Гумбур - танцовщица с необычной судьбой

Согласно источникам примерно до 1915 г. бухарские танцовщицы были приимущественно таджичками. Но во втором десятилетии ХХ в. на  сцене активно выступают танцовщицы из местных евреек. В основном они были родом из города Керки (большую часть населения там составляли евреи). В феодальной Бухаре, где очень ярко проявлялась расовая дискриминация, еврейское население находилось в очень ушемленном положении. Бухарская городская аристократия не приглашала их, мотивируя это тем, что они якобы грязнули.
Приход местных евреев в жанры вокального (Шашмаком) и танцевально- певческого искусства (Созанда) объясняется рядом причин. Части евреев (особенно тем, кто принял мусульманство) легче было войти в мир искусства, чем в другие сферы жизни, потому что испольнительская профессия считалась принадлежностью самой низшей касты, зато она была доступна лишь тем, кто обладал талантом. А среди местных евреев было немало одаренных людей. Их женщины, наблюдая за таджикскими танцовщицами, быстро освоили их искусство. Язык им был понятен: средниазиатские евреи давно освоили таджикский язык и говорили на нем, создав своеобразный диалект.
В обществе старались говорить по нормам принятого в городе таджикского языка. К тому же, во времена строжайших законов шариата не каждая таджичка осмеливалась открыто петь и танцевать даже среди своих подруг. Поэтому в городе не хватало трупп созанда, а потребность в этих артистках росла. И еврейки, придя на помощь, с одной стороны, удовлетворяли творческие устремления, с другой, имели хороший источник дохода. К тому же еврейки чувствовали себя более свободными. Они хоть и носили паранджу, но осмеливались открывать лица.
Издавна существовала традиция: примечая что-то необыкновенное в испольнительском мастерстве или во внешнем облике артистки, зрители в связи с этим любовно давали ей какое-нибудь прозвище. Так, что-то сходное с нежной формой груши находили зрители в облике созанда Хевси. Потому ее переименовали в Ношпути (сорт крупных сладких груш).
В 1924 г. на одну большую свадьбу были приглашены сразу три созанда - евреек: Кундал, Червонхон и ещё одна, которая именно в этот день получила второе прозвище. Оно произошло от слова « гумбур», что значит быстро, стремительно. Действительно, при исполнении чистой хореографии в своих выступлениях она вносила в танец много динамики, стремительности, энергии, оптимизма, предельно темпераментно ведя танец, ритмически подчеркнуто стуча ногами. Зрители, уловив эту ее индувидиальность, метко назвали артистку Гумбур.
Гумбур (Хевси Аронова) еврейка по национальности, родилась в 1906 г. в кишлаке Душанбе. Вскоре семья приехала в Бухару. Опасаясь, как бы девочку не забрали во дворец эмира (однажды ее заметила сыщица Мухаррами Гарч и чуть не увезла)  отец отдает тринадцатилетнюю дочь в жены шестидесятилетнему богачу, имеющему несколько жен. Муж увозит Хевси в Душанбе, но как только произошла Октябрьская революция, он скрывается. Хевси оказывается в руках басмачей. Она ухитряется спастись и попадает в красноармейский отряд, где служит поваром. В 1921 г Гумбур возвращается в Бухару и выступает как созанда. Мать Губур Мазол начала танцевать с 15 лет. Одетая в широкое бухарское платье, Губур танцевала до самых родов. Своего третьего сына Давида она родила в четыре часа утра 1939 г., а накануне она исполняла танец «Занг» на очередной свадьбе. Гумбур воспитала целую плеяду танцовщиц.


Рецензии
Спасибо за интересное изложение.
С уважением.

Наталья Викторовна Обрезкова   06.12.2022 18:48     Заявить о нарушении