Маленькая грешница Часть 2

 Отрывки из повести "Сергейкина книжка". 
http://proza.ru/2020/03/02/1352               

          НАТАЛЬЯ ДАНИЛОВНА

Я очень любила свою первую учительницу. Её звали Наталья Даниловна. У неё доброе круглое лицо, на голове высоко выложены две косы, связанные коричневой лентой. Голос у Натальи Даниловны ласковый, спокойный. Она улыбается, называя детей «мои деточки», обнимает всех, словно крыльями. И если кто остается в стороне, говорит:
– Ваня (или Коля), иди к нам, что же ты там стоишь один?

Она любит всех, и все дети любят её и охотно слушаются. Утром девочки приходят пораньше, чтобы, завидев учительницу, бежать ей навстречу. Забирают из рук сумку, помогают нести тетради. На стол кладут кто яблоко, кто конфету.

А после уроков не хочется расставаться с любимой учительницей. И всем хочется рассказать ей что-то своё. Поделиться какой-то радостью, хотя бывали и грустные истории.

– А мой папка вчера ругался, хотел мамке косу отрубить, – говорит одна девочка.
Наталья Даниловна берет её за руку, вытирает на щечках слёзы и говорит:
– А мы с тобой пойдем сейчас и поговорим с твоим папой, чтобы он так больше не делал.

Я училась охотно и легко. В конце первого класса мне, как примерной ученице, подарили книжку. На обложке был нарисован веселый воробышек на кленовой ветке, а книжка называлась «Цвинь-цвиринь».

Подняв подарок высоко над головой, я не шла – бежала, не разбирая дороги, со всех ног домой. Остановилась, запыхавшись, еле переводя дыхание, только во дворе, где сидела за столом вся семья и приехавшая в гости бабуся. Протянув им книжку, только и могла вымолвить:
– Цвинь!..Цвиринь!..

                РАИСА МИХАЙЛОВНА

И вот однажды Наталья Даниловна зашла в класс не одна и сказала:
– Это – Раиса Михайловна. Она будет вашей учительницей.

Наша новая учительница была молодой, с черными, как воронье крыло, волосами. Широкие густые брови срастались на переносице. Раиса Михайловна была очень строгой, и чуть что, кричала на детей, особенно мальчишек, наказывала за любую провинность. Когда её не было в классе, дети начинали сильно шуметь. Но как только открывалась дверь, тут же замолкали.

Все боялись Раису Михайловну, я – тоже. Мне стало казаться, что я могу сделать что-то не так, и учительница будет также кричать на меня. Иногда я просыпалась утром и вскакивала со словами:
– Наверное, я опоздала?! Что мне теперь Раиса Михайловна сделает?!
– Ничего она тебе не сделает, – уговаривала меня мама, – она тебя любит.
– Нет! Она злая и никого не любит.

Однажды я играла с девочками на улице и вдруг увидела, что к нам приближается Раиса Михайловна. Спряталась за кустом сирени и просидела там до вечера.

Я уже не училась с такой радостью, как раньше. Во время уроков старалась не смотреть на сердитые глаза учительницы с колючим взглядом. Наклонялась к парте все ниже и ниже. Ждала, чтобы скорее прозвенел звонок на перемену.
Точнее, я как будто ждала что-то плохое. И оно случилось.

                ДВОЙКА

 Однажды, раздавая тетради, Раиса Михайловна сказала, что поставила мне двойку. Увидев большую жирную оценку, словно змею, я тут же закрыла в страхе тетрадь.

В тот день я несла домой портфель, и он казался мне таким тяжёлым, словно в нём лежали кирпичи. В голове моей гудели мысли, как рой пчел.

Как сказать маме о двойке, ведь она огорчится? Я всегда старалась радовать её. Может быть, она перестанет меня любить? Но ведь мама учила говорить только правду. Что мне делать?! Да, я скажу ей, но только не сегодня. Лучше, завтра. А пока я спрячу тетрадь. Куда же мне её спрятать? А вот, за сундук. А завтра… Завтра обязательно всё скажу маме!

С этой утешительной мыслью я едва просовываю руку в тесную щель между сундуком и стеной. Да, там тетрадь никто не увидит.

Вечером приходит с работы мама, спрашивает:
– Лида, что ты получила сегодня в школе?
– Н-ни-ничего не получила, – заикаясь, сказала я.
А в животе почему-то стало холодно.

– Я встретила по дороге твоих одноклассников, они сказали, что ты получила двойку, – мама посмотрела на меня пристально.

Мне показалось, что земля ушла из-под моих ног. Я была не готова к этому разговору. Поэтому тихо, не глядя маме в глаза, еле проговорила:
– Дети врут.
– Если получила, лучше скажи правду, мы же тебя ругать не будем, – по-доброму, ласково сказала мама.

– Не получала я двойку!!! – со слезами в голосе, почти выкрикнула я.
– Ладно, – спокойно сказала мама. – Я тебе верю.

Я тяжело вздохнула. Ночью спала беспокойно, часто просыпалась. Мне снился сон, что в дом вошла Раиса Михайловна, она держала в руках тетрадь и протягивала её маме. Мысли о двойке не покидали меня ни утром, ни днем, ни вечером. Я каждый день готовилась к разговору с мамой. Но только наступал вечер, я говорила себе: нет, я лучше скажу завтра. Больше ничто не доставляло мне радости.

И вот однажды вся семья была в сборе. Моя сестра что-то искала, неожиданно она просунула руку за сундук и достала злополучную тетрадь. Я бросилась вперёд и попыталась выхватить её. Но сестра подняла руку с тетрадью высоко над головой.

Я стояла перед всей семьей, опустив голову. Мне было очень стыдно.

– Видишь, – сказала мама, – тем, что ты не сказала правду сразу, ты сама себя наказала. Переживала, думала всё время о двойке.
«Как она узнала?» – подумала я, а вслух сказала:
– Я боялась…

Мама потеребила меня за волосы, потом наклонила мою голову назад, чтобы лучше видеть мое лицо.
– Глупенькая ты … Ничего и никого не бойся. Смело говори правду, какой бы она не была.

И вдруг, словно вспомнив что-то, мама загадочно улыбнулась.
– А ты знаешь, что у вас снова будет учительницей Наталья Даниловна?
– Мамочка, это правда?! – радостно крикнула я. – Как ты узнала?
– Сорока на хвосте принесла.

Видимо, от того, что мне не надо больше думать и переживать о двойке, оттого, что скоро нас обнимет, как прежде, Наталья Даниловна и скажет «деточки вы мои», – мне вдруг стало так радостно, так легко! Как бывает, когда по субботам мама купает меня в корыте, намыливая и поливая из ковшика теплой водой. Растирает полотенцем, надевает на чистое тело длинную белую рубашку. Расчёсывает гребешком промытые дождевой водой волосы...


Рецензии
Лидочка, таким теплом прониклась к вашей девочке, живущей внутри вас. Берегите ее, она все понимает, хоть и маленькая.
Обнимаю вас, тёзка!
Конечно, понравилось. Пусть другие тоже читают ваши милые воспоминания.

Маленькаялгунья   28.02.2024 20:55     Заявить о нарушении
Лида, спасибо! Приятно, что почувствовали душу девочки и великодушно отнеслись к маленькой грешнице.
Внуку в разлуке написала книжку воспоминаний.
Всех благ Вам, дорогая тёзка! Пусть все у Вас будет 👍 хорошо 🌹!

Ли


Лидия Мнацаканова   28.02.2024 22:46   Заявить о нарушении
Ваша личка не работает, улетело всё.
Даю вам ссылку на рассказ блондинки "Мой сувенир" Часть первая из сборника.
http://proza.ru/2009/08/02/1104
Приятного чтения). Надеюсь, что сильно не травмирую вашу нежную душу, милая Ли)

Маленькаялгунья   29.02.2024 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.