В пантеоне человеческих пороков!

Друзья!

В Сети нашел занимательную статью "Нотр-Дам де Пари и не только: Как и зачем на соборах появились гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть". Действительно, зачем? И пугают  ли сегодня многочисленных туристов эти каменные изваяния? Сдается- нисколько! Лишь некая неразгаданная тайна овевает странные скульптуры- страшилища, возможно, олицетворяющие все человеческие грехи!

"О том, что химеры на галерее Собора Нотр Дам в Париже появились отнюдь не в Средние века, а стали итогом творческой реставрации, проведенной Эженом Эммануэлем Виолле-ле- Дюком в 40 - 50-х годах XIX столетия, знают многие. Но мало кто знает, что у каждой из этих химер есть свое имя и свое значение.

Согласно средневековой трактовке собор должен был являть собой целый мир, воплощая макрокосм во всем его многообразии в микрокосме. Именно поэтому в лепнинах и орнаментах средневековых соборов вы с легкостью найдете не только ангелов, но и демонов, не только добродетели, но и пороки. Именно пороки и заблуждения человечества должна была по замыслу Виолле-ле-Дюка изображать галерея химер, поэтому не удивительно, что мы встречаем тут так много знакомых образов и персонажей. В подборку первой части мы включили наиболее известные и очевидные из них.

Самая известная из химер собора - это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица. Порожденная римским фольклором, Стрикс обладала явными вампирскими наклонностями - она спускалась ночами на город, похищая спящих младенцев и раздирая свою добычу в клочья.
Впрочем, знаменитая Стрикс Нотр Дама явно настроена более миролюбиво. За философский взгляд нам мир и схожесть позы со скульптурой Огюста Родена ее еще называют "Мыслителем". В пантеоне пороков Виолле-ле- Дюка она все еще символизирует кровожадность, но явно не готова утруждать себя похищениями. Она знает, что люди куда более кровожадны, чем ночные демоны. И жертвы не заставят себя долго ждать.

Бородатый муж во фригийском колпаке именуется Алхимиком. Экскурсоводы музея любят рассказывать, что в позднем Средневековье Нотр-Дам действительно являлся местом алхимических сборищ. Встречи проходили у правого входа (двери св. Анны). По традиции, один из старших представителей группы надевал фригийский колпак и указывал своему младшему товарищу путь к заранее оговоренному месту встречи. Имен представителей этой загадочной группы история не сохранила, но легенда гласит, что философский камень они все же открыли и разумеется спрятали в стенах собора.
Этой-то странице из истории Собора по мнению искусствоведов и посвящена статуя Алхимика в ряду химер. Но нам кажется, что замысел Виолле-ле-Дюка куда обширнее. Алхимия стояла у истоков науки. И глядящий на мир с высоты галереи химер почтенный старец - это технический прогресс во плоти. Трактовать ли его явное любопытство и изумление в положительном или негативном ключе - личное дело каждого.

Химера Цербер.Трехглавый Цербер трактован Эженом Виолле-ле-Дюком во вполне традиционном ключе. Скульптура вполне очевидно перекликается с довольно известным античным прототипом. Согласно классической мифологии трехглавому чудовищу надлежало проявлять агрессию, охраняя вход в царство мертвых. Но на парапете собора Нотр Дам он сидит достаточно мирно и настроен практически так же философски как и Стрикс. Он знает - жертвы будут, надо только подождать.

Химера Исида.Львиноподобная женщина, опирающаяся на галерею и рассеянно глядящая вдаль, именуется Исидой. Чтобы понять каким образом египетская богиня женственности и материнства попала в химеры нужно учесть, что египетская культура вообще и ее религия в частности трактовались в викторианские времена весьма мрачно. Даже в классическом Египте культ богини Исиды во многом был сопряжен с загробным миром и его темными тайнами, а в пору, когда Виолле-ле-Дюк ваял свои статуи, Египет стал едва ли не символом царского абсолютизма. Так что и сама Исида и родственный ей Мужчина-лев, это не боги. Это власть во плоти.

Химера мужчина-лев, персонифицирующий, по замыслу Виолле-ле-Дюка мужскую ипостась власти, демонстрирует нам, что власть в лице мужчин куда более кровожадна, чем в лице женщин. Если Исида настроена властно, но безразлично - она разглядывает свои владения с вальяжной индифферентностью, то власть в лице Мужчины-льва не лишена очевидных ноток кровожадности и безумия.

Химера Сатир. Длинноухое и однорогое существо на галерее химер, терзающее жабу, именуют Сатиром. Изначально в греческой мифологии козлорогие и козлоногие сатиры были неизменными спутниками бога Диониса. Они воплощали в себе жизненные силы природы - ее страсть к рождению и продолжению рода. С приходом христианства, благодаря своим внешним признакам, сатиры были вытеснены из положительной символики и отнесены к служителям дьявола. На галерее химер сатир воплощает похоть и вожделение.

Химера Однорогий демон на парапете галереи химер - это демон гордыни. Некоторые специалисты именуют его Вельзевулом, но для столь высокого имени ему недостает ни пафоса, ни крыльев. Гордыня Виолле-ле-Дюка не вселенского размаха, а индивидуального. Она живет в каждом. Именно поэтому ее демон смотрит не поверх голов а вниз - его подопечные живут именно там и, даже если и взлетают порой, то неизбежно падают.

Химера Гор. Демон с телом человека, длинными ушами и соколиной горловой именуется Гором. Несмотря на свою достаточно миролюбивую роль в классической египетской мифологии, во времена Виолле-ле-Дюка он ухитрился стать символом борьбы за власть и на галерее химер воплощает войну. Его хищный взгляд и большие уши выискивают малейший повод для разжигания конфликта.

Химера Кричащий демон на парапете галереи химер - это демон ужаса. Он призван воплотить человеческие страхи. Созданный несколькими десятилетиями раньше, чем знаменитый "Крик" Эдварда Мунка, этот демон невероятно точно перекликается с этим произведением знаменитого экспрессиониста.

Виолле-ле-Дюк занимался реставрацией Собора Нотр Дам в Париже лет за 15 до того, как Чарльз Дарвин опубликовал свое "Происхождение видов ...", но идея эволюции к тому времени уже летала в воздухе. Отсюда так много образов обезьян среди химер собора. И сидящая на корточках обезьяна в их ряду - это новорожденное человечество, человек зарождающийся, наблюдающий за делами рук человека разумного.
Галерея химер объединяет башни Собора. Чтобы сюда попасть надо пройти 387 ступеней северной башни. Путь не близкий, но это того стоит. Помимо самих химер, с галереи открывается прекрасный вид на город". https://kulturologia.ru/
...Други!
Возможно, французский скульптор Виолле-ле-Дюка воплотил в своих фантазиях образы  конца черного века- Кали юги!? Но ведь в действительности нынешние  исчадия ада гораздо страшнее! Детки Сатаны мечтают ни много ни мало- взорвать саму планету Земля! Лишь Силы Высшие пока предотвращают вселенскую катастрофу!

Вл.Назаров
***********
1.Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари

Гаргульи парижского Нотр-Дама относятся к средним векам, а точнее к XIII веку, и известны не менее, чем химеры. Самые красивые гаргульи, как считается, находятся на уровне больших аркбутанов хора (они более вытянутые и, если можно так выразиться, стройные, чем их чуть более молодые сестры (в районе 1225 против 1240 года)). Благодаря прочному известняку (лиесу), добываемому в бассейне Сены, чудовища хорошо сохранились. К тому же, помимо идеального строительного материала, стоит отметить, что Париж эпохи средневековья был большим городом, куда стекались работать множества замечательных мастеров и, в частности, скульпторов...

Строго говоря, гаргульи (иногда встречается написание горгульи) — это вовсе не то же самое, что химеры. Хотя их часто путают. Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба». Отсюда и их функциональное, а не только декоративное назначение: эти чудовища (драконовидные змеи) издавна служат для отвода потоков дождевой воды от крыш и стен зданий. Впечатляющие ливневые массы могут извергаться из их пастей далеко за пределы собора, так что гаргульи, по сути, защищают стены храма от повреждений, а фундамент здания — от разрушения.

Что же касается химер, установленных у основания башен собора Парижской Богоматери, то это фантастические, гротескные, обычно уродливые существа с телом обезьяны и крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими звериными атрибутами. Химеры олицетворяют человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от гаргулий, — чисто декоративная.

На химер Нотр-Дама можно полюбоваться, если подняться на галерею химер (Galerie des chim?res). Вся эта балюстрада занята фигурами демонов, монстров и фантастических птиц. В средние века этих скульптурных элементов на соборе не существовало: их, как говорилось выше, решил ввести Виолле-ле-Дюк, чтобы воссоздать фантастическую и загадочную атмосферу средневековья. Виолле-ле-Дюк сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать замечательных скульпторов XIX века под руководством Жоффруа Дешома (Adolphe-Victor Geoffroy-Dechaume). Виолле-ле-Дюк и его команда не побоялись нового и доказали, что собор Парижской Богоматери — это не музей и не застывший памятник прошлого, а живой храм, который развивается и дополняется новым декором.
Наиболее известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатый ночной демон, полуженщина-полуптица, испускавшая пронзительные критики и по преданию питавшаяся кровью новорожденных младенцев или похищавшая их в своих когтистых лапах. Плиний Старший в своей «Естественной истории» описывает народное поверье, будто стриксы отравляют детей своим ядовитым молоком. Уже римляне опасались этих зловредных ночных духов, напоминающих вампиров. Химера-стрикс прославилась благодаря офортам французского гравёра Шарля Мериона (Charles Meryon) (1821-1868) с видами Парижа.

Чтобы попасть на галерею химер, нужно пройти 387 ступеней северной башни, и тогда открывается прекрасная панорама города и можно сделать отличные снимки знаменитых чудовищ, взирающих на расстилающийся внизу Париж и будто насмехающихся над всеми мерзостями и безобразиями, которые происходят на земле...
https://zen.yandex.ru/
**************
2.Химеры Нотр-Дам де Пари. Исполнение мечты.

Это была одна из мечт моей жизни - увидеть вблизи химеры Парижского собора Нотр-Дам. И она казалась такой же недосягаемой, как и поездка в Париж. Но мечты, оказываются, сбываются!
Вот он - знакомый всем вам знаменитый Нотр Дам де Пари. На фотографиях химеры очень трудно рассмотреть , точно также как трудно  их рассмотреть и в натуре. Они расположены очень высоко, на галерее под двойными башнями. Как к ним проникнуть - я понятия не имела. От своей группы  отстала. В руках была только карта Парижа и очень примитивное знание разговорного английского языка. Побегав вокруг Собора я все-таки сообразила, что длиннейшая очередь с его северной стороны и есть то, что может привести к исполнению моей мечты.
Но когда я увидела такую длиннейшую очередь, то возникли сомнения , успею ли до закрытия Собора попасть наверх. Пересилило очень большое желание, - решила ждать, сколько бы это не заняло времени.

Очередь медленно, но все-таки продвигалась.Надо мной нависали серые громады собора, сплошь утыканные гаргульями. Я знала их назначение, т.к. все-таки готовилась к поездке. Назначение гаргулий - скрыть водосточные трубы, через которые вода должна отводиться от здания. Все так прозаично. Но все-таки не очень. Жил когда-то в реке Сене огромный змей-дракон, которого звали Ла Гаргуль. И не было от него никакого спасения - то он перевернет лодки с рыбаками, то выпустит из своей пасти столько воды, что затопит все прибрежные дома. Но нашелся все-таки человек, который смог усмирить это водяное чудище. Им оказался священник, который дни и ночи сидел на берегу Сены и при появлении Ла Гаргуля начинал читать молитвы. Вот после этого, в 12 веке и начали появляться на стенах и крышах католических соборов эти уродливые создания со всевозможнейшими вариациями. Но стали они теперь не грозными чудищами, а "слугами" церкви.
Времени у меня было много, и я внимательно изучала все эти живописные, но совсем не страшные чудилища. И, конечно же, не могла не обратить внимание на гаргулью с женским лицом и в шляпке. Мало того, было похоже, что у нее есть руки и даже платье. Что бы это могло означать? Ответ  получила незамедлительно. Подошла группа русских туристов, которым жизнерадостный гид с большим удовольствием рассказал, что каменщикам была дана полная воля в их фантазиях. Но одного из каменщиков так "достала" его теща, что он решил навеки запечатлеть ее в камне, да еще и с открытым ртом - пусть теперь утешится и вечно льет воду на головы беспечных парижан.
 
Наконец-то я почти у входа, и пожилой француз, немного похожий на Квазимоду, раздает проспектики про Нотр-Дам. Причем безошибочно вручает каждому проспект на его родном языке. Изучение чтива также заняло определенное время, и я сама не заметила, как оказалась у входа в узенькую дверь. Началось мое восхождение, если так можно назвать быстрое  взбирание по каменным, довольно высоким ступенькам по узкому винтовому коридору. До галереи химер нужно было преодолеть 46 метров. Это 387 ступеней! Примерно через 30 метров - небольшая передышка. Это высокий зал Северной башни. Основание центрального свода взлетает на высоту 14 метров. Здесь расположена довольно интересная экспозиция, которая отражает всю историю Собора. Но так хочется поскорее выбраться наверх. Еще небольшой перебег - и вот она - галерея химер, и вот он - Париж с высоты птичьего полета.

Столько лет прошло, а у меня до сих пор, глядя на эти фотографии захватывает дух. Видите, почти в центре вдали - холм. Это Монмартр. Крыши, крыши...Ну как не вспомнить Максимилиана Волошина:
"....Внизу ревет Париж —
 Коричневато-серый, синий...
 Уступы каменистых крыш
 Слились в равнины темных линий.
 То купол зданья, то собор
 Встает из синего тумана.
 И в ветре чуется простор
 Волны соленой океана... "

Но мы с вами все-таки взобрались сюда, чтобы поближе рассмотреть химер. Конечно, начнем с самой известной - ее вы уже видели в начале поста.
Эта страшная химера - Стрикс. Когда наступает ночь, расправляет свои крылья этот получеловек-полуптица и, издавая пронзительные вопли, начинает кружиться над спящим городом. Горе той матери, если оставит она без присмотра своего новорожденного младенца - унесет его Стрикс в своих когтистых лапах и выпьет всю его кровь. Примерно так описывал Плиний Старший этого зловредного ночного духа в своей "Естественной истории".
Показываю работы французского гравера Шарля Мериона (Charles Meryon) (1821-1868), известного своими офортами с видами Парижа. Он и прославил  химеру Стрикс.

Собор Нотр-Дам де Пари строился в течение 170 лет с 1163 по 1285 г.г. Его история и его тайны, которых здесь множество - это отдельная история. Нас же интересует галерея химер, которая по замыслу архитекторов Jean-Baptiste-Antoine Lassus и Eugеne Viollet-le-Duc соединила две башни и была закончена сравнительно недавно - в 1845 году.
Смотрим еще раз на знаменитого Стрикса и проходим дальше  по галерее.

Свой знаменитый роман "Собор Парижской Богоматери" Виктор Гюго написал где-то в 30-х годах 19 века. То есть, галерея химер уже существовала. Но, внимательно его перечитав, я очень удивилась, что  большой писатель не уделил ни одной строчки этим удивительным творениям человеческой фантазии.

Откуда пришли к нам химеры? Пишут, что из древней Греции и вначале их изображение было стандартно: голова льва, туловище козы и хвост змеи. Но постепенно все это видоизменилось и, очевидно, вид химеры стал зависить только от воображения исполнителя. Но кто , или что они? Просто декоративный элемент, или же они наделены какими-то мистическими способностями? Так хотелось разгадать их тайну.

Вспомнились мерзкие и отвратительные химеры, которые я видела в каком-то дворце. От них хотелось поскорее убежать и никогда их больше не видеть.

А химеры Нотр Дам были совсем другими - от них не хотелось уходить. Может быть, потому, что они все смотрели в сторону - вниз, то ли на город, куда-то вдаль. Что они там высматривали?
Смотрим вниз. Уже знакомые нам горгульи. Но еще одной тещи среди них нет...
Поворачиваем за угол. Какой замечательный, задумчивый и такой  грустный слоник! Что делает он в этой честной компании?
Поднимаемся еще выше. По винтовой лестнице восходим к шпилю. Это,несомненно, путь Квазимодо. Теперь уже нас окружают святые. А вот и ангел на самом коньке крыши. Такое впечатление, что он подмигивает химерам.

Но это еще не все. Деревянная лестница ведет нас еще выше. И вот уже святые - внизу, а перед нами - Сена! Можно рассмотреть оконечность острова Сите, на котором расположен Нотр-Дам. Видите, такой острый мыс. Как же не хотелось возвращаться отсюда на нашу грешную землю!

И вот - апофеоз! Шпиль Нотр Дам де Пари!
Но все хорошее скоро заканчивается. Спускаемся вниз. Еще раз проходим мимо этих загадочных созданий с птичьми, звериными и человеческими позами, которые так равнодушно взирают на наш мир. Они абсолютно спокойны, потому что знают что-то очень важное. Но что?

"Леса Готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сивилл, пророков, королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ ".
 М.Волошин

https://zalgalina.livejournal.com/
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
2 февраля 2021 года.


Рецензии