Пятая свадьба

Нет, не моя! У меня со своей супругой была одна свадьба-единственная и на всю жизнь.
Но моей свадьбе предшествовали свадьбы моих друзей по общежитию. Оставшиеся в Москве на работу после армии солдаты, как правило, жили в общежитиях, которых в шестидесятых в Москве было множество. Москва всегда нуждалась в рабочих руках, а потому солдат принимали на работу предприятия и организации с большой охотой.

Уже на третьем году службы, я твёрдо решил пойти на службы в органы внутренних дел. В нашу часть пришёл капитан милиции из кадров отдела милиции по охране Московского метрополитена и предложил нам после демобилизации идти служить в милицию. С сотрудниками милиции охраны метро я был хорошо знаком. Находясь на патрульной службе с офицером комендатуры, мы нередко заходили в комнаты милиции при станциях метро, чтобы позвонить или просто отдохнуть.

В разговоре с милиционерами я узнал, что условия работы позволяют учиться, заниматься спортом. А после получения средне специального или высшего образования выпускников ждёт офицерская должность.  Это меня заинтересовало, поскольку я мечтал получить юридическое образование.

Чисто случайно ко мне попало пособие по истории СССР для поступающих в Вузы Москвы. Когда я прочитал содержания пособия, то понял нового для меня ничего нет. С мыслью о поступлении я уже не расставался. В свободное от службы время я стал готовиться к сдаче экзаменам. Заканчивался третий год службы и я имел возможность брать необходимую литературу в своей библиотеке.

 Перечитал некоторые произведения, предусмотренные школьной программой, подучил русский устный. Немецкий язык я немного усвоил в вечерней школе в десятом классе, но чувствовал, что сдавать экзамен будет трудно. Читал я бегло, слов знал мало, а в грамматике был дуб. В своё время в школе не уделял должного внимания изучению. Считал, что "фашисткий" язык мне не пригодится. Знал бы я тогда, что кандидатский минимум мне придётся сдавать по немецкому языку, я бы, конечно, уделял изучению больше внимания.

Будучи сержантом, я мог чаще солдат бывать в увольнении, поэтому проблем со временем для сдачи экзаменов у меня не возникало. Экзамены я все сдал. Но одиннадцати баллов оказалось недостаточно для поступления. Я шёл не по профилю.
Неудача меня не огорчила. Я отслужил положенный срок службы и демобилизовался с положительной характеристикой и партийным билетом в кармане.

В кадрах я появился, не отгуляв положенного после армии отпуска. Слишком скучной мне показалась жизнь в деревне, после шумной Москвы. Кадровики были удивлены, потому, что я прибыл без вызова, но назад меня не отправили, поскольку я был в числе двоих коммунистов, которых комбат рекомендовал в органы внутренних дел.

Позже я встретил и других  солдат из своей роты, которые изъявили желание пойти на службу в милицию, но все они скоро были уволены. Кто-то ушёл сам,-трудной оказалась трёх сменная работа, а кому-то предложили поискать другую работу. Потому, что после запроса в часть, они получали отрицательные характеристики

В первый день приезда ночевать мне было негде и я был готов провести ночь на вокзале. За время службы я привык спать на жёстком топчане под шинелью, просыпаясь через каждые два час. Но Евгений, мой будущий командир взвода пригласил меня к себе домой. Первую ночь на гражданке в Москве я ночевал у него.

Я и сейчас поддерживаю с ним дружеские отношения, хотя прошло уже пятьдесят пять лет.  На следующий день мне нужно было, как стажёру, заступать на службу. Утром мы вместе со старшиной  поехали в общежитие, которое располагалось в  "Черёмушках".

Обычная московское пятиэтажное здание из красного кирпича ничем не отличалась от других стоявших невдалеке. В своё время Московские  "Черёмушки" были образцом домостроения в СССР. В этом образцовом доме и находилось наше общежитие. Высокие потолки, широкий коридор. По обе стороны коридора -комнаты, в каждой по шесть человек. Одна общая кухня с тремя плитами и один туалет с двумя раковинами для умывания. Меня нисколько не удивило, что в комнате шесть кроватей. Я уже жил в общежитии, когда работал на заводе в Новосибирске, поэтому привыкать не надо было.

Все мы были сотрудниками одной смены, поэтому отдыхали и выходили на смену в одно время. Правда свободное время все проводили  с учётом своих интересов. Но если кто-тот возвращался из отпуска, все приобщались к единому интересу-застолью и угощению деревенскими продуктами вернувшегося отпускника.
 
Первая неудачная попытка поступить  в юридический институт в период службы не убавила желания сдавать экзамены во второй раз. Я стал готовиться к новому поступлению. Теперь я имел больше возможностей посещать московские библиотеки, и пользовался этим.

Нашей нищенской зарплаты едва хватало на питание, и приезд отпускника всегда был праздником для всех живущих в комнате. Иногда заходили коллеги из других комнат и застолье могло продолжаться до пустой посуды. Но я не помню случая, чтобы кто-то был пьяный или чем-то недовольный во время таких мероприятий.

Мы жили все очень дружно. Но время шло и жизнь моих новых друзей вскоре стала меняться в лучшую сторону. Молодые, здоровые ребята всегда пользовались спросом у  местных девчат. Многие знакомились с девчатами из числа работников метрополитена, среди них тоже было не мало лимитчиц. И вскоре начались свадьбы.

  Свадьба-это всегда праздник. Первым на это решился Саша, мой сослуживец, с которым мы вместе служили в комендантском батальоне. Правда он служил в другой роте, но в учебном подразделении мы топтали асфальт с одинаковым упорством. По сей день ощущаем последствия строевой подготовки на своих ногах.  Он пришёл на службу после окончания института, был гораздо старше  нас. Первым из нашей комнаты и женился.

  Эта свадьба была первой среди обитателей нашей комнаты. И первой для меня в Москве. Она почти ничем не запомнилась. Разве, что безуспешной попыткой познакомиться со своей соседкой по столу. Но она оказалась замужней и знакомство не состоялось.

Вторым покинуть нашу комнату решился Павел. Два года он встречался со своей девушкой, и его брак стал логическим завершением их встреч. Павел был одним из лучших сотрудников отделения. Нёс службу на станции "Комсомольская", неоднократно поощрялся руководством за высокие показатели в службе.

Перед самой свадьбой в нашей комнате произошло ЧП. После ухода жить в семью супруги Саши, к нам поселили молодого сотрудника Володю. С виду тихий, невысокого роста он как-то не вписывался в нашу команду, хотя был не дурак выпить на дармовщинку. Мы могли и собраться вместе и поделиться друг с другом чем-то. Но он был другим, не нашего поля ягода.

Об этом мы узнали, когда перед свадьбой Павел не обнаружил новые ботинки, которые он купил для свадьбы. Виновного обнаружили сразу. Бить не стали, а предложили найти себе другое место работы. Руководство поддержало нашу идею,- избавиться от такого сотрудника и он был уволен из органов, так и не надев милицейскую форму.

 Свадьба  Павла проходила в Кузьминках в доме невесты. Не в общежитии же её делать! Но и эта свадьба закончилась, как и первая. Познакомиться ни с кем не удалось. Девушка, с которой я пытался познакомиться, изрядно выпила. Согласившись, чтобы я её проводил домой, она ушла с другим парнем. Я не жалел об этом. Тем более, когда она через пол часа вернулась вся перепачканная грязью, со слезами на глазах, заявив, что её спутник оказался подлецом. Вот тогда я подумал, нечего было идти с ним, пошла бы со мной , всё было бы в порядке.

Этот случай, как и свадьбу, я вскоре забыл. Начались учебные сборы, подготовка к вступительным экзаменам. Свободного времени почти не оставалось. Девушка, с которой я познакомился в первую новогоднюю ночь в соседнем женском общежитии, предпочла выйти замуж за коренного москвича с квартирой. Я разумеется, её не осуждал, потому, что дать что-то я ей все равно  в ближайшие годы ничего бы не смог.  Активно включился в занятия спортом, по утрам выбега на физзарядку с соседом по этажу Николаем. А вечерами во дворе собиралась компания для игры в волейбол и мысли жениться у меня даже не возникало.

Разговор о свадьбе Петра возник как-то спонтанно, когда "обмывали" возвращение из отпуска Николая. Мать невесты работала контролёром в метро. Познакомила его с дочерью и они решили пожениться. Брак этот просуществовал не долго, но свадьба была весёлая. Его тёща потом долго обижалась на его друга, который изрядно напившись, перепутал дверь её квартиры и устроил туалет, с наружной стороны двери. Дверь потом сообща отмыли, друга Петра осудили и решили впредь его не приглашать на подобные мероприятия.
 
 Мне эта свадьба запомнилась надолго. Я познакомился с девушкой Люсей. Она выделялась из числа присутствующих подруг. Высокая, стройная, с современной причёской,почти не пила за столом. Танцевать пошла после первого приглашения. Вечер я провёл с ней, надеясь, что наше знакомство продолжится. Но я ошибся, хотя утром вся наша компания проснулась на полу. Она оказалась спала рядом со мной.

Прошло около месяца. Я стал забывать о своей знакомой, но Василий, живущий в нашей комнате сообщил мне, что видел её за прилавком в магазине на Добрынинской. Мы пошли с другом в магазин и действительно я её там увидел. Поздоровался с ней кивком головы, она меня узнала. Через некоторое время она позвонила мне в общежитие и мы встретились. Время с ней проходило незаметно. С ней было интересно  гулять в парке, она была довольно образованной, и довольно обаятельной.

Я несколько раз пытался проводить её до подъезда, но она всегда шла со мной  только до своего  дома. За всё лето, я так ничего о ней не узнал, даже не имел её домашнего телефона. Звонила она редко, и я всегда был рад провести с ней время в Измайловском парке, где мы всегда встречались.

Вскоре Николай заявил, что он девятнадцатого августа едет в загс расписываться с невестой. Мы все с восторгом встретили его предложение быть на его свадьбе. Я между делом, сказал ему( даже ещё не зная, что мои слова будут пророческими), что через год и я женюсь. На его свадьбу Николай попросил принести только цветы  и мы  постарались. Цветы принесли в охапках. Был август и цветы в Москве можно было купить у каждой станции метро.

Четвёртая свадьба Николая, с которым наши кровати стояли в комнате общежития рядом, была последней, на которой я был у своих друзей по комнате. Недалеко от Таганки, в Красном уголке полуподвального дома старой Москвы народу было очень много. Была и молодёжь. Но как часто бывает, продолжают  свои отношения после знакомства на свадьбе друзей-, единицы. В этом отношении мне повезло больше других. Я познакомился со своей будущей супругой Люсей.

На любом молодёжном мероприятии всегда кто-то кому-то понравится, и захочет познакомиться поближе со своим партнёром, с которым танцует. Моя партнёрша после первого танца куда-то исчезла и я тщательно пытался её найти. Проталкиваясь сквозь круг танцующих, я случайно столкнулся с девушкой, невысокого роста, довольно привлекательной на вид. Поразили её глаза. В них читалась какая-то детская наивность и не поддельный интерес к происходящему вокруг. Моей первой мыслью было, -потанцую с ней.  Она согласилась.

Странное чувство овладело мной уже с первых минут танца. Как эта девушка оказалась здесь во время танца, раньше я её здесь не видел.  Музыка быстро кончилась, но мы остались стоять рядом. Мы вместе трижды выходили на круг танцующих, несколько раз рядом садились за стол. К концу вечера в помещении остались те, кому домой ехать было поздно. Осталась и Люся, родители позволили ей остаться.

Замуж выходила подруга, с которой работала её мать. Николай с Супругой ушли отдыхать, а оставшимся гостям пришлось ночь коротать здесь же, на лавках. Пришлось ночь провести и нам вместе со всеми. Я сидя на скамье, а Люся на моих руках, лежащих у меня на коленях. Подремать, конечно, нам не удалось.  Утром мы расстались, я взял её домашний телефон. Уверенности, что мы ещё встретимся у меня не было, потому, что на следующий день я уезжал в очередной отпуск в деревню к матери.

После возвращения из отпуска, не надеясь на встречу, я позвонил Люси и предложил встретиться. Она согласилась. С этого дня  наши встречи не прекращались до самой свадьбы, которая состоялась через год после свадьбы моего друга по комнате Николая. Мы прожили вместе сорок девять лет, и только её смерть нас разлучила навсегда.


Рецензии