Асы кубанского неба ч. 17

На фото - Кулагин Андрей Михайлович.

КОМЕЛЬКОВ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ

Родился 12 апреля 1922 г. в дер. Кедрово Тверской губ. В 1937 г. с семьёй переехал в Ленинград, где окончил 1-й курс машиностроительного техникума и аэроклуб. Был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков, которое окончил в 1940 г. С первых дней войны на фронте в составе 122-го ИАП. В октябре 1941 г. был сбит и получил тяжёлое ранение, после излечения направлен на службу в запасной полк, где подготовил 171 лётчика. В феврале 1943 г., подделав мед. заключение, добился отправки на фронт и в 298-м иап (104 гиап), вооружённым "Аэрокобрами" служил с испытательным сроком, фактически как гражданский пилот со странным званием «старший пилот». В составе 219-й бад, а позднее 9-й гиад полк прошёл всю Кубанскую битву (с 17 марта по 20 августа). В номере газеты от 9 августа 1943 г. был напечатан портрет Михаила Комелькова, а под ним следующий текст: "Были жаркие дни воздушных боёв над кубанской землёй. Как стая воронов, слетались к передовой немецкие хищники. В такие дни по 5-6 раз уходил в воздух лейтенант М. Комельков. С боем пробиваясь через заслон "Мессеров", он обрушивал всю свою огневую мощь на вражеские бомбардировщики. Смелый лётчик опрокидывал их в плавни, обращал в бегство. Проявляя исключительно высокое мастерство в технике пилотирования и ведении меткого прицельного огня, М.С. Комельков лично сбил 15 вражеских самолётов.

Слава о советском асе облетела весь фронт". Однажды неустрашимый пилот установил рекордный счёт сбитых за день самолётов противника. Было это весной 1943 г., когда шли сильные бои у станицы Крымской. 14 наших истребителей, прикрывая наземные войска, встретились с 25 вражескими самолётами. Как всегда, наши "Аэрокобры" не уклонились от встречи, а завязали бой. Комельков взмыл вверх, зашёл сзади вражеского строя и точной пулемётной очередью поджёг Ме-109, который врезался в скалу. Не имея потерь, истребители, сорвав атаку врага, вернулись на аэродром. Не успели они отдохнуть, как снова прозвучал сигнал к вылету. Так получилось, что Михаилу пришлось вступить в схватку сразу с 4 "Мессерами". Он уже попадал в подобные ситуации и, использовав накопленный опыт, смог и увернуться от удара, и сбить одного преследователя. На аэродроме друзья тепло поздравили Михаила: - Молодец, - говорили они, - опять у тебя на счету 2 сбитых самолёта. - Погодите подсчитывать, день ещё не кончился, - отшутился пилот. И действительно, только "технари" осмотрели и заправили "Аэрокобры", как снова поступила команда подняться в воздух. Истребители опять бились с превосходящими силами противника, и Комельков поджёг ещё один вражеский самолёт - FW-189, объятый пламенем, снижаясь, он полетел на запад. "Этот уже не жилец", - сделали вывод наши лётчики.

В части срочно выпустили "боевой листок". В нём сообщалось: "Сегодня, 16 апреля 1943 г., дважды награждённый орденом Красного Знамени лётчик Михаил Комельков снова отличился в боях - за день он сбил 3 самолёта противника. Честь и слава герою!" Однополчане радовались победам друга. А командир дивизии объявил ему благодарность. Через две недели пилот был награждён ещё одним, уже третьим, орденом Красного Знамени. Всего в сражениях за Кубань лейтенант Комельков сбил 15 вражеских машин. Комэск, а в конце войны зам. командира 104-го Краковского иап гвардии капитан Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях сбил лично 32 и в группе 7 самолётов противника. В 1956 г. он окончил ВВА. Был на лётных должностях в ВВС до ухода в отставку в 1961 г. в звании полковника. Принимал участие в подготовке космонавтов. Жил и работал в Петербурге. Герой Советского Союза (27.06.45). Награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

КОНОБАЕВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ

Родился 15 августа 1921 г. в г. Екатеринослав (Днепропетровск), в семье рабочего. В 1937 г. окончил 7 классов средней школы № 23. Затем, некоторое время работал слесарем - инструментальщиком на заводе сельскохозяйственного машиностроения. В 1939 г. окончил Днепропетровский аэроклуб. С 1940 г. в рядах Красной Армии. В 1942 г. окончил Качинскую военную авиашколу пилотов. С марта 1942 г. младший лейтенант В.С. Конобаев в действующей армии, служил в составе 291-го ИАП. Войну начал под Сталинградом. Потом воевал на Северо-Кавказском и Южном фронтах. Изумляет подвиг, совершённый им 5 мая 1943 г. В наградном листе о тех событиях говорится так: "На одном из участков фронта прикрывая боевые порядки наших войск в группе 6 истребителей, лейтенант В. Конобаев заметил 20 бомбёров противника, шедших в сопровождении 12 "Мессеров". Прикрывая своего ведущего лётчика Лавренова, он мастерски отбил атаки вражеских истребителей и врезался в их строй. Конобаев поджёг лидера группы, и тот, гружённый бомбами, рухнул на землю. Вражеские бомбёры, потеряв в бою ещё один самолёт, поспешно ушли на свой аэродром. Теперь наши истребители вступили в бой с истребителями противника. Конобаев, защищая своего ведущего, стремительно бросился на "Мессеров", которые потеряв 2 самолёта, обратились в бегство.

Наблюдавшие за боем солдаты и офицеры 328-й стрелковой дивизии были восхищены изумительным мастерством, стойкостью и героизмом замечательного советского лётчика". По информации в наградном листе, зам. командира эскадрильи 291-го ИАП (265-я ИАД, 8-я ВА, Южный фронт) младший лейтенант В.С. Конобаев в период с 20 апреля по 3 июня 1943 г. совершил 56 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 2 самолёта врага. Однажды шестёрка "Яков" вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков Пе-2. Те благополучно отбомбились, повернули на свой аэродром. Но вдруг, откуда ни возьмись, - стая немецких истребителей. Конобаев со своим ведущим, и остальные их товарищи бросились на Ме-109. Один задымил, второй... Но вот несколько немцев навалились только на них двоих - Конобаева и Лавренова. Закрутилась смертельная карусель. Бой был неравным, и в том бою он погиб смертью храбрых. Произошло это 18 сентября 1943 г. в районе села Малая Токмачка (Ореховский район Запорожской обл.). К тому времени он выполнил более 60 боевых вылетов, провёл 37 воздушных боёв, сбил 18 самолётов противника лично и 2 - в паре. Указом ПВС СССР от 13 апреля 1944 г. за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, младший лейтенант В.С. Конобаев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды; медалями.

КОССА МИХАИЛ ИЛЬИЧ

Родился 20 октября 1921 г. в селе Малоекатериновка, ныне посёлок городского типа Запорожского района Запорожской обл., в семье крестьянина. Окончил 7 классов и аэроклуб в г. Днепропетровске. Работал ретушером. С 1940 г. в Красной Армии. В 1941 г. окончил Качинскую военную авиашколу пилотов. С февраля по август 1942 г. сержант М. Косса сражался в составе 247-го ИАП, принимавшего участие в боях на Керченском полуострове, входя в состав 203-й ИАД. С февраля 1943 г. до конца войны был командиром звена, зам. командира эскадрильи 42-го ГИАП (216-я смешанная авиадивизия и 269-я ИАД, 4-я ВА) в составе Северо-Кавказского фронта, Отдельной Приморской армии и 2-го Белорусского фронта. Особенно ярко выразилось мастерство лётчика в больших по масштабу воздушных сражениях в период освобождения Кубани, Таманского и Керченского полуострова и Крыма. Не раз на страницах газет делился он своим боевым опытом, рассказывал молодым лётчикам об особенностях высотного боя, о том, как сбитый им ас Люфтваффе, герой Бизерты и Туниса Г. Мыслер заявил после пленения: "Хорошие у вас машины. А русские лётчики не имеют себе равных". 2 апреля 1943 г. лётчик продолжил счёт своим победам. В составе звена, которое вёл зам. комэска Иван Горбунов, он вылетел на прикрытие наших войск. При барраже в районе Троицкой наведённые по радио наши лётчики обнаружили разведчика FW-189, которого прикрывали 2 Mе-109. Горбунов с пикирования пошёл на разведчика и сбил его. С целью отрезать истребительное прикрытие Косса пошёл в атаку на пару Ме-109F и сбил их обоих в районе станицы Анастасиевской. Эту победу наших истребителей с восхищением наблюдали наземные войска, в том числе и генерал - майор авиации А.В. Борман.

Спустя 2 дня приказом командующего 4-й ВА К. Вершинина советских асов награждают орденами Красного Знамени. 20 апреля в воздухе то и дело завязывались ожесточённые схватки с переменным успехом с участием до 100 - 120 самолётов. Всего в этот день было сбито около 20 самолётов, в основном FW-190, в их числе оказались и лётчики известной истребительной эскадры "Удэт". Косса сбил в этот день один Mе-109. Результат - 2 победы в один день - Косса повторил 28 мая 1943 г., который стал кульминацией воздушного сражения на Кубани. В течение дня группы бомбардировщиков по 20-25 самолётов с сильным истребительным прикрытием шли волна за волной на позиции наших войск. Лётчики уже совершили 4 боевых вылета. После последнего с трудом вылезали из самолётов. В изнеможении плюхались под фюзеляж. Кто-то прошёл мимо и сочувственно посоветовал лётчику В. Исаеву: "Иди в домик. Сегодня, наверное всё..." Исаев проснулся через полчаса от настойчивых толчков командира полка Александровича. - Получен приказ на барражирование всем полком. Ожидается массированный налёт авиации противника. Взлёт через 11 минут. В полку оставалось всего 12 машин, да и те давно требовали капитального ремонта. Взлетели все, но уже через несколько минут Василий услышал в наушниках беспокойный голос командира полка: - Мотор не тянет! Командование принять Исаеву. Продолжайте выполнять задачу! Ещё 3 самолёта вынуждены были вернуться на аэродром. Остальные 8 Як-1 разбились на 2 четвёрки, одну из них возглавил Исаев, а другую - Канкошеев и, углубившись на 30-40 км в сторону врага, стали ходить параллельно фронту. Прошло с полчаса, и со стороны Таманского п-ова показалась первая группа до 27 самолётов Ju-87 и Не-111.

Бомбёров прикрывали 16 Mе-109. Минута промедления - и наши истребители окажутся в зоне сплошного огня бомбардировщиков. - Глядаеву и Соболю связать боем истребители противника, - приказал Исаев. - Остальным прикрывать меня! Иду на уничтожение. Исаев круто набрал высоту и сверху бросился на ведущего первой девятки. От короткой очереди ведущий распался на куски от взрыва собственных бомб. Лишь теперь растерявшиеся стрелки открыли беспорядочный огонь. Через 2 минуты Василий пикировал уже на ведущего второй девятки. Лётчик видит, как турель с пулемётами медленно поднимается в его сторону. Он всё же успевает вывести свой "Як" в так называемую мёртвую зону. Снова короткая очередь - и загорелся второй бомбардировщик. Исаев лишь заметил, как экипаж покинул самолёт, и тут же белые купола парашютов медленно поплыли вниз в районе станицы Киевской. Наш лётчик уже держал курс на ведущего третьей девятки. Очередь. И тут же где-то сбоку взрыв, от которого истребитель бросило в сторону. Оставшись без командиров, немецкие лётчики растерялись. Выход, чтобы спастись, как им показалось, был только один - немедленно сбросить груз и таким образом увеличить маневренность. Сотни бомб были сброшены в чисто поле и частично на головы своих войск. К позициям пехотинцев Отдельной Приморской армии приближалась вторая волна бомбёров. Исаев успел произвести ещё 2 атаки, и снова по ведущим групп. "Хейнкель-111" какие-то секунды продолжал свой полёт, а потом, оставляя за собой шлейф дыма, пошёл к земле. Пятого бомбёра Исаев настиг в тот момент, когда он освобождался от бомб. Этот бомбардировщик поспешил уклониться от встречи с, казалось, неуязвимым советским истребителем.

Продолжение следует в части  18                http://proza.ru/2021/02/08/1724          


Рецензии