Ч. 2 Эпидемия на корабле

Предыдущая страница http://proza.ru/2021/02/01/1964

Хорошая погода сменилась ненастьем. Один за другим следовали штормы, различаясь только степенью ярости. Такого Армстронг не мог припомнить за всё время своего пребывания на кораблях.

Они не погибли только благодаря его опытности и мужеству матросов. Одну за другой лишились трёх мачт, волны сорвали руль. Теперь барк болтался на волнах, как щепка.

Под руководством капитана соорудили из обломков подобие парусного вооружения, благодаря которому Джордж сумел 8-го декабря 1878 года привести судно в бухту Гуанабара, Рио-де-Жанейро.

В Рио ремонтировали «Тамплиер» семьдесят четыре дня, пока не привели его в состояние, пригодное для дальнейшего плавания. Но, как известно, беда не ходит одна.

В Рио-де-Жанейро вспыхнула эпидемия жёлтой лихорадки, или, как её называли английские и американские врачи, жёлтой горячки.

Моряки называли её «Жёлтый Джек». Погибало до шестидесяти процентов заражённых этой болезнью. Больные нередко умирали через три – четыре дня. Специфических лекарств против жёлтой лихорадки, как и против нынешнего КОВИДа, не существует.

Американский вирусолог Макс Тейлер создал в 1937 году вакцину против жёлтой лихорадки, за что получил Нобелевскую премию в 1951 году.

На «Тамплиере» заразился весь экипаж. За неделю из сорока двух моряков умерли двадцать восемь человек. Армстронг срочно набрал на берегу новых матросов. Он сам был настолько болен, что не мог ходить.

Его привезли на корабль в коляске, а подняли по трапу в носилках. Капитан торопился уйти из Рио, совершенно обоснованно опасаясь, что жёлтая лихорадка погубит весь экипаж. 20-го февраля 1878 года «Тамплиер» вышел в океан, чтобы следовать в Сан-Франциско.

На третий день плавания у всего экипажа поднялась температура. Люди жаловались на головную боль и сильные боли в пояснице. У многих были озноб и чёрная рвота. В тот день к еде никто не притронулся.

Не заболели только два китайца, которых Армстронг нанял в Рио-де-Жанейро, и его маленькая приёмная дочь, страдавшая лишь от морской болезни. Эмма заболела 22-го февраля, а миссис Армстронг, её мать, - на следующий день.

Врачи и сейчас не знают, как лечить от жёлтой лихорадки. Можно только немного облегчить состояние больного, но выживет ли он или умрёт, никакой врач не скажет, это только одному богу известно.

Другое дело, если человек перенёс жёлтую лихорадку и остался жив. Тогда эта болезнь ему не страшна, у оставшегося в живых вырабатывается иммунитет. Словом, всё, как в наше время пандемии. Кроме прививки, никакой иной защиты от таких страшных болезней нет.

27-го февраля скончалась Андалузия Армстронг, жена капитана. Затем умерли первый помощник и двенадцать матросов. Остальные были настолько обессилены, что не могли достойно похоронить умерших.

Китайцы, единственные два здоровых человека, сбросили тела в море. Когда тело Андалузии похоронили в море, капитан очнулся  и приказал китайцам отнести его на палубу. Там, сидя на стуле, он прочитал заупокойную мессу, после чего потерял сознание, и его снова отнесли в каюту.

Капитан и Эмма лежали в каюте без чувств. Два раза, считая, что Эмма уже умерла, китайцы вытаскивали её из каюты на палубу, чтобы сбросить в море, но оба раза, услышав слабый пульс, относили назад на койку.

Слава богу, что старик-китаец, которого Армстронг нанял поваром, принял на себя заботу о третьем здоровом человеке – приёмной дочери капитана, трёхлетней малышке.

И, конечно, невероятным везением оказалась установившаяся спокойная хорошая погода, потому что ни работать с парусами, ни управлять судном было некому. Судно находилось во власти ветров, волн и течений.

Через семь дней болезнь стала отступать. Уцелевшие члены экипажа испытывали сильнейшую слабость. Капитан, собрав все силы, поднялся на мостик и стоял, вцепившись в поручни. На большее его не хватило, пришлось отвести Армстронга в каюту.

Там он услышал, как второй помощник, собрав команду, объявил: «Жена капитана и его дочь умерли, старик тоже при смерти. У него язык чёрный, как чернила (признаком жёлтой горячки была рвота чёрного цвета).

Я принимаю на себя командование. Мы пойдём не в Сан-Франциско, а в Монтевидео». Второй помощник был превосходным штурманом.

Но вскоре он повёл себя крайне странно: молча бродил по палубе, иногда часами сидел  на мостике, не проявляя никакого интереса к курсу корабля.

Продолжение http://proza.ru/2021/02/03/1319


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
Так просто и в то же время ярко вы описываете морские трагедии!
И страшный шторм! И жёлтая лихорадка, от которой нет спасения!
И смерть жены Андалузии! Эмма - мужественная девушка, настоящая дочь моряка!
Спасибо за рассказ!
С уважением и признательностью,

Светлана Петровская   08.06.2021 14:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Эмме досталось - на десятерых хватило бы!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.06.2021 14:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.