Маленькая грешница Часть 2

 Отрывки из повести "Сергейкина книжка". 
http://proza.ru/2020/03/02/1352               

          НАТАЛЬЯ ДАНИЛОВНА

Я очень любила свою первую учительницу. Её звали Наталья Даниловна. У неё доброе круглое лицо, на голове высоко выложены две косы, связанные коричневой лентой. Голос у Натальи Даниловны ласковый, спокойный. Она улыбается, называя детей «мои деточки», обнимает всех, словно крыльями. И если кто остается в стороне, говорит:
– Ваня (или Коля), иди к нам, что же ты там стоишь один?

Она любит всех, и все дети любят её и охотно слушаются. Утром девочки приходят пораньше, чтобы, завидев учительницу, бежать ей навстречу. Забирают из рук сумку, помогают нести тетради. На стол кладут кто яблоко, кто конфету.

А после уроков не хочется расставаться с любимой учительницей. И всем хочется рассказать ей что-то своё. Поделиться какой-то радостью, хотя бывали и грустные истории.

– А мой папка вчера ругался, хотел мамке косу отрубить, – говорит одна девочка.
Наталья Даниловна берет её за руку, вытирает на щечках слёзы и говорит:
– А мы с тобой пойдем сейчас и поговорим с твоим папой, чтобы он так больше не делал.

Я училась охотно и легко. В конце первого класса мне, как примерной ученице, подарили книжку. На обложке был нарисован веселый воробышек на кленовой ветке, а книжка называлась «Цвинь-цвиринь».

Подняв подарок высоко над головой, я не шла – бежала, не разбирая дороги, со всех ног домой. Остановилась, запыхавшись, еле переводя дыхание, только во дворе, где сидела за столом вся семья и приехавшая в гости бабуся. Протянув им книжку, только и могла вымолвить:
– Цвинь!..Цвиринь!..

                РАИСА МИХАЙЛОВНА

И вот однажды Наталья Даниловна зашла в класс не одна и сказала:
– Это – Раиса Михайловна. Она будет вашей учительницей.

Наша новая учительница была молодой, с черными, как воронье крыло, волосами. Широкие густые брови срастались на переносице. Раиса Михайловна была очень строгой, и чуть что, кричала на детей, особенно мальчишек, наказывала за любую провинность. Когда её не было в классе, дети начинали сильно шуметь. Но как только открывалась дверь, тут же замолкали.

Все боялись Раису Михайловну, я – тоже. Мне стало казаться, что я могу сделать что-то не так, и учительница будет также кричать на меня. Иногда я просыпалась утром и вскакивала со словами:
– Наверное, я опоздала?! Что мне теперь Раиса Михайловна сделает?!
– Ничего она тебе не сделает, – уговаривала меня мама, – она тебя любит.
– Нет! Она злая и никого не любит.

Однажды я играла с девочками на улице и вдруг увидела, что к нам приближается Раиса Михайловна. Спряталась за кустом сирени и просидела там до вечера.

Я уже не училась с такой радостью, как раньше. Во время уроков старалась не смотреть на сердитые глаза учительницы с колючим взглядом. Наклонялась к парте все ниже и ниже. Ждала, чтобы скорее прозвенел звонок на перемену.
Точнее, я как будто ждала что-то плохое. И оно случилось.

                ДВОЙКА

 Однажды, раздавая тетради, Раиса Михайловна сказала, что поставила мне двойку. Увидев большую жирную оценку, словно змею, я тут же закрыла в страхе тетрадь.

В тот день я несла домой портфель, и он казался мне таким тяжёлым, словно в нём лежали кирпичи. В голове моей гудели мысли, как рой пчел.

Как сказать маме о двойке, ведь она огорчится? Я всегда старалась радовать её. Может быть, она перестанет меня любить? Но ведь мама учила говорить только правду. Что мне делать?! Да, я скажу ей, но только не сегодня. Лучше, завтра. А пока я спрячу тетрадь. Куда же мне её спрятать? А вот, за сундук. А завтра… Завтра обязательно всё скажу маме!

С этой утешительной мыслью я едва просовываю руку в тесную щель между сундуком и стеной. Да, там тетрадь никто не увидит.

Вечером приходит с работы мама, спрашивает:
– Лида, что ты получила сегодня в школе?
– Н-ни-ничего не получила, – заикаясь, сказала я.
А в животе почему-то стало холодно.

– Я встретила по дороге твоих одноклассников, они сказали, что ты получила двойку, – мама посмотрела на меня пристально.

Мне показалось, что земля ушла из-под моих ног. Я была не готова к этому разговору. Поэтому тихо, не глядя маме в глаза, еле проговорила:
– Дети врут.
– Если получила, лучше скажи правду, мы же тебя ругать не будем, – по-доброму, ласково сказала мама.

– Не получала я двойку!!! – со слезами в голосе, почти выкрикнула я.
– Ладно, – спокойно сказала мама. – Я тебе верю.

Я тяжело вздохнула. Ночью спала беспокойно, часто просыпалась. Мне снился сон, что в дом вошла Раиса Михайловна, она держала в руках тетрадь и протягивала её маме. Мысли о двойке не покидали меня ни утром, ни днем, ни вечером. Я каждый день готовилась к разговору с мамой. Но только наступал вечер, я говорила себе: нет, я лучше скажу завтра. Больше ничто не доставляло мне радости.

И вот однажды вся семья была в сборе. Моя сестра что-то искала, неожиданно она просунула руку за сундук и достала злополучную тетрадь. Я бросилась вперёд и попыталась выхватить её. Но сестра подняла руку с тетрадью высоко над головой.

Я стояла перед всей семьей, опустив голову. Мне было очень стыдно.

– Видишь, – сказала мама, – тем, что ты не сказала правду сразу, ты сама себя наказала. Переживала, думала всё время о двойке.
«Как она узнала?» – подумала я, а вслух сказала:
– Я боялась…

Мама потеребила меня за волосы, потом наклонила мою голову назад, чтобы лучше видеть мое лицо.
– Глупенькая ты … Ничего и никого не бойся. Смело говори правду, какой бы она не была.

И вдруг, словно вспомнив что-то, мама загадочно улыбнулась.
– А ты знаешь, что у вас снова будет учительницей Наталья Даниловна?
– Мамочка, это правда?! – радостно крикнула я. – Как ты узнала?
– Сорока на хвосте принесла.

Видимо, от того, что мне не надо больше думать и переживать о двойке, оттого, что скоро нас обнимет, как прежде, Наталья Даниловна и скажет «деточки вы мои», – мне вдруг стало так радостно, так легко! Как бывает, когда по субботам мама купает меня в корыте, намыливая и поливая из ковшика теплой водой. Растирает полотенцем, надевает на чистое тело длинную белую рубашку. Расчёсывает гребешком промытые дождевой водой волосы...


Рецензии
Здравствуйте, Лидия!

Снова ощущаю, насколько пронзительно Вы передаёте детское восприятие мира. Главы о Наталье Даниловне и Раисе Михайловне получились очень живой, глубокой, с тонкой внутренней драмой.

Так просто и хорошо наописано, как много значит для ребёнка интонация взрослого, его взгляд, слово - ласковое или резкое. Наталья Даниловна воспринимается почти как светлый ангел, тепло от неё разливается по всему тексту. А с приходом Раисы Михайловны в рассказ входит холод, тревога, страх, но всё подано не напрямую, а через ощущение ребёнка: тревожные сны, тяжёлый портфель, желание спрятаться за кустом сирени. Эти детали сильнее любого прямого описания.

История с двойкой - это не просто школьный эпизод, а настоящее испытание совестью. Боль Лидочки оттого, что она боится подвести маму, и её борьба с собой -очень правдива и трогательна. Важно, что мама не наказывает, не кричит, а говорит именно то, что запоминается на всю жизнь: «Ты сама себя наказала» и «Говори правду, какой бы она ни была». Это воспитание через любовь, а не через страх - и в этом, на мой взгляд, главное достоинство Вашего рассказа.

Появление Натальи Даниловны в финале - как возвращение детства, в котором снова можно выдохнуть, снова быть собой. И прекрасное сравнение с субботним умыванием, теплом материнских рук, - наполняет рассказ чистотой и ощущением завершённости.

Спасибо Вам за эту историю. Она очень человеческая, очень настоящая.
Всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   14.07.2025 21:05     Заявить о нарушении
Марк, уже написала Вам предостережение не утруждать ваши глаза на таких текстах, Боже упаси! В Дневнике опубликую эти эссе, и подведём черту. Сокращайте до минимума, или просто читайте. Берегите глаза, я тоже себе делаю такую установку.
Спасибо Вам, особо за добрые пожелания, всё взаимно!!!

С глубоким уважением, благодарная Ли

Лидия Мнацаканова   14.07.2025 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.