Избранные комментарии к стихотворениям. Же-Жив

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 1. «А» - «К» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 314 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4158/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/jreo/
------------------------------------------------

Избранные комментарии к стихотворениям. Же-Жив


Желание. «Не властелином быть над миром…»
https://stihi.ru/2002/04/30-329

Не властелином быть над миром -
Такая слава мне мала -
Хочу, чтоб ты своим кумиром
Меня однажды назвала!

Пусть кто-то думает, не точен
Язык поэзии, смешон…
А я хочу все дни и ночи
Обожествлять тебя во всём!..

И пусть на крыльях вдохновенья,
На грани яви и мечты,
Жизнь пронесётся, как мгновенье,
В котором счастье, откровенье,
Создатель мой, моё творенье,
Одна единственная - ты!..

1980
_________________________________________

- как славно! надеюсь, что своей любимой Вы Это говорили? :))
«говорите о любви любимым»,
и её кумиром будете всегда!

Эллиза
----

- Конечно же, говорил! Но разве женщину можно когда-нибудь удовлетворить окончательно? :)

Виталий Иванов
----

- дааа, женщины такой народ (блин!),
удовлетворить их,.....
Но, согласитесь, как сладко, когда она смотрит на вас влюбленно!
::::))))))))))))

Эллиза
----

- Трудно с Вами не согласиться… И зачем вообще спорить с женщинами, когда речь идет о приятном? :)

Виталий Иванов
----



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Желание. «Я хочу, что б меня расстреляли…»
http://www.stihi.ru/2002/04/10-398

Авторское чтение:
http://www.stihophone.ru/works.php?ID=6225

Я хочу, чтоб меня расстреляли
У высокой-высокой стены;
Чтоб вокруг часовые стояли,
Но своей я не ведал вины.

Чтобы рядом берёзки шумели,
Свежий ветер глаза мне слезил;
А в груди тонко струны звенели,
От избытка желаний и сил!

Чтоб мгновенья годами казались
И природы понять голоса;
Чтобы ласково мне улыбались
Издалёка любимой глаза.

Чтоб весёлая песня звучала,
И горячая капала кровь…
И чтоб было сто жизней мне мало,
Чтобы жизнью насытиться вновь!

1976, 1978
_________________________________________

- Сколько жизней мне жить, я не знаю.
Сколько раз на Землю вернусь?
Для чего же я эту теряю,
Полноценности жизни боюсь?..

Алла Пермякова
------

- Да, Алла, часто мы жизни полноценной боимся… И все время мечтаем о ней.
Дурацкое воспитание! Или это виноваты мы сами?
Я вот чуть не всю жизнь стеснялся себя, боялся самим собой стать. Так сколько потеряно! Только после 40-ка начал понимать это и с собою бороться. Или, наоборот, себя сам поддерживать. И уважать.
Это наша жизнь, наш мир, наша страна… Не дурнее других… Будет жить так, как сами считаем нужным.

Виталий Иванов
------
______________________

- Это, как правило, вызывается желанием почувствовать чьё-то сострадание, понять, что ты не одинок и кому-то нужен.
Виталий, простите за пошлый вопрос, Вы пьете?

Антон Ли Круковской
------

- Выпиваю. Не могу отказать себе в удовольствии. :) Иногда необходимо расслабиться и забыть обо всем, дать голове отдохнуть.
На самом деле, это вредная привычка глупой и страшной юности, от которой избавиться теперь очень сложно. Потом, Антон, все поэты – пьют. Тут ничего не поделаешь… :)))

Виталий Иванов
------

- Я не пью - не поэт, что ли? :))))
«Алкоголь разрушает семью - говорил молодоженам гость на свадьбе, а через 20 минут уже мирно спал, уткнувшись лицом в салат...» :))»

Антон Ли Круковской
------

- Если человек пьет, это не означает, что он поэт. Или наоборот. Тут, главное, не путать внутреннее и внешнее и не забывать, что в каждом правиле должны быть исключения, иначе не интересно. :)))
Лично я, Антон, категорически не советую начинать тебе пить! То, что ты можешь обходиться без этого, - большое счастье. Цени его и не упусти! :)))

Виталий Иванов
------

- Спасибо за напутствие, не буду начинать! Я лучше сдохну от тоски когда-нибудь... :)))
А я ведь считал, что поэты находят утешение в стихах, а они, в большинстве своём, утешаются 40-градусной огненной водой... :'-)

Антон Ли Круковской
------
______________________

Не знаю, что тяжелее – мечтать на чужбине о расстреле на Родине или желать того же, на Родине находясь.
Слава богу, эти мысли застойного времени в прошлом. Жаль только лет и сил, растраченных напрасно…

«Чтоб природы понять голоса» – «чтоб», «чтобы» и так очень много в стихотворении.
А вот «тонко струны звенели» - да, может быть, хорошо. Учту!
И последнее четверостишие… нет, мне видится так. Авторский вариант, на мой взгляд, более соответствует первой строчке.

«Чтоб мгновенья годами казались» и «природы понять голоса» - по сути, два разных предложения, через запятую. Хочу, «чтоб мгновенья годами казались», каждое мгновение – длинной с год, или вечность… Что же тут непонятного?
Спасибо за конкретные замечания и живой интерес. Для меня именно такие комментарии самые ценные.
А то, что стихи старые, не имеет значения. Поэзия вне времени, и, пока жив автор, нет окончательных вариантов. Я все стихи правлю, если возникает необходимость – внутренняя или же внешняя.

Тут двоеточие не годится. Собственно, с первого катрена идет перечисление, в основном объединяемое в группы по две строки, а связки – «чтоб», «чтобы»… Был вариант между всеми катренами (1-2, 2-3, 3-4) поставить точку с запятой, может, оно было бы понятней и лучше. Но мне захотелось поставить где-то восклицательный знак, где-то точку… А то, что это перечисление, казалось понятным. Честно сказать, встречаю первое непонимание… Эх, сколько людей, столько мнений!..
Начинается стих:
Я хочу, чтоб меня расстреляли
У высокой-высокой стены…
Кончается:
(Чтоб) И сто жизней мне было бы мало,
Чтобы жизнью насытиться вновь!
Вот зачем я хочу, чтоб меня расстреляли, – ощутить жажду жизни! Вся середина об этом и она же - подход к двум строчкам последним, кульминации.
«чтоб природы» - лучше не ставить, и так много «чтоб», будет явный перебор.
Вообще, стихотворение - настолько хрупкий организм, что любое неверное слово может из него сделать калеку. Этот стих я вижу вот так.
Безусловно, только виниться – бесперспективно. Дело надо делать, согласен. И дело, на мой взгляд, не в поиске «виноватых» - а поиске исторической правды. Ложь – раковая опухоль в сознании человека и, тем более, общества. Духовный организм России смертельно болен, и лечить его можно лишь правдой. Не надо ее бояться.

Бывало по-разному. Чтобы сто раз жить, надо сто раз умереть.
А бывает, просто хочется умереть, и жить снова – не хочется.
С трудом заставляешь себя дожить до того момента, пока снова захочется ЖИТЬ. И чтоб сто жизней было бы мало!
Ведь, если мы живем, значит, это кому-нибудь - нужно…

Это нас возили в мертвых теплушках… И расстреливали у стенки. А теперь нам надо сто жизней прожить за все наши жизни непрожитые…

Вижу, В., вы любитель учить. Не понятно, правда, чему.
Не кажется ли вам, например, сам факт написания молодым человеком, в 24 года и, при этом, в застойном 1978-м году стихотворения «Я хочу, чтоб меня расстреляли…» - чудовищным? И чудовищно-симптоматичным! А теперь результат – что мы имеем в 2010-ом.
Это моё стихотворение – диагноз тому времени и всему ХХ-му веку в России.
А что вас волнует - я, честно, не понял. Вот желание как-то протестно себя обозначить в пику авторитетам – да.
Что ж, пожелаю Вам побольше «торжественных сил». Для поэта, на самом деле, может быть, действительно ничего больше не надо.

Со стороны друзей… Выстрела в спину я всё-таки не ожидаю.)

Умирать в постели, медленно и мучительно – не весёлое дело.) А вот под шелест берёзок получить пулю в сердце, знать, что умрёшь, умереть полным сил… и ощутить в последние мгновения настоящую, невозможную жажду жизни… Разве не счастье?
Но не будем торопиться, не будем…
Разве что, так, помечтать иногда.)

Главное, чтобы были мы - для себя, близких своих и друзей.
А тем, кто полагает, что кроме них никого нет, воздастся. По делам их.

Стихотворение написано в 1978-ом году. Мне было 24 года. Застойное время.
Редактировал много раз, но не существенно.
С тех пор мало что изменилось.
Да, я живой. ЖИТЬ – ОЧЕНЬ БОЛЬНО !!!
Не все смогли выжить… друзья...
______________________

- Так и было всю жизнь - расстреливали не за что среди берёзок. Привыкли. Понравилось... ((
- Да. Спасибо.

- А пожить не хотите?
- Живу. Что же делать.) Ещё не пришли.
Вообще-то это оптимистическое стихотворение. О жажде жизни, которую иногда мы утрачиваем...
- Да и вряд ли придут, живите, любите, Весна!
- Да уж... Если до сих пор не пришли, уже не придут. Тьфу-тьфу-тьфу! :)
______________________

- Странное стихотворение. Как в том анекдоте про смешанные чувства: «моя теща в моём новом авто падает в пропасть». Финал - вообще мысли мазохиста перед реинкарнацией.
- Что делать, поэты странные люди.)
______________________

- В 78 году у вас видно был тяжёлый период!
- А сегодня разве легко?
______________________

- А мне очень понравилось стихотворение.
- Спасибо.
______________________

- Приходите, но со своими патронами.
- Мало того, что стихи за свой счёт публикуешь… ещё и со своими патронами, значит. Ага.
Вот она любовь народа и государства к поэту. Благодарность и гонорар.
Куда приходить?)



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Железобетонная?
На стихотворение «Рассеянность», Маша
Железобетонная
https://stihi.ru/2003/04/26-376

- Я такая рассеянная
И такая вся томная…
Но на мне немерено
Железобетона.

Раз мучает строчек изжога,
До сердца поэт доберется.
- Наверное, ты недотрога?
Смеется…

2003
_________________________________________

- И я смеюсь, вспоминая железобетонную Машу-Марину! :))
С улыбкой и наилучшими пожеланиями,

Андреевский Александр
------

- Пропала еще весною куда-то, очень жаль! Большой души человек. :) Наверное, творческий отпуск… :) Хочется верить, что Маша к нам вернется еще. :)
Взаимно. :)

Виталий Иванов
------
____________________

- Очень оптимистичный и живой стих. Просто-таки нет слов. Действие передано как на сцене театра.

Александр Тагаев
------

Спасибо, Александр!
Не считаю жизнь театром. Даже здесь, в Интернете. :) Чтобы «спектакль» вышел удачным надо его прожить. А потом – да, зрители на него ходят и смотрят.
Хороший человек, Машенька, задела меня за живое. Жаль, пропала куда-то.
Кстати, завел на Стихире еще страничку, четвертую – «Стихами на стихи».
http://www.stihi.ru/author.html?ivanov_vs
Предполагаю выставлять там, соответственно, вещи посвященные авторам. И этот стиш перенесу туда же, чуть позже.
Есть и тебе посвященное стихотворение, но выставлю его где-то через месяц, наверное, - хронологию соблюдаю. :)

Виталий Иванов
------

- Согласен. На две недели ухожу в отпуск поэтому в интернете меня не будет, поскольку буду далеко от дома. Буду ждать с нетерпением твоего стиха что б уже самому продолжить спектакль.

Александр Тагаев
------

- Желаю хорошо отдохнуть, Александр! :)

Виталий Иванов
------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Женщине
http://www.stihi.ru/2002/03/05-550

Мы с тобою - две фары
одной машины -
освещаем путь жизни.

Мы с тобою - два крыла
самолёта,
летящего в будущее!

Так пусть же
не погаснет одна фара!
Так не отвалится же
крыло самолёта!

1972
_________________________________________

- Первый столбик- единство противоположностей- хоть машина и одна, но фары разные- левая и правая.
То же самое касается и самолёта.
В третьем столбике как раз и говорится о том, что лишь такая форма существования является единственной, а для самолёта это даже в буквальном смысле.
Напомнило тост.

Александр Тагаев
------

- Суть здесь именно в единстве «противоположностей», а не борьбе - левого с правым, плюса и минуса, мужчины и женщины… Женщины должны нас любить. И не отваливаться! Такова объективная необходимость бытия мира.
И мы, конечно, эту любовь будем воспринимать абсолютно нормально. Ведь между фарами не проедешь, если это не два мотоцикла; на одном крыле – не полетишь. Так и мужчина с женщиной. Они – не два отдельных объекта, не крылья оторванные, а одно Целое - вместе высвечивают путь жизни, летят… как один самолет.
Стиш предназначен для чтения наедине с женщиной и вполне может быть тостом.

Виталий Иванов
------
__________________

 - С фарами нас ещё никто не сравнивал.

Н.
------

- Тем не менее, сколько тысячелетий женщины освещают нам Путь!

Виталий Иванов
------
__________________

- К сожалению, срок совместной жизни людей чаще всего значительно меньше срока службы самолета, хоть и немного побольше срока службы фары. В любом случае рано или поздно крылья отваливаются и фары гаснут. Увы... :((

Александр Павлов
------

- Поэтому и самолет разбивается или машина. Если следить за своими фарами-крыльями, в случае необходимости, их менять своевременно, ресурс машины окажется больше. :)
Чистая механика отношений. Здесь вечного ничего нет, слава Богу! :)))

Виталий Иванов
------

- С механической точки зрения – верно. :))

Александр Павлов
------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Живи Поэзией
https://www.stihi.ru/2003/09/29-501

Не верь хулам и похвалам,
Ханжам, кричащим о свободах.
Все, что толпились лишь у входа,
Клянутся, что бывали - Там.

Но, если Муза позовёт,
Врата откроет вдохновенья,
Живи Поэзией - Мгновенья!..
Пока идёшь… На эшафот!

1990, 2003
_________________________________________

- Браво! Спасибо за хорошую поэзию :)

Константин Куроширо
------

- Благодарить за поэзию – все равно, что за пролитую кровь. Орден на грудь – здОрово! Но хорошо бы еще - материально. :)))

Виталий Иванов
------
__________________

- И счастлив тот, кто испытал,
И эшафот – как тронный зал…
***
Отлично сказано, Виталий!
С неизменными наилучшими,

Андреевский Александр
------

- Это – да.
Поэзия – тронный зал, от земли - до небес.
Сел на трон – и исчез! :))

Виталий Иванов
------
__________________

- Великолепно, Виталий! Будем жить – Поэзией!

Сергей Юдин
------

- Кроме Поэзии, можно жить еще только Любовью. Но разве это не одно и то же, примерно? :)
Все остальное вряд ли можно называть Жизнью… :)

Виталий Иванов
------
__________________

«Живи Поэзией - мгновенья,
Пока идешь… на эшафот!»
- Должно быть, оттуда не возвращаются:)

Мария Артамонова
------

- Разве можно оттуда вернуться? И кто-то захочет?.. :)

Виталий Иванов
------

- С эшафота? боюсь вопрос риторический. :)

Мария Артамонова
------

- Узнавший Поэзию не думает об эшафоте. :)

Виталий Иванов
------
__________________

Интересный вариант. Но, наверное, все-таки мгновенья - Поэзии, а потом – эшафот. И этот процесс... умирания, казни может затягиваться... далеко не на мгновения. Казнят иногда жестоко и долго. И именно за мгновения Счастья.

Не будем ровняться, мне тебя не догнать. Ни в красоте, ни в обаянии, ни… в Поэзии. У каждого - своя Муза! И на «эшафот» мы входим только через собственные Ворота. По одному и одни… И это еще больнее. Однако мы вместе – здесь, и Там! И не забываем об этом. Обнимаю, брат!

Поэзия приходит мгновениями – не важно, сколько фактически они занимают времени. А потом… тысячелетия пустоты. Эшафот…
Но за ним-то все-таки – вечность!

Мгновения вдохновенья и счастья, годы – труда и страданий. Эшафот тут можно понимать как расплату за открывающуюся тебе на миг тайну возвышенного… с неизбежным потом возвращением в мир обыденного. Но уже со знаньем иного. Незабываемым!

Путь поэта тернист. Многие Поэты, гении не умирают смертью своей, рано уходят.
Это, собственно, практически все лучшие поэты России, классики – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский… Можно привести и другие имена, не только в России.
Дар вдохновения, откровения зачастую оплачивается кровью и жизнью.
«Эшафот» - в этом смысле, конечно. Причем ясно, что именно общество приводит Поэта на эшафот. Казнит лучших… Порою буквально. Как это случилось, например, с Мандельштамом или Васильевым, и еще многими.
По сути, то же произошло и с Христом, хотя тот не был Поэтом. А может быть – был!..

На мой взгляд, люди должны больше знать о поэтах. В том числе Правительство и Президент.
Удивительно, что из людей творческих только поэты ничего не получают за работу свою. И это – отношение к слову. Более нежели странное. Жуткое. Беспощадное.
Как будто поэтам действительно полагается эшафот. И более ничего!
Не вижу причин, почему об этом надо молчать.

Согласитесь, не обязательно мыслить всем одинаково. И даже у одного человека по любой теме могут быть тысячи разных мыслей, подходов, которые, если не брать их все в комплексе могут казаться даже прямо противоположными.
У меня масса стихов о поэзии, вдохновении, Музе, в том числе юношески восторженных, оптимистических.
Вот, например:

Я ждал, прекраснейшая Муза.
И вот Ты здесь… Богиня, я готов
Дать клятву вечного союза
На сочинительство стихов.

За дар бесценный вдохновенья
Всю жизнь Тебе я отдаю.
И Твоего благословенья,
Как счастья высшего, молю!..

А это стихотворение - больше трагическое.
В следующий Альманах могу предложить подборку совершенно другую – светлую лирику о любви и природе.
Выше в комментариях я уже пробовал объяснить авторскую позицию в этом стихотворении.
Речь идет о Мгновениях вдохновенья. В эти Мгновения ты живешь полноценною жизнью – идешь… Куда? – Об этом ты в эти Мгновенья не думаешь. Но оказывается, что – на эшафот, очень часто оказывается, увы, именно так. Для Поэта! Повторю примеры – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский… практически все лучшие наши поэты.
«Эшафот» - не в буквальном смысле, конечно. Никого не повесили, но их всех – убили!
Цена вдохновения – кровь. Высокое вдохновение оплачивается сокращением жизни. Очень часто. Но, конечно же, не всегда. Слава богу!
Но разве и сегодня поэзия – востребована по-настоящему? Разве нет внутренней трагедии поэтической личности – у многих, и многих поэтов? Разве своего рода – это не «эшафот»?
Вот приведу вам еще одно свое стихотворение «Пять минут»:

Поэты долго не живут,
Они себя не берегут.
У них и сердце бьется чаще.
Там, в поэтической их чаще
Поэты водки много пьют.
Их любит Бог и вдохновенье
Поэтам дарит на мгновенья.
В мгновения сии – живут.
А в остальные – умирают…
Что не горит, то не сгорает,
Кто не рожден, те не умрут.
Поэты водки много пьют…
Там, в поэтической их чаще
Есть светоч жизни настоящей,
Где сердце на костер кладут.
И сердце прогорает ярко,
А поэтическая чарка
По кругу ходит пять минут.
Поэты долго не живут.
Ну, разве только – доживают,
Не узнают себя, теряют
И много-много водки пьют…
У каждого – лишь пять минут!
Кто знает, сколько в них «мгновений»
Окажется для вдохновенья?

И об этом тоже «Живи Поэзией».

Тире в строчке «Живи Поэзией – Мгновенья…» - как раз и говорит про «те» Мгновенья.
«Живи Поэзией (те) Мгновенья,
Пока идешь…» т.е. пока живешь! А куда идешь? К развязке… трагической.
__________________

- Прям поэтический гимн! Браво!

Александр Корвинус
------

- Что ж… если сочинить гимн… Может, Ворота откроются!)
Каждому. Хотя бы и один раз. Спасибо!

Виталий Иванов
------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Живой
https://stihi.ru/2006/01/18-835

Судачили: «В крови зуд.
Влюбился в какую-нибудь козу…»
А он…
Шёл на грозу!

Болтали: «Рваная рана.
С жизнью не совместимо, нет…»
А он отвечал: «Бред!»
И улыбался странно…

Шептались: «Выстрел в упор.
Быстрая смерть… Хорошо».
А он снова… Встал.
И пошёл!

2005
_________________________________________

- Лирический герой - герой!
Почему-то возникли ассоциации с А. Шароном.

:-) Мара Киви
------

- Что ж, может быть, и с Шароном… Почему бы и нет.
Когда писал, правда, честно скажу, о Шароне не думал. :)

Виталий Иванов
------
__________________

- Это, наверное, супермен - в огне не горит, в грозе не тонет!
:-)))

Happy Lady
------

- Он, наверное, не верит, что может когда-нибудь умереть… Наивный, как все поэты. :)

Виталий Иванов
------
__________________

- Жизнеутверждающе. Так бы и сама жизнь...

Александр Тагаев
------

- Живее жизни нет ничего. Но она же и смерти подвержена.

Виталий Иванов
------
__________________

- Загадочный стих какой-то... Что и думать не знаю. Это как раз тот случай, когда знание фабулы необходимо. Мне так каатса...-)
Но я проголосую непременно - за «Проект Вселенная»!

Владимир Сачков
------

- Володя. Смерти нет.)

Виталий Иванов
------
__________________

- стих о себе или об идеале? или о товарище...

Георгий Кучерявый
------

- Стих про ЛГ, на которого, может быть, хотелось бы походить автору. Это наш внутренний герой.)

Виталий Иванов
------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии