Иванов

В кругу композиторов.   Забытые имена.
 
М, М, ИВАНОВ, 1849-1927
музыкальный критик. композитор. дирижёр.

 Имя М.М. Иванова в большей степени связано с русской музыкальной критикой, нежели с сочинением музыки.  Однако  Михаил Иванов  был  композитором, а помимо этого – блестящим пианистом и дирижёром. Глубоко образованный музыкант,  он обладал  широким  кругозором  и несомненным литературным талантом, что  дало ему возможность не только  сочинять и исполнять музыку, но и блестяще писать о ней. С Полетиками у него был  общий круг знакомств.   
Мемуар:  «Из  произведений  М. М. Иванова  Мария  Ивановна  облюбовала  арию  из  оп. «Забава  Путятишна»,  применила  к  ней  виртуозность  итальянской  школы  и отправилась  с  нею к  автору.  Михаил  Мих. проаккомпанировал эту  арию  сам, (…)  остался  в полном  восхищении  от  исполнения и  отправился в  соседнюю комнату  узнать  мнение  своей  жены - итальянки, урождённой Сгамбатти.  Оказалось, что как супруга  Иванова, так  и находившаяся  у  неё  в  гостях итальянка  были  убеждены,  что исполнительница  арии -  итальянка.  (…) Он  же  затеял постановку  (30 декабря 1897г.)  оперных  отрывков  в  Музыкально-Драматическом Кружке,  под  его дирижёрством.  Марию  Ивановну  он  пригласил  на  роль  Маллика  в  опере  «Лакмэ»  Делиба» …

ИВАНОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ  родился  в  Москве в 1849 г. О его детских годах сведений нет. Высшее образование он получил в Петербургском Технологическом институте, причем известно, что во время учебы он посещал хоровой класс Бесплатной Музыкальной Школы. Это обстоятельство оказалось решающим: будущий инженер -технолог решил посвятить себя музыке и уехал в Москву, где около года учился у лучших педагогов:  А.И. Дюбюка (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция). В 1870 г. Михаилу Иванову исполняется 21 год и он уезжает на пять лет в Италию, где продолжает совершенствоваться как композитор и пианист у Джованни  Сгамбати.  Через пять лет (1875)  он возвращается в Санкт-Петербург с молодой женой, певицей, той самой «рожденной  Сгамбати», о которой  упоминает Полетика. Его музыкально-критические статьи  начинают широко публиковаться: во  «Всемирной иллюстрации» , «Музыкальном листке», «Музыкальном мире», «Пчеле», «Нови», «Нувеллисте» «Воскресный листок музыки и объявлений» и других периодических изданиях. В 1880 году Тридцатилетний композитор становится  заведующим музыкальным отделом  «Нового времени», и  его обзоры - «Музыкальные наброски»  печатаются на страницах газеты  еженедельно. Музыкальные вкусы Михаила Михайловича с течением времени менялись и к середине 80-х годов он прослыл ярым консерватором.  Для Стасова, считавшего  своим долгом  отстаивать «кучкистов» от нападок Иванова и его коллег, Михаил Иванов был «…постоянной мишенью для атак».
Сегодня  прогрессивные взгляды Стасова и консерватизм Иванова выглядят просто как две стороны одной медали. Ни в коем случае нельзя упускать из виду, как много Иванов успел сделать для истории русской музыки. Благодаря его статьям, которые публиковались на протяжении почти 40 лет и содержали  большой  фактический материал, мы теперь имеем достаточно полное представление о музыкальной жизни России  конца XIX - начала XX века. Еще в 1889 году им была опубликована  большая обзорная статья освещавшая 50-ти летнюю деятельность журнала «Нувелист», а спустя два десятилетия Суворин издал все публиковавшиеся у него материалы  Иванова в двух томах под общим названием «История музыкального развития России». 
Но М. М. Иванов писал не только о музыке. Ему принадлежит обширная статья об  итальянском театре в Петербурге; он перевел на русский язык и издал книги о музыке Ганслика  и Ноэля Людвига, чем положил начало русскому музыковедению.
Его очерки  «Памяти Фредерика Шопена»  и  «Пушкин в музыке»   можно отнести скорее к литературе, чем к публицистике.
Просветительским вкладом М. М. Иванова в русскую культуру  являются  его «Очерки современной итальянской литературы», «Книга моя, - писал автор в посвящении , - является первым опытом ознакомления русского читателя с характернейшими явлениями современной итальянской литературы».   
 Он познакомил русского читателя с творчеством Габриэля Д’Аннунцио, чей роман «Невинная жертва»  перевел на русский язык и издал.   
Несколько слов хочется добавить о малоизвестной стороне деятельности М. М. Иванова, а именно – о его изучении истории церковного пения в России.
«В его двухтомной «Истории музыкального развития России» ряд глав посвящен церковному пению разных периодов. Развернутая глава 2, «Церковное пение в России от принятия христианства до конца XVII века», имеет разделы «Семиография», «Знамена» (с расшифровками различных знамен), «Церковные звукоряды» (с объяснением системы осьмогласия)… Источниками для М. М. Иванова послужили труды крупнейших медиевистов XIX - начала XX веков прот. Димитрия Разумовского, Ю.К. Арнольда, С.В. Смоленского, прот. Василия Металлова, прот. Иоанна Вознесенского, А.В. Преображенского  … В этой главе представлены 22 иллюстрации с образцами различных нотаций: греческой, кондакарной, демественной, знаменной, среди них - 11 фотоснимков с указанием конкретных рукописных источников в Синодальном училище (ныне синодальное певческое собрание ГИМ)».
Остаётся только удивляться, как при таком напряженном труде критика и писателя Михаил Иванов находил время для сочинения музыки: 4 оперы, реквием, оратория   программно симфонические сочинения, романсы.

В 1917 году, сразу после революции,  М.М. Иванов со своей  семьёй покинул Россию и поселился на родине жены, в Италии. Последнее десятилетие своей жизни он прожил в Риме, в 1927 году  умер и был погребен на «Некатолическом кладбище для иностранцев» - Тестаччо.
 
В кладбищенском реестре значится:
"Михаил Михайлович Иванов. Технолог 1-го  разряда, композитор, музыкальный критик".


Рецензии