Букеты из чужих садов. Св. Лука

     Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий,  архиепископ Симферопольский и Крымский, хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор;  доктор богословия (1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
     Архиепископ Лука был репрессирован и провёл в ссылке 11 лет.  Автор монографии «Очерки гнойной хирургии» и книги «Дух, душа и тело».
     В 1996 году Святейшим Синодом был причислен к лику святых, как Святитель и исповедник веры.
*
     До недавнего времени царила безусловная вера в основные догматы науки, и только немногие избранные умы видели трещины в величественном здании классического естествознания. И вот великие научные открытия в конце 19 и в начале 20 столетия неожиданно расшатали устои этого здания и заставили пересмотреть основные идеи физики.
*
     Головной мозг до сих пор считается органом разума и воли. Но в деятельности насекомых (муравьев, ос, пчёл и др.) не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность и разумность, мало отличающаяся от человеческой.
     Мы наблюдаем примеры разума и воли и у животных, не имеющих мозга или имеющих очень маленький по объёму мозг (птицы).
*
     Если мы не знаем многих, несомненно действующих форм энергии, то это зависит от явной недостаточности для познания мировой жизни наших бедных пяти чувств и от того, что не найдены еще научные методы и реактивы для обнаружения того, что недоступно нашим чувствам.

     Но верно ли то, что у нас только пять органов чувств?
     Я полагаю, что несомненные факты психического порядка, обязывают нас не только допустить возможность обострения наших пяти чувств, но и прибавить к ним иные органы познания. Мы обладаем не только пятью чувствами. Но есть у нас способности восприятия высшего порядка, неизвестные пока физиологам.
*
     Целый ряд необъяснимых пока явлений свидетельствуют о том, что дух может иметь существование отдельно от тела.

     Иногда подсознательное движение бывает ясным, и кажется внушением извне. Подобные примеры у Сократа (его демон), Паскаля, Моцарта стали классическими.

     К сверхъестественным, научно необъяснимым способностям духа относятся и вещие сны. Вот лишь один пример из достоверно мне известных.
     В 1885 году в Петербурге Лукаевский, один из высших чиновников морского министерства видел во сне, что он на борту большого корабля, который столкнулся с другим; он падает в воду вместе с другими пассажирами и тонет.
После этого сна он был убежден, что умрет во время кораблекрушения и, в ожидании близкой смерти, привел в порядок свои дела. Через несколько месяцев воспоминание об этом сне уже потускнело, как вдруг он получает приказ отправиться в один из портов Черного моря. Он вспомнил свой сон и, уезжая, говорил своей жене: «Ты меня больше не увидишь». Через две недели корабль «Владимир», на котором он плыл, столкнулся с другим, и Лукаевский утонул.

     Огромное количество фактов императивно принуждает нас считаться с ними и признать наряду с материальной природой безграничный, гораздо более важный Мир Духовный. Духовной энергией проникнута вся природа, все мироздание. В высших формах творения эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа.
*
     Весь мир живых существ, даже вся природа являет великий закон постепенного и бесконечного совершенствования форм, и невозможно допустить, чтобы высшее совершенство, достигнутое в земной природе, духовность человека, не имело дальнейшего развития за пределами земного мира.

     Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?
*
     Почему бы не признать существование разумных, могущественных существ, не принадлежащих к доступному нашим чувствам миру?
     По какому праву мы, с нашими ограниченными чувствами, нашим несовершенным разумом, нашим научным развитием, едва исчисляющимся тремя веками, смеем утверждать, что в неизмеримом космосе человек – единственное разумное существо, а что всякая мыслящая реальность всегда нуждается в нервных клетках, орошаемых кровью?

     Существование разумных существ, имеющих совсем иной тип организации, чем человеческий, – это не только возможно, но и в высшей степени вероятно.
     Это заключение ученого, привыкшего к позитивному мышлению.

     Сущность этого заключения можно свести к тому, что дух человеческий имеет общение с миром трансцендентным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности.
*
Бессмертие - есть необходимый постулат ума настоящего учёного.


Рецензии
Человеческий мозг не в состоянии вместить огромное количество информации, поэтому на современном этапе имеет значение коллективный разум - интеллект, не исключая, конечно, гениальных индивидуумов. Никакие муравьи и пчелы до сих пор, кроме генетической штампа, не изобрели ничего прогрессивного....После смерти нет никой жизни духа, т.к. это не доказуемо к нашему всеобщему сожалению. Все "вещие" сны, предчувствия, "наблюдения со стороны" своего мертвого тела - всего-лишь умозрительные заключения и фантазии. Да и какое счастье быть душой отдельной от тела - ни выпить тебе ни закусить..., т.е. жить без телесных удовольствий и страданий; трудно себе представить такое своё сепаратное существование.

Леонид Югаев   17.06.2021 17:34     Заявить о нарушении