Иволга

                Памяти деда Ивана
                Филипповича Кузнецова
ИВОЛГА
Возможно, мне только кажется теперь, когда прошло столько лет, что тем долгим и радостным летом, в ракитнике у железнодорожной ветки я видела иволгу на гнезде. Но я так хорошо помню её крупное стройное тельце в жёлтом, солнечном оперении, красный клюв и длинный чёрный хвост, что это должно быть правдой.
Целое лето в детстве я проводила в посёлке Вертуновка, у бабушки с дедом. Моим любимым развлечением были походы за сеном для коровы и козы. В поход мы отправлялись с дедом поутру, «чтобы не напекло», далеко, за железную дорогу в луга. Мы шли через всё село, мимо утиного пруда, через овражек, по насыпи и шпалам туда, где чудесно пахло травами, луговой сыростью и дикой клубникой.
Мой дорогой, с виду суровый, дед был инвалидом. У него не было ноги, вместо неё дед каждое утро пристёгивал длинный протез с городским башмаком. В войну железнодорожники, а он был тогда машинистом, из-за недосыпа и усталости часто становились жертвами несчастных случаев. Вот, и ему не повезло, левая нога соскользнула под движущийся паровоз, через некоторое время пришлось её ампутировать. Инвалидность, впрочем, не мешала деду управляться со скотиной, валять валенки, косить и шорничать, делать множество незаметных мужских дел по дому. Как живая, стоит перед глазами его высоченная фигура. Он размеренно движется по лугу, скашивая ряды разнотравья, по пояс в зеленом колышущемся море. Это травяное море было мне местами выше макушки.
Я иду по прокосу, подбирая скошенные стебли с ягодами земляники и душистой луговой клубнички. Букеты ягод перевязываю травинкой, позже порадую бабаню луговым букетиком. Бабушку звали Марией Никитичной, но у внучек м внуков она всегда была бабаней. Маленькая, юркая и улыбчивая, она редко бывала не в духе и хлопотала по дому от зари до зари.
Хорошо помню её загорелые, жилистые и хваткие ручки, серебряное колечко, не снимавшееся с узловатого среднего пальца. Оно разломилось пополам, когда износилось в работах.
Земляника собрана, надо помогать деду с травой. Он хоть и ворчит, что мешаюсь под ногами, но наклоняться ему с негнущейся ногой тяжело. Охапки травы отправляются в мешки, а мешки грузятся на велосипедный багажник и привязываются покрепче. Дед пользовался велосипедом, как мы продуктовыми тележками, приторачивал к раме и багажнику поклажу и катил велосипед рядом с собой, ездить на нём он, конечно, не мог. Так и обходился. Велосипед везёт, а дед его ведёт. Я впереди попрыгиваю, на букашек и птичек поглядываю. В густом ракитнике, что вдоль шпал, вдруг замечаю что-то ярко-жёлтое. Тихонько пробираюсь под гигантскими лопухами поближе и гляжу во все глаза…Прекрасная Жар птица, иволга хлопочет у гнезда. Гнездо висит под веткой, оно похоже на плетёную из соломы сумочку или корзинку. Хочется заглянуть внутрь, но меня окликает дед. - Надо поспешать домой, бабаня с обедом заждалась. У иволги свои дела, а у нас свои.


Рецензии
Чудесный рассказ...

Олег Михайлишин   09.02.2021 13:07     Заявить о нарушении
Спасибо!

Марина Рощина   09.02.2021 14:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.