонилась, бросила взгляд через моё плечо в лежащий передо мной на столе наполовину исписанный лист бумаги.
     – Про-бле-мы эволюции? – шёпотом прочла заголовок. Её тёплое дыхание приятно коснулось моего виска. Показалось – Она с трудом сдерживает себя чтобы не рассмеяться:
     – Интересно, в чём же у меня затруднения? Так, давайте посмотрим: развитие от простого к сложному, отсутствие постоянства, вечная изменчивость форм, процесс количественных и качественных изменений, прогресс… – понятно, но где тут  проблемы и разве они во мне, а не в твоём воображении? Так: «Одно из двух – или у неё нет цели, или она достигается всегда» – вот ведь правильно мыслишь, а сложить в одно не можешь. Да, я достигаю всего и всегда, потому что не делаю ничего, но без меня ничего сделано быть не может. Хочешь научу тебя этому?
     – Не-е…
     – Боишься стать другим… Ну, хорошо, а почему называешь меня лишь Эволюцией, ведь у меня есть множество иных имён?
     «Каких?» – хотел спросить и не успел, да Она и не ожидала чего-либо разумного от меня продолжив без промедления:
     – Только зачем они тебе? Все не запомнишь и  ещё больше не поймёшь, – В звучании Её голоса послышались еле уловимые, дружеские нотки снисходительной доброжелательности. – Живые цветы имён моих благоухают в зеленеющих лугах, а названные и срезанные чахнут и умирают в вазах. Впрочем, не буду отвлекать, пиши, пиши, философ, может кто и прочитает.
     Она ушла также тихо и незаметно, как и появилась. Я не посмел обернуться и взглянуть Ей вслед, смутное ощущение опасности этого поступка остановило меня. Бездумно и неподвижно я просидел с полминуты в растерянности, потом решительно взял листок с наброском статьи, сложил из него детский самолёт и запустил в открытую форточку.    

    2

    Она опять пришла ко мне на следующий вечер, опять тихо встала за спиной, сказала: «Не беспокойся… занимайся своим… Ты упорный юноша, как я погляжу - опять сочиняешь о прогрессе? Вперёд, к совершенству! Красиво. А если назад? Вот ответь-ка мне определённо: чем пустота менее совершенна мира предметного? Или давай проще: ты отсутствующий хуже, чем ты присутствующий? Если да, то обоснуй».
     Я порядком нервничал, хотя загодя чувствовал Её повторное появление и даже приготовил уйму важнейших вопросов.
     – Ты спрашиваешь будто не знаешь, что разъяснений жду от Тебя и я далеко не юноша, мне уже за тридцать. Иронизируешь?
     – Нет, никогда и ни над кем, без необходимого и сверх него, а сужу не по лицу – по уровню написанного тобой.
     – Пусть и так, не вправе спорить, поверю, но только ответь: откуда Ты и зачем, Эволюция?! Единственно умоляю – без обтекаемых фраз, отговорок, мол нет нужных букв в алфавите, что в сравнении с Абсолютным всё мышиная возня, что, не зная природы личного «Я», вопросы не могут быть даже верно сформулированы, а ответы восприняты адекватно… и так далее… что надо быть или стоиком, приняв мир, каков он есть, или отбросить цепляния за преходящие феномены и не к чему не стремиться кроме спасения!
     Мой напор, моя горячность нисколько не смутили необыкновенную гостью и Она продолжала нараспев:
     – За-га-а-дка, отчего средний ум едва лишь к нему прикоснётся Абсолютное сразу впадает в истерику или мрачнейшую депрессию? А вот спасаться надо… да… от глупости. Хотя, по правде, и она необходимость. Представь, если в один прекрасный день вокруг окажутся лишь многоумии, то исчезнет и таимый предмет твоего философского самолюбования – кого и за что назовёшь тогда не умным? Забавная казуистика! А по поводу твоего вопроса – ты и спрашиваешь и сам же отвечаешь. Какую часть мне откомментировать? Подобный твоему сумбур слышала миллион лет, миллион раз. Ты образован, изучил писания пророков, слово аватаров… Аристотеля… Хайдеггера… и никому не поверил вполне! А priori – ни один мой ответ тебя не устроит. Откуда, куда, зачем ведут высшие силы, в чём тайные смыслы потустороннего, начала и конца сущего… – признайся самому себе: ты постоянно насилуешь эту запредельную проблематику, поскольку страшишься её и ищешь логические обоснования благополучного, счастливого конца личной истории? Хочешь соотнести меня и себя с Вечностью? Каким образом, если сам маловер и не имеешь опоры? Верный судит твёрдо, простак даже не задумывается.
     – Постой, – не слишком вежливо перебил я Её, – неужто клонишь к пользе религии?
     – Имеешь лучшее – покажи?! Если подспудный мотив твоего творчества беспокойство о будущности своей драгоценной персоны, то потрудись – родись дважды здесь или заслужи там не иметь смерти второй. Как – выбирай сам, меня это не касается, но вот, к примеру, не завершённая тобою теодицея или недоученная прикладная математика точно никудышные помощники тебе… Послушай не новое: причина порождает следствие, а следствие причину и причина умирает в следствии, а следствие в причине; имею в себе то и другое, нет для меня первого, нет последнего: и так я пребываю вовеки… но не обольщаю тебя говоря: вот истина! Думай свободно! Ищи свою радость!   
     – Наставления уж слишком истёртые и псевдоакадемичные… – заметил я с неудовольствием, – годятся больше для первокурсников.
    – Пожалуй… не взыщи, заговорила в стиле твоих опусов… Темы для них взрывные, а пишешь «темно и вяло» и не вспыхнет искра в сердце дальних.
     – Пишу, как умею… и не хуже многих… По правде, полагал услышать от Тебя о Тебе, но не о своих недостатках.
     – Которое важнее?
     Ко мне, наконец, пришло понимание - она ни на что не ответит толком, и не должна, по-видимому. Возможное ещё вчера не повторится сегодня. Почему? Оставалось уточнить хотя бы этот нюанс, но скрывая разочарование спросил только:
     – Для чего Ты здесь, в моём кабинете, Эволюция?
     – Идеже ми быти? Но намёк поняла, ухожу… да «и скучно и грустно» стало последнее время у вас тут. Подскажи, философ: где великие натуры, пылкие мечтатели, по-хорошему непредсказуемые чудаки, что явятся, стряхнут маяту с языков и племён копошащихся в дремотной пыли тысячелетий и опять смогут восхитить меня?!
     По голосу угадывалось – Она улыбается. Я терпеливо сидел в надежде на продолжение, но его не последовало. Удаляющийся шорох шелков стих и головокружительный и тонкий аромат ночной фиалки медленно погрузил меня в сон.


Рецензии
Юрий, почему вы отказались то? Ах... да, она это ж вы, тогда, конечно.

Людмила Возняк   01.03.2021 11:54     Заявить о нарушении
Почему? Страх преображения велик – неофобия)))

Юрий Тамистов   02.03.2021 11:26   Заявить о нарушении
Тогда прочитайте у меня про "Кащея Ивановича, или, нет Ивана Кощеевича", дело даже не только в страхе, а в усилиях. Например, начало обычно требует больших усилий, из-за силы инерции.

Людмила Возняк   02.03.2021 13:24   Заявить о нарушении
Людмила, думаю дело даже и не в усилиях, а в Сомнении их необходимости или достижимости цели, которая может (а вдруг?) и не верно определена кем-то.

Юрий Тамистов   02.03.2021 13:47   Заявить о нарушении
Согласна, усилия это потом. Тогда начнём с цели. Кто-то может определять самые разные цели. Главное, это цель нашей жизни, и тут само слово "цель" имеет только светлое содержание, как любви свершение. Смотрела, помню, фильм "Танцующая в темноте", и меня поразила мысль, что иногда рядом с человеком может оказаться лишь палач, но человечный палач... А цель то тюрьмы, а)? А вы говорите, кто-то определяет цели)))...

Людмила Возняк   02.03.2021 15:42   Заявить о нарушении