Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 86

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


КОПОВИЩЕ

Этот объект можно назвать ключевым во всей описи.

- Там собирался копный суд (копа), чтобы рассматривать дела, к которым были причастны жители смежных имений, - пояснил Носевич.

Вместе, коллективно рассматривать наболевшие вопросы – в традициях селян, особенно полоцких, которые управлялись вечевым собранием.

Однако «коповище» близко по звучанию и смыслу к «коповщине». И там целый ряд других понятий.

Я залез в толковый словарь Даля и выписал некоторые из них: «копь», «копец», «копать».

Все три значения можно с успехом «привязать» к свядицкой позиции, где расходились пути. «Копь», по Далю - рудник, и деревня Рудня, расположенная у Точного мха, разве не аргумент? «Копец» - это межевой знак, курган. И деревня Вилы с Курганистиками как раз там. Третье - "копать", и тоже, как говорится, в масть. Смысл этого слова - «рыть», «углублять». Если считать, что Березчизну когда-то соединили с Ясой, прорыв ущелье в горной гряде возле Плоской Горы, то вывод однозначен. Но точно также значение можно применить и к центральной части Лепельского озера, что наиболее вероятней, так как регистр 1580 года обединял Коповище и Великий Бор «рекой Улой», исходившей оттуда.

Первое, что возникает в связи с Великим Бором – это Боровно, прописанное вместе с Леплем при наделении плебана Кухарского королевским привилеем в 1503 году. Да, там был лесной массив - позже вырезанный и сплавленный, однако назывался он, показывают исторические документы, Лепельской пущей...

«Плывем» дальше. Низовцов мог быть абсолютно прав, когда указывал, что "Яса впала в Улу". Эти реки, действительно, могли быть повязаны между собой – не через озеро, как сейчас, а иным способом: за счет искуственного соединения.

Зачем?

Торговцы на судах входили в Уллу сразу из Ясы, и тогда снимались противоречия из-за озера. В предыдущих рассказах мы писали о конфликтах между северными и южными поселенцами – между «белянцами» и «лепунцами». Вспомним, что однажды полоцкий воевода заключил даже под стражу группу погромщиков мельницы.

Сочленение могло произойти во времена Боны, которая славилась искусственными водотоками по типу миланских.

Недавно местный житель, предприимчивый путешественник Владимир Шушкевич, обследуя лепельские окрестности, наткнулся на загадочный водоспуск – давно забытый ручей. Профиль его - будто прорытая давно, заброшенная канава. Это ближайший к городу неисследованный водоем с южной стороны. Его можно увидеть на карте 1810 года, но прочесть название сложно: слово неразборчиво, и исток неясен – карта в том месте поистерлась. Направление, откуда впадает ручей – восточное, а значит, вполне мог вести к Улле. Если он связывал две реки, то объяснимо высказывание Низовцова: Яса (Эсса) впала в Уллу «ниже озера Лепле 2 версты».

Еще один похожий ручей – в области Точного мха, тоже омывавший правый берег Эссы. Он назывался Черным (от него пошла деревня Черноручье). Профиль прямой, узкий и глубокий – явно канал, неизвестно когда прорытый. Обрывается у Эссы, образуя настоящий водопад.

Может быть, эти мелководные протоки служили прежде пограничными размежеваниями? Тогда и Коповище встает на свое место: это там, где копали… Тогда и Великий Бор легко объясняется – он напротив, через Эссу. И 30 нелогичных верст, насчитанных в средние века до Уллы, становятся понятными: ложатся в извилистый, ломаный маршрут.

К сожалению, все это только догадки.

Согласно валдайскому наречию, «коповщина» - это храмовый праздник святой Параскевы. Удивительно, но именно церковь в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы была выстроена в Лепле! Случайность, совпадение? Обратим внимание на более важный довод. Известно, что денежной единицей Великого княжества Литовского была копа. Инвентарь 1641 года пестрит стоимостью земельных наделов -  волок в этой единице. Не есть ли Коповище - место, где расплачивались копами? Может быть, там располагался урядник, принимавший гроши от жителей, или так называлась рыночная площадь, где торговали?

Интерпретаций много, но достоверно ничего не известно. Ни один из аргументов нельзя принимать пока всерьёз, как бы ни хотелось.

(Продолжение следует).

На снимке: скиталец за чашкой чая у ручья (фото Владимира Шушкевича).


01.02/21


Рецензии