Ольга Шебзухова Архитекторы разные Особенно сейчас

Ольга Шебзухова, архитектор,
генеральный директор ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые горизонты», член правления Сочинской организации Союза архитекторов России. Давно хотелось пообщаться с этой красивой женщиной и известным архитектором Сочи. И вот предоставилась такая возможность. Поговорили о самом актуальном.

- Начну издалека. Почему и как выбрали профессию архитектора?

- С детства рисование было моим любимым занятием. Об архитекторах думала так: они были когда-то в прошлом. Мне казалось, что обычный современный человек не может быть архитектором, великолепные здания строили когда-то. Не думала, что можно стать архитектором. Мой папа – строитель. Можно сказать, я выросла на строительной площадке, играла с кусочками мрамора. На моих глазах строились сочинские школы, Органный зал… Папа принимал непосредственное участие в строительстве. В том числе и стелы у Главпочтамта. Стройка для меня была почти ежедневной историей. Папа серьезные проекты делал, он окончил ЛИИЖД (Петербургский государственный университет путей сообщения).

1994-й год. Когда передо мной встал вопрос о необходимости выбирать профессию, хотела идти на экономический. Это было модно. Серьезно готовилась. Училась в физико-математическом классе 15-й гимназии. Нам всем дали возможность выпускные экзамены сдавать из школы и одновременно вступительные в институт – на строительный факультет, исторический и еще ряд направлений. Сдала экзамены, меня зачислили в вуз на строительный факультет. В наш СГУТиКД. Пошла посоветоваться с родителями. Что делать? Май, а я уже студентка. Или дальше куда-то сдавать 4 экзамена? Мама говорит: «Папа строитель. Иди». Мы учились хорошо, пошли на строительный почти всем классом. Наш курс был очень сильным. Один из наших выпускников Александр Зачитайлов одно время работал главным архитектором Сочи. Потом практически все пошли работать по специальности.

Когда-то были некие штампы на счет сочинского образования, что оно не очень качественное. Я же очень довольна своим образованием: в нас была заложена большая база знаний. Градостроительство у нас очень специфическое. Город специфический, зонирование специфическое. У нас курортная застройка. У нас преподавали действующие архитекторы-градостроители, которые до сих пор работают. Кроме того, нам базово показали, что такое гидротехнические сооружения, что такое развитие прибрежных зон. Профессора нам это преподавали именно здесь. Сейсмика. Геология. Взаимодействие с Национальным парком.

Дипломную работу одной из первых выполняла на компьютере. Почти все выдавали дипломы, сделанные вручную. И нас было 3-4 человека, кто делал на компьютере. В институте стоял плоттер, который рисовал фломастерами. Тематика моего диплома была курортная – дом-пансион. Что-то вроде мини-гостиницы. Я делала его по проекту архитектора Беспалова. Тогда можно было пойти поработать в библиотеку Южгипрокоммунстроя, проконсультироваться у практикующих специалистов, понять всю эту структуру – как работали архитектурные мастерские, в какой взаимосвязи они были с инженерами. Базы данных были общие. Проектировала дом-пансион с йога-залами, с питанием и оздоровлением, то, что актуально для Сочи всегда.

- Ваши очные и заочные учителя.

- Основную базу знаний заложили в университете. Мне очень повезло: моё первое место работы – Южный региональный академический научно-творческий центр Российской академии архитектуры под руководством Ярошевского Игоря Викторовича. Сразу попала в коллектив, который занимался подготовкой Заявочной книги к Олимпиаде 2002 года. Все градостроительные исследования проводились. Эта организация занималась созданием научных центров по всему Черноморскому побережью. Филиалы были в Туапсе, Лазаревском. На тот момент выполнялись работы по заказу Департамента архитектуры Краснодарского края. Это было связано с подготовкой инвестиционных проектов на территории Сочи. Например, разрабатывали проекты по развитию Ахуна, других территорий. Глобальные проекты «приземлялись», анализировались. Одним из проектов руководил Николай Александрович Гришин, в дальнейшем мой наставник. Он занимался проектом развития набережной. В 2000-х Югакадемцентр взял награду «Хрустальный Дедал», это высшая архитектурная награда на «Зодчестве» - за развитие набережных вдоль береговых пространств. Это была Центральная набережная и концепции развития других набережных, каким образом и за счет чего должны развиваться прибрежные территории. Та работа стала основой того, чем мы сейчас занимаемся: проекты развития вдольберегового сообщения, яхтинга. Это ответ на вопрос, откуда у меня страсть к масштабным проектам. Это было заложено с самого начала.
Мои учителя – Ярошевский, Гришин. Работала с Яном Афанасьевичем Картаси, большим архитектором. Наблюдала за деятельностью архитектора Федора Ивановича Афуксениди. Как появилась возможность, я вступила в Союз архитекторов России. И это дает базу для дальнейшего развития знаний, потому что общение со старшими коллегами всегда обогащает и помогает. Архитекторы Козинские – Ольга Викторовна и Олег Филиппович. Это уникальные градостроители, которые ко всем задачам подходят комплексно. Еще это один из наших преподавателей-градостроителей – Лариса Карловна Шавернева-Васильева. Она недавно пригласила меня преподавать в университете градостроительство, планировку и застройку территорий. Я с радостью откликнулась, потому что в Сочи градостроительство специфическое. Если мы откроем учебники об этом, то в основном там рассматривается градостроительство на ровных территориях – больших производственных объектов, и кратко – о курортных территориях. А у нас то, что мы сейчас преподаем, - это специфика курортного города.

У нас есть важный инструмент, которым вся страна пользуется, – комплексное развитие территорий. Есть несколько аббревиатур. Это в градкодексе прописано. Обычно рассматривается так: строятся большие многоквартирные дома, школы, и этого достаточно. Я объясняю, убеждаю, рассказываю, что в нашем городе этого нельзя делать категорически, потому что у нас есть градообразующие предприятия. И жилье – это уже больше обслуживающие объекты. Какими бы ни были прекрасными школы и детские сады, городские предприятия должны создавать рабочие места.

В последние годы остро стоял вопрос, можно ли в бывших санаториях делать апартаменты или продавать под жилье. Нет, получается, таким образом уменьшается градообразующая база. В самих по себе апартаментах ничего плохого я не вижу, это гостиничный номер с кухней. Но важна разница: просто апартаменты как жилье или апартаменты с управлением. Так ведут себя Турция, Таиланд, Дубай, другие города и страны, где строится курортная недвижимость. Строят, эксплуатируют, управляют.
Нюансов много. Комплекс апартаментов без управления превращается в общежитие: маленькая площадь помещений, обособленность жильцов, запахи из кухни. Отдыхающие в такое место уже ехать не хотят. Гостиница не предполагает наличие кухни, в ней есть рестораны и бассейн, и все это находится в управлении, за этим следят. Мы должны направлять застройщиков при выборе проектов.

Архитектор также должен быть для заказчика не только исполнителем, но и просветителем. 99 % нашей работы сейчас – это гостиничные комплексы. Еще проектируем коттеджные поселки. И каждый раз приходится напоминать и объяснять, что мы к задаче подходим комплексно. Приходит осознание необходимости управляющей компании уже на первом этапе проектирования. Мы знаем, что произойдет через два года. Если построен комплекс на 300-400 номеров без управления, он постепенно превращается в маргинализированную среду. Потом договориться гораздо труднее. Красивая территория, бассейны требуют изначально отдельных средств на управление. Потом с кого-то требовать 500 рублей на чистку бассейна бессмысленно. Без грамотного управления это превращается в заброшенное место.

Приходится иногда биться и ругаться, убеждать, настойчиво говорить о том, что если сейчас этого не сделать и не заложить в проект, ведь многие через это уже прошли, потом будет поздно. Такие решения отражаются и на репутации – как проектной организации, так и застройщиков.

Мы плавно переходим из проектной компании в инвестиционную. Занимаемся как объектами с нуля, так и реконструкцией объектов санаторно-курортной сферы, которые простояли 30-40 лет. Регулярно на градсоветах говорят: «Давайте восстанавливать санаторно-курортные комплексы». Чтобы это делать, модель управления санаториями должна быть понятна для инвесторов. Надо не просто пропагандировать восстановление санкура, а задаваться вопросом, кто, когда и как будет потом этим управлять. Это определенный вид бизнеса.

Мне кажется, это должна быть государственная программа, возможно, от Минздрава. Построить из бетона что-то – это несложно. Важнее то, какие менеджеры будут этим управлять, чтобы оно жило и эффективно работало. Главврачи умеют лечить, но управленец таких объектов должен знать, как продавать услуги санатория и как адаптироваться к постоянно меняющемуся рынку. В этом процессе много звеньев.

Вижу хорошие тенденции сейчас. Мне нравится то, что происходит. А был и критический момент – в 2019-м – когда от обилия хаотичной застройки ИЖС многоэтажками в Сочи хотелось уехать подальше, хоть заграницу. Это преступление – такое делать, даже есть на все есть судебные распоряжения. Судебное решение не отражает градостроительных процессов. Риэлторы продавали жилье в объектах без соблюдения пожарных норм, сейсмики и с множеством других нарушений. Это не просто некомпетентность…

Вот только сейчас создали Градостроительный совет. Он небольшой по составу, в нем профессионалы из разных сфер деятельности. Уже приступил к своей работе, обсуждаются серьезные проекты. И те решения, которые озвучиваются сейчас, они жизненные. Еще есть ресурс по положительной трансформации города. Если сейчас провести подсчет и анализ количества объектов – заброшенных и требующих инвестиций – то нам нужно направлять серьезных инвесторов именно туда. Если привлекаются инвестиции для восстановления санаториев, то часть средств должна идти городу – на восстановление исторически значимых архитектурных объектов и исторических зон. Задача городской власти – контролировать этот процесс, чтобы и бизнесу дать возможность развиваться, и курорту делать хорошо.
Местные застройщики сталкиваются с разными моментами сейчас. Но несмотря на это многие хотят сделать для города хорошее. И тогда я все же решила остаться здесь.
С 2017 года мы начали заниматься разработкой комплексного развития территорий в Лазаревском районе Сочи. Как раз сейчас в работе заброшенный пансионат, который 30 лет стоял в руинах. Только ленивый нас не отговаривал делать это. «Какой Лазаревский район, зачем?» А ведь это тоже рекреационная территория. Восстанавливаем гостиничный комплекс со SPA-зонами, планируем и предлагаем разместить на его территории и медицинский центр. Но решать будет инвестор.

- Каких зодчих, творивших в Сочи, вы бы выделили – значимость их труда для курорта.

- Если брать в историческом ключе и с точки зрения градостроительства, не беря дореволюционный период, я бы сказала, что ключевая фигура в этом – Сталин. Я считаю его градостроителем. Он поставил задачу и контролировал ее выполнение. Это важно. Конечно, он выбирал самых талантливых архитекторов, которые продумывали объемно-планировочные решения. И для себя я понимаю, что и я развиваюсь в направлении – градостроительства, потому что создание красивого архитектурного сооружения – это всегда дело вкуса. Кому-то нравится классика, кому-то ближе современный стиль… А если мы говорим именно про комплексное развитие, то Сталин здесь может быть примером. Им была поставлена генеральная линия. Несмотря на то, что все архитекторы были разные, санатории тоже строились разные, в каждом проявилась своя изюминка, мы получили памятники архитектуры, потому что было задано единое направление.

Когда я только начинала работать, главным архитектором Сочи был Игорь Викторович Ярошевский. Он требовал для каждого здания делать развертку по улице, но не в пределах двух домов, а с учетом визуальных точек, так проверялось визуальное влияние, - как будет это здание смотреться сверху, снизу, сбоку… Я всегда обращаю внимание на градостроительные решения.

Сейчас ввели понятие и наименование «морской фасад» в градостроительной стратегии Краснодарского края. Раньше он обязательно рассматривался, это был неотъемлемый элемент градостроительства, когда анализировали, как здание будет с моря выглядеть на фоне гор, зелени. Принятый при Сталине единый архитектурный стиль курорта Сочи был четко регламентирован: песочный цвет стен, не желтый, ведь именно он наиболее эффектно смотрится на фоне субтропической зелени.

Таких архитекторов много, наверное, не буду называть по фамилиям. Это и зодчие прошлого, и мои учителя, кого я застала, и работающие сейчас. И автор проекта Торговой галереи Е. Анцута. И Козинские, и Назарьян, и Картаси. Всё это части архитектуры Сочи. Архитектурные объекты некорректно рассматривать точечно: где-то он будет уместен, а где-то совсем не уместен. Интересные объекты делают в мастерской Задикяна, другой вопрос, где они расположены. Архитектуру нельзя отдельно рассматривать от остального. Мне нравится архитектура Егора Серебрякова, это мое частное мнение.

В Доме архитектора ежегодно проводится конкурс «Архразрез», можно прийти и посмотреть, в какой находятся поре сочинские архитекторы. Мне нравятся талантливые ребята, которые работают в нашей мастерской.

- Архитектор (в мире и в Сочи) – больше, чем просто исполнитель чьих-то желаний и планов. А кто он по сути, на ваш взгляд?

- Часто размышляю на эту тему. И зачастую сейчас становлюсь на сторону заказчика. Потому что архитектор – художник и зодчий – это одна история. Когда мы говорим про монументальные объекты, на которые было сформировано грамотное техническое задание, исходя из структуры развития города, - это одно. Как и почему появились прекрасные здания – Зимнего театра, Художественного музея, Морвокзала… Это всё базовые доминанты градостроительства. И те же самые санатории. Сейчас переходит всё к тому, что архитектор – это чертежник, который выполнил некое количество квадратных метров. Многие крупные застройщики приходят к автоматизации этих процессов. Нарисовали ячейку с какой-то стоимостью, задача архитектора – при помощи BIM-проектирования это тиражировать максимально. Может быть у архитектора и такой функционал в бюро. Сейчас к развитию города должен быть комплексный подход.

Один из моментов – градостроительство с точки зрения не только собственно строительства, но и с точки зрения инвестиционных показателей. Мы живем в рыночных процессах. Просто сказать, «давайте сделаем, как было раньше», мы не можем.

Если брать в качестве примера какие-то европейские города. Например, модернизация и реконструкция центра Кёльна. Там была старая промышленная зона, стояли баржи, краны… Сейчас это прекрасная прогулочная зона, а рядом торгово-офисные центры и жильё. Как пришли к такому хорошему решению? Было четко просчитано, какое количество должно быть офисных помещений, сколько торговых помещений, жилых и общественных помещений, какое количество исторических зданий должно быть сохранено и в каких местах. И после этих исследований и разработок были привлечены инвестиции, какие-то объекты сохранены, какие-то были модернизированы, какие-то полностью снесены. Получилась красивая функционирующая территория. Это аналитика.

Архитекторы тоже разные. Особенно сейчас. Какая у него специфика? Если это архитектор, который занимается объемно-планировочными решениями, то для него должно быть готово техническое задание. Тогда он может проявить себя и свой профессионализм. Если же это связано с градостроительством, то здесь важно открытое взаимодействие с цифрами. Руководитель проекта должен внимательно это анализировать. А архитектор-автор проекта работает с базой исходных данных, проанализированных и просчитанных.

- Изменения в архитектуре Сочи за последние 20 лет. Ваши наблюдения.

- Очевидно, что полностью ушли от комплексного подхода в проектировании. Я исхожу из функционального зонирования города. Казалось бы, это просто: давайте пересмотрим функциональные зоны на тех же градостроительных советах, собраниях совместно с бизнесом, администрацией, управляющими компаниями. Давайте функциональные зоны назначим новые. Например, сейчас корректировкой Генплана Сочи будет заниматься какая-то компания, как раньше этим занимался московский Гипрогор. И из Москвы нам назначили функциональные зоны, не понимая и не знаю специфику города. Мастерплан – это что-то вроде эскиза застройки с учетом дальнейшей экономики взаимодействия. То, что сделал Сталин. Он просчитал экономику: здесь будут санатории, туда поедут тысячи людей со всей страны, они оздоровятся 24 дня, для этого должны быть терренкуры и бальнеология, внутри должно быть это, снаружи – это. Здесь – промышленные зоны, там жильё. Так мы развиваемся в сторону Лазаревского района. Сам сценарий продуман. И когда он есть, продумать, что внутри, всегда можно. Хочешь, в классике, хочешь, в современном стиле.

- Мне кажется, зимняя Олимпиада 2014 года с одной стороны помогла увеличить интерес к Сочи, но ее акценты не были на бальнеологии, лечебном курорте. И эта привлекательная сторона Сочи стала забываться. Там во главе угла госпрограммы были горы и снег.

- Тот пласт, который перевернули, связанный с развитием горно-климатического курорта, и то, что мы получили, - это результат предварительно проделанной 20-летней работы. Кто-то смеялся: «Какой вы хотите горный курорт в субтропическом климате?» Важно, что это состоялось, реализовалось. Несомненно, были и ошибки. Не посчитали нужным привлечь местных экспертов. В итоге мы получили современный горный курорт и большое количество отдыхающих, которые едут непосредственно на курорты Красной Поляны. Почему люди в таком количестве не едут отдыхать в Лазаревский район? Это говорит о том, что сейчас необходимо заниматься разработкой программ развития курортных зон. Но не только прибрежных. С позапрошлого года по заданию одного из департаментов администрации Сочи мы начали заниматься концепцией развития туризма до 2035 года. И мы делали акцент на переносе привлекательности для отдыхающих с прибрежных территорий Лазаревского района и перераспределение туристического потока в горы. На это мы делаем сейчас акцент. Здесь нужен большой комплексный подход. И главное – пространственно-экономическая стратегия развития города. Затем Генплан. И потом проекты застройки. Вся информация вроде бы есть. Но ее нужно ставить во главу угла и просчитывать экономику. Важно запланировать и приземлить, то есть понять, как это связано с текущими обстоятельствами в градостроительстве.

- Тенденции в сочинской архитектуре, способные вдохнуть новую жизнь в территории, находящиеся в упадке. Можно на примере выбранных направлений ООО «Центр развития рекреационных территорий «Новые горизонты».

- Одно из направлений работы нашей компании – проектирование марин. Вот они на стене. Что такое марины? По сути это точки роста, вокруг которых возможно развитие и увеличение привлекательности территории. Это марины 4-го поколения. Такие строятся во всем мире. Марина рассматривается не просто как парковка для яхт, но и как зона многофункциональная, где, кроме обслуживания водного транспорта, решается задача вдольберегового сообщения. С автодорог снимается часть нагрузки. Повышается курортная привлекательность этих территорий. У туристов появляется дополнительный интерес. На маринах размещаются современные гостиничные комплексы. Они очень привлекательны и для инвестиций, и для проживания. И, что важно, они играют роль берегозащиты. Где нет больших рек и наносов, берега быстро сокращаются и размываются. Созданием таких искусственных территорий, моделированием всего берега мы можем компенсировать разрушение, при этом создавая важные инфраструктурные. объекты

- 2020-й для вашей компании и для вас лично как профессионала – каким он был?

- На удивление, в 2020 году реализовались пожелания, озвученные в конце 2019 года. Я пообещала своим сотрудникам, что в 2020 году мы будем проектировать красивые гостиничные комплексы, хотя предпосылок таких еще в 2019 году не было совсем. И с началом карантина у нас появилась большая и значимая работа «Концепция комплексного развития курортного поселка Аше». Развитие этой территории предполагает строительство больших гостиничных комплексов 3*, 4* и 5*, с созданием общественных пространств, набережных, пляжей, терренкуров. Также мы запроектировали и прошли экспертизы нескольких гостиничных комплексов общей площадью почти 100 тыс. кв. м и номерным фондом около 1500 номеров. Сейчас компания проходит большую трансформацию, появляются новые квалифицированные сотрудники из разных городов. Мы приобретаем технику, лицензионное программное обеспечение, выходим на уровень проектного института. Конечно, это не просто, но такова цель. Восстановление профессионального проектного сообщества, института, специализирующегося на курортных объектах.

- Архитектор – не самая простая профессия для женщины. Вы жена и мама прекрасных детей. Как вырабатывался график и система, чтобы семья и работа не спорили, а были частями целого? Это возможно в принципе?

- Сейчас у меня, как я говорю, один ребенок – Вовочка, ему 6 лет. Кстати, он уже ходит в детскую архитектурную мастерскую «ШАГ» в Доме архитектора в Сочи. Трое старших детей получают образование в колледжах города Сочи. У нас дружеские отношения, и я поддерживаю их в выборе собственного пути. Большую помощь в воспитании мне оказывает супруг. Можно сказать, что у нас семейный бизнес – мы вместе и на работе и дома принимаем совместные решения и распределяем задачи.
Важно также то, что в компании у меня есть надежный партнер, с которым мы всегда «прикрываем тыл» друг другу, понимая, что семья и работа – две важные составляющие в жизни каждого человека.

- Вы любите путешествовать. Какие тенденции в архитектуре за последние 10 лет можете выделить в разных странах и городах. Что-то применимо для Сочи?

- Мои путешествия начались в 2006 году с командировки в Тунис, где по заданию Правительства мы предложили проекты развития территории с созданием многофункционального комплекса – 3*, 4*, 5* отели, дельфинарий, марина. Там я впервые познакомилась с центрами талассотерапии – отели, в которых отдых сочетается с оздоровлением морской водой. Затем несколько поездок в Дубай, ОАЭ, на международные инвестиционные форумы SityScape, где были продемонстрированы инвестиционные проекты развития территории на 50 лет – насыпные острова, туристические объекты, гостиницы, жилые комплексы. Кстати, вся программа, даже то, что казалось не реальным, была выполнена. Сейчас Дубай уже разработал программу на следующие 50 лет, которая завершается застройкой Марса. Я побывала в Испании, во Франции, в Италии, Таиланде, Камбодже, Турции, Португалии, Германии – всего более 35 стран. Во всех странах в первую очередь я изучала градостроительный подход к развитию территории, взаимосвязи между бизнесом и администрацией, методы привлечения инвестиций и контроля за застройкой. В тех странах, где стратегия развития принимается через призму реализации инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе, создаются общественные пространства и точки роста, есть примеры, которые можно и нужно применять в Сочи. Некоторые страны «наступили на грабли» хаотичной застройки вдольбереговой зоны. Мы можем воспользоваться их опытом.

- Любимые места в Сочи. В России. В мире.

- В Сочи я, как и многие местные, предпочитаю отдых в Национальном парке, реки и водопады. Меня привлекают небольшие аутентичные пространства, частные музеи, такие как «Сочинские грузины» на Пластунке или «Бабушкина хата» на Мацесте. В таких местах раскрывается душа территории. Конечно, мне нравятся и современные комплексы в Красной Поляне, и СПА-отели, где можно отдохнуть и расслабиться.
По России я путешествовала не очень много. Москва, Санкт-Петербург, Черноморское побережье, Крым. Мечтаю поехать на Байкал, на Алтай, на Камчатку.
За границей мне очень понравилось в Будапеште, да и вообще в Венгрии, в Японии. Обожаю Италию. Однажды в Милане расплакалась возле куста «невесты», напоминающей о Сочи. Каждый раз, когда я возвращаюсь из поездок, выхожу из сочинского аэропорта, вдыхаю сочинский воздух и мысленно говорю: «Лучше Сочи ничего нет».

- Как сохранить атмосферу курорта Сочи? Может ли в этом помочь архитектура?

- Архитекторы не просто трансформируют пространство. Есть много примеров, когда архитекторы спасают территорию и жителей от кризиса и разрушения, как это было на острове Пхукет в Таиланде. Уверена, что Сочи при грамотном планировании застройки не только сохранит свою атмосферу курортного города, но и вновь завоюет славу международного курорта.

- Вы принимаете активное участие в жизни профессионального сочинского сообщества – дизайнеров и архитекторов. Какое оно сейчас, по вашему мнению? Как ему стать более авторитетным и влиять на будущее курорта? Или это не нужно?

- Сейчас происходит разделение профессий на архитекторов и дизайнеров. Я уверена, что только возвращаясь к истокам, объединяя усилия и таланты представителей творческих профессий, мы создадим комфортное и красивое пространство. Дизайнеры, архитекторы, ландшафтники, художники, скульпторы – мы все создаем одно – гармоничную среду. Объединяясь, мы достигнем многого.

- Генплан Сочи должны скорректировать до конца этого года. Что-то запретят, что-то разрешат, что-то изменят. Это может еще на что-то повлиять, или поезд ушел?

- Когда я слышу, что хуже не бывает, могу уверить, может быть гораздо хуже. Мы почти ничего не потеряли, по сравнению с возможностью утратить те ресурсы и пространства, которые сейчас «в спячке». Если генплан будет «скорректирован» без учета стратегии социально-экономического и пространственного развития, глобальных тенденций развития туризма и общества, за кадром останутся все перспективные связи, которые могут послужить драйвером развития. Даже такие важные объекты, как марины, которые служат и точками роста территории, и транспортными узлами, и формируют береговую полосу, не могут войти в генплан по мановению волшебной палочки. В генплане должны быть обозначены КУРТы – территории комплексного устойчивого развития с их функциональным значением. А это далеко не жилье. В общем, если работать комплексно, – все получится. Если принять участие только в публичных слушаньях, как это было при корректировке генплана в 2017 году, то будет больше вопросов, чем ответов.

- Курьезы в этой серьезной и ответственной профессии. Что-то можете припомнить и рассказать?

- Первое, что вспоминается, - это «домик для Зурика». Так мы между собой называли требования заказчика сделать проект за один день. «Вы просто скажите компьютеру:  «домик для Зурика», он вам все сам нарисует», - попросил один заказчик в начале 2000-х. Такой подход есть и сейчас. Для заказчика не очевидно, что происходит за закрытыми дверями проектной организации, что более 10 человек могут работать над одним проектом, и «домик для Зурика» - это результат кропотливого труда.


Рецензии