Великое колдовство. история Колымы. ж. волк 1

               
 (Письменные известия издателю г-н. Новикову* от   артиллерийского поручика графа С. о некоторых особенностях и курьёзах  жизни российского Крайнего Северо-Востока Сибири.  Охотск. 1781 г.)

                Здравствуйте любезный  Николай Иванович!
     Мы несколько раз встречались в Санкт-Петербурге зимой 1772 года. Вы тогда издавали сатирический журнал «Живописец». Ознакомившись с некоторыми моими литературными упражнениями, Вы настойчиво рекомендовали присылать в «Живописец» новые мои натуральные наблюдения их жизни русской армии и проч…
    Однако, волею судьбы, собрался я с мыслями и решил возобновить литературные опыты лишь спустя десять лет. Тому были веские причины – скажу о них кратко: В октябре 1773 года я, семнадцатилетний артиллерийский штык-юнкер**, попал в отряд генерала Кара. Нас направили на усмирение мужицкого мятежа Емельки Пугачёва, бушевавшего  в оренбургских степях***. В ноябре наш карательный отряд был разбит бунтовщиками… Ваш покорный слуга оказался в числе немногих уцелевших горе усмирителей. Однако, в наказание за то, что оставил мятежникам пушки, я был сослан в Сибирь, в гарнизон города-порта Охотск. Фамилия наша обедневшая, при дворе ЕЁ императорского величества**** связей не имеет; пришлось исполнять высочайшее распоряжение…
    Впрочем, к нонешней зиме срок моей долгой ссылки оканчивается; продолжу службу отечеству в Москве-матушке.., либо в уральском граде Уфа, где объявились у меня близкие родственники (и где жизнь, по их отзывам-рекомендациям, много дешевле и есть у меня возможность быстро сделать карьеру)…
____________________________________________
*Новиков Н.И. (27.04.1744 – 31.07.1818 г.г.) известный российский просветитель, писатель, журналист, издатель.
**штык-юнкер  - офицерское звание в тогдашней российской артиллерии, соответствовало званию «прапорщик».
***Напомним читателям, что в XVIII часть Башкирии, в том числе
 г. Стерлитамак и, соответственно, Стерлитамакский уезд, входили в Оренбургскую губернию.
****Имеется ввиду российская императрица Екатерина II (21.04.1729 – 06.11.1796 г.г.)
                *****
    Скажу Вам, любезный друг, что крайний северо-восток Сибири освоен весьма поверхностно, хотя и числится за Россией уже около ста пятидесяти лет. На побережье Охотского моря ныне существуют два города-порта: Охотск и Гижига. Вдоль великой местной реки Колымы так же имеется несколько русских селений, но самые большие из оных: Нижнеколымский острог, Среднеколымский острог да Верхнеколымский острог. В коих населения, вместе с инородцами, наберётся едва по сотни душ… Внутри края – это тысячи квадратных вёрст, также существует 40 – 50 очень мелких деревушек, где живут осёдло русские, которые постоянно берут за себя жёнок инородцев, впрочем, дети их, разумеется, числятся русскими и православными. К слову, священников в сиих пустынях крайне мало... Да, сказывают, мол, есть в этих дебрях и несколько скрытных (5 -6, возможно и по более) селений беглых старообрядцев…
    Большая часть коренного туземного населения платит в царскую казну ясак. Здешние туземцы делятся по образу деятельности своей на две категории: кочевники (пасут огромные стада домашних олений)  и оседлые (охотники-рыболовы). Одежды инородцев из шкур животных, живут в кожаных чумах либо в землянках; вооружаются примитивными луками да копьями; земледелия не ведают. Народы сии не скажу, что многочисленны. Старожилы утверждают, мол, раньше их было более, но междоусобные войны и эпидемии подсократили их число…  Так вот, инородцы местные довольно простодушны и доверчивы (как дети малые), что не мешает им быть неплохими воинами. К примеру, чукчи (основная их масса) до селе не покорились престолу, а многие коряки нередко бунтуют. Да, поясню – туземцы здешние азиатского рода-племени. Между тем, встречались мне некоторые ватаги одулов* и ходынцев* почти европейской внешности. Кстати, угадывается родство местных инородцев с заокеанскими индейцами. Подобную догадку, в своё время, ещё высказывал Михаил Васильевич Ломоносов**. (Слышал я, дескать, часть американских индеян воюет нынче плечом к плечу с английскими переселенцами за независимость колоний от Британской короны***…)
   Возможно уроженцам оных палестин городок Охотск кажется весьма приличным.., на самом же деле это убогое местечко: три-четыре сотни жителей; вросшие в землю избы, крытые досками и лиственной корой; покосившиеся амбары, коптильни, бани; крохотные огороды; местами деревянные тротуары… Правда, над серой рябью убогих избушек возвышаются несколько строений побогаче – жилища местной знати и купцов, церковь, приходская школа, армейские и казачьи казармы. К слову, гарнизон тут так же невелик: три десятка солдат, да менее сотни служилых казаков, большая часть которых постоянно находится в разъездах с казёнными поручениями. Порт и верфи Охотска так же невелики, однако заходят к нам и иностранные суда.
    Тем не менее, сей суровый край весьма богат: лесом, всевозможным зверьём и птицей, рыбой и иной морской живностью. Есть тут и разные руды, и уголь, да и золотишко…
     С развлечениями в Охотске не шибко, поэтому когда весной и осенью над городом пролетают огромные караваны лебедей, уток да прочих гусиных, почти всё мужское население хватает кто ружья, а кто и луки и развлекаются промыслом птицы. Сие весьма весёлая забава…
    Я, скуки ради, хаживал с казаками на сбор ясака. Морем добирались до корякско-ламутского селения Ола и бухты Волок****. Места там практически дикие, но очень богатые относительно всяких охотничьих промыслов… Довелось мне малость повоевать здесь: участвовал в небольших экспедициях против шаек немирных инородцев, да разбойных мужиков; за что отмечен повышением в звание. Опять же, удалось вашему покорному слуге скопить некоторую толику деньжат – в своих походах выменивал у туземцев, за разные безделушки, меха да бивни мамонтовые, здешние аборигены обзывают их «зубами»…
_________________________________________________
*одулы и ходынцы – названия некоторых юкагирских племён. К началу 19 века юкагиры, некогда великий народ Крайнего Северо-Востока, совершенно утратили свой изначальный облик; растворившись среди русских, чукчей и эвенов. В настоящее время юкагиров насчитывается около 800 человек; сильно метисированы.
**Ломоносов М.В. ( 08/19.11.1711 – 04/15.04.1765 г.г.) великий русский учёный и поэт, просветитель и художник, инициатор создания Московского Университете (1755 г).
***граф С. подразумевает войну за Независимость (1775 – 1783 г.г.), в результате которой образовались США.
****бухта Волок – старинное русское название магаданской бухты Нагаево.
                *****
    Собственно, я и надумал описать один из моих последних походов. Весьма курьёзный.
    Занимаясь скупкой у туземцев мамонтовых бивней, узнал от  оных, что в краях этих частенько сталкиваются людишки со снежным человеком. Вона как! Хоть аборигены довольно примитивны (местные русские крестьяне, да и казаки, тож весьма темные и суеверные), однако не из самых глупых.., а их рассказы о снежных людях весьма похожи на правду и схожи с преданиями цивилизованных народов об этих мистических созданиях… Русские старожилы так же подтверждают существование снежных людей – огромного роста, полностью покрытые шерстью. Они утверждают, дескать, это и есть лешие – колдовские существа… Опять же, скуки вопреки, увлекся я изучением туземных «чудес». Расспрашивал постоянно инородцев об их тайнах… Конечно же, мало верилось во всех этих леших, да колдунов…
    Однажды я уберег от виселицы крещённого коряка. Молодой паренёк – низкорослый, вроде мягкий характером, бесхитростный. Однако, когда его надумал притеснять крепкий служилый из уйгуров*, тот его зарезал… Зиновий, сие имя получил туземец при крещении, стал при мне на вроде денщика. И вот Зинка как-то поведал, что на одной из сопок, в районе Тауйского острога**, появилось «великое колдовство». О том, де, многие инородцы сказывают. Навёл я справки – действительно есть. Спрашивал разных  туземцев: «Какое оно тауйское колдовство?»  Все
отвечают: «Великое!»
 -А ежели я туда приду, увижу ваше колдовство?
 -Должен увидеть, уважаемый тойон… Все видят!
И загорелся я воочию узреть то «колдовство». (А то всё сказки какие-то, да побасёнки.) Отпросился у начальства (Дескать, ещё и инспекцию проведу – мол, вот де – осматривают русские свои владения…). И впятером: ваш покорный слуга, Зинка, два казака, да, так же, крещёный  мещанин-бурят, двинули на поиски чудесной сопки. Стояло начало лета. Наш девиз был: «Еже ли, что – отобьёмся. От лукавого крестом, от буяна пестом.» Впрочем, по мимо песта оружия хватало. Лошадёнки у нас были не плохие… Здешний край для путешествий весьма труден – тайга, сопки, озёра, реки, болота и тундра. Однако мой денщик слыл опытным проводником; кстати, казаки так же не единожды пересекали Охотоморье вдоль и поперёк.
    Когда до сопки с великим колдовством оставалось менее четверти пути, повстречали ватагу охотников-одулов. Собственно, это были смутьяны, так как их предводитель Железный Волк отказывался платить ясак в государеву казну. Но в мои обязанности не входило усмирять оных дикующих силой оружия, а по сему, общались мы по-товарищески. Эти бродяги одулы обликом своим сильно напоминали индеян – длинноволосые, прямые носы (у их вожака вовсе орлиный), почитай, половина отряда с ружьями в расписных замшевых чехлах с бахромой; у двоих даже перья в иссиня-чёрные гривы воткнуты. Облачены они были, по аборигенным меркам, в пух и, разумеется, в прах: красивые рубахи из тонкой кожи, суконные штаны с бахромой, мягкие сапожки (торбаса) с затейливой вышивкой. Тойон их носил русскую дорогую лёгкую кольчугу, за что и получил прозвище Железный. Встретились наши отряды подле заброшенного охотничьего зимовья, где и решили заночевать. В дикой глуши лучше с туземцами ссоры не искать – себе дороже может обойтись. Мы на лошадях с приличным запасом провианта; инородцы пешком, с небольшими котомками за плечами. У туземцев даже соли нет, а у нас и горькая найдётся. Достаём различные съестные припасы и начинаем с одулами сильно дружить. Костёр уютно потрескивает, душистая похлёбка получилась наваристая; по чарочке для аппетита хорошо прошли…
    Винюсь, зря угостил тех дикующих (почти индейцев) водочкой. Зря своим разрешил хлебнуть «с устатку»…Зря!.. Хотя, поначалу всё шло очень мило. Покушав и «причастившись», одулы надумали бороться.  Скажу Вам, любезный Николай Иванович, здешние туземцы весьма искусно борются, не всякому казаку, а тем более простому русскому мужику под силу одолеть оных мастеров рукопашного боя… Спустя какое-то время наш городской бурят тоже включился в состязание, но был быстро повержен (хоть, оченно старался). Тут уж не стерпел один из казачков. Он завалил довольно крупного туземца. Сие раззадорило Железного Волка, который до этого не принимал участия в забаве. Тот, в миг, скрутил казачину. В общем, я и не заметил, как случилась всеобщая драка… Грешен, лишнего употребил..,  я тоже ввязался в кулачную потеху. Собственно, здесь, в Богом забытой глуши, Ваш покорный слуга, порядком одичал и огрубел.., так что простить меня возможно.
    Одулов было почти вдвое больше, да и дрались они, пожалуй, лучше… Правда, одного дикующего кто-то из казаков зарезал…
    Очнулись мы утром еле живы. Ребра болят, под глазами синячища. Лошади, ружья, продовольствие исчезли. Вот тебе бабушка и Юрьев День! В «великом колдовстве» надеялся я разобраться!.. С инспекционной поездкой по краю разъезжал!.. Граф, офицер!.. Ть-фу!.. Позорище!.. Избили до полусмерти как щенка, ограбили… Можно со спокойной совестью умирать на месте, всё равно куда идти не знаем, лошадей нет, продовольствия нет…
   Однако Зинка слазив на вершину ближайшей сопки, тем самым сориентировавшись на местности, заявил, что в двух днях пути, на некой речушке с непроизносимым названием, обитает небольшой одинокий род кереков***. Вот туда мы и подались. Вашего покорного слугу несли на носилках, так как он поединничал с Железным Волком. Добирались мы до жила туземцев все четыре дня. Питались одними кедровыми орешками да какими то корешками…
    В деревушке оседлых кереков моим врачеванием занялись аж два знахаря. Только мне становилось всё хуже и хуже. Однако и знахари не сдавались. Оглушительно колотили в бубны, изгоняя злых духов болезни, орали заклинания, прыгали и бесновались. Ворожеи упорно боролись за моё здоровье.., но я остался жив… Помог казачий рецепт: дикий чеснок и водка. Почему-то небольшой бочонок водки у нас одулы не украли…
_____________________________________________
*уйгуры – древняя народность Дальнего Востока, относятся к европейской расе, с различной степенью монголоидной примеси у разных групп. Основная масса уйгуров живёт в Китае – 6 280 000 человек.
**Тауйский острог – одно из первых русских поселений в окрестностях современного г.Магадан; упоминается в архивных источниках с XVIII века.
***кереки – народность чукотско-камчатской языковой группы, но их язык выделен как самостоятельный. В прошлом кереки, в основном, проживали на побережье Берингова моря от Анадырского лимана до Олютарского мыса. В настоящее время кереков насчитывается около 300 человек.
                *****
    Слава Богу, что вечно ничего не длится, даже неприятности. Когда я уже стал потихоньку ходить, объявился один из воинов Железного Волка. Он вернул лошадей, оружие, часть провизии и пороха.
 -Вождь сильно сожалеет о случившемся, но вы убили одного из нас, -парламентёр произносил слова с чувством глубокого достоинства.- И всё же, если тойон урусов захочет, войны между нами не случится… При встрече, вы поделились с одулами пищей…
 -Не помню, чтобы мои люди и люди Железного Волка ссорились, -отвечал Ваш покорный слуга (копируя речевые обороты туземцев).- Мы просто немного посостязались в силе.
Гордый одул, слегка кивнув, растворился среди деревьев…
    Мы же продолжили поиски чудесной сопки. В конце концов экспедиция добралась до окрестностей Тауйского острога. Но сопка с «великим колдовством» как в воду канула. Что за напасть?!? Или это всё же были сказки аборигенов?.. На нашу беду совершенно не встречались местные жители – уточниться не у кого. Потратив на поиски «туземного чуда» не один день, решили повернуть назад (по дороге завернув в Тауйск: инспекция, опять же, возможно, селяне, что-нибудь пояснят по поводу «великого колдовства»). И тут вновь услужил Железный Волк (получается, он присматривал за нами). Тойон одулов прислал знающего проводника. Ещё два дня пути и утром увижу сопку с «Великим Колдовством». С нетерпением жду восхода солнца. Верите ли, любезный друг, спать не мог.
    Чуть забрезжил рассвет, мой отряд уже подходил к заветной сопке. Волнуюсь. Начало сентября. Низкорослая тайга зелёно-красно-жёлтая. Последние тёплые  деньки. После каждого порыва ветра с деревьев облетает листва – она падает на землю с загадочным шуршанием. И вот предо мной конечная цель – мы дошли. Проводник одул указал на макушку довольно высокой сопки.
 -Вот оно! –голос туземца звучит торжественно.- Вот Великое Колдовство!
                ? ! ? ! ? ! ? ! ? ! ? ! ? ! ? ! ? 
На вершине сопки был установлен российский Андреевский флаг. Он гордо реял на ветру, возвышаясь над  долиной… С Вашим покорным слугой случился очередной конфуз. Не знаю почему, но многие аборигены восприняли установленный на сопке русский флаг как что-то волшебное…
    Такая вот история. Автор искренне извиняется за некоторую иронию и сарказм допущенный в повествовании. Впрочем, всё же, надеется, что жизненный анекдот, участником коего он был сам, не вызвал у читателей зевоту.

Р.S. (от В.А. Силантьева) Конечно в оригинале очерк графа С. был написан совершенно иным слогом, то что Вы прочитали всего лишь стилизация под письменные обороты XVIII века. Но история с русским флагом вполне могла произойти, так как сохранились документы, в которых по распоряжению императрицы Екатерины II, в 1779 году, предлагалось мирным чукчам и корякам вывешивать российские флаги вдоль тихоокеанского побережья и в иных местах, указывая тем самым «…что сии места принадлежат империи её величества.» (Из сборника статей «Международные связи России в XVII – XVIII вв.» стр. 456. Издательство «Наука», Москва, 1966 г.)
                1997-1998 г.г. Магадан.
                Январь 2019 г. (последняя редакция) Стерлитамак.
_______________________________________________
  Из книги "Сказ о Золотом Олене". Кстати, кто захочет купить "Сказ о Золотом Олене" напишите. Спишемся, определимся. "Золотой Олень" - это раритетное издание (в настоящем виде книга переиздаваться не будет. Опять же "Олень"- это рамка, историко-приключенческого жанра...) Добавлю, покупайте книгу пока тираж её на распродан и стоит она очень не дорого; когда это произойдет, цена возрастёт сильно. С рук (коллекционеров и спекулянтов) мои книги стоят ДОРОГО! Уже несколько месяцев книга продаётся в интернет-магазине Ozon !


Рецензии
Вадим Александрович, спасибо! Всё, что у Вас уже прочитала,написано очень интересно и позволяет сразу представить картинку пейзажей и событий; а ещё скажу - добротно, потому что прилагается чёткий справочный материал. Читаю с удовольствием, Н. Сафронская

Наталия Сафронская   27.07.2021 15:41     Заявить о нарушении
Спасибо! Пишу для Вас!

Вадим Александрович Силантьев   27.07.2021 20:18   Заявить о нарушении