Янина Моска

Так зовут польскую немку, живущую в городе Пруднике. Я у неё в гостях. До войны Янину звали Эльзой, а Прудник Нойштадтом. Янина - гостеприимная добродушная старушка. Удивляюсь тому, что она, прожив столько лет в польском окружении, сохранила изысканный стиль родной немецкой речи и при всех своих болячках сохранила изумительное чувство юмора.

Янина сильно хотела меня увидеть, когда узнала, что в немецкой делегации есть российский немец из Сибири! Депортация поляков в Сибирь - это часть истории Польши, которая изложена в польских школьных учебниках. Тех, кто сопротивлялся царской власти отправяли в Сибирь в кандалах. В своём сознании эти ужасы восемнадцатого века Янина наложила на судьбу наших российских немцев.
 
Нам обоим интересно знать то, о чём не пишут газеты. Ни польские, ни русские, ни немецкие. Хозяйка дома - ровесница моей мамы. До войны в Силезии в немецком Нойштадте жило несколько польских семей. Она дружила с польским парнем. Хотели пожениться, но не до свадьбы было. Война. Вермахт отступил, в город зашла Красная Армия. В бомбоубежище зашли красноармейцы и вывели всех мужчин. Куда неизвестно. В газетах писали, что красноармейцы всех мужиков убьют, а женщин, девушек и малолетних девчонок изнасилуют. На этот случай все женщины запаслись в аптеке смертельным ядом.

Когда Эльза увидела, как женщины корчатся в судорогах, ей стало плохо , пришла в себя, хотела принять яд, но тут мужчины вернулись. Их уводили не на расстрел, а для регистрации. Пытаюсь представить себе с каким ужасом они смотрели на своих мёртвых жён, сестёр и дочерей. Только что все были живы.

Новая польская власть выдворила немецкое население Нойштадта из города. Немецкие дома заселили польскими беженцами, бежавшими  от погромов из Ивано-Франковска. Эльза осталась в городе. Ей разрешили жить в подвале своего дома.

Погромы в Ивано-Франковске были ещё ужасней изгнания немцев из Нойштадта. Польские беженцы рассказывали, что их выгнали из домов не военные, а свои украинские соседи, с которыми они жили до этого в мире и в согласии. Украинцам  разрешили выгонять поляков и соседи вдруг осатанели. Изгнание было жестоким и беспощадным. Не всем полякам удалось унести ноги с земли, на которой родились и выросли.

Изгнание семьи моего деда прошло в более человечных условиях. Наших немцев депортировало государство, а не русские соседи.

Шёл третий день международного детского слёта по программе проекта «Дети без границ». Он прошёл летом 2003 года. Проект был основан по моей инициативе. Моему шефу, профессору Бухкремеру идея очень понравилась и он претворил её в жизнь. Мы свели на дружескую встречу детей, чьи деды воевали друг против друга. Жаль, что проект так и не стал всеобщей европейской традицией, по которой такие встречи проводились бы регулярно и профессионально.

Захотят ли сегодня украинские школы наградить своих лучших учеников путёвкой в Артек? Смогут ли там сегодня встретиться дети Карабаха, Баку и Еревана? Ей Богу, мне кажется, что даже во время холодной войны у политиков было больше благоразумия.


Рецензии