Каменный мост. Художники-10

    

      Рассказывая о калужском Каменном мосте, я  так же привожу стихи поэтов, которые воспели в своём творчестве наш виадук. В этот раз строки Сергея Маркуса из стихотворения "Каменный мост в Калуге", написанного им в довольно свободной манере, но зато с большим пафосом:

      ... Поклон тебе, Никитин Пётр Романыч,
      Ты вольнохолмие Калуги усмирил,
      План утвердив, расчерченный космично,
      Сам Пифагор в довольстве вниз глядит
      И скажет с облаков, в заоблачное глядя:
      Да, здесь простор для светлого ума.
      Здесь тайны звёзд услышит Циолковский,
      Чижевский в мощи Солнца обретёт
      Подциркульное космоса круженье.
      Здесь суть Калуги - в Каменном мосте,
      Недаром, если женишься - невесту
      Сам на руках торжественно несёшь
      По жизни смело - через мост - шаг к Солнцу!

      Поскольку в стихотворении Маркуса упоминается имя Эдуарда Константиновича Циолковского, то с него и начнём. В центре коллажа вверху картина художника  Владимира Любимова (1907-1992) "Циолковский на Каменном мосту", на которой мы видим нашего учёного, совершающего свою неспешную прогулку. На нём обычная его крылатка с застёжками в виде голов львов, накинутая на плечи и серая рубашка с ремешком. В одной руке шляпа-котелок, в другой зонт, который он использует вместо палочки. Только что прошёл дождь, на мосту мокрые лужицы, на заднем плане видны женские фигуры под зонтами. Тогда Любимов впервые увидел учёного, он не шёл, он плыл, так ему казалось. Таким и изобразил его многие годы спустя уже в 1947 году. А встреча на мосту произошла в тридцатые годы прошлого столетия.
      Личность Циолковского тогда была необычайно популярна среди калужан. Он часто встречался с молодёжью и ставил перед юными задачу: учиться и стремиться в будущее, к звёздам. Позднее учитель В.П. Любимова, первый директор калужского художественного музея Н.В. Левандовский познакомил молодого  художника с учёным и Циолковский разрешил ему написать свой портрет. На основе зарисовок с натуры Любимов написал несколько портретов Циолковского.

      Внизу в центре картина Климентовской "Каменный мост" 1963 год. Солнечный морозный день. Жёлто-оранжевый мост, сам как солнышко, а вокруг всё бело-голубое-синее. Сколько снега! Не иначе как воскресный день, люди с лыжами идут по мосту, так и чувствуется хруст под их ногами. Сколько радости жизни в этой картине!
      Людмила Александровна Климентовская (1916-2000) заслуженный художник России. Работала в разных городах как театральный художник, занималась живописью. В Калуге проживала с 1951 года. Она была председателем оргбюро по созданию Калужского отделения Союза художников. Как давно это было! А творчество художницы по прежнему с нами. В 2001 году в Калуге на улице Театральной открыли Галерею-музей Климентовской, где в постоянной экспозиции находится более сорока картин Людмилы Александровны, которые она подарила калужанам. А вскоре наши писатели, композиторы, барды облюбовали это уютное помещение и стали организовывать там свои творческие вечера. Вот и я провела в Галерее свой юбилейный вечер.

      Слева два верхних рисунка Каменного моста художника-графика Григория Апполоновича Полянского (1870-1930). А разыскал эти и другие рисунки художника краевед Юрий Юрьев. Выполнены эти рисунки карандашом в 1926 году. Да, им уже почти 100 лет! Хорошо что у нас есть неравнодушные люди, которые ищут, находят и возвращают нам всем эти поистине бесценные произведения искусства!
 
      И я с грустью констатирую, что есть ещё в нашем городе люди, которым достаются по наследству рисунки, которым цены нет, но они их не сберегают, не ценят, относятся небрежно. Одна дама отвезла акварельные рисунки, известного в городе человека, на дачу, бросила на холодном чердаке, где они и пропали. Зато доказала мужу, а почивший художник его отец, что она в доме хозяин. Тот и не пикнул. А ведь могла бы отнести их в художественный музей или Дом художника и тогда они периодически экспонировались бы на выставках. Грустно, господа.

      Слева третья - это картина самодеятельного художника С.Е. Косенкова.

      Последняя снизу слева - работа Геннадия Мясникова-Славина "Березуйский овраг". Осенний пейзаж. Его картины в своих рассказах я уже показывала и тема Каменного моста у него одна из самых любимых. Он увлечён калужской стариной и потому на его картинах Калуга прошлых лет - Циолковский, Гоголь, Пушкин и другие исторические лица и события на фоне видов губернского города.

      Справа вверху ещё один акварельный рисунок Каменного моста. Это открытка 1989 года. Очень милый вид моста, Березуйского оврага и далее просматривается Золотая аллея и Троицкий собор. Пока не могу назвать имя художника.

      Справа второй - проект обустройства Березуйского оврага. Всё очень красиво, дорожки, цветники, скамейки. В этом, 2021 году Калуга отмечает своё 650-летие и все силы брошены на обустройство набережной Яченского водохранилища. Так же заканчивается строительство второй очереди Музея космонавтики с видом на Яченку и бор. Всё вместе это составит красивый ансамбль. А там, глядишь, и до Березуйского оврага очередь дойдёт. Существует много проектов обустройства Березуя и я как-нибудь расскажу об этом отдельно.

      Третья справа картинка - рисунок на спичечной этикетке. Как видим, художник взял за основу картину Любимова, дополнил её ракетой и сделал свой графический рисунок. Эти спички были изготовлены на Приволжском СНХ на фабрике "Победа" в 1964 году.

      Последний рисунок на этом коллаже справа внизу был выполнен художником  Смирновым в 2010 году для альманаха "Поле свободы". Здесь всё: мост, овраг, старинная церковь с одной стороны оврага, современное здание с другой. Надо было создать образ Калуги старой и новой. И художнику это удалось. Евгений Антонович Смирнов родился в 1949 году, а ушёл из жизни  из-за тяжёлой болезни в 2013 году. Мы, калужские литераторы, помним о нём, ведь многие к нему обращались. У меня сохранились сотни его рисунков. Время от времени я достаю пакет с рисунками, любуюсь и снова использую их. Вот и в этот раз...

      А мои публикации о Каменном мосте и художниках будут продолжены. Ведь жизнь продолжается.


Рецензии